Рабочая программа по искусству для 8 класса

Рабочая программа с краеведческим модулем. Кроме формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, данная программа ставит цель формировать устойчивый интерес обучающихся к региональной культуре(Липецкая область) как составной части отечественной и мировой культуры.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

для 8 класса

на 2015-2016 учебный год

учителя

Ларюшкиной Татьяны Ивановны

















































Пояснительная записка

Данной рабочей программой поставлены следующие цели:

- формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество;

- формирование устойчивого интереса обучающихся к региональной культуре как составной части отечественной и мировой культуры.

Задачи реализации программы:

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, художественно-творческие способности обучающихся, образное и ассоциативное мышление, зрительно-образную память, вкус, художественные потребности;

- воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; осваивать образный язык этих искусств на основе творческого опыта обучающихся;

- формировать устойчивый интерес к искусству Липецкой области, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретать знания об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- адаптировать обучающихся в современную культурную жизнь родного края, в информационное пространство, наполненное разнообразными явлениями культуры;

- углублять художественно-познавательные интересы и развивать интеллектуальные и творческие способности подростков;

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (приложение к приказу Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 29.04.15 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области в 2015 -2016 уч. г.».

- Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - М. Просвещение, 2011г.

- Образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ с.Березняговка на 2015-2016 учебный год;

- Учебный план МБОУ ООШ с.Березняговка на 2015-2016 учебный год;

- Календарный учебный график МБОУ ООШ с.Березняговка на 2015-2016 учебный год;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ООШ с.Березняговка.


Обоснование выбора программы

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы

Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», Москва, Просвещение, 2011год. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений». Программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов» и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. Программа для 8 класса составлена из расчета 70 часов в год, 2 часа в неделю, из них 35 часов (1 час в неделю) отводится на региональный компонент.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи и содержит примерный перечень художественного материала, позволяющего учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Введение в программу краеведческого модуля усиливает интерес школьников к искусству и культурной жизни Липецкой области, мотивирует установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства родного края. Программа направлена на сохранение живого наследия наших предков, она рассматривает его как часть современной жизни, предусматривает знакомство с деятелями культуры и искусства Центра Черноземья. Рабочая программа реализуется через учебник «Искусство 8-9 классы», Г. П.Сергеевой,

И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской, М. «Просвещение», 2012 г.

Основной формой организации учебных занятий является урок, для которого определяются целевые установки, содержание, конкретные художественно-педагогические задачи. На уроках искусства предусмотрено использование педагогических технологий: уровневой дифференциации, групповых способов обучения, проектные технологии. Особое значение приобретают информационные компьютерные технологии, аудио - и видеоматериалы.

Виды и формы контроля:

Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля:

письменные и устные опросы (фронтальный и индивидуальный), тестирование, подготовленные сообщения, самостоятельные творческие работы (проект).

Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа для 8 класса содержит примерный перечень художественного материала, выстроенного согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, и состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование, актуализирует знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения предметам художественно-эстетического цикла. Художественный материал соответствует критериям художественной ценности, воспитательной значимости, востребованности современными школьниками.

Место и роль предмета «Искусство» в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки.

Содержание предмета вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства:

- познавательно-эвристической, коммуникативной,

-эстетической, ценностно-ориентирующей,

- социально-организующей,

- практической,

- воспитательной,

-зрелищной и др.

На конкретных художественных произведениях в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

В структурировании художественного материала предмета нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание тем учебного курса 8 класс (70 часов)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (6 часов)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Культура Липецка и Липецкой области как часть культуры России и мира.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Виды искусства липецкого края. Наука и искусство нашего региона.

Примерный художественный материал

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (14 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Красота Липецкого края в произведениях искусства (живопись, музыка, литература).

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. Человек в зеркале искусства липецкого края (живопись, литература).Искусство портрета в творчестве Липецких художников. Музеи и художественные галереи Липецкой области.

Фольклор, обряды и ритуалы Липецкой области. Декоративно-прикладное искусство родного края.

Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров, мастеров липецкого края.

Изобразительное искусство.

Декоративно-прикладное искусство.

Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).

Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).

Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.

Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.

Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).

Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка.

Музыкальный фольклор. Духовные песнопения.

Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).

Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература.

Русские народные сказки, предания, былины.

Жития святых.

Лирическая поэзия С. Есенина, И. Бунина. Творчество М.М. Пришвина, И.С. Тургенева.

Экранные искусства и театр.

Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (14 часов)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Музеи, выставки, конкурсы, фестивали и проекты Липецка.

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Искусство мастеров липецкого края как универсальный способ общения.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаково-символический характер, лаконичность и емкость произведений искусства липецких мастеров.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информация современникам и потомкам в произведениях искусства липецкого края.

