- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока МХК в 11 классе Язык искусства
Методическая разработка урока МХК в 11 классе Язык искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барышникова .Е. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11 класс МХК 1 четверть . 1 урок.
«Язык в культуре и искусстве»
Эпиграфы:
1) Евангелие от Иоанна:
« Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог»
2) Древнегреческая пословица:
«У того, кто не знает, куда плыть, никогда не будет попутного ветра!»
3) Стихотворение нашей современницы, журналистки, телеведущей
Натальи Черных на фоне музыки Иоганна Себастьяна Баха
( «Хоральная прелюдия фа минор»).
Когда я слышу - я пишу.
И звуки, в буквы выливаясь,
Ложатся в ряд, в слова и строчки,
Лаская музыкой пространство…
Когда я слышу - я пою.
И ноты, посланные в небо,
На души нежные нисходят,
Им облегчая путь в ночи…
Когда я в радости - пишу:
Ведь радость открывает двери
Тех кладовых, что жизнь спасают
В минуты боли и беды.
Когда я в горе - я пишу,
И боль в душе напоминает,
Что свет опять сменится тьмою
И вечной в мире нет любви.
Лишь вечен Бог. А звук, а цвет?
Вначале, верно, было слово,
Он им Вселенную создал.
Но обернул её покровом звука, цвета…
Изобразительное искусство относится к числу важнейших и увлекательнейших видов художественного творчества. Через увлечение им, в процессе своего развития проходит каждый человек.
Однако часто это увлечение ограничивается детским возрастом, поскольку последующая ступень восприятия или создания произведения искусства связана с преодолением многих трудностей:
-
формирования навыка осознанного восприятия и понимания мира искусства, а не только начальных навыков изобразительной деятельности.
-
развитое визуальное мышление,
-
интеллект,
-
художественно-эстетический опыт,
-
самообразование и самосовершенствование человека в художественной деятельности.
Постижение яркого, а порой и пёстрого мира изобразительного искусства должно представлять собой осмысленный процесс, который следует начинать с основ жанрово-видовой и языковой специфики.
Усваивая её, мы учимся «читать», то есть постигать средства, с помощью которых художник воплощает своё произведение и смыслы изобразительных текстов. Благодаря этому, через осознанное восприятие деталей, фрагментов, цветового решения, композиции мы постигаем окружающий нас мир, воспринимая и ощущая непрерывность художественного развития, традиции и новаторство.
Произведения искусства, рождённые в разные эпохи, независимо от вида и жанра (музыка, литература, кино, изобразительное искусство, театр, шоу) выстраивают «Мосты над миром» - мосты духа и величия Человека -творца, Художника, над суетным и подчас пошлым, меркантильным и агрессивным миром. Причём даже в век развития информационных технологий, когда очевиден всё больший интерес к изобразительному искусству (даже терминология ИКТ - «иконка», «картинка»), когда, казалось бы, музыка сопровождает почти все сферы нашей жизни, палитра жанров, стилей, произведений настолько пестра, так ярко выражено потребительское отношение к искусству, что иногда оно действительно отдаёт пошлостью, уродуя настоящий художественный вкус.
Печально, но в «Год культуры» уходят из обязательных образовательных предметов уроки МХК, сокращаются часы литературы, как будто нарочно выдавливается гуманистическая составляющая образования и воспитания.
А ведь искусство - это радость познания и творчества, передача опыта от поколения к поколению, воспитание ума и сердца, чести и уважения, человечности и гуманизма.
Даже в наше «безумное» и для многих жителей Земли страшное время есть отдельные произведения искусства, которые заставляют чувствующего человека остановиться и задуматься, прислушаться к своим чувствам, мыслям, поражённого скрытыми смыслами, загадками и нераскрытыми тайнами созданного визуального, тактильного (при индивидуальном исполнении музыки или создании копии с шедевра изобразительного искусства и архитектуры), либо музыкального художественного образа.
Константин Бальмонт сказал:
« В каждой мимолётности вижу я миры»…
Наверное, таким должен быть девиз каждого нравственного творческого человека.
Желание постигнуть глубину воздействия на душу человека произведения искусства и заставляет нас иметь устойчивую потребность в общении с прекрасным. Даже при внешнем «лицедействе», выраженном в хамском отношении к искусству, рождённым и определяемым неуважением к настоящему Искусству с большой буквы политикой государства, каждый из нас, людей (если он, конечно Человек) имеет в багаже ряд любимых творений. Именно в соприкосновении с ними, один на один с собой, он переживает «катарсис» - очищение души через сострадание ( термин, рождённый ещё в Древней Греции).
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка сказал:
« Музыку создаёт народ, а мы, художники её аранжируем».
Аранжировка - обработка, инструментовка, художественно оформление мелодии, темы, рождённой подчас и не самим композитором.
Слушание музыки с презентацией.
Сейчас мы послушаем русскую народную песню « Девка по саду ходила»
в обработке (аранжировке) всем известного композитора Игоря Крутого.
Послушайте музыку и постарайтесь определить для себя,
- что связывает тему, рождённую приблизительно в 17 веке в русской деревне и стиль современного популярного искусства (21 века)?
- Что необычного вы услышали, что понравилось или не понравилось? Что затронуло вашу душу и почему? Гармонично ли звучал аккомпанемент на фортепиано , ударных и инструментах синтетического звучания?)
