Исследование Цвет как инструмент

В работе "Цвет как инструмент" приведены данные о влиянии цвета на человека. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что язык цвета более доступен ребенку, чем язык формы, линии, объема и др. Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений.   Издавна цвет считался одной из важных характеристик предметов и явлений окружающей жизни. И.В. Гёте...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цвет как инструмент

Психотерапевтическое и психофизиологическое воздействие

на эмоциональную сферу ребенка

руководитель изостудии декоративного рисования Белова Э.С.

КЕ

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что язык цвета более доступен ребенку, чем язык формы, линии, объема и др. Поэтому мы можем сказать, что цвет является наиболее очевидным, сильным и наиболее доступным инструментом изобразительного искусства.

В младшем школьном возрасте у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, они в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и использовать цвет для создания интересных, эмоционально значимых для них образов.

Определимся в терминах - что такое цвет?

Цвет - субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн теми средами и поверхностями предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения.

Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота) либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологией и психологией цветового восприятия.

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. Согласно современным психолого- педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, может рассматриваться в связи с развитием и особенностями мышления и воображения.

Издавна цвет считался одной из важных характеристик предметов и явлений окружающей жизни. И.В. Гёте в «Учении о цвете» выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодрящие красные, красно-желтые; порождающие печально-беспокойное настроение сине-фиолетовые; успокаивающие и умиротворяющие зеленые. На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета.

Предполагается, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Надо сказать, что феномен влияния цвета на физиологический статус распространяется на другие биологические объекты. Явление мимикрии, повышение или понижение вегетативных функций связано с преобладанием теплых или холодных оттенков в спектре.

Многие исследования подтверждают психофизическое действие цвета: изменение мускульной силы при различном цветовом освещении (Ш. Фере), возбуждающее и угнетающее действие различных цветов (В.М. Бехтерев, И.Н. Спиртов и др.), изменение пульса и дыхания под влиянием различных участков цветового спектра (Ф. Стефанеску-Гоанга). Физиологический механизм этого явления в настоящее время выявлен лишь частично. Волокнистая нервная ткань, ответственная за цветовое раздражение, идет от глаза к промежуточному мозгу, регулирующему взаимодействие внутренних органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функций (эрготропная), то состояние возбужденных нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Если вегетативная система настроена на торможение, отдых (трофотропная), то ей соответствует темно-синий цвет.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО

Трактовка воздействия цвета сложна. Многообразие оттенков и нюансов могут изменить свойства цвета с точностью «до наоборот». «Люди со слабым восприятием, занимающиеся вопросами психологии цвета только с интеллектуальных позиций, не видят, что при подмешивании красок психологическое воздействие основного цвета может существенно меняться» (Н.Н. Волков).

В немецком языке фразеологический оборот «Он видит красное» обозначает человека, «пылающего яростью». Красный, синий и фиолетовый (как союз красного и синего) имеют тесную связь с формами любовных переживаний. Люди, особенно женщины, страдающие от неудач в личных отношениях, отдают предпочтение темно-синему цвету. Страдая от мучительных объяснений, они выбирают тот же цвет, что и лица, имеющие сердечно-сосудистые заболевания. Человек, приближающийся от стресса к инфаркту, отдает предпочтение красному в сочетании с сине-зеленым (показатель волевого напряжения), серому и коричневому (вегетативное истощение). Цвет покоя - темно-синий - таким людям не нравится. Девиз кандидатов на инфаркт: «Я не могу сейчас позволить себе отдых».

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» писал, что красный цвет действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево…». В. Ван Гог так описывает колорит в своей картине «Ночное кафе»: «Я пытался выразить, что кафе является местом, где… можно сойти с ума. Контрастами нежно-розового, кроваво-красного, серого - все в атмосфере огненного ада - выразить мрачную притягательность этого заведения». В африканских племенных традициях послания,

представляющие собой длинные нитки бисера красного цвета, означают: «Я страстно люблю тебя. Я тоскую по тебе». Символически красный цвет соответствует мужскому началу, античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, в категории времени - современности.

Целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет свою направленность при добавлении желтого в оранжевом оттенке и становится бесцельно раздражающим, приводящим к изнурению возбуждением. Коричнево-красный - спокойствие и перемирие. Предпочтение этого оттенка позволяет констатировать переутомление и истощение. Пурпурный (холодный красный) оттенок создает ощущение сдерживаемой мощи. Желтый цвет символизирует состояние бесцельного возбуждения, при добавлении к спокойным цветам придает им динамичность. Очень часто воспринимается как символ опасности. Агрессивно отпугивающая окраска некоторых насекомых, птиц, рыб состоит из ярких пятен красного, желтого и черного цветов. На этой особенности построено использование сочетаний желтого цвета в знаках визуальной коммуникации: черно-желтая эмблема

радиационной опасности, желтый сигнал светофора и т.п.

