- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Проект по ИЗО «Пленэр как средство формирования ценностного отношения у детей подросткового возраста в урочное и внеурочное время”
Проект по ИЗО «Пленэр как средство формирования ценностного отношения у детей подросткового возраста в урочное и внеурочное время”
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуфранова Н.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
Структурное подразделение
Итоговая аттестационная (проектная) работа
ТЕМА: «Пленэр как средство формирования ценностного отношения у детей подросткового возраста"
Работа выполнена слушателями курсов повышения
квалификации учителей изо:
Потапова О. В. учитель изо
МБОУ «Зеленорощинская СОШ»
Лениногорского муниципального района,
Кириллова Э.П. учитель искусства
МБОУ Кадетская школа - интернат
Бугульминского муниципального района,
Гуфранова Н. В. учитель изо,
МБОУ «СОШ пос. Круглое Поле»
Тукаевского муниципального района,
Беговатова Е.В. ДШИ №1 г. Казани.
Руководитель проекта:
Биктагирова Г.Ф.
к.п.н., доцент ИФМК К(П)ФУ
Работа допущена к защите:
Махмутова М.М. к.п.н., доцент
отделения общего образования
____________________
(подпись)
Казань, 2013 г.
Содержание
-
Введение
-
Актуальность темы……………………………….……………...3
-
Цель проекта …………………………………………………….5
-
Задачи проекта …………………………………………………..5
-
Продолжительность проекта ……………………………………5
-
Вид проекта…………………………………......…………………5
-
Основные формы реализации проекта…………………………..5
-
Предполагаемый результат………………………………………5
-
Гипотеза……………………………………………………………6
-
Пути достижения цели………………………………………..6
-
-
Основная часть
-
Пленер, как средство формирования ценностного отношения у обучающихся подросткового возраста ………………………………...9
-
План реализации проекта…………………………………………12
-
«Арт - альбом»………………………………………………….....15
-
III. Заключение …………………………………………...………….17
IV. Список литературы…………………………..…………………..18
-
Введение
-
Актуальность темы
-
«Всякое искусство есть подражание природе».
Сенека
Что такое искусство в жизни человека? Для одних это серьёзный труд, для других - просто развлечение. Но все, однако, понимают, насколько важно научиться видеть искусство в окружающем нас мире. Ведь оно является частью нашей повседневной жизни.
В самой природе человека лежит интерес к искусству. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. А приходя в этот мир, ребенок видит палитру красок и многообразие форм. Влияние искусства на развитие личности огромно, поскольку оно обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека. Сила воздействия искусства способна изменить отношение людей к жизни, сформировать внутренние ценности личности, воспитать любовь к семье, к школе, к народу и малой родине. Укрепить веру и надежду в светлое будущее своей Родины.
Жизнь рождает искусство, а искусство воздействует на жизнь.
В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен искусством. Избыток всевозможной визуальной и звуковой информации приучает его скользить по поверхности, видеть картину, не вникая в неё, слышать музыку воспринимать её как фон. Для того, чтобы растущий человек не потерялся в этом мире звуков и красок, необходимо научить ребенка воспринимать и понимать его образную и нравственную сущность. Тогда постепенно у него сформируются устойчивые ценностно-ориентированные личностные качества и искусство станет для него значимым и приобретет личный смысл.
Умение видеть прекрасное в окружающем мире и воплощать это в творчестве - процесс трудоемкий. Для развития способностей к созерцанию нужны как внешние, так и внутренние (психологические) условия. И таким условием формирования, конечно же, является природа и творческая деятельность на природе. Кроме того, требуется период накопления эстетического опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в творческой деятельности на природе - во время пения, рисования... И чем раньше начнешь учить детей созерцать и понимать красоту родного края, уметь быть сопричастным к истории своей родины, судьбам ее людей, тем быстрее ребенок раскроется нравственно.
