• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Изобразительное искусство для 5 класса (ФГОС) (1 час в неделю, 34 часа в год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Изобразительное искусство для 5 класса (ФГОС) (1 час в неделю, 34 часа в год)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КНЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



УТВЕРЖДЕНО

Протоколом педагогического совета

от 28.09. 2014 г. № 1

Директор МБОУ «Князевская СОШ»

________Л.Р. Салахова

Введено приказом № 80

от 29.08.2015 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Изобразительное искусство

для 5-х классов (1 час в неделю, 34 часа в год)





Составитель: Харматуллина Лилия Фаритовна (изобразительное искусство, высшая кв. категория)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _________ Н.С. Пучинина

РАССМОТРЕНО

На заседании МО, протокол от ______2015 г. № 1

Руководитель МО Цандер Н.М.

Татарстан, 2015

Пояснительная записка.



Рабочая программа по изобразительному для 5 класса (базовый уровень) составлена на основе:

  • Федерального Государственного образовательного стандартом основного общего образования, Приказ от МО и РФ от 17.12.2010 года № 1897;

  • Закона Российской федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Базисного учебного плана школы, составленного на основании методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

  • примерной основной образовательной программы по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», «Просвещение», 2011. Используемый учебник для общеобразовательных школ, авторы О.В. Островская, Н.А. Горяева , издательство: М.: Просвещение, 2007. Рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. и скорректирована и адаптирована под условия учреждения. Содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем(на основании рекомендательного письма, учитывался национально-региональный компонент и интерес детей), порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам; базисных концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.

Предмет входит в гуманитарную образовательную деятельность (направление -эстетико- оздоровительное)

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Цель курса:

развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуре.

Задачи курса:

 Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

 Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

 Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;

 Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 Овладение средствами художественного изображения;

 Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Основные содержательные линии. Учебный материал представлен в программе блоками, отражающий деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй - намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников.

Художественно- эстетическое развитие - важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно- эстетического образования и воспитания обучающихся в начальной школе, и опирается на полученный художественно- творческий опыт.





Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно - ориентационной сфере:

 Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;

 Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

 Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

 Овладение средствами художественного изображения;

 Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

 Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

 Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

 Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

В трудовой сфере;

 Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

 Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

 Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

 Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

 Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

 Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

 Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

 Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере: Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

 Диалогический подход к освоению произведений искусства;

 Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере; Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классе дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.д.

Применение этнокультурного регионального компонента:- изучение национальной культуры и традиций (убранство жилища, национального костюма, быта, народных праздников, орнамент.) Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:

- технология личностно - ориентированного обучения и воспитания;- технология дифференцированного обучения и воспитания;- информационно - коммуникационная технология обучения и воспитания.

Средства обучения:печатные пособия (учебные пособия, раздаточный материал);- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, мультимедийные энциклопедии, справочники);- наглядные пособия (таблицы, плакаты).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного курса

Тема курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций,); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников)



В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

I раздел. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8ч)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

II раздел. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (9 ч)

Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов.

III раздел. Декор-человек, общество, время (8ч.)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства татар и русских.

IV раздел. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9ч)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, фактурой, цветом.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Календарно- тематическое планирование

учителя изобразительного искусства Харматуллиной Лилии Фаритовны

на 2015-2016 учебный год.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Приказ от МО и РФ от 17.12.2010 года № 1897, базисным учебным планом школы, составленным на основании методических рекомендаций о проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15; федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству созданной на основе ФГОС ООО, авторской программы А.Н. Неменского.

Предмет

Класс

Общее кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень

Проектных работ

Контрольных работ

Изобразительное искусство

5

34

1

1

1

Изобразительное искусство.Н.А. Горяева, О.В. Островская, Посвещение,2014г.

Методическая тема на 2015-2016 учебный год.



Районная

Школьная

Учителя

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования и развития универсальных учебных действий учащихся.

Повышение познавательной активности учащихся через эффективное использование современных технологий и внедрений новых обучающих структур в практику обучения.




Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№ урока

ТЕМА

УРОКА

Кол-во уроков

Календ. дата

Факт. дата


Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

Контрольно-измерительные материалы

Предметные

Метапредметные

(познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные


1 четверть

Древние корни в народном искусстве- 9 часов

1


1

Древние образы в народном искусстве.