Примерный художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства, искусства липецкого края в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство.

Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).

Портретное искусство липецких художников (В.Сорокина, Б Кустодиева, А Леликова,

В. Жукова).

Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).

Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).

Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).

Скульптуры липецких скульпторов А.Вагнера, Ю. Гришко, И. Мазура.

Музыка.

Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).

Музыка к кинофильмам (Т. Хренников, С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота)

«Пейзажная» музыка (П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Скрябин, Т. Хренников)

Литература.

Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр.

Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных видов искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (20 часов)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Красота родной земли в произведениях С. Есенина, М. Пришвина. Женские образы в творчестве Т. Хренникова и Б. Кустодиева.

Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Архитектурные памятники Липецкой области.

Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством, искусством липецких мастеров в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах, в т.ч. липецких мастеров.

Изобразительное искусство.

Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).Скульптуры липецких скульпторов А. Вагнера, Ю. Гришко, И. Мазура.

Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.).

Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов, липецких художников Б. Шальнева, В. Сорокина.

Музыка.

Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.Сочинения посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шорен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.) Женские образы в творчестве Т. Хренникова

Литература.

Поэзия и проза(по выбору учителя). У. Шекспир, Р. Бернс, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий.

Красота родной земли в произведениях С. Есенина, М. Пришвина. И. Бунина, И. Тургенева, А. Кольцова, И. Никитина, Н. Лескова, Е. Замятина)

Экранные искусства, театр.

Экранизации опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5.Прекрасное пробуждает доброе (16 часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Изобразительное искусство.

Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.

Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п.

Произведения В. Сорокина, Б. Шальнева, В. Дворянчикова.

Сказочные образы (по выбору учителя).

Музыка.

Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича.

Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).

Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков).

Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др. Произведения Т. Хренникова, А. Мистюкова. Исполнительское мастерство А. Игумнова, Н. Обуховой.

Искусство исполнения и интерпретации.

Великие исполнители - уроженцы Липецкой земли: Н.Обухова и А. Игумнов. Традиции и новаторство современности: А. Мистюков, А. Безденежный, М.Овсянникова, Т. Хованцева, В. Радченко и другие. Народные промыслы Липецкого края.

Исполнительское искусство народных музыкальных коллективов. Народные коллективы Липецкого края прошлого и настоящего.

Экранные искусства, театр.

Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)

Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. (по выбору учителя)

Исследовательский проект

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Учебно-тематический план


Наименование разделов, тем

Количество часов

Искусство в жизни современного человека

6

Искусство открывает новые грани мира

14

Искусство как универсальный способ общения

14

Красота в искусстве и жизни

20

Прекрасное пробуждает доброе

16

Итого

70

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны

Знать:

- место и роль искусства в жизни человека и общества;

- основные закономерности искусства;

-специфику художественного образа, средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- место региональной культуры в отечественной и мировой культуре.

- систему нравственных ценностей, представленных в произведениях разных видов искусства;

- имена выдающихся деятелей культуры и искусства Липецкого края, их творчество.

Уметь:

- эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, стремиться к их познанию;

- осознанно относиться к предметам и явлениям культуры и искусства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

- сравнивать, анализировать и обобщать различные явления культуры и искусства;

- работать с различными источниками информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- ориентироваться в художественном разнообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями культуры и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков по искусству

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 класса:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Проверка теоретических знанийпо предмету, предполагает не только ответы на сформулированные вопросы, но и собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.

  1. Домашние задания творческого или поискового характера

отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;

отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,

отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное

копирование из источника без осмысления и отсутствие собственной позиции;

отметка «2» ставится за невыполнение задания;

  1. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)

отметка "5"- структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.

отметка "4"-незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.

отметка "3" -в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.

отметка "2" - проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.

3. Рефераты.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практическими навыками, а такжеличную или общественную значимость работы.

Оценка «4» ставится в случае, если ученик не достаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеются небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.

Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно логична и убедительна, требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.

Учебно - методическое обеспечение

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8-9 класса и включает в себя:

  1. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Искусство. 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012.

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  4. В.В.Шахов, Б.М.Шальнев «Региональная культура. Краеведение «Липецкой области», «Гэлион» и Липецкое издательство,1996г.

  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  6. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов). М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  7. Липецкий Энциклопедический Словарь. Сост.В.В.Шахов. Липецк, 1994 год.

  8. Б.Шальнев, В.Шахов. «Родное и близкое» в 2-х частях.1992 г.

  9. Б.Шальнев, В.Шахов. «Липецк: годы и судьбы» . 1993г.

