ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 10
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Тип урока

Формирование новых знаний

Цели урока

Сформировать понимание бытового, исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве; способствовать развитию интереса учащихся к частной жизни и повседневному бытию человека и его индивидуальности в европейской культуре; воспитывать сострадание к человеку, желание любоваться жизнью

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: воспринимать
понятие «тематическая картина» как вид живописи; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины; объяснять понятие «станковая
живопись».

Познакомятся с лучшими
произведениями изобрази-
тельного искусства на темы
бытовой жизни французских импрессионистов и русских
передвижников

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, излагают свое мнение в диалоге (об основных жанрах сюжетно-
тематической картины), делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (рассуждают о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном вос-приятии произведений - шедевров изобразительного искусства)

Понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний; демонстрируют становление художественно-творческих навыков; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию - для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; учатся критически оценивать свою деятельность

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: фронтальная и индивидуальная

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. - Режим доступа : artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Содержание тематической картины».

П. А. Федотов «Свежий кавалер», А. Пластов «Ужин трактористов», Шарден «Ребенок с юлой». В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», картины на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников

Основные понятия и термины

Тематическая картина, станковая живопись


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орга-низаци-онный

момент

Подготовка учащихся к изу-
чению нового материала

- Темой картины могут быть события прошлого и самые злободневные явления настоящего, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда одна тема может найти отражение в нескольких картинах. В искусстве такие картины объединили под единым названием.

Слушают учителя. Отвечают
на вопрос, определяют термин. Ставят перед собойцель

Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы



1

2

3

4

5

6

7



- Кто догадался, каким термином в изобразительном искусстве называют такие картины? (Тематические картины.)

- Какие задачи стоят перед художником, чтобы создать образ, обогащающий содержание тематической картины? В этом мы и попробуем сегодня разобраться!



Личностные:
осознают свои интересы (тематическая картина как вид живописи)


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

- Разнообразен круг задач, которые ставит перед собой художник в тематической картине. Он может стремиться показать жизнь «как она есть», раскрывая социальные корни типических общественных явлений, - эта задача характерна для русской школы критического реализма, основоположником которой был П. Федотов. (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 1.)

- Художник может воплотить в тематической картине основополагающие общественные идеи и идеалы - такая позиция художника является ведущей
в советском искусстве. (См. Ресурсный материал
к уроку, пункт 2.)

- Художник может обратиться к «вечным» темам искусства, к общечеловеческим духовным цен-
ностям. Жан Батист Симеон Шарден любил изображать детей, в образах которых его привлекали непосредственность, душевная чистота, внутренняя
живость. Серьезная сосредоточенность на занятиях

музыкой, чтением, при пускании мыльных пузырей,

Слушают
учителя.

Знакомятся
с известными картинами
бытового жанра. Учатся объяснять понятие
«тематическая картина» и рассуждать о жизни людей

Фронтальная работа

Познавательные: определяют понятие; получают представ-ление о многообразии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины.

Коммуникативные:

понимают позицию и мнение учителя
о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры.

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы



1

2

3

4

5

6

7



за игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах картины «Ребенок с юлой» (1734, Лувр).

Взгляд художника может быть направлен в прошлое и открывать в нем черты современности; в современном пытаться предугадать ростки будущего.
(См. Ресурсный материал к уроку, пункт 3.)

- Решая тему так, как он ее видит и понимает, художник приходит к созданию художественного образа, значительно расширяющего и обогащающего само тематическое содержание картин





III. Творческая практическая деятельность

Частичнопоисковый

- В зависимости от содержания тематические картины делятся на бытовой, мифологический, истори-ческий жанры. Сейчас вы попытаетесь определить, знакомясь с содержанием картины, к какому жанру она относится.

Презентация «Содержание тематической картины». Слайды 2-5.

- Перед вами картина исторического жанра. Порассуждайте о ней! Составьте устный рассказ «Художник и тематическая картина». Помогут вам в этом представленные вопросы!

Презентация «Содержание тематической картины». Слайды 6-7

С помощью презентации учащиеся понимают термин «станковая живопись».
Перечисляют
и характеризуют основные жанры сюжетно-тематической картины. Рассуждают о роли жан-ровой картины. Составляют
рассказ о работе художника

Фронтальная и индивидуальная работа

Регулятивные:

самостоятельно
классифицируют
по жанрам, определяют понятия, делают выводы.

Коммуникативные:

излагают свое мнение; создают устный текст на основе поставленных вопросов.

