Мебель в контексте исторического развития. Особенности её развития

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Развитие и особенности традиционной мебели в контексте исторического развития.

Мебель, в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, была изобретена в Египте в период ранних династий XXX вв. до н. э..Вполне полноценные ларцы, сундуки и табуреты, выполненные из местных пород дерева черное, эвенговое, а также из других материалов тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости. Позже, во времена «среднего царства», Египет стал производить стулья и кровати. Кстати говоря, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры. Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, ножки стульев и кресел исполнялись в виде лап животного, а характерный дизайн одушетворял мебель практически полным отсутствием прямолинейных форм. Дерево растили, придавая ему нужный изгиб, в течении нескольких лет, для того чтобы потом изготовить из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на характерную жесткость и функциональность, в отличие от предшествующих ей изделий, обобщена легко читаемой художественной мыслью, поэтому именно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства[26,c.16].

Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. Государство совсем другого склада, империя- завоеватель, обитель роскоши и богатства - все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном. Взяв за основу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красоту и удобство, превращая обычные предметы быта в неподражаемые произведения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камней, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели этой эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм.[46,ссылка в интернете]. С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все остальные предметы быта, была беспощадно упрощена - аскетизм доходил до таких стадий, в которые теперь трудно поверить ,что столы и стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Великая инквизиция и бубонная чума были тяжким испытанием не только для мира людей, но и для мира искусства. Лишь после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи - предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой. Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф - до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро. [39,c.69]Новую эру мебели определила техника - изобретенная в XV веке «лесопильная мельница» и другие инструменты для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, кроме всего, становится подвластна моде, появляется конкуренция между мебельными мастерскими и как ее продукт - постоянное совершенствование процесса производства и внешнего вида изделий.

Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха - эпоха ренессанса. В этот период итальянская мебель XV-XVII века порождена пропорцией - как в конструкции, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «золотое сечение», в дизайне - сообщенные цвета, в человеческом теле - пропорциональность форм. В эпоху возрождения золотое сечение применяется в расчете как каркасных, так и декоративных пропорций мебели. Итальянская мебель этого времени - воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами колоннами, фризами и так далее.[39,c.58] Для изготовления используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки. В XVII веке на производстве мебели появляется несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени. Она была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. В последующем появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество мебели. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность - неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Основными материалами для изготовления служат липа и орех, легко поддающиеся тонкой резьбе. [46,ссылка в интернете].

Последовавший вслед за рококо классицизм внес во французскую вычурность элемент аскетизма - на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм .Впервые на первый план выставляется естественная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. Стройность линий интерьера, спокойные тона в палитре светло-зеленый, белый, жемчужный; декор не отягощает, а подчеркивает очарование мебели. Классические традиции постепенно расправляются с основными чертами стиля барокко: выпрямляются S-образные ножки, спинки стульев и кресел избавляются от волнообразного контура, обретают геометрическую четкость, ножки становятся зауженными книзу, в моду входит "мебель с углами", внимание концентрируется на красоте самого материала. Мебель в основном изготавливается из красного дерева; оно инкрустируется шпоном, лакируется (в том числе черным лаком), декорируется бронзовыми пластинками. В качестве украшений используются мозаики, фарфор, фаянс и металлические инкрустации; для обивки - специальные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью (часто мягкая мебель обтягивается дорогими тканями с цветочным рисунком). Кабинеты избавляются от ненужной роскоши, в интерьере преобладает дерево; библиотеки, стеллажи занимают пространство стен, силуэт письменного стола приближается к его современному варианту.

С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность четко выраженный архитектурный профиль - возникает стиль ,сформированный классической геометричностью вкупе с ярко выраженной парадностью, быстро начал набирать популярность в Европе. [46,ссылка в интернете].Триумфальная тематика заметно вытеснила пасторальную: мебель того времени обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов оружия, императорских орлов ими украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов. Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно массивными. Кровати того времени по форме напоминали ладью, а то и римский саркофаг. По бокам кровати, установленной на цокали, симметрично друг другу располагались элегантные тумбочки. Подлокотники кресел "укладывались" на фигурки различных животных и птиц.

Материалы - красное дерево, черное, лимонное, дуб, а также черешня, ясень; отделка - бронза, тканевые вставки. Мрамор использовался в декорировании столешниц. Мягкая мебель, стулья обивались кожей, шелком. При этом чаще всего выбирались яркие цвета - золото, синий, пурпурный, зеленый.

В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения - вот основные черты стиля «модерн». Меняются и материалы - красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки - более дешевыми, но гигиеничными тканями. [26,c.48]














© 2010-2022