Доклад Проблемы преподавания ОПК в школе. Осторожно секты

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1



Доклад:

Проблемы преподавания ОПК в школе.

Осторожно секты.

Панова О.Н.

Учитель ОПК, ИЗО,

МХК, информатики

МБОУ лицей №1



г. Пролетарск

2015 г.



Какие проблемы возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК)?

Во-первых, конечно проблемы, связанные с освоением нового предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути; определенного понимания культуры; парадоксальностью учебника и т.п.

Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на неосвоенном образовательном поле: применение системно - деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т.д.

В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?..

Не решив этих проблем, учитель становится простым транслятором идей, мыслей, высказываний автора учебника, целиком полагаясь на его (автора) компетентность (в том числе и методическую) в изучаемой школьниками области человеческой культуры.

Таким образом, коммуникативная задача учителя сводится к банальному: сообщить ученику информацию о… Использование различных форм обучения мало меняет суть вещей. При этом зачастую учитель не достигает цели (по разным причинам), т.е. испытывает коммуникативную неудачу. Практические цели педагога вообще вызывают удивление: успеть «пройти» все темы, сообщить учащимся всю информацию, заложенную в учебнике, программе. Такая цель в области гуманитарного образования, и тем более в области духовно-нравственного воспитания просто опасна.

По мнению ряда исследователей, обучение должно иметь стратегической целью формирование культуры предметного мышления - исторического, математического и т.п. В жизни преимущественно это обеспечивается не передачей и усвоением информации, а восприятием культуры общения. В этом случае передача и получение информации лишь средство, при помощи которого мы совершаем эффективное общение. «Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана» [1].

Реализуя эффективное общение, мы превращаем урок в коммуникативное событие, когда случается что-то непредвиденное, что-то меняется в сфере взаимодействия сознаний при общении: личностная картина мира, жизненная позиция или система ценностей. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.

Следуя излагаемой здесь логике, стратегическая цель учителя ОПК - формирование культуры православного мышления.

Подчеркнем, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление личности - задача семьи и Церкви.

В ее изложении самое важное - представить ребенку как можно более раннюю возможность усвоить нужный способ мышления: фиксируемый подход к фактам, формы связи между ними…

Одним словом, лучшим введением в предмет является сам предмет. Я думаю, что юному ученику следует сразу дать возможность решать задачи, строить догадки, спорить об их правильности, - словом, ввести его в самую гущу проблем данной дисциплины. Возникает вопрос: как это осуществить?»

Курс «Основы православной культуры», стратегической целью которого является формирование культуры православного мышления, позволяет ребенку расширить спектр (набор) его собственных поведенческих стратегий. А далее выбор стратегии в конкретных жизненных ситуациях остается за ним.

Вопрос Дж. Брунера: «как это осуществить?», как формировать эти поведенческие и мыслительные стратегии православного человека у современного школьника является самым трудным. Методически вопрос может звучать так: «как превратить урок в коммуникативное событие?».

Начало православной культуры - это Божественное откровение, выраженное в Священном Писании человеческим языком, т.е. иными словами - человеческими средствами выражено Божественное. Следовательно, «православная культура - это тот духовный опыт внутреннего богообщения, который мы можем выразить человеческими средствами: в виде музыки, живописи, в слове»

Известный философ, один из создателей технологии «Школа диалога культур» В.С. Библер, определявший «культуру как сферу произведений», в которой человек воплощает свою деятельность и свое мышление, писал: «Каждое произведение - искусства, теории, философии, нравственности, религии - не поучают, не учат, не наставляют, но включают нас в особый, неповторимый, ранее и нигде не бывший мир, в котором мы начинаем жить, который начинаем открывать для себя, присваивать, и с которым… мы начинаем общаться. (Впрочем, будем ли мы в этом общении чему-то "обучаться" и чему-то "следовать" - это дело нашего выбора и решения)»

Идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение - в настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления. В контексте этой идеи можно предположить, что коммуникативное событие на уроке ОПК возникает тогда, когда предметом общения учителя и учащихся становится произведение православной культуры.

