Библия и наука. Происхождение человека

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.


1. В самом начале Библии, в первых двух главах книги Бытия мы читаем о сотворении Богом мира и человека. Эти главы стали камнем преткновения для многих людей, в последние два столетия они вызвали множество споров, возможно даже больше, чем другие места Библии. Поэтому, в связи с огромным количеством материала, в этом сочинении будут лишь кратко рассмотрены основные мысли, касающиеся вопроса происхождения человека и отношения к нему науки.

Чтобы увидеть картину происходящего и понять отношение науки к вопросу происхождения человека, первым делом надо рассмотреть библейское описание этого. После творения мира и всего живого на земле, Господь сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Здесь создание человека, как образ и подобие Божие, стоит отдельно от всего, что было до этого. Различие между творением животных и человека видна прежде всего в творении души. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее» (Быт. 1:24), о человеке же говорится: «по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26), и во второй главе: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

В православном понимании образом Божиим в человеке традиционно считается сходство человека с Богом, которое можно увидеть в разумности, вечности, свободе воли и способности к творчеству каждого человека. Так в основном понималось это святыми отцами. Образ Божий в человеке Отцы объясняют как уподобление Творцу, но это уподобление должно происходить в результате разумного и ответственного выбора самого человека.

Итак, человек создан несравненно более совершенным, чем весь мир, ему дана власть обладать землей и владычествовать над всем, что на ней.

В первой главе Бытия видна идея целесообразности в устройстве растительного и животного мира, постепенном усложнении этапов творения - от растений к более сложным живым существам - рыбам, пресмыкающимся, земноводным, от них - к земным животным, обладающим более высокой организацией и имеющим душу, а от этих животных - к наивысшему творению - человеку. «Смотри же, как и здесь все по порядку строит Он. Сначала готовит пищу, а потом вводит того, кому надлежит эту пищу принимать. Так же и при [сотворении] человека поступил: сначала дом ему создал, а затем ввел хозяина дома»1.

Грехопадение изменило человека, нарушив все естественные силы и стремления. Поэтому в понимании Церкви человеку требуется возрождение, очищение и исцеление. Наука же рассматривает человека как естественный и конечный продукт общемирового процесса. Это ярко видно на примере психологии. Человек для нецерковного, а в частности неверующего психолога, со всеми своими недостатками, страстями, искаженным состоянием души, принимается как образец, от которого нужно всё мерить.

Человек же христианства - это Христос, и по мере приближения ко Христу каждый из «разумных животных» приобретает настоящее человеческое состояние, потому что во Христе принимает обожение, и этим исполняет замысел Творца, который замыслил человека не отдельным от себя, но в соединении с собой. В этом случае природа человека восполняется Божьей. Не случайно в церковном слове можно услышать слова о Полноте православия. Здесь, как мне кажется, кроме буквального смысла, как единства веры и богообщения всех Православных Церквей, говорится ещё и о полноте в Боге, который восполняет всё, чего не достаёт человеку.

2. Но прежде чем нам говорить прямо об отношении науки и Библии, надо определиться со словом наука. Ведь не существует науки «вообще». Мы хорошо знаем историю о батюшке в советское время, который вопросом «какая наука доказала что Бога нет?» поставил лектора-атеиста в тупик. Наверное, надо говорить о конкретных науках, которые так или иначе пересекаются с библейской темой творения человека, или об учёных как представителях науки, использующих для получения знаний научный метод. Среди наук можно выделить прежде всего естествознание, биологию, историю и археологию.

Естествознание, из которого вышло множество современных наук, занималось исследованием природы. В средние века (4-15 вв.) Библия постепенно исследовалась христианскими писателями, было написано много святоотеческих толкований на библейские тексты. Со стороны нецерковной части общества Библия стала подвергаться серьёзной критике с началом Реформации. В это время появилось много произведений, авторы которых рассматривали библейский текст с откровенно атеистических позиций, приравнивая к мифологии. В образовавшейся среде протестантизма и благодаря укреплению рационализма на библейский текст начали смотреть не как на Богооткровенное Писание, но как на памятник литературы, и доверие к Библии во многом тоже пошатнулось. Неверующие светские ученые не признавали сотворения мира и человека, считая повествование о шести днях обычной легендой. Они не могли объяснить, например, почему Солнце сотворено в четвёртый день, а свет появился уже в первый, и поэтому высмеивали как небылицу. То же касается и описания творения жены из ребра Адама. В результате широкого распространения таких идей к 18-му веку практически всё высшее общество Европы, а за ней и России потеряло веру в достоверность Библии.

В 19-м веке с появлением и развитием археологии, а также естественных наук, начали развеиваться многие из крепко утвердившихся «научных» заблуждений. Но вместе с этим появились и новые. Теория эволюции позволила получить «законное» видение мира для атеистически настроенных умов, и стала орудием пропаганды. К человеку в большей части образованных кругов стали относиться как к разумному виду обезьян, что, конечно, вызывало споры и неприязнь со стороны верующих.