Особенно важен этот проект в силу приверженности подростков к сфере легкого развлекательного искусства. Большинство школьников не знают подлинных ценностей искусства, не интересуются им, поэтому «пленэр» поможет приобщить к ним и будет гармонизировать опыт учащихся и способствовать развитию ценностных ориентаций у детей подросткового возраста через организацию уроков на природе, реализуя их творческие способности путём вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность в различных областях искусства. Проект развивает способность жить в мире людей и видеть прекрасное вокруг себя, гордиться своей культурой. Ведь лишь тот человек, который наделён нравственными качествами, сможет войти в жизнь с открытым сердцем и чистой душой.
Работа над проектом должна:
-
помочь изменить отношение школьников к предмету «Искусство»;
-
показать, насколько важную роль играет творческая деятельность в формировании нравственной воспитанности, в развитии интеллектуальной, социально-активной личности ребёнка;
-
помочь в формировании положительного отношения к искусству в целом, через различные виды в неаудиторной деятельности;
-
Научить детей видеть красоту края, понимать искусство своего народа, уважать и гордиться традициями школы, села и малой родины.
-
Цель:
-
Формирование ценностного отношения у обучающихся подросткового возраста в процессе организации уроков на пленэре.
-
-
Задачи:
-
1. Раскрыть сущность понятия «Пленэр», определить его структуру, содержание.
2. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами, развивать умение видеть прекрасное и безобразное в окружающей действительности.
3. Воспитывать с помощью уроков - пленэров у обучающихся ценностного отношения к малой родине, селу, городу, народу.
-
-
Продолжительность проекта: 3 учебных года
-
Образовательная область:
Нравственное воспитание детей подросткового возраста. Развитие интеллектуально творческой личности будущего гражданина-патриота.
-
-
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
-
Основные формы реализации проекта: Занятия на воздухе, проведения уроков-пленэров совместно с учениками школы, беседы, лекции, праздники, экскурсии, выставки рисунков. Ведение «Арт - альбома», где ребята рисуют, записывают свои впечатления.
-
1.7. Предполагаемый результат.
1.) Расширение понятие детей о работе на пленэре.
2.) Повышение уровня нравственной воспитанности у обучающихся
подросткового возраста.
3.) Знать о существовании и истории искусства в своем крае, иметь
представление о его многообразии образных языков и особенностях
видения мира своего народа в разные эпохи; знать имена выдающихся
деятелей искусства.
4.) Овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах художественно - музыкальной творческой
деятельности (слушание музыки и пение, инструментальное
музицирование, ритмико-пластическое движение, художественно-
практическая практика рисования с натуры, освоение жанрового и
стилевого многообразия народного искусства).
5.) Воспитание у детей чувства гордости за свой народ, подаривший
человечеству волшебный мир искусства.
-
-
Гипотеза.
-
Анализ психологической, искусствоведческой, педагогической
литературы по изучению проблем нравственного воспитания позволили выдвинуть гипотезу данной аналитической работы:
- учащиеся, погрузившись в учебно - познавательную творческую
деятельность на природе, созерцая красоту родного края, расширят
представление о многообразии видов искусств, обогатятся духовно,
проникнутся уважением к людям своего края и их традициям,
сформируют в себе личностные ценностные качества.
-
-
Пути достижения цели:
-
Создать условия для формирования у учащихся средних классов
положительного отношения к различным видам искусства, и
уважения к людям творческих профессий.
Организовать уроки-пленэры, где обучающихся знакомятся с
различными видами искусства, и их значением в истории своего
народа и мировой культуры.
Основополагающий вопрос: «Зачем нужно человеку искусство?»
Темы исследований учеников (частные вопросы):
- Какие бывают виды искусства?
- Что такое искусство?
- О каких видах искусства родного края мы знаем?
- Что такое образ в произведениях искусства?
Особая связь между двумя видами искусства: музыки и изобразительного искусства.
Предмет: Искусство.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, история,
технология, хореография, черчение, МХК. Продолжение работы над
созданием «Арт - альбома». Развитие познавательного интереса:
знакомство с литературными источниками, вошедшими в основу
произведений искусства.
