Рабочая программа по ИЗО для 5 класса. ФГОС. Ломов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса изобразительного искусства (ИЗО) 5 класса составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), примерной программы по ИЗО для 5-7 классов, Основной образовательной программы МБОУ «Авдинская СОШ», и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Рабочая программа реализуется на основе авторской программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. 5-7 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев и др.- 5-е изд., переработанное. - М.: Дрофа, 2012). Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории - исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Курс ИЗО 5 класса открывает трехлетний (5-7 классы) цикл изучения изобразительного искусства в основной школе и опирается на знания учащихся из курса ИЗО начальной ступени обучения.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС и локальному акту МБОУ «Авдинская СОШ» «Положение о рабочей программе…», и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Описание места курса биологии в учебном плане школы.

4. Содержание учебного курса биологии.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

6. Тематическое планирование.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Приложения к программе.






Общая характеристика учебного курса «ИЗО»

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.

При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства. В V - VII классах изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.


Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачами курса являются:

  • развитие художественно - творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально - эстетического восприятия действительности

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально - практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Используемые методы:

  • информационно - рецептивный;

  • репродуктивный;

  • метод творческих заданий;

  • исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).

Используемые технологии:

- игровая (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);

- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)

- педагогический рисунок (рисунок на доске)

- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)

- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)

- проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности)

Основные виды контроля при организации контроля работы:

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • письменный

  • контроль учителя

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы ИЗО для 5-го класса предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

Описание места учебного курса «ИЗО» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «ИЗО» изучается с 5-го по 7-й класс(105 часов).

5-й класс - 1 час в неделю, учебных недель - 35, всего-35 часов.








Содержание учебного курса «ИЗО».

Рисунок (13 часов)

Рисунок как основа любого вида изображения. Графика. Основные изобразительные средства графики: линия, пятно. Приемы работы различными графическими материалами. Разнообразные виды печатной графики: офорт, ксилография, линогравюра, литография.

Поэтапное выполнение рисунка. Анализ геометрической формы предметов.

Конструктивное построение изображения. Передача объема (свет, тень, блик, рефлекс)

Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей конструктивных построений объемных форм.

Изображение пространства улицы, интерьера комнаты.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных.

Живопись (11 часов)

Цвет как средство выразительности живописного образа. Свойства цвета. Собственный цвет предмета. Свет и цвет. Цветовой контраст. Цветовые соотношения. Живописные материалы: акварель и гуашь, их отличия, особенности работы..

Живописный натюрморт.

Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в пейзаже.

Различные живописные техники, применяемые в этюдах и набросках.

Композиция (5 часов)

Понятие «композиция» в изобразительном искусстве. Особенности и этапы работы над тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции.

Жанр изобразительного искусства - тема картины. Жанры: исторический, батальный и бытовой.

Темы исторического прошлого нашей Родины.

Героизм в произведениях художников. Темы современной жизни. Тема труда в произведениях художников. Образ праздника в картинах художников.

Иллюстрирование литературных произведений.

Дизайн (1 час)

Роль дизайна в организации предметно-пространственной среды. Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.

Декоративно-прикладное творчество (3 часа)

Виды декоративно-прикладного творчества. Художественный язык декоративного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции.

Народное искусство. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен.

Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина Мезень.

Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы.

Керамика: игрушки и посуда. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Скопинская керамика.

Учебно-тематическое планирование по ИЗО

Тема

Кол-во часов

1

Рисунок.

13

2

Живопись.

11

3

Композиция.

5

4

Дизайн.

1

5

Декоративно-прикладное творчество.

3

6

Живопись. Композиция.

2

7

Итого

35


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по ИЗО.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Определять последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




Таблица календарно-тематического планирования по ИЗО на 5-й класс.

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Прим.

план

факт

предметные

метапредметные

личностные


Тема 1. Рисунок (9 часов)

1



ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. ФРОНТАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

1

Освоение умения изображать предметы окружающего мира в соответствии с законами линейной перспективы. Овладение навыками конструктивного построения предметов. Выработка умения рисовать отдельные предметы и улицу во фронтальной перспективе, передавать пространство улицы графическими средствами. Формирование представления об особенности восприятия окружающего мира человеком. Знакомство с пейзажами известных художников, умение анализировать пейзаж

Умение проводить анализ художественных произведений, натуры, последовательно выполнять работу. Освоение метода сравнительного анализа. Умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Формирование представления о процессе восприятия пространства глазным аппаратом человека. Наличие творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий.

Умение замечать закономерности линейной перспективы в окружающем мире.

Установление личностного смысла учения. Формирование познавательной активности, развитие интереса к изобразительному искусству. Развитие пространственного воображения, логики, наблюдательности, креативности мышления, координации глаза и руки. Развитие творческого воображения.

