Образовательная программа «Творческая кисточка»

"Описание материала: "«Творческая кисточка» для обучающихся 6-15 лет. "Задачи программы: " "научить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами развивать художественное восприятие и творческие способности детей; воспитать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, формировать эстетический вкус. "Выдержка из материала: "Пояснительная записка "Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Тво...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова» Асбестовского городского округа



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Творческая кисточка»

для обучающихся 6-15 лет.

Срок реализации программы - 1 смена лагеря(21 день)














Составитель:

Полушина

Юлия

Николаевна

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.












Асбест

2013

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творческая кисточка» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О дополнительном образовании» (2002г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённым Постановлением РФ от 07.03.1995г. № 233 (с изменениями от 22.02.1997г.. 08.08.2003г.. 01.02.2005г.. 07.12.2006г.) Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму № 06-1844 от 11.12.2006г. Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей). Программа «Творческая кисточка» ориентирована на развитие детского самовыражения - как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познать новое как для самого себя, так и для окружающих людей. Существует множество программ для кружковой работы в летнем лагере, но для меня они не подходили. В загородном оздоровительном лагере была дана полная свобода выбора в материалах. Хотелось как можно шире показать ребятам возможности изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Поэтому для летнего лагеря я составила авторскую программу, которая была опробирована в детском оздоровительном лагере «Заря» в 2009 году, 1 смена лагеря(21 день).

Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством занимают одну из ведущих позиций в формировании социально-адаптированной активной творческой личности, способной и стремящейся к познанию мира, к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок учится тоньше чувствовать и сопереживать, ощущать красоту окружающего мира, что способствует нравственному становлению личности.

Занятия в летний период в загородном оздоровительном лагере актуальны, так как позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Большую роль играют занятия изобразительным искусством и в формировании психологических качеств. Занимаясь живописью и рисованием, ребенок удовлетворяет потребность выражения собственного «я», эмоционально раскрепощается, решает с помощью педагога внутренние психологические проблемы и преодолевает комплексы. Развиваются фантазия и воображение, потребность и способность к художественному творчеству.

Декоративно- прикладная деятельность в загородном оздоровительном лагере позволяет реализовать стремление ребенка к творчеству, дает возможность испытать радость удовлетворение от процесса созидания. Дети учатся понимать ценность и неповторимость вещи, сделанной своими руками, приобретают опыт оценки своего труда и труда сверстников. Овладение основами художественного ремесла открывает ребенку перспективы профессионального мастерства. Это возможно реализовать в условиях детского объединения в детском оздоровительном лагере, где дети приходят по желанию, независимо от природных способностей и уровня подготовки.

Цель программы:

- создание условий для развития творческих способностей и самореализации обучающихся средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в условиях летней смены лагеря.

Задачи программы:

-научить художественной грамоте и работе с различными художественными материалами

-развивать художественное восприятие и творческие способности детей;

-воспитать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, формировать эстетический вкус.

Программа рассчитана для обучающихся 6-15 лет на время пребывания в лагере,1 смена (21 день). Занятия проводятся ежедневно, кроме дней заезда и выезда детей из лагеря.

Приемы и методы используемые на занятиях в летнем лагере:

  • Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений,

  • Практические - упражнения, игр методы,

  • Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение.

  • Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.

Формы и режим занятий: сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении выставки летнего лагеря. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе.

Реализация программы включает в себя изучение рисунка, цветоведения, основ росписи по ткани и стеклу, вышивки лентами, декупаж. Знакомство с техникой росписи ткани начинается со свободной и узелковой росписи, что способствует раскрепощению, преодолению страха. Все это дает возможность даже самому неподготовленному и сомневающемуся в своих способностях ребенку с первых же занятий в летнем лагере переживать ситуацию успеху, получая удовлетворение и от процесса, и от результата собственной деятельности. В ходе освоения программы увеличивается доля самостоятельной работы, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к художественно творческой деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии занятий репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • развитие высокой мотивации учебного процесса;

  • развитие всех форм мышления обучающегося;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:

  • обучение умению ставить цели;

  • характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

  • организовывать свою деятельность;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • творчески откликаться на события окружающей жизни.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:

  • создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата;

  • знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения, основ росписи по ткани и стеклу, вышивки лентами, технике декупажа;

  • умение передавать на бумаге, ткани, стекле форму и объем предметов, настроение в работе;

  • выполнение декоративных и оформительских работ на заданные темы;

  • владение графическим материалом, гуашевыми, акварельными красками, а также красителем по ткани и стеклу.