Дидактические цели проекта:
Продолжить знакомство детей с различными видами искусства своего края, с традициями школы, села и родины. С помощью уроков-пленэров повысить интерес учащихся к изображению реального мира, к его многообразию форм и образов. Организация и участие в традиционных школьных праздниках и народных гуляниях, фестивалях, уличных выставках.
Воплощение художественно-образного содержания: творческая работа над увиденном и услышанном, составление «Арт - альбома»,
Методические задачи:
Стремиться к формированию эмоционально-образному восприятию окружающей действительности.
Стремиться к развитию личностного отношения к явлениям творческого самовыражения.
Стремление к развитию нравственной культуры школьников через новую форму организации урока.
Стремиться научить различать стили, творческий почерк, музыкальный язык представителей искусства своего народа.
Организационные задачи:
Организовать уроки - пленэры для обучающихся 5-7 классов.
Организация традиционных праздников совместно с учителями, детьми и родителями на открытом воздухе.
Организация «Арт - стрит» выставок творческих работ учащихся 5-7 классов около школы .
Оформление «Арт - дневника» где представлены детские рисунки, эссе, высказывания-впечатления от увиденного и услышанного.
Материалы и оборудование: альбомы, краски, кисти, карандаши, планшеты, мольберты, этюдники, раскладные стульчики, музыкальные инструменты (гитара, баян, барабан), звукозаписи на разных носителях, нотный репертуар.
Аннотация: Проект проводится в ходе совместной работы учителей разных дисциплин.
Работа над проектом позволяет использовать нетрадиционный подход к школьным предметам художественно - эстетического цикла. Стремление развивать у учащихся образное мышление, способствует повышению уровня нравственной воспитанности.
Проект направлен на гражданско - патриотическое воспитание детей, нравственный рост ребёнка как личности, что достигается через привитие любви к искусству и уважения культурных традиций своей школы, народа, малой родины.
Данный проект позволяет приобретать знания из окружающей действительности, анализировать увиденное, услышанное и создавать свои образы, знакомит с различными видами искусства, его наследием, активизирует творческую деятельность, развивает образное мышление и эстетический вкус.
-
Основная часть
-
Пленэ́р (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Также данный термин имеет отношение к музыке, когда концерты проводятся на открытом воздухе.
-
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й пол. XIX - начале XX века пленэрной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
К сожалению, пленэр как нетрадиционная организация формы урока исчез из планов советской школы. И по сей день не многие предметники применяют его для организации своих уроков. Это понятно, так как такая форма достаточно неудобная и требует определенных приспособлений для успешной организации.
Однако большое значение творческой работы на открытом воздухе, неоспоримо для формирования нравственных личностных новообразований будущих граждан со времен художников - передвижников. И это не случайно. Ведь именно непосредственное созерцание объектов окружающего мира и их дальнейшая трансформация и воплощение в художественных образах, позволяет формировать у ребенка те нравственные качества, которые так необходимы современному человеку: чувство сопричастности к культуре своего народа, любовь к родному краю в котором родился и живешь, в конечном итоге гражданственность и патриотизм.
В научных исследованиях нравственность представлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний. Нравственная воспитанность личности ребёнка среднего школьного возраста рассматривается нами как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребёнка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место. Переход социального чувства в мотивационную сферу, превращение его в неосознанный мотив поведения означает формирование устойчивых стереотипов поведения нравственной направленности. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединенным итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений (Е.И. Рогов).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что с обучающиеся начальных классов начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в юношеском возрасте способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. Подростковый возраст наиболее сенситивен для возникновения психологических предпосылок (Ж. Пиаже, С.Г.Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений (А.М. Виноградова).
Творчество на открытом воздухе - это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать окружающую действительность и внимательно вслушиваться в разные её особенности. К тому же, такая деятельность позволяет познакомить детей с более сложными формами искусства по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность увидеть монументальные сооружения и деревянное зодчество своих земляков, услышать живые оркестровые произведения и песни в народном исполнении.
Поток эстетической информации практически безграничен. А это обостряет проблему организации целенаправленного пленера, помогающего формировать избирательность потребления эстетических впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.
Научить детей правильно выбирать произведения искусства с каждым годом становится сложнее.