Формирование конструктивного мышления. Развитие аккуратности при выполнении работы


2



ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

УГЛОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА


1

Освоение умения изображать предметы, расположенные под случайным углом зрения, в соответствии с законами линейной перспективы. Овладение навыками конструктивного построения предметов

Умение проводить сравнительный анализ натуры. Делать на основе наблюдения самостоятельные выводы, применяя полученные ранее знания. Умение видеть логику в рассуждениях и действиях учителя и следовать ей в самостоятельной работе. Умение планировать свою деятельность, последовательно выполняя построение предметов. Умение прогнозировать результат, анализировать результаты своей работы, сохранять то, что получилось, и исправлять ошибки. Умение рисовать осознанно. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Развитие пространственного представления, логики. Формирование конструктивного мышления. Развитие точности и аккуратности при выполнении работы.

Формирование представления об особенности восприятия окружающего мира человеком. Умение замечать закономерности линейной перспективы в окружающей действительности. Умение самостоятельно использовать полученные на

уроке знания, творчески преломляя их в предлагаемых заданиях


3



ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. РИСУЕМ УЛИЦУ

1

Закрепить знание законов линейной перспективы. Формирование умения конструктивного построения предметов в соответствии с законами линейной перспективы. Знакомство с этапами рисования улицы. Умение выбирать интересную точку зрения, ракурс, передавать пространство улицы в линейном рисунке» изображать улицу в соответствии с натурой. Формирование умения рисовать по представлению.

Умение производить анализ произведений изобразительного искусства, применять полученные знания в собственных работах. Умение анализировать натуру, видеть взаимосвязи объектов окружающего мира. Наличие навыков самообучения. Освоение метода информационного поиска.

Умение последовательно выполнять работу, использовать информационные технологии. Умение слушать собеседника

Любовь к месту своего проживания, двору, улице, дому. Эмоциональное восприятие окружающего мира, осознание его красоты.

Развитие пространственного мышления и воображения, глазомера, аналитических способностей, наблюдательности


4



СОЧИНЯЕМ ИНТЕРЬЕР КОМНАТЫ

1

Знакомство с творчеством художников, изображающих интерьеры. Умение рисовать интерьер в угловой проекции. Умение соблюдать алгоритм действия в процессе рисования интерьера. Развитие умения рисовать по представлению

Глубокий анализ художественных произведений. Выявление причинно-следственных связей между замыслом и его воплощением на полотне. Анализ художественных средств для эмоционального воздействия картин на восприятие человека.

Навыки самообучения, освоение метода информационного поиска. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Развитие эмоционально-образной сферы, эстетических потребностей. Развитие пространственного представления, воображения, логического мышления. Ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


5



ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. ПЕРСПЕКТИВА КРУГА

1

Освоение умения грамотного использования знаний о перспективе круга на практике в различных предлагаемых ситуациях. Рисование с натуры и по воображению. Формирование навыков .конструктивного построения предметов.

Формирование представлений об архитектурных направлениях, об особенностях восприятия окружающего мира человеком. Знакомство с подлинными шедеврами архитектуры разных эпох и стилей с некоторыми произведениями Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Освоение метода сравнительного анализа, самостоятельного поиска примеров воплощения теории на практике. Формирование навыков самообучения.

Умение сравнивать между собой натуру и изображение, последовательно выполнять работу. Умение самостоятельно использовать теоретический и наглядный материал, помещённый в рабочей тетради.

Умение анализировать собственную работу, находить в ней ошибки и исправлять их. Умение проводить анализ содержания произведений изобразительного искусства, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на зрителя

Формирование любви к архитектуре как виду изобразительного искусства.

Развитие кругозора, эстетического чувства прекрасного. Развитие пространственного представления, аналитического мышления, наблюдательности, глазомера, связи глаза и головы, головы и руки. Формирование конструктивного

мышления. Развитие точности и аккуратности при выполнении работы


6



ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ОБЪЁМА ПРЕДМЕТОВ

1

Знакомство с шедеврами Лувра, с творчеством художников-графиков: В. Фаворского,

Г. Гольбейна-младшего, Рембрандта и др. Овладение первичными знаниями об основных видах графики: гравюре, ксилографии, линогравюре, офорте, знаниями о рисунке в целом. Освоение навыка владения штриховкой, тушёвкой, тоном. Формирование навыков передачи объёма куба, передачи расположения плоскости в пространстве, навыков рисования с натуры и по представлению. Научиться штриховать и тушевать, добиваться нужного тона; варьируя нажим на карандаш

Освоение метода информационного поиска: выявление средств передачи объёма предметов, методов передачи тональности. Освоение методов сравнения и анализа произведений изобразительного искусства. Умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Умение сравнивать между собой натуру и изображение, художественные учебные работы, последовательно выполнять работу, пользоваться информационными технологиями. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Любовь к графическому искусству. Развитие глубины восприятия окружающего мира, кругозора, эстетического чувства прекрасного.