«ОЧАРОВАТЕЛЬНОЕ НИЧТО»

Гёте охарактеризовал синий цвет как «очаровательное ничто». В своем «Учении о цвете» он говорит: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, не потому что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой».

В тесте Люшера используется именно темно-синий цвет, чтобы усилить основное воздействие цвета - создание чувства покоя. Необходимо подчеркнуть, что интенсивность цвета должна достигаться не добавлением черного, а увеличением концентрации основного цвета. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Снижается пульс, артериальное давление,

частота дыхания. Потребность в синем цвете повышается при переутомлении. Повышаются также восприимчивость, чувствительность к переменам и готовность к боли. Если синий цвет отвергается, то потребность в по- кое и доверии не удовлетворена. Человеческие связи и отношения отвергаются как не соответствующие идеалу. Пациент испытывает страх перед бесконечностью, для такого человека синий цвет - «угрожающее ничто».

Символика синего цвета чрезвычайно богата. Он соответствует верности, нежности, женскому началу, флегматичному темпераменту, левой стороне, горизонтальному направлению, спокойной воде, жертвенной любви (одеяние Богоматери). Темно-синий цвет предпочтителен для медитации, согласно традициям Индии. Голубой оттенок - символ беззаботности. Бирюзовый оттенок символизирует замкнутость, жесткость и тяжесть упрямой конкуренции, стойкий оборонительный эгоцентризм (насыщенный оттенок). Светлый бирюзовый - цвет гигиенической стерильности, возвышающийся над страстями, создает ощущение чрезвычайного холода.

ГАРМОНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Фиолетовый цвет предпочитают 75% детей в возрасте с недифференцированными половыми признаками и 85% умственно отсталых детей. Этому цвету часто отдают предпочтение гомосексуальные люди. Этот цвет несет в себе два полярных начала, «инь» и «янь» одновременно. Николай Кузанский создал для фиолетового цвета название «Cointidentia oppositorum» - гармония противоречий. По его мнению, наивысшая из четырех степеней познания -мистическое созерцание, в котором сливаются созерцающий субъект и созерцаемый объект. Символом такого слияния также является фиолетовый цвет. Еще одно значение фиолетового цвета строится на сохранении противоречия между импульсивным красным и стабилизирующим синим цветами. Символические колебания между импульсивным желанием красного цвета и созерцательностью синего дают новое значение оттенков фиолетового - чувствительность. Таким образом, фиолетовый цвет означает чувственное отождествление, слияние с объектом на уровне чувственности (в сочетании с оттенками красного) или на интеллектуально- созерцательном уровне (в сочетании с оттенками синего).

Отклоняющие фиолетовый цвет личности, как правило, весьма чувствительны, поэтому боятся потерять независимость и поступиться своим эгоцентрическим «я». Такие люди стремятся рационально контролировать свою чувственность. В современной культуре фиолетовый цвет не находит широко- го распространения. Чувственное отождествление, восторженность, жертвенность вытесняются принципами целесообразности и надежности, притязаниями на власть и стремлением к превосходству.

«ОН НИКУДА НЕ ДВИЖЕТСЯ»

Зеленый цвет - это сочетание синего и желтого цветов спектра. «Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову… он никуда не движется, не имеет призвука радости, печали, страсти…» (Г.Г. Ивашина). Гёте так описывает зеленый цвет: «Если желтый и синий цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше».

«Зеленому человеку» присущи такие качества, как настойчивость и выдержка. Отвергающие зеленый оттенок люди отличаются стремлением к оригинальности, подчеркивают личную индивидуальность. Разнообразные оттенки зеленого отражают разные состояния вегетативной нервной системы и внутренних органов: напряжение (сине-зеленый), расслабление (коричнево-зеленый), застойное возбуждение (желто-зеленый).

ЛИНИИ, ФОРМЫ, КОМПОЗИЦИЯ

Кроме цвета, изобразительное искусство воздействует через линию, плоскостную и скульптурную формы и композицию. Известно, что угловатые, жесткие линии и формы производят впечатление агрессии, страха. Используя линии и формы с такими характеристиками, можно выразить негативные эмоции, переведя их в художественный план. Соответственно, плавные, мягкие, округлые линии настраивают на спокойный лад, позволяют отразить или дать установку на умиротворенное, расслабленное, стабильное состояние. Сочетание графических приемов, таких как линия и форма, с живописными средствами (цвет) могут взаимно усиливать или ослаблять воздействие друг друга.

В рамках практических занятий по развитию основ саморегуляции можно выражать разнообразные эмоции средствами искусства. В начале подобного цикла занятий надо предоставить учащимся возможность реализовать свои переживания в творческом процессе. Следующим этапом может быть обучение способам управления своим настроением посредством субмодальных изменений (цвета, фор-

мы, размера, характера линий). Далее можно обсудить простейшие способы трансформации имеющихся сложностей в поведении и коммуникации через посредство изобразительной деятельности. Таким образом, психотерапевтическое использование средств изобразительного искусства неразрывно связано с его психофизиологическим воздействием.

4

© 2010-2022