Личностные:

приобретают мотивацию к учебной деятельности

Письменный рассказ о работе художника над картиной

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

над тематической картиной

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа
в свободной форме

- Сравните картины на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников. Обменяйтесь мнениями

Учащиеся сравнивают картины и беседуют
в свободной
форме

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией

Оценивание
работы учащихся


Ресурсный материал к уроку

1) В 1844 г. Павел Андреевич Федотов оставляет военную службу, чтобы свободно заняться живописью. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Крылову и тот написал ему письмо, в котором советовал развивать эту сторону дарования, художник окончательно выбрал бытовой жанр. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г.). Изображенный чванливый чиновник в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди стал едкой сатирой на чиновничье-бюрократические слои общества.

2) Так, например, народный художник СССР А. Пластов, изображая в своей широко известной картине «Ужин трактористов» фрагмент трудовых будней колхозников, показывает эту сцену как прекрасный момент жизни, полный поэзии. Художник воедино собрал все, что дарует тихий осенний вечер, показал его красоту, ввел в картину светлый образ девушки, принесшей трактористам молоко с колхозной фермы. Он все сделал, чтобы эта сцена воспринималась как правда и как поэзия жизни.

3) Например, картины Василия Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно. Хотя художник и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Именно поэтому произведения, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей. Картина «Покорение Сибири Ермаком» писалась Суриковым на протяжении четырех лет и была закончена в 1895 г.

Обращение живописца к данной теме не было случайным. Освобождение Ермаком Сибири от татарского хана Кучума, который совершал набеги на сибирские земли, было для России событием огромной исторической важности. Глядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории. По своей реалистичности и живописному совершенству эта картина - одно из самых замечательных полотен русской батальной живописи.

Для учителя!

Картина Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Берёзове», безусловно, одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы. Меншиков не смирился, в нем растет ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие гибели, на которую обречен этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе. Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку. Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура.

Сам художник так рассказывает об истории создания своей картины: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню - в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... тесно... И выйти нельзя - дожди... Здесь вот мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции». Так возник замысел картины. Может показаться, что этот замысел появился неожиданно и случайно. На самом деле возникший у Сурикова образ был подготовлен всем ходом его художественных изысканий. Это было лишь толчком. Работая в течение нескольких лет над картиной «Утро стрелецкой казни», изучая образ Петра I и его окружение, Суриков постоянно наталкивался на Меншикова - человека большого ума, таланта и вместе с тем корыстолюбивого и тщеславного.

«Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции...» - говорил Суриков. Эскизы к картине показывают, что это действительно так, художник «сразу всю картину увидел». Уже в первом карандашном наброске дано то композиционное решение, которое мы видим на картине. То же размещение фигур, те же пропорции, позы, даже и рука так же тяжело лежит на колене. Но композиционный замысел нужно было наполнить живым содержанием, и художник ищет натуру. Он пишет этюд: две женщины в деревенской избе.

Анализ картины

Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей. Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему, находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не поместится в избе). Монументальность фигуры Меншикова еще подчеркивается темным пятном бархатной шубки Марии.

Круговое размещение детей, как бы прилепившихся к отцу, подчеркивает тесноту, изолированность этого мирка, уместившегося на одной выстланной на полу шкуре. Громадная фигура Меншикова прорезает этот круг и вместе с тем композиционно объединяет его.

Меншиков помещен в левой части полотна. Казалось бы, это изображение должно перевесить все и нарушить равновесие. Но чутье художника, композиционное чутье подсказало Сурикову правильное решение, и он поместил в правой части картины столик, покрытый узорчатой скатертью, похожей по цвету на тулуп Меншикова, а также иконостас - яркое пятно на темной стене. Интересно, что и в первом карандашном наброске уже есть столик в углу.

Вообще, в картине все удивительно гармонично. Резко выделяется темное (чрезвычайно богатое оттенками) пятно шубки Марии. Чтобы оно не «вырвалось», не мешало «увидеть» Меншикова, это пятно уравновешенно темным пятном пола в правом нижнем углу.

Когда подходишь к картине, поражают богатство и напряженность колорита. Общая суровая, серовато-коричневая гамма обогащена золотистыми отсветами на лицах, на платье и волосах Александры, на узорах скатерти. Желтовато-молочная шкура на полу как бы освещает сидящих снизу и создает впечатление уюта в этом убогом жилище. Золото иконостаса перекликается с теплыми оттенками меха, брошенного позади Меншикова. Обогащают общий колорит и холодные оттенки: голубоватые рефлексы на стене под окном, изжелта-белые свисающие с подоконника ледяные сосульки, голубовато-серая юбка Александры, серое кружево на одежде Марии и, наконец, голубая белизна книги.

Чем больше вглядываешься в картину, тем полнее воспринимаешь богатство ее цветовой гаммы. Художник подчеркивал звучание цветовых оттенков. Он не преследовал цели иллюзорно копировать натуру, а старался раскрыть ее цветовые и пластические качества.

Благодаря совершенству композиционного и живописного решения до зрителя донесена большая человеческая драма.



© 2010-2022