Статья Стиль в интерьере

Соответствие квартиры характеру хозяина, его привычкам и мировоззрению – главный признак успешного дизайн – проекта. Единство различных элементов и деталей интерьера, их эстетическое сочетание между собой, гармония сочетаний определяет стиль интерьера в целом. В искусствоведении стилем считают устойчивые формы архитектуры, изобразительного или прикладного искусства, существовавшие или существующие на протяжении длительного времени. Стилевое единство бывает обусловлено определенным уровнем разви...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья 4.

Стилевые особенности интерьеров


Соответствие квартиры характеру хозяина, его привычкам и мировоззрению - главный признак успешного дизайн - проекта. Единство различных элементов и деталей интерьера, их эстетическое сочетание между собой, гармония сочетаний определяет стиль интерьера в целом.

Стиль - единство выразительных форм, совокупность признаков, принципов, приемов. Слово «стиль» происходит от названия инструмента для письма - «стило» - заостренного стержня из кости, металла, которым процарапывали текст на восковой дощечке или бересте.

В искусствоведении стилем считают устойчивые формы архитектуры, изобразительного или прикладного искусства, существовавшие или существующие на протяжении длительного времени. Стилевое единство бывает обусловлено определенным уровнем развития общества, образом жизни, научными и техническими возможностями, а также новым переосмыслением ценностных ориентиров прошлого, связанных со спиралевидным развитием человечества.

Понятие стиля - многопланово. Можно различить интерьеры «мужские» и «женские», «взрослые» и «детские», «сельские» и «городские», «западные» и «восточные» См. таблицу 1

К восточным стилям можно отнести древнеегипетский, византийский, мусульманский, марокканский, китайский, японский. Западные: античность, романская архитектура, готика, возрождение, барокко, классицизм, романтизм, арт нуово (модерн), неомодерн, арт деко, модернизм, минимализм, техно - арт.

Особого внимания заслуживают архитектурные интерьеры - исторические и современные. Каждой эпохе, прошлой или современной, соответствует свой стиль дизайна интерьера

Классицизм, модерн, арт деко, минимализм, хай - тек - это далеко не все стили, используемые в современном дизайне интерьера. Многие из них в свою очередь подразделяются на несколько направлений. В одном интерьере могут использоваться несколько сочетаний и стилевых направлений. Подобно тому, как в реальной жизни у каждого народа существуют правильный литературный, так и гибкий разговорный язык, так и в архитектуре и дизайне существуют определенные характеристики стилей, которые тесно переплетаются между собой.

Стиль или стилизация - это обобщенный образ средств художественной выразительности, куда входят понятия архитектуры, искусства, дизайна интерьера, одежды и другие понятия, объединенные единством творческих приемов. Можно выделить стили целых эпох, а можно говорить о стиле дизайна определенного интерьера, объединенного единством художественно - образных принципов, все эти рассуждения будут о стиле.

Четких границ между стилями не существует. Однако чрезмерное заимствование множества стилей порождает в лучшем случае эклектику - бессистемное смешение стилей, а в худшем - безвкусицу - китч (кич). Требуются определенные знания истории архитектуры, композиции, знание строительных и отделочных материалов и определенного вкуса. Все это и определяет понятие «стиль».

Для того, чтобы понять, какой стиль подходит именно вам, стоит ознакомиться с образом некоторых наиболее характерных исторических и современных стилей

***

Древний Египет

Древний Египет - это одно из древнейших государств, создавших свою неповторимую культуру и свой неповторимый стиль в архитектуре, искусстве, монументально - декоративном искусстве. В Египте были созданы:

  • монументальная архитектура с простыми линейными геометрическими формами, оказавшая большое влияние на культуру Средиземноморья

  • синтез архитектуры и монументального декоративного искусства

  • новые формы строительных конструкций: египетская ордерная система.

