Доклад Нетрадиционные технологии на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Комплекс Тарханская средняя школа - детский сад»





ДОКЛАД

Тема: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»




Подготовила:

Учитель технологии, ИЗО и черчения

Шевелева Н.Д.





Компьютерные технологии

Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей. На сегодняшний день невозможно получить новое качество образования, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информаций, коммуникабельностью, научно-техническим развитием общества. Целью инновационных технологий, по моему мнению, является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает ученику целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Эстетическое оформление в целом создает позитивную психологическую атмосферу. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

- Тезаурус - система понятий, обеспечивающих одинаковое смысловое толкование терминов учителя и учащихся;

- Фасцинация - привлекательность демонстрируемого материала, повышающего интерес к изучаемой теме;

- Майевтика - принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, для эффективного формирования восприятия произведений изобразительного искусства и выхода на более качественный творческий уровень понимания произведений искусства и применения полученной информации;

- Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации репродукций произведений изобразительного искусства при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление - доклад ученика по определенной теме)

- Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания - поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, домашний компьютер.

- Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход

к обучению.

- Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективности формирования восприятия произведений изобразительного искусства. [4, с. 98] Целесообразно на уроках применять разнообразные явления изобразительного искусства (живопись, скульптуру, графику, и др.) и их взаимодействие с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), музыки, а также инновационные технологии. То есть, особое внимание следует уделять интегрированным урокам, которые должны обеспечить наиболее полное и целостное восприятие произведений изобразительного искусства. Реализация взаимосвязи литературы, поэзии, музыки и художественного творчества, инновационных технологий, служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к искусству и к обучению. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, тек и приёмов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск, воспринимать искусство.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее формируется восприятие произведений искусства, развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового. «Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники ещё больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку, способствует наиболее полному восприятию искусства».

Организация учебного процесса с активным использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует эффективному формированию восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигаешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни» (Е. И.Рерих.).

Технология «Французские мастерские» на уроках изобразительного искусства

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многогранность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Вовлечение детей в творческую деятельность может быть осуществлено посредством использования в учебной деятельности технологии «Французские педагогические мастерские», разработанной во Франции в 20-х годах XX века добровольной группой ученых и практиков. «Французская группа нового образования», уже несколько десятилетий объединяющая тысячи педагогов, справедливо утверждает, что все прогрессивные изменения в обществе так или иначе связаны с трансформациями в системе образования.

Ведущие идеи французских педагогических мастерских: все дети способны, каждый ученик должен ощущать радость открытия, дети любят работать руками, каждый ребенок имеет право на ошибку, труд ученика должен иметь смысл. Результатом деятельности педагогических мастерских становятся не только реальные знания или умения, но и сам творческий процесс.

Педагогическая мастерская - это своеобразная форма сотрудничества учителя и ученика, способствующая созданию гармоничных условий для приобретения нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской с её участниками работает не столько учитель, сколько мастер, выступающий одновременно в роли организатора учебно-творческого процесса и художника, которому не менее, чем ученикам, интересна изучаемая тема.

Понять атмосферу и специфику мастерской помогают комментарии, мысли и высказывания работающих по данной технологии:

- «Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает»;

- «Необходимо уйти от постоянной оценки результатов»;

- «В задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости»;

- «Ребёнок может (и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны»;

- «Учиться - значит придумывать»;

- «Часто наши подсказки грешны, ибо они далеки от того, что происходит в голове ученика»;

- «Вместо подсказки мастер изобретает ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей»;

- «В мастерской должно быть пространство для мыслей»;

- «Решая за детей, что красиво, что нет, мы лишаем их способности к анализу и критике»;

- «Постоянный поиск - обычное состояние мастера»;

- «Мастерская - это маэстро, который наигрывает тему, а я в ней тру, мну, рисую, стираю, пишу, леплю, мастерю, строю, ибо моя тема - это я сам». [

Такие высказывания не могут оставить равнодушными людей, работающих именно в сфере художественного образования. В рамках художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) её применение приносит качественно новые положительные результаты.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Прежде всего участники выполняют мотивирующее деятельность задание, связанное с каким-либо словом, мелодией, рисунком, предметом, ассоциацией, воспоминанием. Далее следует работа с самым разнообразным материалом (в зависимости от темы занятия): бумагой, кожей, пластилином, живописными, графическими или природными материалами. Поощряются индивидуальность манеры, независимость суждения, изобретательность в использовании разнообразных художественных техник.