Развитие пространственного представления, аналитического мышления наблюдательности, моторики руки


7



СВЕТ И ТЕНЬ

1

Формирование навыков передачи объёма основных геометрических тел и использование этих знаний и умений при выполнении объёма предметов простой формы.

Формирование навыков передачи объёма средствами рисунка, навыков владения карандашом, рисования с натуры

Умение проводить сравнительный анализ светотеневой градации на основных геометрических телах и предметах простой формы; анализировать натуру, наглядный материал, производить анализ и самоанализ работ. Развитие умения на основании наблюдения и анализа делать выводы. Умение последовательно вести работу. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Развитие наблюдательности, аналитического мышления, моторики руки, связи глаза и головы, головы и руки. Ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, на образец поведения хорошего ученика. Развитие эстетических потребностей


8



РИСУЕМ НАТЮРМОРТ

1

Умение находить выгодный ракурс, выполнять в соответствии с натурой линейно-конструктивное построение натюрморта, его тоновое решение. Умение последовательно вести работу, рисовать натюрморт в соответствии с натурой, передавая пропорциональное соотношение предметов между собой, пропорции и форму каждого предмета в отдельности, тоновые отношения предметов в натюрморте. Умение лепить объём предметов графическими средствами

Освоение методов анализа, сравнения, самоанализа собственной работы. Умение выстраивать алгоритм действий. Умение использовать накопленный опыт, теоретические знания по нескольким темам в одной работе. Освоение навыков самообучения, метода информационного поиска. Использование компьютерных технологий в процессе выполнения творческих заданий. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Умение видеть прекрасное в обыденном.

Развитие аналитических способностей, пространственного мышления, глазомера, наблюдательности, моторики руки, профессиональных навыков


9



РИСУЕМ НАТЮРМОРТ

1

Умение последовательно вести работу, рисовать натюрморт в соответствии с натурой определять тоновые отношения между предметами натюрморта, между световыми, полутеневыми, теневыми участками предметов. Лепить объём предметов графическими средствами

Умение анализировать свою работу, сравнивая с натурой, находить ошибки и пути их исправления. Умение выстраивать алгоритм действий, доводить работу до логического конца

Умение видеть прекрасное в обыденном.

Развитие аналитических способностей, пространственного мышления, наблюдательности, моторики руки, профессиональных навыков


Тема2. Живопись (4 часа)

10



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

1

Первичные знания о спектре, основных свойствах цвета. Умение подбирать нужные по светлоте, насыщенности и цветовому тону цвета. Развитие умения лепить объём разными живописными средствами. Умение получать цвета монохроматическим и хроматическим смешением. Овладение навыками живописного письма, владения кистью, письма гуашевыми красками

Умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха и неуспеха, делать выводы, искать пути исправления ошибок. Освоение метода информационного поиска. Умение воспользоваться ранее полученными знаниями, своим жизненным опытом и на их основе выйти на новое понимание предмета, на новый уровень знания. Совершенствование навыков анализа, сравнительного анализа художественных произведений, работ одноклассников и своих работ. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Развитие самостоятельности мышления, целеустремлённости, внимательности, старательности, аккуратности, моторики рук. Расширение кругозора. Развитие цветовосприятия. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Понимание смысла изучения научных основ цветоведения. Ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие эстетических потребностей


11



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА

1

Умение писать живописно ограниченной цветовой палитрой. Умение выделять героев композиции цветом и тоном, гармонично сочетать цвета в работе. Наличие творческого подхода к выполнению работы. Умение выполнять работу осмысленно. Знакомство с творчеством известных художников - К. Брюллова, Д. Левицкого

Умения суммировать знания и умения в одной работе, доводить работу до конца, работать в графическом редакторе, пользоваться электронной почтой.

Овладение навыками самоанализа и анализа, сравнительного анализа.

Прогнозирование конечного результата практической работы. Планомерное доведение работы до прогнозируемого результата

Развитие самостоятельности, мышления, цветовосприятия, чувства гармонии, логики. Расширение кругозора. Любовь к творчеству русских художников. Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, и выходить самостоятельно на новый уровень знания.


12



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА. ЗАКОН КОНТРАСТОВ В КОМПОЗИЦИИ

1

Формирование навыков смешивания красок, навыков получения цвета, соответствующего натуре, замыслу. Формирование навыков выделения . главного в работе тоновым контрастом и цветом. Формировать навыки живописного выполнения работы. Формирование знаний о гармоничных цветовых сочетаниях и умений их использовать в практической работе

Освоение метода анализа и самоанализа. Формирование умения мысленно просчитывать конечный вариант, варианты решения поставленной задачи. Развитие умения добиваться намеченного результата в практической работе. Развитие умения осознанного применения теории на практике.