Учебно-тематический план

для младшего школьного и дошкольного возраста


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1.


2.

3.


4.

5.

6.


7.




8.


9.




10.


11.

12.


13.


14.


15.

16.


17.

18.

Знакомство с красками. Основные и доп. цвета

Витраж. Знакомство с техникой.

Изготовление сувенира витражными красками

Мастер-класс «Ромашки»

Батик. Знакомство с техникой.

Узелковый батик как один из видов росписи по ткани.

Выполнение практического упражнения способом завязывания. «Получение солнечного узора».

Изготовление изделия в технике узелковой росписи.

Выполнение практического упражнения способом завязывания. «Получение узора с заутюженными диагоналями».

Изготовление изделия в технике узелковой росписи.

Свободная роспись.

Выполнение изделия в технике свободной росписи.

Вышивка лентами. Знакомство с техникой.

Декорирование изделия вышивкой лентами.

Декупаж. Знакомство с техникой.

Изготовление сувенира в технике декупаж.

Декорирование изделия

Оформление работ. Мини-выставка


1


1

1


1

1

1


1



1


1




1

1

1


1


1


1

1


1

1

0.5


0.5

0


0

0.5

0.5

0.5



0


0.5




0

0.5

0


0.5


0


0.5

0


0

0

0.5


0.5

1


1

0.5

0.5


0.5




1


0.5


1


0.5

1


0.5


1


0.5

1


1

1


Итого

18

4.5

13.5






Учебно-тематический план

для среднего и старшего школьного возраста




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1.

2.

3.


4.


5.

6.


7.


8.



9.


10.

11.



12.

13.


14.


15.


16.



17.


18.



Цвет-основа живописи.

Витраж. Знакомство с техникой.

Изготовление сувенира витражными красками.

Мастер-класс «Ловушка для солнца»

Батик. Знакомство с техникой.

Узелковый батик как один из видов росписи по ткани.

Изготовление изделия способом завязывания.

Изготовление изделия способом завязывания с заутюженными диагоналями.

Выполнение практического упражнения способом зашивания.

Аксессуары. Стиль. Мода.

Изготовление изделия в узелковой росписи различными способами.

Свободная роспись.

Выполнение изделия в технике свободной росписи.

Вышивка лентами. Знакомство с техникой.

Декорирование изделия вышивкой лентами.

Декупаж. Знакомство с техникой.

Изготовление сувенира в технике декупаж.

Изготовление сувенира в технике декупаж.

«Красота рукотворная». Выполнение изделия в комбинированной технике

1

1

1


1


1

1


1


1



1


1

1



1

1


1


1


1



1


1

0.5

0.5

0


0


0.5

0.5


0


0



0


0.5

0



0.5

0


0.5


0


0.5



0


0

0.5

0.5

1


1


0.5

0.5


1


1



1


0.5

1



0.5

1


0.5


1


0.5



1


1


итого

18

4

14







Содержание программы

для младшего школьного и дошкольного возраста

1. Знакомство с красками. «Основные и дополнительные цвета» (приложение№3)

Правила сочетания цветов. Основные, дополнительные и родственные цвета.

Практическая работа: упражнения на смешивание различных цветов(гуашь).

2. Витраж. Знакомство с техникой. (приложение №2)

История росписи по стеклу. Разновидности росписи.

Практическая работа: Способ витражной росписи. Изделия ДПИ в оформлении интерьера.

3. Изготовление сувенира витражными красками.

Практическая работа: выполнить декоративную композицию с помощью витражных красок на стекле.

4.Мастер-класс «Ромашки»(приложение№4)

Практическая работа: Изготовление картины или открытки своими руками. Рисование гуашью.

5. Батик. Знакомство с техникой. (приложение №6)

Виды и свойства ткани для росписи.

Требования к качеству тканей в зависимости от ее свойства. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Дизайн интерьера. Применение тканей. Дизайн одежды и аксессуаров.

Практическая работа: упражнения по определению свойства ткани. Обработка ткани в зависимости от способа дальнейшего применения. Создание эскиза коллекции одежды (коллаж).

