Проект: Самобытный художник, архитектор, скульптор

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 Введение.

Предо мной чистый лист бумаги… Белизна его действует гипнотически, вызывая некоторое оцепенение и неуверенность, как это, вероятно, бывает с теми, кто впервые решил взяться за исследовательскую работу. 1 «Родина наша - это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», - писал А.Блок( 1-стр.5). Любовь к своей стране, к родным местам - это и есть то чувство, которое по-настоящему освящает всю деятельность человека, приносит ему счастье, любовь к родине дает смысл жизни, делает человека гражданином. Любовь к родине предполагает очень многое, в том числе и символов родных мест, изучение истории, культуры. 1 1 1 Исследователь кунгурского края А. А. Преображенский убедительно доказал, что уже к началу 18 века Кунгурский уезд был перенаселен, став своеобразной перевалочной базой для переселенцев и беглых. Земельная стесненность, истощение почв толкало людей новым переселениям. Близость Башкирии в ее огромными просторами, относительная легкость приобретения земли,- все это способствовало переселению кунгурских крестьян на новое место. (2-стр.8) Двести лет тому назад иль боле Шли, наверно, вдоль реки По своей ли, злой ли воле Мастера - кунгуряки… 111 Многих занимает вопрос - почему деревня получила такое название? Попробуем разобраться. По одной из версий еще до того, как односторонкой по правому берегу речки Ярослав были построены первые избы, ручей имел такое название. Первое упоминание о ручье встречается в договоре Трофима Усолкина « с товарищи» и башкир - водченников, который был заключен в 1795г. Ключ Ярослав является границей владений башкир и государственных крестьян Тастубы. Ясно одно - название села происходит от названия ключа - Ярослав. Так развивалось и росло, Хотя трудна была дорога, Простое русское село, Каких в то время было много. 11 Государственные крестьяне, переселившиеся в Ярославку из Кунгурского уезда Пермской губернии, были носителями определенных традиций, в формировании и развитии которых происходил в местах их прежнего проживания. 1 111

Издавна Ярославская земля славится своими талантами, мастерами своего дела: самобытными художниками, танцорами, поэтами и музыкантами. Об одном таком талантливом человеке я и хочу рассказать. Это мой дедушка Устюгов Алексей Филиппович - самобытный художник, скульптор, мастер резьбы по дереву.

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

почти в каждом городке, селе можно встретить хороших художников - самоучек. Этих художников никто не знает. Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. Жаль, конечно, что у нас пока еще нет мало самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками - самоучками, находили бы их, показывали народу. Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных целителей, но полные примитивной прелести. 111 Я хочу в своей работе не только рассказать об Алексее Филипповиче, как о художнике и человеке, жизнелюбе и мастере, но и отдать дань удивительному человеку. Мы всегда поздно начинаем ценить то, что потеряно. Уходит время, уходят люди, так мало поведавшие нам о самих себе. Поэтому цель моей работы - достаточно полно представить личность и творчество Устюгова Алексея Филипповича. Моя работа будет осуществлена при решении следующих задач: представить моего деда как самобытного художника, скульптора, уникального мастера, человека, любящего жизнь. Для решения данных задач я составила определенный перечень литературных источников, которые будут мне нужны: книги по искусству, по резьбе по дереву, скульптуре.

Самобытный художник.

  1. 2. Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности… Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире… 1 К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразил открытие в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах труднодоступных пещер. На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, доставляло что-то новое, свое. И результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей каждого народа, поэтому это искусство и называется народным. 111 У художника свое восприятие, свое понимание реального мира. Он видит в окружающей жизни то, чего не можем увидеть мы так, как художник. 11111 Дедушка - талантливый художник. С раннего детства он любил что-то изображать, рисовать. Учась в школе, оформлял выставки, стенгазеты. Не хватало бумаги, не было красок, цветных карандашей - рисовал угольками, отколотым камешком известняка, просто камнем. 1 йй ййййДелал из дерева самолеты, ребятишкам они очень нравились. Из бумаги с помощью накладывания листов друг на друга делал медали. Дедушка их разрисовывал, и они получались как настоящие. Однажды дедушка вместо восклицательного знака нарисовал красивую морковку и раскрасил ее в красный цвет. Не зря поэтов, художников называют чудаками. Й Кроме рисования художнику очень нравилось рассматривать красивые цветные иллюстрации в книгах, рисунки, любоваться красивой природой. Йй Творчество Алексея Филипповича представлено работами в разных видах, жанрах, направлениях.