Освоение метода информационного поиска. Развитие умения пользоваться информационными технологиями.

Умение проводить анализ художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения

Развитие цветовосприятия, аналитического мышления, логики, воображения. Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания и выходить самостоятельно на новый уровень знания


13



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. РОДСТВЕННЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА. ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

1

Знакомство с понятиями: «родственные и дополнительные цвета», «контраст», «цветовой контраст». Знакомство с такими понятиями, как «цветовое сочетание», «взаимное повышение насыщенности (яркости) дополнительных цветов». Знакомство с художественными средствами выделения композиционного центра. Использование родственных и дополнительных цветов для выделения героев композиции цветом и тоном. Умение гармонично сочетать цвета в работе

Умение различать межпредметные связи - биологии, зоологии, изобразительного искусства.

Освоение метода анализа художественных произведений, учебных работ одноклассников, самоанализа. Умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха и неуспеха, делать выводы, искать пути исправления ошибок. Формирование умения представлять окончательный вариант работы, варианты решения поставленной задачи. Умение добиваться намеченного результата в практической работе. Развитие умения осознанного применения теории на практике. Освоение метода информационного поиска. Умение воспользоваться ранее полученными знаниями и на их основе выйти на новое понимание предмета

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии, умения продумывать свои действия в соответствии с поставленными задачами и в соответствии с намеченным планом вести работу. Умение добиваться намеченной цели. Развитие умения руководствоваться в практической деятельности комплексом теоретических знаний. Развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы, аккуратности и прилежания. Наличие творческого, осмысленного подхода к выполнению работы.

Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, и выходить самостоятельно на новый уровень знаний. Ориентация на образец поведения примерного ученика. Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


Тема 3.Композиция (2 часа)

14



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ. ЗАКОН КОНТРАСТОВ В КОМПОЗИЦИИ.

1

Развитие умения рисовать осознанно.

Знакомство с творчеством художников Н. Ге, А. Куинджи, Ф. Васильева, И. Айвазовского и др. Развитие знаний о цветовом контрасте, умений пользоваться цветовым контрастом в работах, обнаруживать в произведениях художников.

Формирование умения выделять композиционный центр цветовым контрастом

Знание о воздействии контрастных цветов на восприятие человека. Умение видеть явление цветового контраста в живописи, рекламе, театральных костюмах и т. д. Умение пользоваться в процессе выполнения практического задания опорными сигналами. Умение в одной работе использовать обобщённые знания по нескольким темам. Умение делать презентацию на заданную тему. Умение слушать собеседника, вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение проводить анализ художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя

Умение концентрировать внимание в процессе выполнения задания.

Развитие эстетических потребностей, цветовосприятия, чувства гармоничного цветового сочетания. Развитие аналитического мышления. Умение пользоваться методом самоанализа, анализа, сравнительного анализа.

Развитие интереса и глубокого понимания изобразительного искусства. Развитие чувства прекрасного. Умение использовать свой жизненный опыт в процессе изучения новой темы. Ориентация на образец поведения примерного ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


15



ЗАКОН КОНТРАСТОВ В КОМПОЗИЦИИ

1

Формирование навыков владения цветом. Умение теоретические знания применять на практике, тоном и цветом выделять композиционный центр, находить гармоничные цветовые сочетания, самостоятельно подбирать художественные средства для выполнения задания. Развитие умения справляться с комплексом задач

Умение проводить анализ художественных произведений, сравнительный анализ двух произведений на основе полученных результатов делать выводы, позволяющие подняться на новую ступень понимания предмета. Развитие умения использовать компьютерные технологии при выполнении творческих заданий. Умение слушать собеседника и вести диалог,

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии, цветовосприятия, логического и аналитического мышления, внимательности, умения концентрировать усилия на решении поставленных задач. Развитие моторики руки. Ориентация на образец поведения примерного ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


Тема 4. Дизайн (1ч)

16



ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ

1

Способность выразить внутреннее ощущение себя через создание новогоднего костюма. Закрепление знаний о контрастных и родственных цветах, цветовом и тоновом нюансе, о влиянии цвета на восприятие образа. Умение использовать знания о ритме, силуэте, гармоничных пропорциях, гармоничных цветовых сочетаниях, акценте в практической работе

Развитие умения использовать знания по цветоведению в разных областях искусства. Умение проводить анализ изображения или фотографии с определённой целью. Умение последовательно выполнять работу. Освоение метода сравнительного анализа, в том числе художественных произведений. Умение делать самостоятельные выводы на основе наблюдения и полученных ранее знаний.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные

связи.