  • организация внутреннего пространства в сооружениях культового назначения:

при создании храмовых и дворцовых комплексов учитывается влияние

архитектуры на психику человека: происходит подавление сознания человека

масштабностью форм и количеством пространственных элементов.

  • Догматизм искусства (канонизация изображений), растительные узоры, тотемизм, культ мертвых

В качестве основных строительных материалов применяются: глина, кирпич - сырец, камень, дерево. В интерьерах применяется стилизованная, малоэргономичная мебель с декором. Широко используются обычные и церемониальные жесткие деревянные стулья, кровати с ножками в виде звериных лап. Отделка в виде резьбы, росписей (см. Рис.1).

Любимые цвета египтян - голубой, желтый

Статья Стиль в интерьере

Статья Стиль в интерьере



Античность

Под античностью понимают архитектуры и искусство Древней Греции и Рима. Этот стиль - эталон гармонии и красоты (см. Рис.2). Для античности характерны:

  • Высокий дух реализма, совершенство архитектуры и искусства.

  • Создание новых типов сооружений: общественных, спортивных, зрелищных,

общеобразовательных и культовых.

  • Гармония сооружений с требованиями общественного строя, с народными

обычаями и традициями, природными условиями.

  • Большие достижения в области художественной формы, нет ничего запутанного или усложнённого.

  • Главное достижение - создание ордерной системы с чётким разделением на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава) элементы. На его основе был создан универсальный архитектурный язык, пригодный для выражения самого различного идейного и художественного содержания.

  • В искусстве - антропомеризм, культ здорового человеческого тела, богатство пластики, деталей, высокий реализм. Фигурные, растительные, геометрические орнаменты Преобладание цвета слоновой кости, оттенки золотого, красного (терракотового), пурпурного.

  • Строительные материалы: обожженная глина, камень, дерево

  • В мебели - скамейки, обычные и церемониальные стулья с ножками в виде звериных лап. Мебель с отделкой из бронзы, золота, серебра, дорогих пород дерева с мягкими сиденьями. Бронзовые светильники

Византия

Византийская культура оказала влияние на развитие многих европейских культур. Здесь происходит формирование четырех основных типов культовых зданий: центрических, базилик, центрально - купольных и крестово - купольных. В архитектуре Византии применялись:

  • Основные строительные материалы: камень и обожженный кирпич -плинфа. Бетон, в отличие от Рима, не применялся. Кладка применяется простая и комбинированная (византийская) на толстом слое цемянки.

  • В качестве перекрытий используются купола, цилиндрические своды, крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы. Позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства

  • Творческая переработка архитектурных приемов и конструкций

римской культуры

  • Разработанные в византийской архитектуре купольные

конструкции и планировочные приемы организации внутренних

пространств культовых зданий в дальнейшем оказали значительное

влияние на формирование архитектуры Возрождения в Италии и других

стран Западной Европы.

  • В искусстве - широкое применение мозаики, фрески, каноны в изобразительном искусстве

  • В интерьерах - яркие ковры, роскошь, ткани и драпировки.

Готика

Для искусства готики основой стало выражение церковной идеологии - стремление души вознестись в небесные сферы, что выявлялось всеми возможными архитектурными и скульптурными средствами(см. Рис.3). Для готики характерны:

  • Вертикальность композиции.

  • Мотивы стрельчатых арок на фасадах и в интерьерах.

  • Сложная каркасная система опор, ребристый свод.

  • Синтез различных видов искусств и архитектуры: скульптура, витражи

  • Строительные материалы : камень, кирпич, дерево

  • Мебель удлиненных пропорций, неантропомеричная, жесткая, деревянная,

  • р

    Статья Стиль в интерьереезная, с имитацией архитектурных мотивов.

