Урок ИЗО на тему: Грим как изобразительное средство актерского перевоплощения

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ИЗО по теме: " Грим как изобразительное средство актерского перевоплощения "

9-й класс

МБОУ СОШ№24

г. Новошахтинск

Мухонько Любовь Владимировна, учитель ИЗО, МХК высшей категории

Цель урока: Ознакомить с понятием «грима» и его видов, как изобразительного средства актерского перевоплощения и его выразительных возможностей.

Задачи урока:

  • Обучающая: создать условия обучающимся для осознания важность применения грима в актерской профессии, познакомить школьников с разнообразными видами грима, техникой его наложения.

  • Развивающая: развивать творческую и познавательную активность, формировать умения пользоваться гримом.

  • Воспитывающая: воспитывать эстетический и художественный вкус обучающихся через познание способов грима и способам перевоплощения в театрализованные образы.

  • Зрительный ряд: Средства ИКТ, презентация.

Тип урока: смешанный,

План урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

  2. Актуализация новой темы (5 мин)

  3. Знакомство с новым материалом (10 мин.)

  4. Практическая работа. (20 мин.)

  5. Подведение итогов. (2-3 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

- В качестве приветствия используется музыкально-двигательная импровизация

"7 прыжков", школьники приветствуют друг друга каждый раз по-разному, в образе определенного персонажа (как мушкетеры, как солдаты, как сказочные герои и т. д.). Мы с вами настроились на работу и продемонстрировали домашнее задание « Подготовить приветствие в образе…»

2. Оценка готовности к уроку.

II. Актуализация нового материала

  • Скажите, достаточно ли актеру текста и аксессуаров для достоверности представляемого образа?

  • Что еще является важным элементом игры актера и актерского перевоплощения?

  • Так сформулируйте тему сегодняшнего урока?

III. Сообщение новой темы.

Тема нашего урока - " Грим как изобразительное средство актерского перевоплощения: ". (Слайд1- 2)

Еще раз скажите, для чего же необходим актерам грим?

-Что бы было интересно воспринимать роль, передать возраст, национальность, характер персонажа и содержание спектакля.

Каким должен быть грим решает режиссер вместе с театральным художником. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей - колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, чтобы быть кем-то, играть кого-то легче в маске или загримироваться. Правильно подобрать грим - большое и тонкое искусство.

Создание живого, реалистического, художественного образа - процесс очень сложный; работа над ролью приносит актеру большую творческую радость, но в тоже время несет с собой и "муки творчества", требует длительных, упорных поисков, непрерывного серьезного труда. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Порой можно обойтись и без него. (Слайд 3)

Из грима можно использовать накладные бороды и усы, накладные носы, приклеенные родинки, театральные блестки. Грим является одним из компонентов построения образа, на нем лежит задача оформить лицо актера и, в зависимости от трактовки роли, придать ему такую выразительность, которая способствовала бы максимальному и всестороннему раскрытию образа. Следовательно, композиция грима есть такая организация выразительных средств, применительно к пластическим данным лица актера, которая способствует наибольшей конкретизации и наглядности образа в определенной его трактовке, возникающей на основе общего творческого замысла и плана постановки.

Что такое грим? Грим - от французского grime, буквально - забавный старикан, от староитальянского grimo - морщинистый - искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. (Слайд 4)

Грим не может быть найден в готовом виде оторвано от образа, вне его. Актер, используя грим как один из элементов художественной выразительности при построении образа, должен включить работу над гримом в свой творческий путь по созданию образа. Удачно найденный и хорошо выполненный грим влияет на творческое самочувствие актера и нередко дает ему толчок к решению роли. Давайте подробно рассмотрим изменения человека при помощи грима. Как создается сценический образ.

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своем возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актеры средневековья (скоморохи, жонглеры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите (XV-XVI вв.).

Искусство грима.

Применение грима идет с давних времен от народных обрядов, где участникам требовалось видоизменять свою внешность. Классический по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского театров, связанных при своем возникновении с древнейшими ритуальными обрядами, сохранился в этих театрах до наших дней. Актеры средневековья раскрашивали лица сажей, соком растений. Примитивным гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите. Идеализированный грим был создан театром классицизма. Во второй половине восемнадцатого века пытались придать гриму большую характерность, индивидуальную яркость. Но лишь развитие реализма в театре создало основу для искусства грима. Произведения Гоголя, Островского и др. требовали от актера умения создать грим - изображение, обобщающий индивидуальные и социальные черты человеческого образа. Настоящими мастерами грима были русские актеры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов и др. Огромную роль гриму в своих работах придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима было важнейшим компонентом режиссерского замысла спектакля. С тех пор появляется новая должность художника-гримера, творческого помощника режиссера и художника. Гигантский вклад в развитие искусства грима в русском театре внесли гримеры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, И. В. Дорофеев и др. Создатель теоретических основ грима в СССР являлся художник-гример Раугул.