Умение воплощать творческий замысел на практике. Освоение навыков самообучения, метода информационного поиска. Умение использовать компьютерные технологии для выполнения творческих заданий.

Умение слушать собеседника, вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Развитие эстетических потребностей, вкуса, культуры одежды, культуры поведения. Развитие чувства гармонии, цветовосприятия, фантазии, креативности мышления. Профориентация.

Ориентация на образец поведения примерного ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


Тема 5. Декоративно-прикладное творчество(3ч)

17



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИЗАЙНА. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1

Представление об основных видах дизайна (профориентация), о круге знаний, которыми должен обладать дизайнер, об основных художественных средствах выразительности в дизайне.

Знакомство с задачами декоративно-прикладного искусства, средствами выразительности, отличиями художественного языка декоративно-прикладного искусства от реалистического.

Знакомство с особенностями художественного языка декоративно-прикладного искусства. Знания о правилах, приёмах и средствах декоративной композиции, о закономерностях создания статичных и динамичных композиций. Первоначальные знания о приёмах стилизации изображения. Умение подбирать и использовать

Развитие умения преобразовывать информацию о цветовом контрасте и использовать её в различных областях искусства. Умение логически рассуждать, делать выводы и умозаключения, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение классифицировать объекты по его основным видам дизайна. Умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, в том числе знания, полученные на уроках изобразительного искусства по темам «Цветоведение», «Композиция». Самостоятельно выходить на новый уровень знания в области дизайна, статичных и динамичных декоративных композиций путём сравнения и анализа. Умение выделять

Развитие аналитического мышления. Формирование бережного отношения к материальной и духовной культуре. Формирование эстетических потребностей. Умение соотносить личный жизненный опыт с полученными знаниями. Развитие наблюдательности, самостоятельность в процессе выполнения практического задания, подборе нужных художественных средств для выполнения поставленных задач. Способность к сотрудничеству со взрослыми. Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат


18



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

1

Знакомство с традиционными народными промыслами, связанными с росписью по дереву, их отличительными особенностями.

Наличие общих знаний о хохломской росписи: средствах художественной выразительности, приёмах стилизации, основных традиционных типах письма. Совершенствование навыков владения кистью, вы-

Развитие умения анализировать изображения и на основе наблюдения и анализа делать выводы. Умение классифицировать виды росписи по дереву. Умение анализировать натуру, выделять главные характерные особенности. Умение вести работу последовательно, соблюдая определённые этапы, контролировать учебные действия и оценивать результат.

Развитие патриотических чувств, любви и уважения к своей стране, к традиционным народным промыслам, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Развитие образного мышления, зрительной памяти, аналитического мышления, умения сравнивать изображение со зрительными образам


19



НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

1

Освоение закономерностей построения декоративной композиции. Формирование представления о целостности композиции, композиционном центре. Умение использовать в процессе работы над композицией приём обобщения. Умение самостоятельно придумывать и воплощать в материале декоративную композицию, составлять декоративные композиции с учётом формы изделия. Наличие комплексного представления о хохломской росписи.

Навыки владения кистью._


Умение определять понятия, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность.

Умение устанавливать причинно-следственные связи между формой изделия и росписью. Умение планировать свою деятельность от замысла до её воплощения, использовать ранее полученные умения в практической творческой работе. Умение планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат

Уважение к традициям и культуре своей страны, бережное отношение к материальной и духовной культуре. Формирование эстетических потребностей, ценностных ориентиров, патриотических чувств. Развитие креативных качеств личности, творческого начала, образного мышления, пространственного воображения. Умение самостоятельно, поэтапно выполнять задание в соответствии с поставленными целями и задачами. Развитие моторики руки


Тема 6. Живопись (5ч)

20



МЫ ПИШЕМ ЭТЮДЫ ЦВЕТОВ И ВЕТОК АКВАРЕЛЬЮ

1

Формирование навыков письма акварельными красками, чувства технических особенностей выполнения работы по сырому и сухому листу бумаги, пользования палитрой для нахождения нужного тона и цвета в живописи.

Развитие художественного восприятия натуры, её пластики, ритмического построения, цветового звучания. Способность к созданию выразительного художественного образа. Умение выбирать качественные материалы для работы акварелью

Умение планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать качество выполнения работы, оценивать результат. Развитие наблюдательности и аналитического мышления в процессе передачи конструктивного построения цветов и веток деревьев, в процессе живописного решения этюда. Умение логически рассуждать, делать выводы и умозаключения. Уметь сравнивать изображение с натурой.

Умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных

Формирование тонкого зрительного и чувственного восприятия натуры, пробуждение душевного трепета от созерцания красоты природы и творений рук человеческих. Формирование эстетического восприятия мира, эстетических потребностей, художественного вкуса. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Развитие цветовосприятия, моторики руки, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей. Умение самостоятельно выполнять задание, проявляя своё понимание и видение натуры, отражать её эмоциональное восприятие, использовать в работе свои знания, умения. Развитие творческих способностей. Способность к самооценке и самоконтролю


21



ЖИВОПИСНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ОБЪЁМНОЙ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

1

Умение передавать объём с помощью направления мазка по форме предметов, тонкой светотеневой градации, правильных тоновых отношений между всеми участками светотени. Совершенствование умения писать гуашью. Более полные знания о средствах передачи объёма живописными средствами

Умение применять ранее полученные знания в области рисунка к живописи в процессе лепки формы предметов гуашью. Умение соблюдать этапы ведения работы. Умение применять эффективные приёмы работы на практике, достигать поставленной цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование самостоятельности. Развитие пространственных представлений. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией


22



СОБСТВЕННЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ПРЕДМЕТА

1

Знания о сущности объёмного видения человека, об образовании светотени. Представление о понятиях «локальный цвет», «собственный цвет» предмета, об отличии живописи локальными цветами от живописи, передающей собственные цвета предметов в зависимости от освещения и окружения. Умение копировать образец, применять на практике теоретические знания, писать живописно с учётом влияния на изменение цвета предмета освещения и окружения. Умение в соответствии с образцом передавать тон и цвет, лепить объём геометрических тел всеми живописными средствами - направлением мазка, светотетенью

Умение видеть и анализировать влияние освещения и окружения на изменение собственного цвета предмета. Умение делать выводы и умозаключения на основе экспериментов и наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия. Умение самостоятельно выполнять работу по образцу, самостоятельно планировать этапы выполнения задания. Умение определять наиболее эффективные способы и пути достижения поставленных целей, контролировать учебные действия и оценивать результат. Освоение метода информационного поиска. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность с учителем и одноклассниками

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие пространственных представлений, цветовосприятия, наблюдательности. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией


23



ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РИСОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1

Применение на практике знаний по темам: «Цвет предмета», «Свет и цвет», «Цветоведение». Умение лепить объём предмета живописными средствами, в соответствии с натурой передавать цвет предмета. Умение видеть и передавать нюансы собственного цвета на свету и в тени, влияние на цвет предмета освещения и окружения, писать живописно. Навыки передачи объёма живописными средствами. Освоение метода работы над натюрмортом цветовыми отношениями

Умение преобразовывать информацию, на практике применять теоретические знания. Умение анализировать художественные произведения, сравнивать изображения между собой, обобщать информацию, устанавливать аналогии, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения. Умение анализировать натуру, сравнивать между собой натуру и изображение. устанавливать причинно-следственные связи изменения собственного цвета предмета. Умение планировать этапы и результат выполнения работы, применять эффективные приёмы работы на практике, достигать поставленной цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение использовать для решения художественных задач компьютерные технологии

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Дальнейшее развитие цветовосприятия, культуры целенаправленного наблюдения, аналитического мышления. Дальнейшее развитие пространственных представлений. Сформированность самостоятельности. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Способность к самооценке владение познавательной

личностной рефлексией. Ориентация на образец поведения примерного ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


24



ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1

Умение находить локальный цвет предметов, выполнять форэскизы к натюрмортам, писать натюрморт в цвете поэтапно. Навык определения и передачи в соответствии с натурой цветовых отношений. Умение видеть сходство и различие между всеми предметами, составляющими натюрморт по цвету. Навык лепки объёма в цвете. Умение в соответствии с натурой передавать изменения собственного цвета предмета в соответствии с освещением и окружением .

Умение последовательно выполнять работу, вести её к заранее продуманному результату, сравнивать, анализировать, обобщать, умение логически рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Умение контролировать учебные действия и оценивать результат.

Умение анализировать натуру, видеть взаимосвязи объектов окружающего мира. Умение прослеживать идею, в соответствии с которой подбираются предметы для натюрморта. Освоение навыков самообучения. Умение использовать для решения художественных задач компьютерные технологии

Дальнейшее формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие наблюдательности, аналитического мышления. Умение внимательно наблюдать натуру в соответствии с какой-либо целью, выполнять практическую работу вдумчиво и эмоционально. Развитие пространственного представления. Развитие способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Развитие способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией


Тема 7. Живопись. Композиция (2ч)