Сопротивление волне атеистической пропаганды под лозунгом эволюционизма пытались оказывать и светские и церковные деятели, но особенно первые десятилетия этот поток был настолько мощным, что практически не было силы, способной удержать его. Можно даже предположить, что создание революционных настроений в России, массовое отречением от веры, было вызвано, в том числе, и неудачей в противостоянии пропаганде атеистическому эволюционизму. Но вернёмся к самой теме.

3. Биология смотрит на человека как на один из видов животного мира земли, который обладает разумом. Это понимание отражает даже само название человека: «homo sapiens» - «человек разумный», где «человек» - вид, «разумный» - отличительный признак по отношению к другим существам. Психология же рассматривает человека как существо, обладающее психической сферой, в основном это сфера мышления и эмоций. Ни в том, ни в другом случае не может быть речи о душе человека (тем более о духе, об образе Божием), знание о душе вообще не присуще науке. Причины этого вытекают из самого научного метода. Принцип сформулированный, Карлом Поппером, на котором основано получение любых научных знаний, гласит что знание должно быть верифицируемо, то есть оно должно проверяться с помощью эксперимента и многократного повторения. Всякая теория, предполагающая Творца, сразу же теряет свою научность. Невидимый и непознаваемый Бог не может быть объектом исследования и эксперимента.

Поэтому, когда учёные начали искать объяснение появления человека, возможность творения человека каким-либо другим разумным существом, то есть Творцом, просто не могла рассматриваться. Исходя из оснований официальной науки и научного метода, мир и человек не могли быть сотворены. Конечно, есть множество научных фактов и доказательств сотворённости человека и мира. Многие из них описал в середине ХХ века учёный Крессм Моррисон. Отсюда можно сделать вывод, с которым, конечно не согласится ни один неверующий учёный, что попытка объяснения появления мира и человека с помощью научного метода стала едва ли не самой большой ошибкой человечества, совершенной в последние два столетия. В этих вопросах он просто неприменим.

Кроме того, с помощью науки нельзя найти ответ на вопрос с какой целью, почему происходит то или иное, она отвечает только на вопрос как, таким образом это происходит.

В таком положении видится, прежде всего, проявление веры отдельных людей во всемогущество науки, которое было особенно сильно в двадцатом веке. Это «сциентизм, мировоззрение, которое усваивает науке власть отвечать на все человеческие вопросы и поставляет именно науку высшей судией во всех мировоззренческих тяжбах»2. Встречая препятствия на пути эволюционной теории возникновения человека, люди думали, что это только временно, и обязательно наступит момент, когда все тайны откроются. Но прошло время и сейчас эволюционная теория находит значительно меньше сторонников в среде учёных. Например, учёные до сих пор удивляются совершенству человеческого глаза, который попадая в темноту, увеличивает восприимчивость света в 100 тыс. раз. Ч. Дарвин, рассуждая над этим вопросом, не нашёл объяснения, каким образом в процессе эволюции мог развиться такой крайне сложный орган. Он тоже искренне верил, что с помощью науки, рано или поздно, получится открыть эту тайну, которая так и осталась нераскрытой.

Исследования с каждым годом всё яснее доказывают невероятную сложность устроения человека. Необъяснимого в человеке не становится меньше. Переходные формы, якобы приписываемые ранее человеческим особям, практически все оказались фальсификацией или ошибкой. Например, тот же всем известный из школьного курса австралопитек, всего две кости которого нашли в 12-ти метрах друг от друга.

4. Надо здесь ещё сказать, что в борьбе с эволюционной теорией в христианской среде возникло несколько направлений, названных в общем креационизмом. Среди них основных три : Буквалистский (младоземельный) креационизм, который более всего популярен в среде фундаметнальных протестантских течений США. Он настаивает на 24-часовом сроке дней творения. Метафорический (староземельный) креационизм, который делится на Креационизм постепенного творения и Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм).3 Теистический эволюционизм также связан с наукой, потому что с помощью синтеза богословия и научных данных даёт своё объяснение происхождения человека.

Лично я не придерживаюсь конкретно ни одного из вышеперечисленных направлений как единственно верного. В этом сложном вопросе определённо можно сказать, что эволюции, как перехода из одно вида в другой с постепенным развитием до человека просто не могло быть. Как это происходило, не может объяснить ни одна наука, и это всего лишь предмет веры отдельных людей.

Мог ли Бог создать человека не из земли, а наделить дыханием жизни один из видов уже сотворённых существ, также трудно сказать. Нельзя не брать во внимание слова святителя Феофана Затворника: «Это тело - что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? - Оно было живое тело, - было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…»4. Подобно и в беседе преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым: «Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка св. апостол Павел утверждает: «да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным созданиям. Если бы Господь не вдунул потом в лицо его сего дыхания жизни, то есть благодати, то был бы он подобен всем прочим созданиям».

