Открытое занятие Цвет в натюрморте

Тип занятия: Комбинированный. Цели: Формировать представление учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей; Развивать: умение выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; уважать мнение другого человека; способность слышать и слушать другого; Форма урока: Беседа Оборудование и материалы: Презентация; Художественные материалы. Музыкальныйряд:   План урока: Организационный момент. Тема, постановка целей  занятия. Изучение ново...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цвет в натюрморте

Тип занятия: Комбинированный.

Цели:

  1. Формировать представление учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;

  2. Развивать:

    • умение выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

    • уважать мнение другого человека;

    • способность слышать и слушать другого;

Форма урока: Беседа

Оборудование и материалы:

  1. Презентация;

  2. Художественные материалы.

Музыкальный ряд:

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тема, постановка целей занятия.

  3. Изучение нового материала.

  4. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

  5. Практическая работа.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов и защита работы.


Ход

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверка готовности уч-ся к занятию, смачивание красок.

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.

2. Формулирование темы, целей урока.

--Отгадайте загадку:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,

Знай, что это… (натюрморт).

--Чему будет посвящён наш урок?

-- Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром?

-- На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморт в графике, свет и тень в натюрморте.

-- Сегодня на уроке мы поговорим о роли цвета в натюрморте. (На доску)

-- Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока, задачи для каждого из вас.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Сообщение теоретических сведений.

- Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде.. Это может быть 1 или несколько предметов.)

- Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт?

- «Мертвая природа» или «тихая жизнь» Слайд 1

Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке.

- Что чаще всего изображали в натюрмортах?

( Цветы, фрукты, овощи, мясо, дичь, предметы быта, атрибуты).

- Посмотрите на экран и послушайте стихотворение о натюрморте и дополните свой ответ: (слайды 2 - ) музыка №1

Стихотворение читает ученик:

На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется,
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные
Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов
И ваза, полная плодов.

- Так что же ещё может изображаться в натюрмортах?

Правильно. Помимо неодушевлённых предметов на картине также могут быть изображены объекты живой природы, например рыба на столе, дичь, цветы в букете.

Одним из примеров такого натюрморта является акварель М. Врубеля «Роза». Одинокий прекрасный цветок стоит в прозрачном стакане. Никакого окружения не изображено - художник любуется единственно ею, всё остальное ему не важно. Эта одинокая роза, как будто изваянная из тончайшего фарфора, олицетворяет мечту художника о красоте.

- Какое чувство у вас вызывает эта картина? Почему?

Натюрморт стал для Врубеля своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством стал цвет.

- Давайте подумаем, что передаёт цвет?

Цвет не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло.

Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение - печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность. (слайды)

(читает ученик)

Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

(Н. Бромлей)

- А какого цвета радость?

- А горе?

- А нежность?

- А доброта? (Дети высказывают свое мнение)

(Слайд № -натюрморты такие разные)

2. РАБОТА ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ РЯДУ.

- Давайте рассмотрим натюрморты известных художников и постараемся определить, какие переживания, чувства, настроение передавали художники при помощи цвета. Почему вы так думаете?

(Рассматриваем слайды № . Если у учащихся это задание вызвало затруднения, то открываю за доской написанные чувства и предлагаю выбрать то, что подходит к картине).

Нежность мечтательность тепло, душевность

Радость доброта грусть, ощущение хрупкости жизни

Тревога восхищение восторг, чувственность

Таинственность праздничность

- А теперь посмотрите, как в своих натюрмортах ученики передают настроение, чувства.

( На доске работы учащихся).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Кроме цвета, чувства и настроение можно передать музыкой.

Давайте послушаем музыку, подумаем, какое настроение она у вас вызывает .(№2)

- Выразите своё отношение к этой музыке движениями.

Садитесь.

- Как вы думаете, к какому натюрморту подходит по характеру эта музыка?

IV. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения (праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний). Слайд №

-- Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.

Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим - яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работаете с красками.

V. Практическая работа.

Задание: выполните рисунок-натюрморт в каком-либо из эмоциональных состояний.(1-2 предмета)

(Звучит тихая музыка - мелодия №3).

Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы : 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приёмов работы; 3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4)контроль объёма и качества выполненной работы.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Заключительное слово.

Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

  1. Рефлексия.

-- Что нового для себя вы открыли на уроке?

-- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

***(-- Натюрморт какого художника вам больше понравился?) (слайд )

Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.


© 2010-2022