Очерк жизни

Мой дедушка родился 8 сентября 1932 г. в с. Ярославке Дуванского района, в крестьянской семье. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, Таисья Михайловна. Она была очень строгой, справедливой и своенравной женщиной. В их семье было двое детей дедушка и его сестра Галина, которая в настоящее время живет в Молдавии. 1111 Детство дед провел в тяжелой сначала в предвоенной, а затем военной обстановке. Закончил семилетку Ярославской школы. Завучем работала Шмыголь Надежда Яковлевна. Несмотря на детский возраст, он хорошо запомнил те годы, время, когда началась Великая Отечественная война. Помнит, как уходили на фронт односельчане, как получали похоронки. 1111 Было очень трудно и в тылу. В селе остались одни старики, женщины, дети. Они должны были обеспечить фронт продовольствием и одеждой. «Все для фронта - все для Победы!» - было лозунгом тружеников тыла. Дедушка с одиннадцати лет работал в колхозе. Школьники принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. Было очень тяжело. Питались тем, что добывали. В ход шли травы, корни лесных растений.

В1951 году дедушка уходит на службу в армию, четыре года служит на Балтийском флоте в красивейшем городе - Ленинграде. Вместе с ним служили два художника, один москвич, другой из Ленинграда. Они подружились с дедушкой и все вместе ходили по музеям. Дед не имел художественного образования, он художник - самоучка. Друзья имели -начальное художественное образование. В армии давали майки так дед сделал трафарет корабля на всю майку. Такой майки ни у кого не было. И деду потом, когда ребята уходили в отпуск, не было отбоя.

В 1955 году возвращается в родное село и поступает учиться в Ярославское училище механизации. По окончании училища работает в этом же заведении художником - оформителем. В 1963 встречается со своей будущей жжено Потеряевой Евдокией Никифоровной. (Бабушка родом из Белокатая) В 1964 году дедушка с бабушкой расписались. Жена встретилась под стать мужу, самые вкусные пироги и булочки - у нее. Вырастили и воспитали четверых детей, 7 внуков.

Резчик по дереву.

1 3.Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав красоту дерева и усилив ее. В наш современный век жилье у человека все больше типовое. Дома строят быстро, но уж больно одинаково. А человек, особенно сельский житель, не может существовать без личного, присущего только ему. Наконец, без красоты. Каждый хозяин стремится украсить дом разным декором - от слухового окна, карниза и до наличников окон, крыльца и даже ограды с калиткой (Приложение 2,3) 11 Резьба выполняется в разной технике. Например, прорезная или ажурная резьба используется чаще всего при отделке домов, мебели, посуды, а скульптурная в изготовлении деревянных игрушек и сувениров. Также резьба в настоящее время находит свое применение в украшении дач, коттеджей, детских площадок и т. д 111 «Русские резчики больше полагались на живое воображение, острый глаз, чувство внутреннего ритма, поэтому и резьба их отличалась большой пластичностью, живописностью» (3-стр.4)

С детства дедушку привлекала резьба по дереву. Мало только ему приходилось вырезать в детстве: слишком много времени требует это занятие. А в военные и послевоенные годы тяжело приходилось всем. В основном вырезать начал, когда работал в училище художником - оформителем.

В своем творчестве дедушка использовал такие виды резьбы: с - плосковыемчатую; 1 1 - рельефную; 11 11111 - прорезанную или ажурную.

Плосковыемчатая резьба выполняется путем выборки двугранных выемок по контуру рисунка, изображающую, как правило, людей, животных, птиц или растений.

Рельефная резьба выполняется путем подрезки плоского орнамента (Приложение 4) Прорезной резьбой называется резьба, у которой удален фон, а ажурной - резьба сквозная, но с дополнительной обработкой. Такая резьба требует высокой квалификации резчика. Именно такой вид резьбы использовал дедушка при оформлении рамок под фотографии. (Приложение 5)

Скульптор - архитектор.

Каждый художник оставляет на земле свой след. У моего дедушки - это памятник в центре села.(Приложение ) й Сооружение памятников - давняя традиция цивилизованных народов. Скульптурные и архитектурные сооружения воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.

Памятники..Память - это духовный мост, соединяющий день Фсегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. - Идей создания памятника возникла из воспоминаний дедушки: возникла в 1956 году у бывшего председателя сельсовета Ивана Игнатьевича Стахеева. Я в ту пору работал в профтехучилище художником-оформителем. Мне эта идея тоже понравилась. В честь погибших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г 11111Памятник хотели заказать в Златоуст, там был центр по изготовлению памятников погибшим воинам по Уральской зоне. Но в Златоусте запросили за работу не деревенские деньги - 20-30 тысяч. Для деревни это были очень большие деньги. Переговорив с Иваном Игнатьевичем об организации работ, дедушка дал согласие на изготовление памятников. Дед много работал с книгами, изучал материалы. Затем собрал свой проект. Собрал бригаду помощников. Корионов Павел Сергеевич сложил из камня пьедестал памятника. А Кобяков Александр Кузьмич и Токарев Георгий были разнорабочие. Привезли глину с Черношарки, сделали деревянную арматур солдат (Приложение 1-2 ) и давай потихоньку лепить модель солдата из алебастра привезенного из Вознесенского карьера. Через неделю формы разбили и приступили к окончательной отделке памятника: подмазка, штукатурка постамента и покраска. Покрасили величественного солдата бронзой. Пьедестал заливали цементным раствором.



© 2010-2022