• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок Конструкция, декор предметов народного быта Композиционные схемы построения орнамента

Урок Конструкция, декор предметов народного быта Композиционные схемы построения орнамента

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макридина С.П. учитель ИЗО и черчения

СОШ № 4 пгт Пойковский

Тема: «Конструкция, декор предметов народного быта

Композиционные схемы построения орнаментов».

Урок ИЗО (5 класс, требуемое время - 1 урок, 45 минут).

метапредметный результат:

- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

личностный результат: - формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного изобразительного искусства.

Оборудование: интерактивная доска или проектор, компьютеры, презентация, альбомные листы, простые карандаши, ластики, фломастеры, музыкальное сопровождение, магниты или скотч.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2 минуты): эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, определение регламента времени работы, обсуждения и выступлений, инструктаж по технике безопасности.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока: в начальной школе, на уроках ИЗО, произошло знакомство с орнаментами, цель сегодняшнего урока: как можно больше узнать про орнамент, систематизировать знания об орнаментах.

2. Организационный момент: деление класса на группы, определение регламента времени обсуждения и выступлений, распределение ролей в группах.

3. Вводная беседа учителя: Орнамент занимает важное место в шкале художеств. Он поднимает настроение и пробуждает самые высокие чувства, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры - видеть красивое вокруг. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и важных форм творчества.

Вопрос учителя: Что делают люди, чтобы больше узнать, о чем-либо? Класс по группам проводит небольшое обсуждение и предлагает варианты своих ответов. Учитель отмечает наиболее важные варианты (выявляют, изучают, сравнивают, обсуждают - общим словом - исследуют). На уроке будем заниматься исследованием орнаментов. Вопрос учителя: Чтобы вы хотели узнать об орнаменте? (обсуждение). Варианты ответов учеников будут разные, для урока выбираем четыре основных для исследования:

1. Что такое орнамент?

2. Где применяется, используется?

3. На какие группы, виды делится?

4. Правила рисования, составления.

4.Исследование.

Первое задание:

1.Вспомните и назовите виды художественной деятельности (ВХД) и виды искусства (ВИ).

2.Соедините линиями соответствия ВХД и ВИ.

ВХД ВИ Постройка ----------------- Архитектура

Живопись

Изображение ------------------ Графика

Украшение ----------------- Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

З.Назовите, в каком виде искусства больше всего встречается орнамент?

4.Используя схему, сделайте вывод - что такое орнамент?

(вывод - орнамент больше всего встречается в ДПИ - это украшение)

Второе задание:

1 .Запишите на листе все известные вам вещи, где встречается, используется

орнамент.

(вывод - одежда, мебель, украшения, посуда и т.д. - предметы быта)

Можно предложить просмотр видеозаписи, работу с текстом.

Третье задание:

1 .Рассмотрите полученные карточки с различными вариантами орнаментов и

попробуйте разделить изображенные орнаменты на группы.

2.Объясните, по каким причинам у вас получились те или иные группы

орнаментов?

Растительный, Зооморфный, Геометрический,

Шрифтовой, Геральдический, Гротескный, Смешанный;

В круге, В полосе, Сетчатый;

Плоский, Рельефный;

Казахский, Русский, Украинский, Узбекский.

(вывод - сочетание изобразительных элементов)

Четвертое задание:

С помощью набора образцов украсьте эскиз аппликацией (рисунком) чашку

(коврик, полотенце и т.п.) и попробуйте вывести правило составления

(рисования) орнамента.

(вывод - ритмичное чередование)

Объединив все выводы, получим обширное, полное определение орнамента:

Орнамент - это украшение предметов быта сочетанием изобразительных элементов на ритмичном чередовании.

Домашнее задание: продолжить исследование, найти ответы на вопросы, не затронутые на уроке.

Макридина С.П. учитель ИЗО и черчения

СОШ № 4 пгт Пойковский

© 2010-2022