1

4.09


Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2

2

Орнамент- как ос­нова декоратив­ного украшения

1

11.09

3

3

Единство конструкции и декора в народном жилище.

1

18.09

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.

4

4

Внутренний мир русской избы

1

25.09

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


5



5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.


2.10


Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

6

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки


9.10


Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами.Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

7

7

Татарский народный орнамент.


16.10



Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды татарского народа. Осознать значение традиционной татарской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

8

8

Кожаная мозаика - традиционная техника ДПИ татарского народа


23.10


Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

9

9

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

Сабантуй


30.10


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

2 четверть - 7 часов

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

1

Древние образы в современных народных игрушках.


13.11


Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

11

2

Дымковская игрушка


20.11


12

3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла


27.11


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.


Иметь представление о жостовской росписи

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

13

4

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла


4.12


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.

14

5

Хохлома. Истоки и современное развитие промысла


11.12


Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

15

6

Жостово. Истоки и современное развитие промысла


18.12


Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

16

7

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы


25.12


Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

3 четверть- 11 часов

Человек, общество, время (11 часов)


17

1

Искусство арабской каллиграфии

1

15.01

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Различать и называть основные виды каллиграфии Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Использовать в речи новые термины, связанные с темой каллиграфии.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.

18

2

Зачем людям украшения.

Украшения татарских женщин.

1

22.01

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

19

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

29.01

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

20

4

Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции.

1

5.02

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде и декоре народов Древней Греции,

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

21

5

Одежда «говорит» о человеке.

1

12.02

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

22

6

Образы народных сказок и преданий татарского народа

1

19.02

Объяснять важность сохранения художественных произведений в современных условиях.

Различать и называть произведения татарского художника Ахсана Фатхутдинова

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

23

7

Иллюстрация прозведения татарского писателя А.Алиша «Сертотмас үрдәк»

1

26.02

24

8

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

1

4.03

Высказываться

о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

25

9

О чём рассказыва

ют нам гербы области.

1

11.03

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

26

10

Герб моей семьи

1

18.03


4 четверть

27

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1

8.04


Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

28

2

Современное выставочное искусство.

1

15.04

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Подбор материа

ла о витражах

29

2

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

1

22.04

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Разрабатывать, создавать эскизы панно, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Подбор материала о мозаич-

ном панно

30

3

Витраж

1

29.04

31

4

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

1

6.05

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Подобра

ть иллюстративный материал

32

5

Мозаичное панно

1

13.05


33

6

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

1

20.05

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

1.подобрать материал по теме

2.выстав

ка работ

34

7

Итоговая контрольная работа

1

27.05


ИТОГО-34 часа

Список литературы:



Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами - изданиями под редакцией Б.М.Неменского.



Учебники:

  • Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс» под редакцией Б.М.Неменского.

Пособия для учащихся:

  • Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского.

Пособия для учителей:

  • Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского.

  • Дополнительные учебники:

- Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998

- Сокольникова, Н.М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998

  • дополнительных пособий для учителя:

- Пономарев, А.М. Школа изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1998;

- Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1998;

- Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище. - М.: Просвещение, 1965;

- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998;

- Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 1995;

  • дополнительных пособий для учащихся:

- Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999;

- Жегалова, С.И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991;

- Вагьянц, А.М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

-Вагьянц, А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997г.

- «Портрет» (Энциклопедия живописи для детей).

«Сказка об отличнике», «Афинская школа». Рафаэль.

- «Сказка о художнике и его тайне». Леонардо.

(«Энциклопедия малыша». Проект И. Маневич)

- «50 великих художников» (Иллюстрационная энциклопедия, Москва. Ю.А.Астахов).

- ИЗО. «Основы композиции» Н.М.Сокольникова, 1996г.

- ИЗО. «Краткий словарь художественных тераминов». Н.М.Сокольникова, 1996г.

- «Какого цвета радуга». Е. Каменева, 1984г.

- ИЗО. «Основы рисунка». Н.М.Сокольникова, 1996г.

- ИЗО. «Основы живописи». Н.М.Сокольникова, 1996г.

- Образовательный диск «Лаковая миниатюра».

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства ввода и вывода звуковой информации: микрофон и колонки.

  6. Сканер.

  7. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows ХР,.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0, Доктор Веб.

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003, 2007, 2010, open office.

  5. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 5.0 Sprint.



© 2010-2022