Рабочая программа Искусство (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан




Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова Г.Р ___________

Протокол №1 от « 28 » августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29» августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по учебному предмету «Искусство» для 9 класса


Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович,

учитель первой квалификационной категории







2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по искусству составлена на основе следующих документов:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы по искусству для 9 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

Учебный план МБОУ «ИСОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Структура документа

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

  • титульный лист,

  • пояснительная записка

  • календарно-тематический план

  • содержание учебного предмета

  • требования к уровню подготовки учащихся.

  • перечень учебно-методического обеспечения

  • планирование

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9 классе 17 часов по музыке и 17 часов по изобразительному искусству , из расчета 1 учебный час в неделю.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Тема раздела

Количество

часов

Примерные сроки

1

Воздействующая сила искусства.

9

03.09-29.10

2

Искусство предвосхищает будущее.

7

12.11-24.12

3

Дар созидания. Практическая функция

11

14.01-31.03

4

Искусство и открытие мира для себя

7

07.04-19.05

5

Всего

34

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военнуютему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93«Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

- освоение знаний о музыке, ее интонационно - образной природе, жанровом и стилевом многообразии.

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально - творческой деятельности.

- воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения музыки ученик должен

Знать и понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • Основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • Многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • Основные формы музыки;

  • Имена выдающихся композиторов и музыкантов - исполнителей.

Уметь

  • Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов.

  • Выразительно исполнять соло.

  • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  2. Примерной программы по искусству для 8 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

  3. Искусство. 8-9 классы:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 2012 г.

4. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы. Москва Дрофа. 2010г

Планирование

№урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения

материала


Виды контроля, измерители


Дата проведения

план

факт

Воздействующая сила искусства. (9 часов)

1

Искусство и власть

Комбинированный

Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Опрос на уроке

03.09

2

Искусство и власть

Комбинированный

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись, плакаты, песни к кинофильмам).

Фронтальный опрос

10.09

3

Искусство и власть

Комбинированный

Стихи поэтов - фронтовиков и поэтов - песенников.

Опрос на уроке

17.09

4

Какими средствами воздействует искусство.

Комбинированный

Создать в технике аппликации (или на компьютере) композицию по собственному замыслу.

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Просмотр зарисовок.

24.09

5

Какими средствами воздействует искусство

Комбинированный

Композиция Форма. Ритм. Фактура.

Проверка творческого задания.

01.10

6

Храмовый синтез искусств.

Комбинированный

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (примеры).Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств

Опрос на уроке.

08.10

7

Храмовый синтез искусств.

Комбинированный

Зарисовка храма (по выбору).

Проверка творческого задания.

15.10

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Комбинированный

Беседа. Просмотр видео фрагмента. Просмотр иллюстраций и зарисовка костюма к спектаклю.(по выбору)

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Опрос по теме урока.

22.10

9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Комбинированный

Зарисовка декораций и костюмов к музыкальному спектаклю.

Проверка творческого задания.

29.10

Искусство предвосхищает будущее. (7 часов)

10

Дар предвосхищения Какие знания дает искусство?

Комбинированный

Сказки, народные приметы, легенды. Беседа.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

Опрос по теме урока

12.11

11

Дар предвосхищения Какие знания дает искусство?

Комбинированный

Использование иносказаний в живописи художников символистов

Просмотр видео фрагмента по теме урока. Анализ.

19.11

12

Предсказания в искусстве.

Комбинированный

Беседа. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, револ. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Опрос по теме урока. Проверка задания.

26.11

13

Художественное мышление в авангарде науки.

Практикум

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.

Опрос по теме урока, просмотр и оценка работ

03.12

14

Художественное мышление в авангарде науки

Комбинированный

Современные направления в искусстве и музыке.

(по выбору)

Анализ, оценка про-цессса результата собственного художе-ственного творчества

10.12

15

Художник и ученый.

Комбинированный

Беседа о значении симметрии и антисимметрии в искусстве и науке. Просмотр репродукций.

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобраз-о, муз-о, литер-ы, кино, театра) Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, лит.творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в худ деят. подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Опрос на уроке, просмотр и оценка работ

17.12

16

Художник и ученый.

Комбинированный

Практическая работа. Зарисовка симметрии и антисимметрии в архитектуре.

Проверка творческого задания

24.12

Дар созидания. Практическая функция (11 часов)

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Формирование новых знаний

Видео экскурсия по городу Казани.

Беседа. Зарисовка.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи. Виртуальная экскурсия

Проверка задания.

14.01

18

Архитектура исторического города.

Комбинированный

Казанский кремль. Панорама Петропавловской крепости. Зарисовка соборов, крепостей.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Проверка творческого задания.

21.01

19

Архитектура современного города.

Комбинированный

Дизайн современной среды

(ландшафтный дизайн) и декоративная скульптура.

Зарисовка.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Проверка творческого задания.

Опрос на уроке.

28.01

20

Специфика изображения в полиграфии

Комбинированный

Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Беседа.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе - по выбору учителя). Создание, оформление школьного сайта

Проверка творческого задания.

04.02

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Практикум

Эскиз - проект ландшафтного дизайна сквера, парка, дизайн интерьера школы, игровой детской площадки.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры - это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Проверка творческого задания. Опрос на уроке.

11.02

22

Декоративно - прикладное искусство России и Татарстана.

Комбинированный

Произведения декоративно - прикладного искусства как отражение практических и эстетических потребностей человека

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Проверка творческого задания. Опрос на уроке.

18.02

23

Музыка в быту.

Комбинированный

Музыка как фон к живописным произведениям художников. ( по выбору)

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Проверка творческого задания. Опрос на уроке.

25.02

24

Массовые общедоступные искусства.

Комбинированный

Фотография, телевидение. Беседа. Просмотр фотографий. Фрагмент видеофильма.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Опрос на уроке.

03.03

25

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Комбинированный

Роль музыки в звуковом и немом кино. Беседа. Слушание «17 мгновений весны» Э. Таривердиев, « Мой ласковый и нежный зверь»

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кино композиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении

Опрос на уроке. Слушание и сравнительный анализ музыки

10.03

26

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Комбинированный

Беседа по теме «Человек в поисках жизненного пути».

Дискуссия

17.03

27

Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.

Комбинированный

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов (по выбору). Просмотр фрагмента фильма.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов

Опрос на уроке.

31.03

Искусство и открытие мира для себя (7 часов)

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Комбинированный

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства в жизни общества.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.Современный человек живет в сложном изагадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопрос

Опрос по теме урока.

07.04

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Комбинированный

Создать эскиз витража, для украшения фасада или интерьера здания.

Проверка практического задания.

14.04

30

Литературные страницы.

Комбинированный

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Опрос по теме урока

21.04

31

Исследовательский проект «Великий Леонардо», «Пушкин-наше всё»

Комбинированный

Воплощение образа поэта и художника в изобразительном искусстве

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е

произведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

• Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем

А. С. Пушкина.

• Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Организационно-подготовительный этап.

28.04

32

Исследовательский проект «Великий Леонардо», «Пушкин- наше всё»

Комбинированный

Воплощение образа поэта и художника ( музыка, литература, кино, театр)

Текущий контроль за созданием проекта.

05.05

33

Исследовательский проект «Великий Леонардо», «Пушкин-наше всё»

Комбинированный

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи или А.С. Пушкина

Текущий контроль за созданием проекта.

12.05

34

Исследовательский проект «Великий Леонардо», «Пушкин-наше всё»

Комбинированный

Создание компьютерной презентации путешествие по пушкинским местам или по творчеству Леонардо да Винчи

Текущий контроль за созданием проекта.

19.05

4


© 2010-2022