Урок «Русский пряник» /по ФГОС/

Урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Русский пряник" /по программе Т.Я.Шпикаловой/. Урок построен соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока: познакомить учащихся с новым видом народного творчества - пряничным производством, традициями и обычаями предков.На уроке школьники познакомятся с историей пряничного дела на Руси, особенностями разных видов пряников. Рассмотрят образцы, рисунки и фотографии русских пряников.  Микрогруппы расскажут о видах пряников. Учащиеся научатся укр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Р у с с к и й п р я н и к»

Класс: 4 А

Тип урока: урок изучения нового материала

Выполнила:

Пачина И.И. учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 94 с углубленным изучением отдельных предметов









г.Волгоград

2014 г.

Цель: познакомить учащихся с новым видом народного творчества - пряничным производством, традициями и обычаями предков; создать эскиз русского пряника.

Задачи:

  • формировать художественно - графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, животных, рыб);

  • познакомить учащихся с историей пряничного дела на Руси; выявить особенности разных видов пряников;

  • научить украшать силуэт пряника, используя элементы орнаментальной росписи: линии, мазки, точки, кружочки, завитки;

  • совершенствовать навыки работы кистью (концом кисти, всем ворсом, примакиванием, тычком);

  • развивать творческое воображение учащихся, фантазию;

  • воспитывать эстетический вкус, интерес к декоративной работе.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий);

практический (практическая работа творческого характера).

Организационно - дидактическое обеспечение:

Для учителя: образцы современных пряников, рисунки и фотографии русских пряников, шаблоны пряников.

Для учащихся: гуашевые краски, кисти, палитра, баночка для воды, альбомный лист, карандаш.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Литературный ряд: стихи.

Планируемые результаты обучения:

Научатся:

Предметные: проявлять интерес к художественным традициям своего народа;

приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности.

Метапредметные: видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства.

Регулятивные: контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Личностные: эмоционально воспринимать изделия декоративно- прикладного искусства;

применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности.

Сценарий урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)


Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку изобразительного искусства?


Настрой на урок.


Самооценка готовности к уроку.

II. Постановка цели урока.

Эй, малолетки!

Пряники редки,

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

Киты, лошадки!

Посмотришь - любы!

Раскусишь - сладки,

Оближешь губы!

-Как вы думаете, почему мы начали урок со стихотворения про пряники?

- Правильно, тема нашего урока «Русский пряник».

Сегодня мы узнаем о пряничном производстве, о видах пряников и научимся выполнять эскиз русского пряника.

Учащийся читает стихотворение.



-Тема нашего урока «Пряник».


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1 Беседа по теме «Русский пряник».

Пряники изготавливали на Руси с древнейших времен.

В XVIII - XIX в .в. пряничное дело было очень распространенным народным промыслом.

-Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения, любви.

Пряники, которые дарили в «почесть», часто делали по специальному заказу очень большими. На таких пряниках длиной до метра нередко указывали имя того человека, которому преподносили пряник.

Некоторые из них были так велики, что весили по несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда на двух. Свадебные обряды, дни новоселья, приношения в прощеное воскресенье и дни именин имели в старину теснейшую обрядовую связь с нарядными пряниками.

-Ребята, любите ли вы пряники?

-А знаете ли вы, почему это лакомство назвали «пряником»?

Ответить сможете, если будете внимательны на уроке.

-Ребята, какие древние русские города вы знаете?

-Как вы думаете, в каких городах мог развиться пряничный промысел?

Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

-Ребята, давайте запишем в тетрадь виды пряников.

Домашним заданием было найти информацию о видах пряников.

На прошлом уроке мы сформировали микрогруппы для выполнения заданий.

И, сейчас, проверим, как они справились.

Первая группа расскажет нам о печатных пряниках.

Печатные пряники делались при помощи деревянных форм. Эти формы вырезались из твердых пород дерева, чаще всего из груши, березы и назывались пряничными досками.

Доска с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем. Рисунки, вырезанные на досках, очень разнообразны. Часто делали пряники с досок, на которых были вырезаны различные фигуры, узоры и надписи: «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь», «Сей пряник с медом, с перцем, с духами».

Пряники всегда были лакомством. Их пекли в виде животных, птичек, рыб, ангелочков, домиков и т.д.

Изделия пекарей были созданы в соавторстве с резчиками досок.


С лепным пряником нас познакомит вторая группа.

Лепные пряники были распространенны более всего на Севере. Их делали не при помощи форм, а лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба.

Из - под рук безвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Лепные пряники были объемными и из жгутиков. На Севере эти фигурки назывались «козули».

-Что же необходимо добавить в тесто, чтобы пряники, стали ароматными?

-Какие пряности?

Слово пряник происходит от слова «пряности», т.е. «сухие духи». Семена душистых трав: имбиря, корицы, гвоздики, душистого перца - все это добавляли в тесто.