Задача учителя заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным и творческим.
В сущности, именно пленер должен стать одной из ведущих форм организации урока искусства, так как он помогает вхождению ребенка в мир народных традиций, помогает созданию единого культурного пространства: музыка - изобразительное искусство.
На наш взгляд, именно деятельность на воздухе гармонично вводит учащихся в тайны творчества своего народа и направлено на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно интерпретировать увиденное и услышанное. Оно позволяет развить эмоциональность, отзывчивость, умение выразить свои впечатления, тем самым способствуя воспитанию нравственной личности, эстетическому совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
-
-
План реализации проекта
-
Разделы программы
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Подготовительный этап
Сбор и анализ информации о имеющихся в районе школы и в городе архитектурных памятников искусства и народного зодчества, звукозаписей с музыкальными произведениями по темам запланированных музыкальных номеров к праздникам и фестивалям, репродукций известных художников, музыкальных произведений, принадлежащих к местным деятелям искусства, подготовка стендов для «Арт - стрит» и «Арт - альбома».
Учителя искусства
1неделя
Определение цели, исходя из интересов потребностей детей.
Учителя искусства
1 неделя
Организация учителей и детей общеобразовательной школы, участвующих в проекте.
Учителя искусства
1 неделя
Приобретение необходимого оборудования.
Администрация
1 неделя
Деятельный этап
Нравственное воспитание
Получить представление о различных способах отображения главных исторических моментов родного края в разные временные эпохи. Организация и проведение уроков - пленэров в общеобразовательной школе.
Организация и проведение традиционных праздников в школе и районе по темам: «День знаний», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Широкая масленица», «Науруз», «День Победы», «День защиты детей», «Праздник плуга - сабантуй», «Конкурс народной песни» и т.д. Выполнения творческих заданий. Организация «Арт стрит» выставок.
Учителя искусства
В течение всего проекта.
Познавательное развитие
Использование «пленера» как источника для знакомства с творчеством народных художников, архитекторов и композиторов, и с образным миром их произведений. Просмотр выставок и репродукций художников-земляков. Посещение народных праздников и фестивалей творчества.
Учителя искусства
В течение всего проекта
музыкально-эстетическое развитие
5 класс «Народные праздничные обряды»
6 класс «Выразительные способности музыки».
7 класс «Праздник и карнавал в музыкальном искусстве»
Учителя искусства
В течение всего проекта
Ознакомление с архитектурой и дизайном
5 класс «Роспись по дубу и дереву, тиснение и резьба по бересте», «Роль народных художественных промыслов в современной жизни», «Зачем людям украшения», «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества», «Одежда говорит о человеке», «Ты сам - мастер».
6 класс «Объемные изображения в скульптуре», «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», «Портрет в скульптуре».
7 класс «Жизнь в моем городе в прошлых веках», «Монументальная скульптура и образ истории народа», «Художественно-творческие проекты».
Учителя искусства
В течение всего проекта
Художественно-эстетическое развитие
5 класс «Древние образы в народном искусстве», «Убранство русской избы», «Народный праздничный костюм», «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества», «Современное выставочное искусство».
6 класс «ИЗО семья пространственных искусств», «Цвет. Основа цветоведения», «Реальность и фантазия в творчестве художника», «Изображение объема на плоскости и линейная перспектива», «Освещение. Свет и тень», «Изображение пространства», «Воздушная перспектива», «Пейзаж - большой мир», «Городской пейзаж».
7 класс
«Набросок фигуры человека с натуры», «Тематическая картина . Бытовой исторический жанры», «Жизнь каждого дня», «Зрительские умения и их значение для современного человека», «Музеи изобразительного искусства, их роль в культуре»
Учителя искусства
В течение всего проекта
Работа с родителями
Сопровождение детей на уроки - пленэры в школе. Изготовление стендов. Помощь в написании детьми заметок и эссе в «Арт -альбом». Чтение с детьми литературных произведений, послуживших основой для создания музыкальных образов. Помощь в создании рисунков.