25



МЫ СОЧИНЯЕМ НАТЮРМОРТ

1

Умение самостоятельно сочинять натюрморт в соответствии с заданной темой. Умение придумать идею, содержание натюрморта в соответствии с ними продумывать средства художественной выразительности: композиционный центр и его окружение, композиционную схему размещения предметов и их компоновку по правилам композиции

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения. Умение проводить анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Развитие фантазии, воображения, образного мышления, пространственных представлений. Формирование навыка самостоятельного ведения работы. Умение планировать результат и продумывать пути его достижения. Способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личной рефлексией, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками


26



МЫ СОЧИНЯЕМ НАТЮРМОРТ

1

Умение в соответствии с идеей и содержанием натюрморта продумывать средства художественной выразительности: материал, колорит и цветовую гамму

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение обобщать материал, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. Умение проводить анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение, осуществлять совместную деятельность. Умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации (книги, Интернет и т. д.)

Развитие фантазии, ассоциативного мышления. Формирование навыка самостоятельного ведения работы, биение планировать результат и продумывать пути его достижения. Использовать, аккумулировать в творческой работе знания о цветоведении, живописном решении натюрморта и пр. Умение самостоятельно осуществлять подбор вырази- средств с целью раскрытия

содержательной и эмоциональной составляющей натюрморта


Тема 8. Рисунок (4ч)

27



РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ

1

Умение выполнять наброски животных с натуры, анализировать натуру, выделять главные, характерные черты, уверенность в проведении линий. Умение передавать в соответствии с натурой пропорции, сходство внешней формы. Умение рисовать по памяти и по представлению, передавая сходство с натурой


Умение проводить анализ содержания произведений художников, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя. Умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение анализировать натуру, сравнивать изображение с ней, умение рассуждать, делать выводы и умозаключения на основе наблюдений, анализа и рассуждении, воспоминаний. Умение основываться в работе на воспоминаниях о ранее увиденном, умозрительном анализе формы, пропорций и прочего объекта изображения. Умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари.


Развитие наблюдательности, памяти, пространственного мышления и представления. Развитие быстроты мышления точности глаза и руки, их взаимодействия. Развитие аналитического, логического мышления. Сформированность эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного. Развитие самостоятельности


28



РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ ЦВЕТОМ

1

Умение отличать наброски от этюдов. Умение самостоятельно компоновать изображение на листе, выбирать интересный ракурс, подбирать художественный материал, технику, манеру исполнения работы в соответствии с натурой


Умение анализировать произведения изобразительного искусства с целью выявления средств художественной выразительности. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, аргументировать и отстаивать своё мнение


Формирование эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного, цветовой гармонии. Развитие наблюдательности, пространственного мышления и представления. Развитие самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю. Развитие аналитического, логического мышления и цветовосприятия



29



ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

1

Сформированность представлений об идеальных пропорциях фигуры человека. Умение рисовать фигуру человека в анфас и в профиль


Умение контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение сравнивать, анализировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения

Сформированность эстетических потребностей. Умение использовать жизненный опыт в процессе изучения нового материала, выходить на новый уровень освоения заданий. Дальнейшее развитие пространственных представлений. Способность к самоконтролю


30



РИСОВАНИЕ НАБРОСКОВ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ

1

Умение видеть и передавать пропорциональные особенности фигуры человека. Умение быстро схватывать и передавать движение фигуры в пространстве, особенности пластики, в соответствии с натурой передавать движения по основным осевым линиям фигуры человека. Умение в набросках передавать перспективные сокращения". Умение выполнять наброски быстро, точно

Умение анализировать пропорциональные особенности натуры, движение в пространстве основных осевых линий фигуры человека. Умение вычленять самое важное, существенное и передавать это в изображении. Умение планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели. Умение вести работу последовательно. Умение анализировать свою работу, сравнивать

Развитие эстетического чувства прекрасного, развитие остроты зрения, быстроты аналитического ума, пространственных представлений. Развитие точности руки, связи руки и мысли. Развитие умения видеть прекрасное в натуре. Формирование самостоятельности в работе. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. Способность к самооценке и самоконтролю.


Тема 9. Живопись(2ч)

31



МЫ ПИШЕМ ПЕЙЗАЖ

1

Знание основных тоновых отношений в пейзаже. Умение работать цветовыми отношениями. Умение передавать пространство в пейзаже. Умение писать живописно

Умение контролировать свои учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе своих рассуждений

Развитие пространственного мышления и представления, умения рассуждать, анализировать, опираться на свою зрительную память в процессе рисования. Формирование эстетических потребностей, чувств, любование природой, бережного отношения к ней, формирование любви к Родине


32



МЫ СОЧИНЯЕМ ПЕЙЗАЖ

1

Умение сочинять пейзаж-настроение. Умение передавать настроение композиционными приёмами, ритмом линий, пятен, цвета и света, цветовой гаммой, колоритом. Писать выбранное время года. Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности с целью раскрытия замысла пейзажа