Статья Стиль в интерьере




Возрождение

В архитектуре и искусстве Возрождения проявился реалистический жизнеутверждающий характер (античная ордерная система, выражение земных чувств.). Основными достижениями эпохи стало:

  • Светское содержание. (Главным в строительстве становится постройка сооружений гражданского назначения: палаццо - городского особняка знатного богатого владельца; появляется новый тип жилых загородных зданий - вилла; строительство приютов, библиотек и других сооружений культуры)

  • Появление новой строительной техники; развивается техника и механизация: (изобретён подъёмный кран с блочной системой);

  • Стрельчатые конструкции уступают место цилиндрическим и крестово-купольным сводам, вспарушенным конструкциям.

  • Интерьеры поражают монументальностью пространственных эффектов, богатством декоративного убранства. Дорогая массивная мебель в античном стиле или имитирующая архитектурные сооружения, славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы с росписью, позолотой. Настенная роспись имитировала римские - арабески, орнаменты, гирлянды, купидоны (см. Рис.4).

  • В цветовой гамме преобладали холодные оттенки белого, пастельные тона.

Барокко и рококо

Для стиля барокко (от слова «причудливый») характерны:

  • Стремление к величию и пышности,

  • Усложнённость планов,

  • Богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и

скульптуры (см. Рис.5,6)

  • Обилие кривых, пластичных линий и поверхностей,

  • Контрастность, напряженность, иллюзорность, динамичность образов.

  • Стремление к максимальной выразительности минимальными средствами;

  • Отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как

декоративно - пластической формы наряду со скульптурой;

  • Привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для

создания городского ансамбля;

  • В мебели - сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения

  • Цвета - белый, бирюзовый, золото

Р

Статья Стиль в интерьереококо - более изощренное в деталях развитие направления барокко (от слова «раковина» - декоративная деталь в форме морской раковины) Детали оформления интерьеров становятся вычурными, манерными, широко используются зеркала, живописные панно на пасторальные темы. Планы помещений становятся ещё более криволинейными, появляются коридоры, шлюзовые комнаты

Статья Стиль в интерьере




Классицизм и ампир

Классицизм - это подражание античному наследию. До сих пор считается универсальным принцип: «Не знаешь как делать - делай «классицизм»» (см. Рис.7,8). В классицизме используется:

  • Сдержанная, ровная поверхность стен (обтянутых тканью или окрашенной пастельные тона)

  • В оформлении фасадов и интерьеров - элементы античной архитектуры, разработка «ордерной» организации декора. Колонны, камины, отделанные мрамором. Драпировки - шелк, атлас, парча, хлопок. Сложные портьеры и драпировки на окнах. Богатые люстры

  • Мебель антикварная, индивидуального изготовления белая с позолотой или

натуральное дерево с бронзовой отделкой.

Ампир - потомок классицизма. Строгие массивные монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, флаги, оружие), крупные претенциозные формы - всё это является чертами стиля - а м п и р (от слова империя)(см. Рис.9) .

Статья Стиль в интерьере

Статья Стиль в интерьере

Статья Стиль в интерьере





Романтизм

Романтизм использует природные формы декора. В отделке интерьеров используется дикий камень, ковка, элементы рыцарской атрибутики. Цвета естественных природных материалов.

Эклектика

В искусствоведческом смысле «эклектика» - это механическое смешение форм различных стилей и приемов. В архитектурных сооружениях преобладали античные, романские, готические и другие мотивы различных эпох.

Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерными для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, необычайно быстро возникающих в конце XIX века во всех крупных городах Европы.

Возникший таким образом эклектизм выполнял одно из основных требований общества конца XIX века, заключавшееся в стремлении к показной парадности и роскоши. Пестротой эклектической обработки отличались фасады и интерьеры доходных домов, банков, вокзалов. В эклектизме архитекторы сделали попытку свободного выбора композиционных приемов и форм, поиска нового стиля.

Русские архитекторы часто обращаются к собственному, русскому наследию в поисках форм в духе "национального романтизма". В русской архитектуре стремление к воспроизведению национальных форм породило различные направления, состоявшие в большинстве случаев в обращении к формам древнерусского зодчества, например, псевдорусский стиль. В интерьерах применяются элементы деревянной резьбы, вышивки, нарочито огрубленная и стилизованная под крестьянскую, мебель.