Третья группа расскажет нам о фигурных вырезных пряниках.

Вырезные пряники делались при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображения на тесте. Большие подарочные пряники изготовляли самые искусные мастера вручную, ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из темного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белой и цветной сахарной глазури и даже покрывались специальной позолотой. Красочные пряники (фигурки птиц, животных, рыб, домики и т.д.) пекут к новогоднему празднику мастерицы русского Севера. Такими пряниками не только угощают детвору, но и украшают праздничную елку. Вкусные елочные игрушки доставляют много радости детям и взрослым.

-Вы ребята молодцы, каждая группа постаралась, нашли очень интересную информацию о видах пряников.

-Как вы думаете, какие пряники считались самыми красивыми?

- Какие пряники изготавливали при помощи металлических форм?

Формы пряников выполняли из узких полосок листовой стали.

Искусство изготовления пряников не умерло, оно продолжает жить и в наши дни. Традиции отцов и дедов сохранились.

Выпускаются печатные пряники в Туле.

-Как делается тульский пряник?

Не забыли о древнем искусстве и московские пряничники, один из комбинатов выпускает печатные пряники с изображением Московского Кремля.

Физминутка.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Поочередно касаемся головы, рук, ног.

2 Формирование практических умений.

Форма и украшение вырезного пряника.

Выполнение эскиза русского пряника.

-Ребята, какие зимние народные праздники вы знаете?

-Правильно.

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли «коляды». Этот народный праздник был как бы отголоском древних земледельческих празднеств в честь духов предков. К этому дню всегда пекли фигурные пряники в виде птичек, которые так и называли «коляды».

Сегодня мы выполним эскиз русского пряника.

-Давайте вспомним, что такое эскиз?

Учитель раздает шаблоны силуэтов пряников (фигурки сказочных птиц, животных, рыб).

-Как правильно обвести шаблон пряника на альбомный лист?

-Каким цветом выполним фон фигурного пряника?


-А теперь вы должны украсить свой силуэт фигурного пряника орнаментом, сразу кистью, без предваритель-ного линейного рисунка.

Прежде чем расписать пряник, давайте вспомним, что такое орнамент?

-Что такое ритм?

-Какие характерные детали можно передать в декоративном силуэте фигурного пряника?


Большую часть поверхности пряника нужно украсить узорами.

-Какими элементами можно украсить пряник?

-Какие краски украсят ваши пряники?

-Каким цветом лучше обвести силуэт пряника?

-Какие приемы работы с кистью будем использовать в работе?

-А, сейчас ребята, я попрошу вас представить себя народными мастерами- пряничниками и выполнить свой эскиз русского пряника.


-Это праздничное угощение.





-Вологда, Москва, Псков, Тула, Новгород.

-В Туле.


Учащиеся записывают в тетрадь виды пряников: печатные, лепные, вырезные.


Выступление 1 группы.




Учащийся читает стихотворение.

Если хочешь сладко жить

И остаться статным

Надо чай зеленый пить

С пряником печатным.

Выступление второй группы.



Душистые травы.


Выступление третьей группы.




-Печатные пряники.

-Вырезные пряники.


-С начинкой, а сверху покрывается белой сахарной глазурью.


Учащиеся выполняют упражнения.




-Рождество, Новый год, Крещение.


-Эскиз - предварительное изображение (набросок), передающее самые общие черты будущего произведения.

-Шаблон пряника обводим посередине листа.

-Коричневым цветом.

Учащиеся обводят на альбомном листе шаблоны силуэтов пряников и закрашивают фон пряника коричневым цветом.

-Орнамент - это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких- либо декоративных элементов.

-Ритм - равномерное чередование каких - либо элементов в узоре изделия.

-У птиц- крылья, хохолок, голову, клюв, хвост.

-У рыб- голову, жабры, плавники, хвост, чешую.

-У лошадок- голову, хвост, гриву, копыта, седло.

-Полосками, точками, пятнами, волнистыми линиями и завитками.

-Белая, розовая, голубая, светло- зеленая, оранжевая краска.

-Темно - коричневым цветом.

-Будем рисовать узоры концом кисти, всем ворсом, примакиванием, тычком.

Звучат русские народные мелодии и учащиеся выполняют эскиз русского пряника.

IV. Итог урока. Рефлексия

Экспресс- просмотр выполненных работ. Выставление оценок. - Давайте посмотрим ваши работы.

Вопросы для обсуждения: -Какая работа вам нравится?

-Чем она вам нравится?

-Какой пряник вы считаете самым нарядным?

Учитель предлагает закончить предложения: -На уроке я приобрел знания… -Теперь я могу… -Я научился…

Ребята, на следующем уроке по своему эскизу вы вылепите пряник из соленого теста.

Домашнее задание: найти и записать рецепт русского пряника.


Ответы детей.


-О пряничном производстве.

-Различать виды пряников.

-Выполнять эскиз пряника.



© 2010-2022