6.Узелковый батик как один из видов росписи по ткани.

Знакомство с инструментами и оборудованием для росписи по ткани. Правила безопасности при работе со специальными инструментами. Понятие «подрамник». Правила изготовления подрамника.

Практическая работа : выполнение упражнений для знакомства с красителями, солью, резервом.

7. Выполнение практического упражнения способом завязывания. «Получение солнечного узора».

Узелковая роспись, как вид росписи по ткани. Способы узелковой росписи. Способ «завязывание». Технология выполнения по технологической карте.

Практическая работа: выполнение практического упражнения №1 способом «завязывание». Проработка и дорисовка работы по теме «цветы»

8. Изготовление изделия в технике узелковой росписи.

Практическая работа: выполнение упражнения на изделии по технологической карте. Оформление изделия в декоративную салфетку.

9. Выполнение практического упражнения способом завязывания. «Получение узора с заутюженными диагоналями».

Использование изделий ДПИ в оформлении интерьеров. Технология выполнения упражнения №3 способом «завязывание».

Практическая работа: выполнение коллективной работы в технике узелковой росписи способом «завязывание». Оформление изделия.

10. Изготовление изделия в технике узелковой росписи.

Практическая работа: выполнение творческой работы способом «завязывание» и дальнейшее декорирование изделия. Квадратики.

11. Свободная роспись.

Рассказы об искусстве. Пейзажная живопись в произведениях русских художников.

Практическая работа: выполнение упражнения свободная роспись.

12. Выполнение изделия в технике свободной росписи.

Свободная роспись по солевому раствору.

Практическая работа: Отработка приема заливок на ткани. Создание пейзажа на основе абстрактного фона.

13. Вышивка лентами.

Знакомство с техникой. Основные стежки. Образы различных цветов, букетов. Цветовая гамма букетов. Цветовое сочетание ленточек.(приложение№7)

Практическая работа: отработка стежков.

14. Декорирование изделия вышивкой лентами

Практическая работа: выполнить косметичку с вышивкой лентами в соответствии с эскизом и цветовым сочетанием.

15.Декупаж.

Знакомство с техникой. Разновидности. Основные правила выполнения. Последовательность.

Практическая работа: выполнение упражнения в технике декупаж.

16.Изготовление сувенира в технике декупаж.

Практическая работа: изготовление подставки для карандашей.

17. Декорирование изделия.

Практическая работа : Различные способы декорирования изделий.(блестки, паетки, контуры)

18. Оформление работ. Мини-выставка




Содержание программы

для среднего и старшего школьного возраста

  1. Цвет-основа живописи.

Презентация. Беседа с обучающимися.(приложение№1)

Практическая работа: Раскрасить рисунки красками теплой цветовой гаммы. Раскрасить рисунки красками холодной цветовой гаммы.

2. Витраж. Знакомство с техникой.

История росписи по стеклу. Разновидности росписи. Способ витражной росписи.

Изделия ДПИ в оформлении интерьера. (приложение№2)

Практическая работа: Выполнение подобие витража, используя стекло, витражные краски.

3. Изготовление сувенира витражными красками.

Практическая работа: выполнить декоративную композицию с помощью витражных красок на стекле.

4. Мастер- класс «Ловушка для солнца»(приложение№5)

Практическая работа: изготовление летней поделки для подарка близким, украшения интерьера.

5. Батик. Знакомство с техникой. (приложение№6)

Виды и свойства ткани для росписи.

Требования к качеству тканей в зависимости от ее свойства. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Дизайн интерьера. Применение тканей. Дизайн одежды и аксессуаров.

Практическая работа: упражнения по определению свойства ткани. Обработка ткани в зависимости от способа дальнейшего применения. Создание эскиза коллекции одежды.

6.Узелковый батик как один из видов росписи по ткани.

Знакомство с инструментами и оборудованием для росписи по ткани. Правила безопасности при работе со специальными инструментами. Понятие «подрамник». Правила изготовления подрамника.

Узелковая роспись, как вид росписи по ткани. Способы узелковой росписи. Способ «завязывание». Технология выполнения по технологической карте.

Знакомство с узелковым орнаментом - первой письменностью древних славян. Орнаментальная славянская вязь.

