Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства

"Система обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения. В связи с этим, сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса в системе школьного образования, где основной приоритет отдается эстетическому воспитанию, духовно – нравственному развитию ребёнка, развитию творческой личности каждого школьника, реализации его творческого потенциала, через собственное т...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства



Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства.















учителя изобразительного искусства

Вереитиновой Елены Ивановны

МБОУ СОШ № 49 с углубленным

изучением отдельных предметов



Белгорд-2013

Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и другие сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра.

Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса. Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. В законе «Об образовании», программах по изобразительному искусству обозначена необходимость изучения национальной культуры. Определение места и роли культуры в обучении и воспитании молодежи является одной из ключевых проблем модернизации современного российского образования, ведь без широкой культурной ассоциативности в восприятии явлений жизни может быть утрачена творческая, культуросозидающая роль будущих поколений россиян.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет огромную воспитательную силу. Через воспитание, через чувственное восприятие и освоение художественных ценностей человек полнее и глубже осознает свою принадлежность не только к определенному народу, нации, но и к роду человеческому. Приобщение детей к культуре родного народа, родного края решает задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем и продолжателями народных традиций должны и могут стать наши дети. Воспитательные традиции русского народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. Изучение культурного наследия родного края способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Применение на уроках интересных сведений по этнокультуре, учет этнопсихологических особенностей личности ученика, применение на уроках приемов и средств воспитания и обучения с использованием народных традиций является важнейшим средством передачи детям исторического опыта народа, в виде социальных норм и правил. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой, в воспитании национального достоинства русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. Сегодня перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей. То есть вечная задача педагогики: формирование носителя национальной культуры способного воспроизводить, развивать и передавать культуру в многонациональной школе через этнопедагогизацию процесса художественного образования.

Учитель изобразительного искусства всегда должен, находится в постоянном поиске способов развития творческих возможностей детей и способов формирования образного мышления, в понимании и знаний интересов ребёнка, конкретного класса, а так же в поиске и подборе дидактического материала, средства традиционной педагогики: художественного слова, устно - поэтического фольклора, образцов народного декоративно-прикладного искусства.

Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородской области - являются важной составной частью художественной культуры края. Соприкосновение с народным искусством, традициями своего родного края духовно обогащают ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, способствуют глубокому освоению народного искусства, раскрывает основные его корни, уточняет многие его явления и раскрывает неразгаданные тайны. Полученные знания и умения по народному искусству родного края, безусловно, пробуждает интерес учащихся к художественному творчеству, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и повышению эффективности обучения. Самобытна культура и обычаи народа Белогорья. Только в нашем крае можно встретить такое яркое разнообразие русского народного костюма: сарафан, саян, красноузорную и черноузорную рубаху, юбку, клетчатые понёвы, сороку, бархотник. Русский народный костюм - это источник творчества. Он является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Белгородский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одного района в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда. Белгородский народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Знакомство с народным традиционным костюмом Белгородской области, одним из наиболее интересных и разнообразных в России находит место в планировании уроков в 5 классе по изобразительному искусству в разделе "Декоративно- прикладное искусство в жизни человека"

А сколько замечательных хранительниц русской старины живёт в нашей области? Глиняная игрушка - душа Оскольского края. Старооскольский край во все времена славился своими мастерами гончарного дела. Тем более, что красной и белой глины в окрестностях очень много. Большим наслождением для детей являются игрушки Натальи Михайловны Гончаровой. Её работы отличаются изяществом форм, яркостью красок и своей неповторимостью.

Гончарный Борисовский промысел прошёл интересный путь развития: от кустарного производства до фабрики художественной керамики. Удивительна гибкость промысла за спросом вещей декоративно- прикладного характера: подсвечники, бра, напольные вазы, индивидуальные заказы и мн. др. История развития белгородского гончарного ремесла помогает учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на конкретном примере взаимосвязь материала, формы и содержания.