  10. В.Колтаков. «Липецк - страницы истории». 1994г.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) .

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

3.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве".

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.».

7.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

5.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.



































Календарно-тематическое

планирование уроков искусства в 8 классе на 2015-2016 уч.год



п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

прове

дения

Фактичпрове

дение

При

меча

ние

Искусство в жизни современного человека

6



1

Искусство вокруг нас

1

3.09



2

Искусство прошлого, его полифункциональность и ценность для людей, живших во все времена

1

4.09



3

Культура Липецкого края как часть культуры России и мира

1

10.09



4

Художественный образ-стиль-язык.

1

11.09



5

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

17.09



6

Наука и искусство Липецкого региона.

1

18.09



Искусство открывает новые грани мира


14



7

8

Искусство о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

Зримая музыка. Красота природы на страницах музыкальных произведений.

1

1

24.09

25.09



9

10

Красота природы на страницах произведений липецких писателей.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве липецких мастеров

1

1

1.10

2.10



11

Пейзаж родного края в живописи и музыке.

1

8.10



12

13

14

15

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Искусство портрета в творчестве Липецких художников.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1

1

2

9.10

15.10

16.10

22.10



16

17

Музеи и художественные галереи Липецкой области.

Портреты наших знаменитых земляков.

1

1

23.10

29.10



18

19

20

Музыкальный портрет. Александр Невский.

Портрет композитора в литературе и кино.

Видение мира в современных произведениях липецких мастеров.

1

1

1

30.10

12.11

13.11



Искусство как универсальный способ общения

14



21

22

Мир в зеркале искусства.

Липецкий край в отображении искусства

1

1

19.11

20.11



23

24

25

26

Роль искусства в сближении народов.

Как происходит передача сообщений в искусстве?

Искусство мастеров липецкого края как универсальный способ общения. (Музеи, выставки, конкурсы, фестивали и проекты Липецка).

2

2

26.11

27.11

3.12

4.12



27

28

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Знаки и символы искусства липецких мастеров.

1

1

10.12

11.12



29

30

Обращение творца произведения искусства к современникам. Художественный перевод.

Разговор с современником в творчестве мастеров родного края.

1

1

17.12

18.12



31

32

Обращение творца произведения искусства к потомкам. Художественные послания предков.

Лаконичность и емкость художественной коммуникации липецких мастеров.

1

1

24.12

25.12



33

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

14.01



34

Урок - презентация «Образы-символы в искусстве липецких мастеров».

1

15.01



Красота в искусстве и жизни

20



35

36

Что такое красота.

Красота родной земли в произведениях

С. Есенина, М. Пришвина.

1

1

21.01

22.01



37

38

39

40

Откровенье вечной красоты.

Застывшая музыка.

Есть ли у красоты свои законы

Фольклор, обряды и ритуалы Липецкой области.

1

1

1

1

28.01

29.01

4.02

5.02



41

42

43

Законы и символы красоты в художественных произведениях липецких мастеров.

Женские образы в творчестве Т.Хренникова

и Б.Кустодиева.

2

1

11.02

12.02

18.02



44

Соединение в художественных произведениях мастеров родного края реальности и фантазии

1

19.02



45

46

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

25.02

26.02



47

48

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи (произведения художников-земляков)

2

3.03

4.03



49

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

10.03



50

Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки (на примере произведений липецких мастеров)

1

11.03



51

Как соотносится красота и польза.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

17.03



52

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи на липецкой земле

1

18.03



53

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

1.04



54

Поэтизация обыденности. Красота и польза. Архитектурные памятники Липецкой области.

1

7.04



Прекрасное пробуждает доброе

16



55

Преобразующая сила искусства.

1

8.04



56

Воспитание искусством - это «тихая работа»

1

14.04



57

58

Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация в произведениях искусства родного края.

2

15.04

21.04



59

Произведения В. Сорокина, Б. Шальнева,

В. Дворянчикова.

1

22.04



60

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

1

28.04



61

Искусство исполнения и интерпретации.

Великие исполнители - уроженцы Липецкой земли

1

29.04



62

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя

с ценностными ориентирами автора художественного произведения

1

5.05



63

Традиции и новаторство современности:

А. Мистюков, А. Безденежный, М. Овсянникова.

1

6.05



64

65

Идеал человека в искусстве. Воспитание души

2

12.05

13.05



66

Народные промыслы Липецкого края.

1

19.05



67

Исполнительское искусство народных музыкальных коллективов. Народные коллективы Липецкого края прошлого и настоящего.

1

20.05



68-

70

Исследовательский проект (с использованием краеведческого материала). «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

3

26,27.

05













© 2010-2022