Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании РМО

Руководитель РМО

___________

«___»__________2013г.

Утверждаю:

Директор МОУ«Аксеновская СОШ»

__________/А.И.Бедрединова/

«___»___________2013г


.

Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

в 5 классе




Составитель учитель изобразительного искусства Юсупова В.Н.







2013г.









Пояснительная записка.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и авторской программой, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами, символикой городов, и творчеством художников- прикладников.

С целью реализации национально-регионального компонента, предусмотрены уроки с использованием элементов национального прикладного искусства (татарский национальный орнамент в народном творчестве), так же дети знакомятся с произведениями народных художников и т.д.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Рабочая учебная программа разработана на основе Примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», реализующегося в рамках образовательной области «Искусство», утверждённой Министерством образования РФ; на основе авторской программы Б.М. Неменского «Искусство 1-9 классы», (Москва, Издательство «Просвещение», 2010 год

Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на обучение в соответствии с учебным планом на изобразительное искусство отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям- ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ.

Направленность содержания программы на постижение языка декоративно-прикладного искусства, выступающего как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа, восприятие произведений искусства, изучение художественного наследия и т.д.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.)

Работы учащихся оцениваются по следующим критериям:

- декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы)

- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе воспитания)

- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции)

Требования к уровню подготовки обучающихся:


Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка ДПИ, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

-несколько народных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов- Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17в.)

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, уметь передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные, орнаментальные композиции и т.п.;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства и т.п, владеть навыком работы в конкретном материале.



Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

практические работы ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1





Тема 1. Древние корни народного искусства. Древняя Русь


9


1


7


1



2


Тема 2. Древние корни народного искусства. Древняя Русь

7


6

1



3


Тема 3. Декор, человек, общество, время

10

1

8

1



4


Тема 4. Современное декоративное искусство

8


7

1



Итого

34

2

28

4



Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ -28; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.







Содержание учебного предмета


Древние корни народного искусства. Древняя Русь (9 часов)

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы(1 час).

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Импровизации на тему: «Древние образы».

Выполнение узоров на полотенцах, подзорах, росписях и резьбе по дереву.

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Крестьянский дом ( 2 часа)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Беседа с показом репродукций и фото.

Зарисовки фасадов русской избы

Конструкция и декор предметов народного быта. Русский народный орнамент (2 часа).

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Вырезание из картона форм различных предметов народного быта. Роспись орнаментом.

Внутреннее убранство крестьянского дома (1 час).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Выполнение эскиза: « В русской избе».

Народная праздничная одежда(2 часа).

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Конструирование из бумаги предметов одежды. Украшение элементов костюма орнаментом.

Праздничные народные гулянья(1 час).

Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике.

Выполнение эскиза праздничных народных гуляний «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки» и т.д.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках (2 часа).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Лепка из пластилина народной игрушки. Роспись игрушек.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие (2 часа).

Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Работа над проектами импровизациями по мотивам народных промыслов.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. (2 часа).

Вводная беседа о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Обращается внимание на жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Принцип гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты.

Изображение декоративного натюрморта с натуры.

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни(1 час).

Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Зарисовка кружев (белым по черному фону).

Декор, человек, общество, время (10 часов)

Введение в проблематику четверти. Зачем людям украшения(1 час).

Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства.

Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

Беседа с показом репродукций.

Из истории декоративного искусства. Украшения в жизни древних обществ(3ч)

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.

Изготовление из соленого теста макетов украшений (ожерелья, браслеты, подвески).

Изготовление из пластилина, с применением пластмассовых готовых форм, греческих ваз. Роспись формы

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе (2 часа).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Части классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Эскиз герба или эмблемы: «Эмблема класса», «Герб семьи», «Герб города», «Герб клуба».

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества(3 часа).

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства

Коллективное панно: «Бал во дворце», «Три толстяка», «Золушка на балу».

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(1 час).

Итоговая игра - викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.

Выставка детских работ. Игра-викторина.

Современное декоративное искусство (8 часов)

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства (1 час).

Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.) новое понимание красоты современными мастерами декоративно - прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Наброски интерьеров школы по памяти. Эскиз панно для украшения интерьера школы.

Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж (2 часа).

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж - как один из видов украшения интерьеров.

Эскиз витража. Изготовление из бумаги витража (имитация).

Древние образы в современном декоративном искусстве (1ч.)

Создание коллективной декоративной работы из мозаики (2ч.)

Изготовление панно из мозаики.

Беседа о красоте летней природы по репродукциям картин (1 ч.)

Воспитание любви к окружающей природе, способность чувствовать красоту и ее роль в настроении человека. Воспитывать интерес к произведениям искусства и умение описывать их. Развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы

Отчетная выставка работ за год (1 час).

Отчетная выставка работ учащихся за год.

Беседа. Оформление выставки детских работ.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

1.Древние корни народного искусства. Древняя Русь (9ч.)

1.1

Древние образы в народном искусстве.

Изучение новой темы

1

Связь искусства с явлениями жизни. Изображение чудо-птицы, древа жизни и пр. (или композиция по теме)

1.2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

Изучение новой темы

1

Украшение наличника. Солярные знаки.

1.3

Интерьер крестьянского дома.

Изучение новой темы

1

Рисование фрагмента интерьера избы с основными предметами. Отработка приема: мазок «бревнышко».

1.4

Конструкция и декор предметов народного быта.