В этом случае учитель становится не только автором урока, но и героем (одним из героев) в том бахтинском смысле, который выражен в книге «Автор и герой в эстетической действительности». Происходит раздвоение - у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как одному из равноправных действующих лиц. На таком уроке учитель реализует совершенно иные коммуникативные цели: не «сообщить информацию о…», а «поделиться мыслями и чувствами». Тогда в сознании учеников возникает позитивный образ учителя, у них возникает желание работать в предмете: «я хочу с этим учителем делить свое знание».

Переживая вместе с героями произведений происходящие события, размышляя вместе с ними о смерти и воскресении Христа (в романе Ивана Шмелева «Лето Господне»), о совершенных грехах (в рассказе Василия Никифорова - Волгина «Великий Пост»), учащийся и приобретает те поведенческие и мыслительные стратегии, которые характерны для православного человека.

Отметим, что во всех произведениях: литературных и евангельских текстах, иконах, молитвах зримо или не незримо присутствует Христос, все сводится к Нему. В этом смысле реализуется принцип христоцентричности, который был всегда присущ отечественной педагогике.

О сектоведении

Если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле, поскольку не содержит религиозно-нравственной основы, без которой полученные знания могут быть использованы как во благо, так и во вред ближнему и обществу в целом.

***

В настоящее время становится все очевиднее, что без привнесения в процесс образования основ Православной культуры неправомерно говорить о получении школьниками полноценного образования. Потому как незнание этих основ не позволяет постигнуть подлинное значение слов и образов, созданных А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевским, ну и, конечно же, близким по времени к нам М.С. Булгаковым в его произведениях. Сколь много шума наделала экранизация романа "Мастер и Маргарита". И что, все всё поняли? Ничего подобного. Все еще больше запутались в отношении Евангелия и основных сюжетных линий.

Не лишним будет напомнить, что их ожидают сектанты различного происхождения, которые будут, и во многих случаях успешно, вербовать этих не подготовленных к встречи с этим явлением детей. Потеря для общества, я не говорю уже о трагедии для родителей, весьма ощутима, поскольку сектантов не интересуют в большинстве случаев серенькие никчемные личности. Напротив, замысел сектантов заключен в приобретении значимости в обществе с перспективой на установление господствующей власти и поэтому идет охота за сильными, яркими, в том числе власть имеющими, личностями, чтобы использовать в дальнейшем их авторитет для укрепления какой-либо сектантской организации. И если кто-то из присутствующих до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться и утвердительно заявить, что в сектах на сегодняшний день состоит от 800 тыс. до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" я привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле, поскольку не содержит религиозно-нравственной основы, без которой полученные знания могут быть использованы как во благо, так и во вред ближнему и обществу в целом.

Чтобы далеко не ходить за примером, могу напомнить, что именно люди с высшим образование в области программирования пишут такие компьютерные вирусы, от которых разрушаются сами компьютеры, не говоря уже о воровстве информации, которая достигается с помощью иных вирусов и "троянов". Разве нужно еще что-то доказывать?

В силу того, что предусмотренный формат выступления не позволяет остановиться более подробно на раскрытии предыдущего пункта, сосредоточусь на причинах, которые позволяют сектантству прорастать в нашем обществе. Среди причин выделяют внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относятся:

Сознательное и целенаправленное уничтожение в сознании наших сограждан основ веры в Бога, которое успешно осуществлялось через прямое уничтожение носителей культа и опосредованно через подмену культуры.

К внешним причинам следует отнести проведение разоблачительной политики руководством и общественными организациями зарубежных стран в отношении тоталитарных сект, где, в силу исторических процессов, связанных, прежде всего с духовным кризисом, начали появляться тоталитарные секты. Следствием проведения разоблачительной политики явилось снижение авторитета тоталитарных сект, а, следовательно, и их влияния на соотечественников, что в конечном итоге всегда приводит к снижению доходов.

Сказав о причинах распространения тоталитарных сект, следует сказать и о признаках тоталитарных сект, для того, чтобы присутствующие могли бы воспользоваться ими в целях своевременного распознавания заинтересовавшей их внимание организации, на предмет принадлежности к тоталитарной секте.

Почему мы говорим о признаках, а не огласим единый список, чтобы каждый желающий мог навести справку и решить возникшую проблему? Собственно говоря, такие списки есть, и мы их стараемся распространять. Но, во-первых, списки эти всегда не полные, поскольку появляются новые секты; во-вторых, секты могут менять названия, оставаясь деструктивными по сути; в-третьих, самомнение наших сограждан и пренебрежительное отношение к самому явлению сектантства как такового, мол уж меня то не проведут, приводит к желанию во всем разобраться самим, что и является причиной попадания человека в ту или иную секту. Поэтому более правильным будет научить человека опираться на признаки, чтобы разглядеть тоталитарную секту в любом одеянии.