Учителя
искусства, классные руководители,
родители
В течение проекта
Праздники на пленэре для родителей школьников
«День знаний», «Широкая масленица», «Науруз» и др.
Оформление «Арт - стрит» выставок.
Оформление «Арт - дневника».
Приглашение родителей и гостей на презентацию проектов.
Учителя искусства
Заключительный
этап
Подведение итогов, оформление материалов по проекту.
Учителя искусства
-
-
«Арт - альбом »
-
Одной из творческих форм работы после уроков является выполнение домашних заданий, направленных на восприятие художественных и музыкальных образов. Дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира. Выражать свои чувства и мысли в эссе, стихах и рисунках. Такая работа помогает ребёнку слышать окружающих людей, понимать и воспринимать мир с открытым сердцем. Домашние задания на восприятие позволяют выявить круг интересов ребёнка, особенности художественного вкуса и взглядов. А так же имеют огромное значение для формирования творческой личности ученика. Содержание «Арт - альбома» - это шаг из урока в жизнь народного творчества, проверка на искренность восприятия всего того, что было на уроке-пленэре. В «Арт - альбоме» обучающиеся запечатлевают увиденное на уроках-пленэрах, проводимых совместно с учениками и учителями школы. В альбоме отражаются эмоционально наполненные события, произошедшие в жизни ребёнка, и взгляд на них сквозь призму творчества.
-
Заключение
Творчество на открытом воздухе - один из важнейших элементов эстетического развития ребенка, благоприятная основа для формирования нравственной воспитанности.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в творчестве. Именно пленэр активирует полезную деятельность детей. Ведь созерцая окружающий мир, ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять, обобщать.
Результат таких интенсивных, увлекательных занятий наступает очень скоро.
Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем деятелем искусства, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный и нравственный мир, позволит раскрыться его личности.
Подводя итог нашему проекту, хочется всем пожелать: больше встречаться с народным творчеством и выходить на улицу. Жизнь рядом напомнит о любви к ближнему, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Поэтому в ближайшие наши планы входит дальнейшая работа над созданием «Арт - альбома». И огромная мечта о выставке творческих работ обучающихся на республиканских, международных конкурсах и ярмарках. Ведь пленер - живой источник истинного вдохновения и творчества. На нём раскрываются души ребят, которые тянуться к прекрасному в нашей современной жизни. И «чистые» их души, просто необходимо услышать, настроить на высокий лад, научить жить здоровыми и счастливыми, быть истинными патриотомами своей Родины.
IV. Список использованной литературы:
1.Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции. Воспитание школьников № 2 - 2010
2. М.: 1980; Коч А.А., Я в мире…мир во мне. Классный руководитель № 1 - 4,6,7 - 2004; № 2,3 - 2005
3.Научно-методический журнал «Музыка в школе» №1/2008
4.Шемшурина А.И., Диалоги со школьниками о главном
(нравственность должна стать опорой отношений с окружающим миром, людьми, с самим собой) Воспитание школьников № 7 - 2011
5.Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции.
Воспитание школьников № 2 - 2010
6.Степанов П.В., Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся (направление: духовно - нравственное) Спутник классного руководителя № 4 - 2011
7.Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и нравственно - этических бесед для учащихся 5 - х классов. Спутник классного руководителя № 2 - 2011
8.Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003. 9.Лаврентьева Л.И., Куликова Н.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и нравственно - этических бесед для учащихся 6 - х, 7 - х классов. Спутник классного руководителя № 3,4 - 2011
10. «Искусство и образования» Журнал теории и методики художественного образования и эстетического воспитания.
11.Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Программа «Азбука нравственного образования»
12. А. М. Кондаков, Л. П. Кезина.,Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (стандарты второго поколения) основана в 2008 году.
13. Л.Л.Алексеева, Е.Д. Критская, Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы.
14. Под редакцией Б.М. Неменского. Предметная линия учебников. Изобразительное искусство. Рабочие программы.
15. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка, 5 класс.
16. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка, 6класс.
17. Мероприятия, посвященные этическим категориям: счастье, милосердие, природа, духовные ценности. Духовные ценности - 2009, серия «Праздник в школе».
18