- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока по теме: КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ
Методическая разработка урока по теме: КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стайкова Н.И. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка урока
Предмет: Композиция станковая
Тема : КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ
1 класс
Дата проведения: 02.12.2014 г.
Преподаватель художественного отделения МАОУ ДОД «Школа искусств» Рузского района Московской области
Стайкова Наталия Ивановна
Московская область
2014-2015 уч.год
Цели:
Познакомить с новым термином «композиция», систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).
Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2 - 4 предметов на листе крупно)
Воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
- Репродуктивный, информационно - рецептивный (объяснительно - иллюстративный), частично - поисковый;
- Методы контроля (текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль).
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы:
1. Слайд - шоу. «Основы композиции».
2. Иллюстративный материал с изображением натюрмортов, построение композиции.
3. Художественные материалы.
План урока
Слайд - шоу на тему: «Основы композиции». Беседа о композиции и натюрморте.
Рассматривание иллюстрации.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Физгимнастика для глаз.
Окончание работы. Обсуждение работ, оценка.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение нового материала.
Учитель.
Композиция - это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.
Композиционный центр - главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.
Учитель вместе с учащимися вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства - натюрморт. (Демонстрация иллюстраций)
Учитель: (чтение стихотворения)
Если видишь на картине
Чудо - вазу на столе,
В ней стоит букет красивый
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется ……………(натюрморт).
Учитель: Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая природа) - изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
Рассматривание иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по - настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.
Набор предметов не может быть случайным, их должно что - то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить - натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.
Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.
Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где - то сзади; более легкие - перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
Сегодняшняя практическая работа пройдет в группах. Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел. Не забывайте о реальности - яблоко не должно быть больше кувшина и т. д. Вначале сделать набросок в карандаше, проверить правильность расположения предметов и приступить к работе в цвете (работа в группах).
V. Практическая работа.
VI. Физгимнастика для глаз.
Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Чередование теплых и холодных цветов. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.
VII. Продолжение практической работы.
VIII. Вопросы учащимся:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое композиция, натюрморт?
Где вы встречали изображение натюрмортов?
Чему научились на сегодняшнем уроке?
Что особенно понравилось на уроке, а что не понравилось?
IX. Анализ урока: завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.
Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали для себя новое, что такое композиция и натюрморт.
Награждение учащихся памятными открытками с изображением натюрморта и сладким призом.