Модерн, арт нуово

В начале 90-х годов XIX века в Бельгии, Франции, Голландии, Австрии, Германии почти одновременно как реакция на эклектику возник новый стиль - модерн (от фр. - современный), который порывал с исторической преемственностью в мировом искусстве. Для модерна характерны:

  • Простая выразительность плавных линий: изгибы стен, сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей;

  • Освобождение от симметрии и классических ордерных форм;

  • Живописность цветовых решений, силуэтность, растительный орнамент;

  • использование новых строительных и отделочных материалов: бетона, стали, керамики;.

  • В интерьере криволинейные формы, «перетекающее» пространство помещений, открытые лестницы, решетки из металла.

  • Цвет - фиолетовый и желтый, майоликовые панно.

Art - Deco

Стиль возник в период между 1 и 2 мировой войнами. Он отразил скорость и напор наступающего века машин, рациональную эстетику вещей. Значительное влияние на формирование стиля оказал кубизм, машинный дизайн. Стиль характеризуется строгими геометрическими линиями, применением декоративных элементов в виде треугольников, окружностей, зигзагов.

Функционализм, минимализм , индустриальный стиль, Техно - Арт

Появление эффективных строительных материалов, в первую очередь железобетона, и стремление прогрессивных зодчих найти красоту в простоте и логике конструкции привело к появлению нового направления в архитектуре - функционализму.

Функционализм сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику, сценографию и пр., заложил теоретическую и практическую базу дизайна. Функционализм - основан на «эстетической целесообразности» вещей. Наиболее ярко он проявился в форме «перетекающих» пространств

Минимализм - минимальное использование декора, упрощенные формы мебели, поиск пропорций и цветовых соотношений в основных плоскостях и формах

Индустриальный стиль характеризуется наличием открытых в интерьер и на фасаде коммуникаций (трубы, провода), строительных форм и конструкций, часто используются металлические элементы: колонны, плиты. Он подчеркивает промышленный подход к архитектуре.

Техно - Арт - выявление несущих коммуникаций и конструкций, пример - центр Ж. Помпиду. В интерьерах инженерное оборудование не скрывается, а несет особую смысловую нагрузку.

Хай - тек, деконструктивизм, «слик-тек»

Стиль высоких технологий возник в Бельгии в 70 - е годы ХХ века. Он основан на последних достижениях строительной техники. Стиль до сих пор всплывает волнообразно, с появлением в архитектуре новых строительных и отделочных материалов. Стиль широко использует металл, различные виды пластмасс, стекло.

Хай-тек и деконструктивизм - два наиболее ярких течения современной архитектуры активно осваивающих архитектурное пространство конца ХХ - начала XXI века. Новое поколение архитекторов обратилось к наследию современной архитектуры, поняв, что новейшие технологии помогут воплотить в жизнь многие фантазии 1920-х - 1930-х годов, в том числе и русских конструктивистов и кубофутуристов Н.Ладовского, В.Кринского. Отрадно, что задуманное ранее реализуется сегодня. Печально, что оно реализуется оно уже преломленное через западноевропейскую архитектуру. Сфера влияния направления хай - тека довольно обширна, это сооружения административного, банковского, спортивного, промышленного назначения.

Своеобразную ветвь хай-тека составляет «слик-тек» - стиль глянцевого (преимущественного стеклянного) блеска фасадных поверхностей

Традиционный

К традиционным относят респектабельные интерьеры, воплощающие буржуазный уклад жизни. Это добротная основательная, несколько тяжеловатая мебель, напоминающая мебель прошлых эпох. Часто используются раритетные и антикварные вещи

Экзотические

Экзотические интерьеры обставляются и декорируются стилизованными или подлинными предметами этнических культур в их наиболее ярких проявлениях. Экзотикой может стать за границей и «русский» стиль.