Грим для кино.

Искусство грима в кино имеет свою особенность Грим для театра и сцены, всегда грубый и условный, а в гриме для кино увеличенное изображение на экране требует особенно тщательной и кропотливой работы гримера. Современный грим для кино приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали все чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть (Слайды 5-15).

Существует 2 вида грима: живописный и объемный (пластический). Живописные приемы грима используют лишь краски для имитации объема - нужные впадины и выпуклости рисуются на лице, и меняется цвет кожи. При объемном гриме используются наклейки, подтяжки, а также различные постижерные изделия - волосы, парики.

Театральный грим. (Слайд 16-17)

Одна из специфических особенностей театра - это необычайная конкретность его образов, которые создаются живым действием играющих актеров. Все выразительные средства театра, в том числе и грим, способствует этой конкретизации образов. Посредством грима актер может изменить свое лицо, придать ему такую выразительную форму, которая поможет актеру наиболее полно и всесторонне вскрыть сущность образа и в наиболее наглядном виде донести до зрителя. В театре парик, а также наклейки - усы, борода, бакенбарды - одна из самых выразительных частей грима. Изготовление париков и наклеек - сложная, кропотливая работа. В штате театра гример также необходим, как режиссер или актеры. Именно гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Благодаря умело наложенному гриму можно изменить овал лица, состарить актера или наоборот сделать его моложе, подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того, чтобы удачно загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое собственное лицо, но и учесть характер того персонажа, образ которого ему предстоит воплотить на театральных подмостках.

Вопрос: В чем же заключается задача грима? (В том, что при помощи целого ряда приемов, грим помогает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксировать их гримом.)

III. Практическая работа. (Слайд 18)

Образный фантазийный макияж во многом сходен гримом в театральных спектаклях-сказках. Темы его могут быть такими: "Осень", "Весна", "Зима", "Снегурочка", "Карнавал", "Ласточка", "Лиса", "Роза".

При выполнении практической работы по определенной теме нужно хорошо изучить следующий материал:

  • анатомическое строение лица, мышц,

  • мимические выражения (грусть, радость, злость, гнев),

  • схемы грима (молодое, красивое, старческое, худое, полное лицо),

  • лицо и прическу.

Советы «Изготовление грима»

1. Для приготовления театрального грима вам понадобятся акварельные краски (не стоит брать гуашь, так как она раздражает кожу) и свежее не соленое сало.

  • Растопите сало, вам понадобится жир из него. Можно вместо сала взять готовый кулинарный жир;

  • Растолките краску до пудры;

  • Понемногу растирая, смешайте жир и сухую краску.

2. Для приготовления киношного грима вам понадобится вазелиновое масло или лампадное и все та же акварельная или оформительская краска. Процесс приготовления тот же - растирайте краску с маслом до получения однородной массы. Такой грим более жидкий, чем приготовленный на жире, но зато им можно прорисовывать более тонкие линии, которые не растекутся по складочкам на лице, но накладывать его очень сложно.

3. Любой грим нужно уметь правильно накладывать, иначе отеков на лице не избежать. Сначала нанесите на лицо легкий питательный крем (раньше для этих целей использовали вазелин, но он дополнительно утяжеляет грим и мешает коже дышать), на него подобранный под цвет кожи тональный крем. Грим наносите при помощи кисточки или пальца. Во избежание блеска грим слегка припудривают. Вместо пудры можно использовать тальк или обычную детскую присыпку.

Обратите внимание:

  • Не используйте при гримировании гуашевые и плакатные краски, обычные писчие ручки на гелевой или шариковой основе. Вы должны быть уверены, что та краска, которую вы используете для грима, легко смоется с кожи.

А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая команда выбирает актера , которого при помощи грима надо превратить в сказочный персонаж Бабу-Ягу. Время ограничено.

IV. Подведение итогов.

(Заканчивается урок фото сессией и просмотром своих работ на компьютере.)

Дома: продолжить выполнение творческого проекта « Макет костюма» к спектаклю

Сегодня на уроке вы на практике убедились, как при помощи грима можно перевоплотиться в другой образ.

Надеюсь, эти знания вам помогут в дальнейшем. Быть естественным, быть самим собой, жить истинными чувствами, воспринимать мир открытой душой и не бояться неодобрения со стороны - вот что самое трудное. Личность всегда оказывается белой вороной. Билли Джо Армстронг



© 2010-2022