Визуальные образы дополнят восприятие музыки.
(Презентация, подготовленная учителем. Кадры на тему «Русский хоровод».)
После слушания музыки - интерактивная беседа с детьми. Обсуждение музыкального фрагмента и ответы на вопросы.
Обобщение учителем ответов детей (Музыкальное произведение очень гармонично. Современный композитор вжился в красоту образа песни и очень аккуратно и мастерски аранжировал данную музыку).
А теперь мы услышим другую музыку, созданную чешским композитором Карлом Орфом в 50-е годы XX века. Музыка этого произведения вам хорошо известна.
1 часть - Хор «О, фортуна» кантаты « Кармина Бурана» ( Красный буран) на стихи средневековых поэтов Западной Европы ( Западно-европейское средневековье - IX - XI века нашей эры). Текст кантаты - на латинском языке, так как многие монастыри были в те далёкие времена центром просвещения, подобным университетам (кстати, одним из самых Древних университетов в мире находился в столице чехи - Праге). Именно поэтому монахи и послушники изучали латынь (службы - литургии («действа») шли на латыни в католицизме и протестантстве), они же и были авторами стихов и песнопений. Их имена нам неизвестны, потому что в эпоху средних веков «Богу было ведомо, кому дан талант» (именно поэтому не подписывались на Руси иконы и неизвестны нам архитекторы дивных храмов как на Руси, так и в Европе).
А смысл стихов таков:
«Есть выражение «Колесо Фортуны». Фортуна - судьба, и у всех она - разная. Некоторые с самых низов вдруг поднимаются к вершинам, иные - падают вниз, раздавленные и униженные, а колесо мчится и мчится по жизни и каково положение каждого человека на Колесе Фортуны - нам неизвестно...»
Слушание музыки. Перед ним - вопросы к классу:
- Знакома ли вам эта музыка?
- Понравилась ли вам она?
- Какие чувства и мысли навевает она?(Постарайтесь выразить словами образный строй ваших мыслей).
- Почему музыка так контрастна? (Почему будет такой резкий переход от очень яркой, сильной динамики звука, похожей на крик в начале произведения, исполняемой всем хором и оркестром (tutti) к тихой, напряжённой, прерывистого дыхания теме, рождающей у нас чувство страха?). Как музыкальный образ связан с содержанием текста хора?
- С какими событиями сегодняшнего дня рождается ассоциация у слушателей при прослушивании музыкального произведения?
Ответы и размышления детей. Обобщение ответов детей учителем:
Произведение реально передаёт крик, выражающий общий ужас, и прерывистый, страшный речитатив людей, не знающих своего будущего.
Музыка рождает ассоциацию с ужасом войны - современными событиями в Украине, Сирии, Ливии, Ираке, где идут военные действия, убивают журналистов, пытают пленных, и ежеминутный страх быть убитым, покалеченным или потерять близких просто витает в воздухе. Сюда можно добавить и пугающий весь мир призрак «Лихорадки Эбола», способной стать пандемией и погубить пол-человечества.
- Почему музыкальное произведение, созданное в 20 веке чешским композитором на стихи немецких, чешских, нидерландских поэтов понятны нам, людям21 века, живущим в России?
Ответы детей. Обобщение ответов детей учителем:
Можно смело утверждать:
« Язык искусства не требует перевода».
Искусство - художественное творчество - воспринимается человеком душой. Это и называется эмоциональным откликом - в психологии это термин «Эмпатия», то есть чувством сопереживания. Эмоции есть у всех наций, как и умение мыслить.
Каков же вывод урока? Ответы детей.
Обобщение ответов детей учителем:
Человек, понимающий искусство и ощущающий себя космополитом - гражданином мира, не станет убивать жителей своей страны, стрелять в ребёнка, насиловать беззащитных девочек, девушек и женщин, пощадит старика, окажет помощь больному.
Жизнь без искусства - уродство, и надо понимать, что без поэзии, живописи, литературы, музыки, театра, масс-медиа и телевидения мы потеряем всё человеческое.
Искусство - это тайна творчества, любовь, гуманизм, радость и Свет мира, а на любви - весь мир держится. Очень хочется верить в лучшее и надеяться, что искусство вновь займёт достойное место и раскинет свои «Мосты над миром». Ведь само искусство - это радуга любви, это огромный и прекрасный мир, а мир - залог выживания человечества!
Закончить урок хочется стихотворением Натальи Черных
а фоне звучания музыки Карла Орфа - хора « О , Фортуна»
из кантаты « Кармина Бурана»
«Не спрашивайте, кто в том виноват?»
( текст на следующей странице)
Наталья Черных:
Не спрашивайте, кто в том виноват?
Мы виноваты все. Своим молчаньем,
Своим терпеньем и непониманьем
Того, кто посылал туда солдат.
Не спрашивайте - не ответят вам.
Как зло взрастили из беды и страха,
И сами свои головы на плахи
Мы бросили - и слышим: « Аз воздам!»
Не спрашивайте, можно ль изменить?
Меняйте! Но оставьте лишь надежду
На то, что жить опять должны как прежде.
Нет, не должны! И некого винить
За то, что как в тумане день грядущий,
За то, что спали и молчали столько лет.
Дорогу одолеет лишь идущий,
И лишь ему Господь являет свет.
6