Но с другой стороны, мне очень трудно представить это животное, которое жило на земле, чтобы в будущем стать человеком. Неудивительно даже, что в «научном» виде обезьяны это оскорбляет религиозное чувство многих верующих людей. По мне, пусть лучше это будет частным мнением, а, как мне кажется, более чистое, хоть и «буквальное» понимание сотворения человека из земли (точнее - глины) - всё же ближе. В любом случае это не основополагающий вопрос веры, от него не зависит спасение души, поэтому не хочется вступать ни в какой лагерь.

5. Что касается научного понимания происхождения человека, то не стоит делать ошибок некоторых приверженцев креационизма, которые вступают в борьбу с учёными эволюционистами, пытаясь всячески их переубедить. Для этих учёных такие попытки выглядят очень глупо, так как люди, не разбирающиеся в тонкостях их науки, например биологии, берутся опровергать их выводы. Как удачно описал это С. Л. Худиев, «именно сциентизм - а не религиозный консерватизм как таковой - заставляет писать учебники по «православной биологии» и «библейской геологии». В самом деле, если последнее слово - за наукой, и именно науке принадлежит власть судить о последних истинах, то жизненно важно заставить науку поддержать нашу сторону, даже если у неверующих ученых это вызывает неприличный смех, а у верующих - кроткие увещевания, что нельзя же, братия, так позориться. Фундаментальная ошибка сциентизма в том, что он отказывается видеть ограниченность научного метода. Истина больше, чем научная истина»5.

При этом, конечно следует учитывать, что объективно и честно смотрящий учёный должен учитывать все факты, и не подгонять их под свои, например, атеистические взгляды. К сожалению, мы видим, что нередко именно это определяет научные выводы. С нечестных учёных спросит Господь, согласно словам апостола Павла: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:18-20). Откровенное стремление не признавать явные проявления творческой силы Бога, намеренное желание отрицать сотворённость мира во что бы то ни стало, признание истиной недоказуемых мнений только из-за их согласия со своими личными взглядами и является, в частности, тем противлением истине, которое мы наблюдаем в последние полтора столетия.

Заключение.

Подводя итог работы, хотелось бы сказать, что если у науки, или у определённого мировоззрения возникают противоречия с Библией, это говорит, прежде всего, о недостаточно глубоком и правильном понимании библейского слова. Пусть ученые сами занимаются наукой, и если они будут честными, и искать правды, они обязательно её обнаружат, потому что истина открывается ищущим её. Такое уже происходило не раз, и, можно быть совершенно уверенными, что в вопросе происхождения человека наука сама будет доказывать то, что уже давно известно сердцам, в простоте доверяющим Слову Бога, заключённом в Священном Писании!


Источники и литература.


  1. Александр Петрович Введенский. Библия и наука по вопросу о происхождении мира и человека. М.: Азбука, 2012. - 52 с.

  2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. / В русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское Библейское общество, 2002. - 1564 с.

  3. Гладсхауэр У. Дж. Как возник наш мир. // Всё духовное. [Электронная версия] URL: вседуховное.рф/гладсхауэр-у-дж-как-возник-наш-мир

  4. Год со святителем Феофаном Затворником. 9 августа. Приготовление себя к суду Божию. // ПРАВОСЛАВИЕ.RU. [Электронная версия] URL: pravoslavie.ru/put/38585.htm

  5. Креационизм или эволюция? Священник Александр Тимофеев: интервью. // Православие и мир. [Электронная версия] URL: pravmir.ru/kreacionizm-ili-evolyuciya/

  6. Креационисты. / Академик. [Электронная версия] URL: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/98729

  7. Кураев А., протод. Может ли православный быть эволюционстом? // Предание.ру. [Электронная версия] URL: predanie.ru/lib/book/71839/

  8. Образ и подобие Божии. // Азбука веры. [Электронная версия] URL: azbyka.ru/m-obraz-i-podobie-bozhii.shtml

  9. Православное учение и теория эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении мира, жизни и человека. СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003. - 490 с.

  10. Хоменков А.С. Почему некоторые обезьяны человекообразны? // Шестоднев против эволюции. [Электронная версия] URL: creatio.orthodoxy.ru/articles/homenkov_primates.html

  11. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция.- М.: Научное издание, 1998. - 768 с.

1 Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция.- М.: Научное издание, 1998. - С. 180.

2 Худиев С. Л. Некоторые проблемы теории «Intelligent Design». // LiveJournal [Электронная версия] URL: \sergeyhudiev.livejournal.com/479093.html

3 Креационисты. / Академик. [Электронная версия] URL: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/987295

4 Год со святителем Феофаном Затворником. 9 августа. Приготовление себя к суду Божию. // ПРАВОСЛАВИЕ.RU. [Электронная версия] URL: pravoslavie.ru/put/38585.htm

5Худиев С. Л. Некоторые проблемы теории «Intelligent Design». // LiveJournal [Электронная версия] URL: \sergeyhudiev.livejournal.com/479093.html

10


© 2010-2022