Итак, о признаках. На современном этапе в сфере религиозных и псевдо религиозных предложений можно выделить три большие группы: мировые религии, классические секты, тоталитарные секты. Последние в свою очередь можно разделить еще на две группы: тоталитарные секты, связанные с криминалом, и не связанные с криминалом.

Когда говорят о религии, то, прежде всего, относят это понятие к мировым религиям, которые определяются наличием пяти признаков:

- наличие исторически сложившегося и утвердившегося в сознании этноса проверенного временем культа, имеющего своей целью изъяснения сути веры в Бога, свойств, присущих Божеству, и способа приближения к Нему;

- наличие культуры как совокупности духовных и материальных ценностей, формирующейся культом и направленной во внешний по отношению к культу мир во свидетельство о своих достоинствах;

- наличие свободы в культе, что предполагает полное знание предмета веры прежде, чем человек становится членом общины;

наличие самодостаточности, которая проявляется в наличии собственного календаря летоисчисления, наличии собственных и отличных по архитектуре от других культов культовых зданий, храмовой утвари, богослужебных книг и пр.;

- наличие сотворческого потенциала, направленного на созидание социального общества.

При этом правомерно говорить о традиционной и нетрадиционной для какого-либо региона религии. Таким образом, Православие, Иудаизм, Ислам, Буддизм считаются традиционными для России, в то время как Римо-католичество является нетрадиционным для этого же региона. Ко всему прочему об этом прямо говорится в законе "О свободе совести и религиозных объединениях".

При искажении или отсутствии хотя бы одного из этих признаков следует говорить уже не о религии, а о сектах (классических, исторических, традиционных), которые со всеми своими аспектами и немногочисленностью не являются социально опасными для государства и общества. Таким образом, следующая категория классические (они же традиционные, они же исторические, они же поспротестантские) секты определяются как культурно закрытые религиозные организации, основной смысл существования которых состоит в противопоставлении себя традиционной религии. Что такое культурно закрытые организации? Это религиозные организации, появившиеся исторически в XV - XVI вв. в результате отпадения от протестантизма, которое сопровождалось еще большим духовным оскудением, чем во время отпадения лютеран от Римо-католической церкви, приведшее к неспособности рождать культуру. Т.е. духовное основание оскудело настолько, что рождать и плодоносить оно уже не в состоянии. Так нельзя говорить о культурной традиции баптистов, пятидесятников, адвентистов 7 дня. Однако при этом нужно иметь в виду, что эти организации, а лучше сказать члены этих организаций, способны привлекать на свою сторону, делать своими последователями культурных людей, получивших образование в культурной традиции, соответствующей региону проживания и религиозным предпочтениям.























Помощь людям попавшим в секты:

  • Российские антисектантские центры - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

  • Святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках и иноверцах - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

  • Как помочь человеку, попавшему в секту - Православная беседа

  • Консультирование по вопросу выхода из секты - Миссионер Дона

  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер

  • Действия семьи при попадании ребёнка в тоталитарную секту - Михаил Бедило

  • Православные, инославные и сектанты - Как нам строить отношения со знакомыми и ближними из числа инославных христиан и сектантов? - Вера-Эском

  • Веру не рассказывают, а показывают (взаимоотношения с инославными и сектантами) - иерей Александр Ильяшенко

  • Юридические советы для тех, чьи интересы попирают секты - Евгений Мухтаров

  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин

  • Противостояние сектам - это одно из дел любви Церкви к человеку - профессор Александр Дворкин

  • О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев

  • По следам "Бога КУЗИ" или о волках в овечьей шкуре (как и почему люди попадают в секты) - Олег Заев

Преподобный Максим Грек - небесный покровитель ученых, богословов, переводчиков. Молитвенный ходатай за миссионеров, катехизаторов и апологетов. Преподобному Максиму Греку молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения православного вероучения и Писания, обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него просят помощи и поддержки при гонениях за веру и несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния.



© 2010-2022