Изучение новой темы

1

Любой предмет крестьянского быта выразительной пластической формы

1.5

Русский народный орнамент.

Изучение новой темы

1

Оформление изделий выполненных на прошлом уроке. Выдержать принцип единства и декора

1.6

Внутреннее убранство крестьянского дома.

Изучение новой темы

1

Работа по группам- создание интерьера избы, доработка эскиза. Вырезывание нарисованных предметов быта и наклеивание на лист с изображением интерьера.

1.7

Народная праздничная одежда.

Изучение новой темы

1

Эскиз народного праздничного костюма

1.8

Народная праздничная одежда.

Изучение новой темы

1

Эскиз татарского народного костюма

1.9

Народные праздничные гуляния.

Урок контроля и проверки знаний

1

Композиция «Ярмарка» или «Сабантуй»

2.Связь времен в народном искусстве (7ч)

2.1

Древние образы в современных народных игрушках.

Изучение новой темы

1

Создание из пластилина образа игрушки, руководствуясь рядом предметов

2.2

Единство формы и декора в игрушках.

Изучение новой темы

1

Декоративное оформление выполненной ранее игрушки- сохраняя традиции промысла

2.3

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

Изучение новой темы

1

Импровизация по мотивам Гжельской и Жостовской росписи (фрагменты)

2.4

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

Изучение новой темы

1

Создание завершенного художественного образа и предметах народ.промыслов (по выбору)

2.5

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

Изучение новой темы

1

Выполнение декоративного натюрморта с натуры

2.6

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

Контрольно-обобщающий

1

Выполнение декоративного натюрморта с натуры

2.7

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни

Урок контроля и проверки знаний

1

Расписать пряник в стиле народной росписи

3. Декор: человек, общество, время(10ч.)

3.1

Зачем людям украшения.

Изучение новой темы

1

Сообщения по иллюстрациям

3.2

Украшения в жизни древних обществ.

Изучение новой темы

1

Эскиз ювелирного изделия украшения в стиле древнегреческого искусства, использование характерных знаков-символов.

3.4

Украшения в жизни древних обществ.

Декоративное искусство

Древней Греции

Изучение новой темы

1

Наброски фигур людей в греческих костюмах для предстоящей работы «Вазопись»

3.5

Украшения в жизни древних обществ.

Греческая вазопись.

Изучение новой темы

1

Мифологические сюжеты в чернофигурном стиле на сосуде любой формы

3.6

Что такое эмблемы, зачем они людям.

Изучение новой темы

1

Коллективно-групповая работа (4-5 команд выбирают композицию герба)

3.7

Гербы и эмблемы.

Контрольно-обобщающий

1

Выбрать образ нового города, символику. Составить композицию

3.8

Декоративное искусство Западной Европы 17 века.

Изучение новой темы

1

Эскиз интерьера дворца. Создание композиции

3.9

Выражение в одежде, принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины17в

Изучение новой темы

1

Эскиз костюма придворного аристократа. Наклеивание эскизов на подготовленный материал (интерьер)

3.10

Роль декоративного искусства в жизни общества.

Урок контроля и проверки знаний

1

Тесты по пройденной теме

4. Современное декоративное искусство (8ч.)

4.1

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Изучение новой темы

1

Небольшой экскурс по примерам современного декор.искусства

4.2

Современное декоративное искусство. Витраж.

Изучение новой темы

1

1.Эскиз декор.композиции для техники витража.

2. Имитация витража

4.3

Витраж.

Контрольно-обобщающий

1

Эскиз коллективного панно для украшения интерьера школы с использованием древних образов (древо жизни, конь, птица, земля)

4.4

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Изучение новой темы

1

Работа в технике мозаики из цв.бумаги по карандашному наброску

4.5

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

Контрольно-обобщающий

1

Работа в технике мозаики из цв.бумаги по карандашному наброску

4.6

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

Контрольно-обобщающий

1

Завершение коллективной работы. Ее обсуждение

4.7

Беседа о красоте летней природы по репродукциям картин

Контрольно-обобщающий

1

Беседа по картине И.Шишкина «Лесные дали». Рассказ о цветах и их красоте. Рисование кистью с натуры цветов

4.8

Выставка работ учащихся.

Урок контроля и проверки знаний

1


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


- Мультимедийный проектор - компьютер

- Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса изобразительное искусство

- Портреты русских и зарубежных художников;

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Уроки ИЗО в школе без проблем. Мультимедийное пособие для учителей общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской. (Диск № 1, 2);

2. Мультимедийная программа «Шедевры искусства» издательства «Кирилл и Мефодий»;

3. Мультимедийная программа «Классическая музыка для детей» «Коминфо»;

4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена;

5. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

6. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

7. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/




Учебно - методическое обеспечение предмета

• Изобразительное искусство и художественный труд (1-9) классы / под редакцией Б.М.Неменского». М.: Просвещение, 2010.

• Учебник «Искусство 5 класс» М., Просвещение, 2009 г.

• Методическое пособие для учителя «Искусство. 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

• «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

• «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

• Золина Л.В. Уроки искусства с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

• 1. Изобразительное искусство. (5кл.), Б.М.Неменский, Волгоград: издательство «Учитель», 2006.

• 3. Данилова Г.И. «Мировая художественная литература», М.: «Дрофа», 2008.

• Широнина И.В. «Мифы и звезды», М., «Росмен», 2005.













© 2010-2022