В ходе мастерской помимо индивидуальной работы обязательно используется коллективная с целью реализации идеи диалога, который помогает каждому ребенку оценить себя и увидеть тему по-новому. Следующим логическим этапом мастерской является обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре или группе, которое может быть организовано на основе представления полученных результатов друг другу (в форме просмотра, выставки-экспромта или презентации). Самоанализ, сравнение собственных работ с работами других учеников неизбежно приводят к эмоциональному всплеску и потребности в получении новых знаний. Поэтому следующим этапом деятельности мастерской может быть ознакомление с культурно-историческими аналогами - произведениями, созданными профессионалами в соответствующих областях культуры и искусства. Аналоги могут быть представлены вербально, на видео, в текстах заранее подготовленным учеником, учителем или приглашённым специалистом. Важно, чтобы источник информации был достаточно авторитетным. Обновлённые представления становятся предпосылками для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности. Далее следует процесс рефлексии, также являющийся необходимой составляющей мастерской.

«Рефлексия - это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и обучаемых; это анализ успеха или неуспеха на каждом этапе мастерской, это осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления». Заключительным пунктом в алгоритме деятельности творческой мастерской может являться слово мастера, который ненавязчиво и компетентно управляет творческим процессом, а затем наравне с детьми представляет свои проекты, идеи и решения. Таким образом, соединение в мастерских трех компонентов - учения, общения и творчества - неизбежно будет оказывать развивающее воздействие на личность ученика и создаёт предпосылки для его успешной художественной деятельности.

Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности ребенка.

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Большинству игр присуще четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческая, в значительной мере импровизационная. очень активная по характеру этой деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;

- наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С.Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Использование игровых элементов в процессе обучения изобразительному искусству обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества, поскольку в силу возрастных особенностей ребёнок практически одинаково склонен и к игровой, и к художественной деятельности. Интеграция этих видов деятельности на уроках изобразительного искусства имеет решающее значение для формирования творческих способностей и интереса к предмету.

На уроках изобразительного искусства сам учебный материал носит игровой характер, потому что основывается на привлечении сюжетов народных сказок, иного фольклорного материала, интересных творческих заданий.

Для этого на уроках используются нетрадиционные художественные материалы и техники, что придаёт работе игровой характер, вносит разнообразие в содержание уроков, способствует созданию радостной творческой атмосферы на занятиях.

Значительное место на уроках изобразительного искусства отводится сюжетно-ролевой игре, в процессе которой разворачивается педагогически направленные ролевые диалоги детей по поводу искусства. Сюжетно-ролевые игры широко используются при изготовлении масок и декораций, при организации художественно-творческой деятельности.

Разнообразие игровых средств позволяет учителю строить урок как сюжет на ролевую игру или игру путешествие. Желательно так же использовать игры драматизации. Игровые ситуации создаются при помощи сказочных персонажей игрушек.

Так, к уроку, посвященному созданию поделок из природных материалов, учитель может подготовить игру-драматизацию «Лесная сказка», героями которой будут Оленёнок, Зайчик, Белочка и др. персонажи, сделанные из шишек, веточек, каштанов, желудей, мха.

При знакомстве с декоративно-прикладным искусством следует использовать народные игры «Заинька», «Волк и Овечка», «Пастух и Овечка» и т.д. Они связаны с природой, бытом белорусской деревни и стимулируют творческую инициативу детей. Однако, наиболее широко на уроках изобразительного искусства используются дидактические игры, которые, являясь занимательными по форме, позволяют решать учебные цели и задачи конкретного урока. Используются также отдельные элементы дидактической игры - игровая ситуация, игровой прием, игровое упражнение. Длительность проведение одной игры или упражнения составляет 3-7 минут. Основное методическое требование к дидактическим играм и упражнениям: их содержание должно быть согласовано с последующей изобразительной деятельностью учащихся и соответствовать учебным задачам урока.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач, которые направлены на развитие внимания, творческих способностей, тренируют наблюдательность, воздействуют на эмоции и чувства, раскрывают личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Игры и упражнения, используемые на уроках изобразительного искусства

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов "Чья композиция лучше?"

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционные мышление, умение находить оптимальные решения.

3. Игра-головоломка.

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

4. Дополните изображение.

Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление.

6. Составьте из готовых геометрических фигур белорусский орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях белорусского орнамента.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Игры и упражнения по цветоведению

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй - для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование "Кто больше?".

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т.д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных. аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка…

2. Объясните значение слова.

Например: ритм - это…, дизайн - это…

Задания для повторения.

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

4. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

5. Блиц-контроль (вопрос-ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать "волшебный куб". На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету грани куба соответствует названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберёт большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления.

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

3. "Войдите " в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юоон. "Конец зимы. Полдень"; Г. Нисский. "Подмосковье. Февраль"; И.Грабарь. "Февральская лазурь"; И.Шишкин. "На севере диком…", "Зима". Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю - лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям - чистые

Блестки серебристые.

В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

Ф.Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А.Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С.Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С.Есенин


© 2010-2022