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Умение использовать для решения познавательных задач учебник и рабочую тетрадь, мультимедийные образовательные ресурсы, другие источники информации

Развитие фантазии, воображения, пространственного представления, художественного чутья, чувства гармонии, эстетических потребностей и чувств. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат


Тема 12. Композиция (3ч)

33



ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

1

Знание перспективного построения пейзажа. Умение определять жанр живописи. Знание этапов создания картины. Знание законов композиции: закона жизненной правды и закона целостности, умение использовать их в творческих работах. Умение придумать интересную композицию, раскрыть содержание через композиционное решение рисунка, выделить главных героев местоположением, размером, выразительностью образа, окружением создать атмосферу происходящего, раскрыть содержание. Умение использовать в работе разнообразный ритм пятен и линий

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути их достижения. Умение контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Умение использовать для решения познавательных, художественных задач учебник, мультимедийные образовательные ресурсы, Интернет

Формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, представлений о нравственных нормах. чувств. Дальнейшее развитие фантазии, воображения, пространственного представления, художественного чутья, чувства гармонии. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат


34



ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

1

Умение в соответствии с содержанием композиции подбирать время года, дня, освещение и в соответствии с ними выбирать выразительный колорит и цветовую гамму. Умение передавать настроение цветом, выделять композиционный центр цветом, использовать в качестве средства художественной выразительности цветовой и тоновой контраст

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать

Формирование гуманистических, демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране, будущей профессии, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Формирование представлений о нравственных нормах. Дальнейшее развитие фантазии


35



ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1

Умение сочинять пейзаж-настроение. Умение передавать настроение композиционными приёмами, ритмом линий, пятен, цвета и света, цветовой гаммой, колоритом. Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности с целью раскрытия замысла пейзажа

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат.

Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Художественные произведения и репродукции по творчеству выдающихся отечественных художников, скульпторов, архитекторов (А.Венецианов, А.Иванов, В.Перов, П.Федотов, А.Воронихин, А.Захаров, В.Баженов, И.Крамской, В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, В.Серов, И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, М.Нестеров, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Ю.Пименов, А.Дейнека, А.Корин, Б.Неменский, Е.Чарушин, Ю.Васнецов, С.Коненков, В.Мухина, М.Аникушин, Е.Кибрик и др.).

  2. Художественные произведения и репродукции по творчеству классических и современных зарубежных художников (С.Боттичелли, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджело, Х.Рембрандт, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ж.-Б.Шарден, К.Моне, В.Ван-Гог, О.Ренуар, Э.Дега, П.Сезанн, А.Матисс, Р.Кент, Д.Сикейрос, Р.Гуттузо, П.Пикассо и др.).

  3. Коллекции произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.) и других стран (Лувр, Дрезденская галерея, Прадо, Метрополитен и др.).

  4. Изделия декоративно-прикладного искусства России (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Палех и другие промыслы русских областей и национальных республик).

  5. Экранные пособия (комплект дисков с фильмами и презентациями по предмету).

  6. Фонотека.

  7. Образцы работ (выполненные учителем и учащимися) по темам уроков.

  8. Натюрмортный фонд: натурные объекты (драпировки, кувшины, чайники, вазы, модели геометрических тел из гипса или из дерева, муляжи фруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.), натурные столики для натурных постановок (3-4 шт.) со специальными светильниками к ним.

  9. Раздаточные материалы для учащихся - гербарий, наборы открыток с репродукциями работ художников.

  10. Принадлежности для учителя и учащихся: указка, материалы для показа педагогического рисунка, различные материалы и инструменты в соответствии с типовой программой, баночки (пластмассовые) для воды и инструментов на парты и т.д.

Оборудование кабинета:

1.Доска металлическая трехстворчатая, экран.

  1. Парты ученические.

3. Шкафы и стеклянные витрины для хранения наглядных и дидактических пособий.

4. Технические средства обучения (компьютер, проектор)

Список литературы

1.Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010г.

3.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

4.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 128

5.Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.

6. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

7.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

8.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

9. ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012 10.ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012 11.Электронное приложение к учебнику www,drofa.ru

12.ИСКУССТВО Изобразительное искусство. 5 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2012.


Критерии и нормы оценивания.


Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Выставление оценки «2» противоречит эстетическим задачам предмета «Изобразительное искусство», направленным на формирование положительного отношения к искусству, поэтому оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения.

За способности и за поведение оценка на уроке не выставляется.

Домашнее задание задается очень редко, в исключительных случаях, очень маленькое по объему. Обычно задание выполняется не за одну неделю.


© 2010-2022