Технологическая карта урока Городецкая роспись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе



Тема

Народные промыслы. Городецкая роспись.

Учитель


Тимошенко Елена Ивановна

Тип урока

Изучение новых знаний.

Цели деятельности учителя

Формирование национального самосознания, ценностных отношений ребенка на примере городецкой росписи.

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

Развивать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач, познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Формировать собственное суждение при восприятии произведений народного творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.


Планируемый результат

Предметные результаты: узнавать отдельные произведения народных мастеров, составлять композиции с учетом замысла, приобретение первичных навыков художественной работы в городецкой росписи, знать значение слов: розан, купавка, замалевок, разживка;

Личностные результаты: развитие индивидуальных творческих способностей, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к культуре и искусству нашей страны;

Метапредметные результаты: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников, формирование собственной точки зрения при восприятии произведений искусства, соблюдать правила общения.

Основные понятия и термины

Городец, розан, купавка, замалевок, разживка

Метапредметные связи

История, технология, литература, музыка

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковый, выставка

Оборудование

Бумажный шаблон разделочной доски, опорные таблицы с элементами узоров городецкой росписи, краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчик для воды, салфетки.

Образовательные ресурсы


Основные

Дополнительные

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н. А. Горяева, О. В, Островская

Готовые изделия городецкой росписи, фото, методические разработки, презентация в Power Point

Диск «Конспект уроков по ИЗО» 5 класс



Ход урока.

Время.

Этап урока.

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД и предметные действия

1

2

3

4

5

6

2 мин.

Организационный

Диалоговый

Приветствие учителя. Мотивация учащихся.

Вводное слово.

Проверка рабочего места. Погружение в учебную ситуацию.

Личностные:

- определить общие для всех правила

поведения;

-определить индивидуальные правила работы;

Метапредметные:

-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры; желание общаться с искусством;

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя и учащихся;

Предметные:

-восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества.

8 мин.

Актуализация знаний.

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, диалоговый

Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Видео. (Отрывок стихотворения) Слайд 1

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец

Ребята а как вы думаете какая тема нашего урока. (Городецкая роспись) Совершенно верно тема сегодняшнего урока «Городецкая роспись» Слайд 3


Мы отправляемся с вами на городецкую ярмарку, в старинный город Городец.

Которую, мы видим на картине Бориса Кустодиева «Ярмарка»

(Показ картины Б. Кустодиев «Ярмарка») Слайд 2


Видео (Иллюстрации изделий из Городца, сопровождается музыкой)


Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".». В наше время в Городце в художествен­ ной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.


А как вы думаете из какого материала сделаны эти предметы?

(дерево) Дерево - один из древних символов России.

Почему ее так назвали?

Как работали мастера?

Существует три вида композиции в Городецкой росписи

Цветочная роспись

Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»

Сюжетная композиция

Старинный промысел живет в современных изделиях - мебели, посуде, сувенирах сохраняя традиционное очарование. В наши дни мастера стали использовать масляную краску, что позволило разнообразить цветовую гамму, но сюжеты, образы и мотивы старой Городецкой росписи остались традиционными. Городецкая живопись сюжетна: посиделки, чаепития, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Чаще всего изображаются птицы и лошадки Самый знаменитый элемент - «купавка», ее еще называют «розан», «яблоко». К основным элементам относятся также листья, кустики, цветы-розетки, бутоны, ягодки. Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения росписи - в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета. Техника выполнения росписи неизменна с давних времен и до наших дней.


Просмотр видео

Обучающиеся эмоционально настроены. Отвечают на вопросы.

Восприятие визуальной и речевой информации. Анализируют и сравнивают увиденное. Осмысливают значимость предлагаемого материала для себя.

Дети выходят в костюмах

Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из разных деревень. Приезжали и купцы из городов. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров - художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева и других деревень расположенных на берегах левого притока Волги - реки Узолы. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки - традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.


Личностные:

- формирование эстетических чувств, наблюдательности,

-восприятие и характеристика художественных образов,

- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,

- уважать чужое мнение,

Предметные:

- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.

3 мин

Закрепление полученных знаний.

Фронтальный опрос с использованием слайдов

Учитель демонстрирует заранее подготовленный тестовый и зрительный материал.

Учащиеся воспринимают предложенную информацию, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Предметные:

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,

- умение отличить городецкую роспись от других видов росписи,

- формирование теоретических знаний по данному виду росписи,

Коммуникативные:

- умение вежливо вести диалог,

Регулятивные:

-умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

25 мин.

Практическая работа учащихся.

Проблемный метод

А теперь каждому представиться возможность побывать в роли городецкого мастера. Для нашей импровизированной ярмарке мы приготовим сегодня разделочные доски с городецкой росписью. А в конце урока разместим свой товар на этом стенде. И вы можете оценить фантазию и творческий поле других мастеров. Давайте поработаем, как городецкие мастера. А эти русские народные наигрыши создадут творческую атмосферу. В работе над созданием композиции вам помогут буклеты и дидактические карточки. А теперь я желаю вам успехов.

Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи (дидактический материал) и таблица на доске (видео)

Учащиеся самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.

Во время практической работы учитель осуществляет контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контролирует объем и качество выполненной работы.

Восприятие задания, овладение творческим опытом создания эскиза для предметов разных форм (по вариантам) по мотивам городецкой росписи. Самоконтроль в процессе работы.

Личностные:

-формирование эстетических чувств и потребностей;

Предметные:

- умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,

- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений;

- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,

- умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач;

Регулятивные:

- умение определять цель своей работы;


5 мин.

Итог урока. Рефлексия.

Метод поощрительной оценки.

А теперь работа в нашей мастерской подходит к концу я попрошу наших мастеров показать свои изделия. В конце урока проводится анализ творческих работ учащихся и выставка «Городецкая ярмарка».

Каждый художник неповторим. Многообразие композиционных, колористических решений отражено в ваших работах.

(Рефлексия.)

Продолжи предложение

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

Самооценка своей творческой работы. Сравнительный анализ с лучшими образцами детских работ.


Коммуникативные:

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников,

Личностные:

- формирование жизненных ценностей,

- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления.

2 мин.



Домашнее задание


Дает домашнее задание.

Поиск иллюстраций, фотографий предметов быта, украшенных элементами хохломской росписи. Подготовка презентации на заданную тему (выполняет один ученик).

Личностные:

-умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала.

Предметные:

-умение использовать средства ИКТ для решения учебно-творческой задачи.




Литература.

1.Технологические карты уроков. По учебнику Неменской Л.А.

2.Горяева Н.А. Уроки ИЗО Поурочные разработки.

3. youtube.com/watch?v=PyKrtjJX4T4

4. youtube.com/watch?v=B3tDB5PpHt4





© 2010-2022