Ар деко

Ар деко - стиль европейских столиц, появившийся на волне неоклассицизма. Это смешение элементов ампира, египетского искусства, индийской экзотики, африканского примитивизма. В 20 - е годы ХХ века эталоном стиля стали роскошные интерьеры дорогих отелей и лайнеров. Ар деко использует геометрический рисунок орнаментов, более соответствующий новой технике в архитектуре и промышленности. Используются насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого, цвет слоновой кости.

Марокканский стиль (маракеш)

Возник в эпоху колониальных завоеваний. Представляет собой смесь европейских и африканских традиций. В интерьерах - обилие ковров, драпировок, мозаика, лепнина, деревянная резьба. Мебель с инкрустацией, резьбой. Светильники с витражными вставками. Основные цвета - белый, красный, голубой, синий, желтый.

Мусульманский стиль

Для стиля характерно отсутствие капитальной мебели - используются ковры, подушки, низкие столики многогранной формы. В декоре - арабески геометрического и растительного характера, отсутствуют изображения животных. Применяется перламутр, инкрустации, ажурные металлические накладки. Для перегородок использовались сложные виды решеток, ширмы. В интерьерах - сталактиты различных видов, айваны.

Китай

Китайский стиль обусловлен укладом жизни, традициями. В интерьерах - легкая бамбуковая мебель, декорировавшаяся сложной техникой многослойной лакировки, резьба по черному лаку, легкие перегородки и ширмы с богатым рисунком. Обилие ниш и арок для размещения керамики, статуэток. Богатую обстановку интерьера дополняют изысканные декорированные лаковые столики с тонкой резьбой. Отсутствие занавесей на окнах. В искусстве - культ дракона, главный цвет - красный, - цвет энергии, цвет огненного дракона.

Япония

В японском интерьере заметна склонность к простоте и асимметрии. Вместо перегородок - циновки, они же используются в качестве напольного покрытия. Мебель практически отсутствует. В качестве шкафов используются стенные ниши. Вещей в доме мало, но любая вещь японца - произведение искусства. Применяется лаковая миниатюра с чередующимся асимметричным и повторяющимся орнаментом растительного характера.

Кантри (деревенский)

Стиль кантри к русскому деревенскому стилю не имеет отношения. Это своеобразный этнический стиль, характерный как для Америки, так и для Англии. Для него характерна нарочито грубая мебель, домотканые коврики, «бабушкины» сундуки. Предпочтение отдается натуральным естественным тонам, охре, травяному. Мебели придается вид «поношенности» и «потертости». Диваны и кресла покрываются накидками, шалями.

Скандинавский стиль

Скандинавский стиль отличается законченностью линий, добротностью деревянной мебели натурального цвета, трафаретным рисунком на стенах. Допускает применение современных отделочных материалов - виниловых обоев, линолеума. Это стиль домашних предметов - дедушкино кресло, мамин чайник, связка лука, букетик сухих цветов, банка со специями.

Антикварный (блошиный) стиль

Стиль предполагает применение деталей как раритетных, так и антикварных и вещей недалекого прошлого - слоников, радиол и т.п.

***

Современные дизайнеры редко используют при создании интерьера только один стиль. Кто захочет жить в музее? Проще всего добиться гармонии при смешении близких между собой исторических стилей - классицизм и ампир, барокко и рококо. Хотя иной раз современный интерьер может подчеркнуть антипод - старинный бабушкин комод.

В современном интерьере допустимы любые сочетания, если они оправданы: антикварной и новой мебели, традиционных европейских интерьеров и этнических деталей декора. В обстановке, где смешаны стили, важно подчеркнуть и акцентировать внимание на деталях. Своеобразный декор - коктейль могут создать экзотические сувениры. Важно, чтобы все они были гармоничны, уместны и подчеркивали характер и индивидуальность тех, кто обитает в данном пространстве.

© 2010-2018