Фольклорное наследие наших сёл, деревень, слобод и слободок дошли до наших дней, те песни, которые пели наши предки, защищая Русь от врагов и обживая родной край. Ещё в глубокой древности родились в народе заклички, приговорки, приметы, песни, обращённые к дождю, радуге, солнцу, ветру, грому. В те далёкие времена люди обращались к этим явлениям природы, как к живым существам. Были и особые праздники, на которых отмечали приход весны, осени, поворот зимы на лето. В наши дни на Белгородчине, с большим весельем и с любимыми в народе забавами и играми проходят праздники: Рождество, Святки, Масленица. С этими праздниками были связаны думы земледельцев о богатом урожае.

Как прекрасна белгородская природа! Сколько синих рек и искусственных водоемов в этом крае! Уникальна природа по своему разнообразию. Чего только не растёт на нашей плодородной земле: клён, липа, тополя, вяз, ясень, дикая груша, теплолюбивый каштан, красная рябина и роскошные сосны на меловых камнях. Богата своим чернозёмом белгородская земля, на которой трудится русский человек. Не менее богата и фауна: около: видов животных в заповеднике «Лес на Ворскле». Это обширная тема вызывает большой интерес у школьников, педагогов, родителей, воспитывает в детях любовь к малой Родине, творчеству и искусству. А ежегодное участие в областном конкурсе творческих работ «Край, в котором я живу», «Иллюстрация белгородских авторов» выявляет и поддерживает талантливых детей.

Святое Белогорье славится на всю Россию. Златоглавые храмы и маленькие церквушки своим звучным благовестом приветствуют и сопровождают жизнь людей и в горе и радости. Дивно просияла святынями Белгородская земля! Главной святыней Белогорья' без сомнения' являются нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского. Славна Белгородская область и новыми храмами' отстроенными уже в наше время - это храм святых апостолов Петра и Павла в Прохоровке' выстроенный в память о наших воинах' павших на Огненной Курской Дуге и Спасо-Преображенский собор г. Губкина - второй по величине после храма Христа Спасителя, храм Георгия Победоносца в Белгороде. Участвуя в художественных конкурсах «Красота божьего мира», «Христос рождается-славите!», »Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресенье», дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, перенося на бумагу своё видение сотворённого Богом мира, а значит любить свою землю, свою Родину.

Православный и народный календарь в планировании уроков, является большим помощником и добрым учителем. Это годовой круг крестьянского бытия, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Он подробно рассказывает о православных праздниках, истории их происхождения, а также связанных с ними традициях и народных обычаях.

Изучение народной культуры родного края представляет себе широкие возможности на уроках ИЗО для преодоления тенденции к бездуховности, играет огромную роль в эстетическом развитии личности и активизации в художественно - творческой деятельности школьников. Учитель должен взять на вооружение весь арсенал средств воздействия этнопедагогики на чувства, сознание и поведение детей, на формирование качеств, отвечающих представлениям истиной человечности, о доброте в современном мире и интереса к жизни, приобщить к эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народа земли, через собственное творчество и создание художественных образов.

Библиография

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

2. Духовные родники Святого Белогорья / В.И. Давыдов, обл. типография, г.Белгород.

3. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ Н.А. Горяева, О.В. Островская - М.: Просвещение 2003 г.

4.Народная традиционная культура Белгородчины. В каждом селе свое поверье.Г. П. Макеева. Издательство Шаповалова. Белгород 1996г.

5. Сто народов сто языков; этнографические очерки \ Л.М. Минц, А.С. Миловский, И.А. Софиев, М.: Просвещение, 1999 г.

6.Уроки изобразительного искусства в начальной школе О.В. Островская. М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004г..

7. Художественно- эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски. Выпуск 1/ под редакцией И.А. Ильяевой. - ИПЦ «Политера» 2003г.

9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе:- Москва, 1988. - С. 59.

10. Ялалов Ф. Г. Национальные гимназии России : методол. аспект / Ф. Г. Ялалов М. : Флинта : Наука, 2001. - 141 с.

Приложение №1

Приобщение детей к культуре родного народа и родного края на уроках изобразительного искусства.

Зрительный ряд

Наименование

Вид деятельности

Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства

Борисовская керамика

Составление эскиза посуды борисовской керамики

Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства

Белгородская народная вышивка










Составление эскиза полотенца

Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства

Старооскольская игрушка

Лепка и роспись игрушки

Приобщение детей к культуре родного края на уроках изобразительного искусства

Костюм родного края

Эскиз или аппликация костюма Белгородской области



7


© 2010-2022