Практическая работа: выполнение упражнений для знакомства с красителями, солью, резервом. Зарисовка элементов орнамента, изготовление штампа-матрицы с использованием шнура.

7. Изготовление изделия способом завязывания.

Практическая работа: выполнение упражнения по технологической карте. Оформление изделия в декоративную салфетку.

8. Изготовление изделия способом завязывания с заутюженными диагоналями.

Практическая работа: выполнение банданы в технике узелковой росписи способом «завязывание». Технология выполнения упражнения №3 способом «завязывание».Оформление изделия.

9.Выполнение практического упражнения способом зашивания.

Практическая работа: изготовление сувенира для мамы (носового или шейного платочка) с орнаментом-оберегом, символами материнства, хранительницы очага, плодородия, достатка, лада.

10. Аксессуары. Стиль. Мода.

«Народное искусство и современное творчество». Синтетичность народного искусства, его связь с творчеством современных художников. Традиции народного костюма и индивидуальный стиль мастера. Русский костюм, его история. Традиционный костюм Урала и Сибири: крой, орнаментация, материалы, украшения.

«Костюм-образ». Образная выразительность костюма человека, его одежды. Сочинение выразительного костюма-образа.

Практическая работа : Эскиз образа, цветовое решение. Разработка эскизов моделей различных стилей.

11.Изготовление изделия в узелковой росписи различными способами. Шарф.

Практическая работа: выбор тематики мотива и техники исполнения пожеланию обучающегося. Особенности расположения мотива на текстильном изделии вытянутой формы.

12. Свободная роспись.

Рассказы об искусстве. Пейзажная живопись в произведениях русских художников.

Практическая работа: выполнение упражнения свободная роспись.

13. Выполнение изделия в технике свободной росписи.

Практическая работа: создание фона для картины подводного мира в холодной гамме способом «по сырому». «Морской пейзаж». Технология свободной росписи способом «по сырому».

Подводный мир и его цветовая гамма.

14. Вышивка лентами. (приложение№7)

Знакомство с техникой. Основные швы.

Практическая работа: отработка стежков.

15. Декорирование изделия вышивкой лентами.

Практическая работа: выполнить картину с вышивкой лентами в соответствии с эскизом и цветовым сочетанием. Создание объема в пейзаже с помощью лент. Цветовое сочетание.

16.Декупаж.

Знакомство с техникой. Основные правила, приемы.

Практическая работа: выполнение упражнения в технике декупаж.

17.Изготовление сувенира в технике декупаж.

Практическая работа: Ваза, как способ оформления интерьера. Выполнение изделия с помощью техники декупаж.

18.«Красота рукотворная».

Практическая работа : Выполнение изделия в комбинированной технике. Изделия ДПИ как способ самовыражения. Творчество и неповторимость образа. Техника выбирается любая.


Материально-техническое и

информационно-методическое обеспечение



Слайды изделий декоративно-прикладного творчества в технике витража, декупажа, батика.

Разработки коммуникативных тренингов на сплочение детского коллектива, игры на развитие творческих способностей детей, на внимание, развитие воображения.

Подборки лучших работ обучающихся .

Папки с наглядно-дидактическими материалами по темам :Батик.Витраж. Вышивка лентами. Декупаж.

Папки по разделам программы: конспекты занятий, бесед, теоретический материал, практические упражнения.

Оборудование:

столы; стулья; магнитные планки, шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов, детских работ; осветительные приборы.

Инструменты:

карандаши простые; резинки старательные; фломастеры ; кисти круглые разного размера (белка, колонок, искусственное волокно), иглы для вышивки лентами.

Материалы:

бумага; краски акварельные; краски гуашевые; восковые мелки, красители батик акрил для ткани, краски по стеклу, атласные ленты, трехслойные салфетки.



Сведения об авторе

  1. Полушина Юлия Николаевна

  2. Педагог дополнительного образования

  3. Образование: среднее профессиональное, повышенный уровень, от 19.06.2003. Российская Федерация Профессионально-педагогический колледж, квалификация: учитель технологии с дополнительной подготовкой в области декоративно-прикладного искусства, специальность: технология

  4. Педагогический стаж:10 лет

  5. Категория: первая квалификационная

  6. Место работы: Центр детского творчества им. Н.М.Аввакумова Асбестовского городского округа

  7. Контактный телефон: 89086350656



















Приложения



© 2010-2022