Рабочая программа по МХК для 8-9 класса на 2015 г по программе Г. И. Даниловой

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по МХК для 8-9 класса на 2015 г по программе Г.И.Даниловой






АННОТАЦИЯ

Представленная программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень);

  • 6-е издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. - М.: Дрофа, 2011.;





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в школе:

· развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

· приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

· овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

3 МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа содержит объём знаний за четыре года (VIII-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части. Курс обучения в 8 классе составляют темы: «Художественное представление о мире» , «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка».

В курсе для 9 класса представлены темы: «Синтетические искусства», «Под сенью дружных муз».

В соответствии с областным базисным планом в 8-9 классах изучается интегрированный учебный предмет « Мировая художественная культура» по 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю. Интегрированный учебный предмет включает содержание раздела « Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Изобразительное искусство» и раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» - по предмету «Музыка» темы выше перечисленных разделов добавлены в к основным темам календарно тематического планирования по программе: «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

На основании Базисного учебного плана курс Мировая художественная культура изучается в 8 и 9 классах, рассчитанного на 1 час в неделю.

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2011). Учебник Г. И. Даниловой «Искусство» «Виды искусства». 8 класс, М., «Дрофа», 2014г.

«Искусство» 9 класс. М. «Дрофа» 2014 г.рассчитан на четырёхлетнее обучение. В связи с отсутствием специального учебника, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8- 9 класса средней школы, не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.

При составлении рабочей программы использовалось учебное издание «Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.»Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 - 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в неделю в 9 классе; итого - 68 часов.

5.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

М ХК - 8 класс

Художественное представление о мире - 6 часов

Понятие о видах искусства

Семья муз Апполона

Тайны художественного образа

Каждый народ Земли - художник

Художник и окружающий мир

Талант и мастерство художника. В.А.Моцарт

Возвышенное и низменное в искусстве

Интерпретация любви и ненависти в произведениях

У.Шекспира, С.Прокофьева, П.Чайковского.

Трагическое в искусстве

Отражение темы жизни и смерти в музыке.

Комическое в искусстве

Понятие смешного и комического. Выдающиеся комики мира

Азбука искусства - 27 часов

Литература


Литература как искусство слова

Роль слова в художественном произведении. А.Ахматова, А.Чехов

Художественный образ в литературе

Образ и образность в литературе, Средства выразительности

Архитектура


Азбука архитектуры

«Каменная летопись мира»

Художественный образ в архитектуре

Особенности архитектурного образа. Архитектурный ансамбль

Понятие об архитектурных стилях

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Виды архитектуры

Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура, градостроительство

Изобразительное искусство


Язык изобразительного искусства

Способы и средства изображения

Художественные средства и жанры живописи

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.

Искусство графики

Виды графического искусства

Художественная фотография

Художники театра и фотохудожники

Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения.

Язык скульптуры

История развития скульптуры, виды и жанры

Декоративно - прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусства как вид народного творчества

Искусство дизайна

«Мой фотоальбом» события в кадре

Музыка


Музыка как вид искусства

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Художественный образ в музыке

Философские рассуждения о жизни в музыке И.С.Баха.

Язык и форма музыкального произведения

Средство выразительности в музыке, понятие о музыкальной форме

Понятие о музыкальных жанрах

Поиски нового видения мира и многообразие музыки 20 века.

МХК - 9 класс

Содружество искусств-34 часа

Синтетические искусства - 12 часов

Пространственно - временные виды искусства

Синтетические искусства, их роль и место. Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Азбука театра

Притягательная сила театрального искусства

Актёр и режиссер в театре

Изобразительные средства

актёрского перевоплощения

Искусство оперы

Роль музыки в театральном искусстве.

В мире танца

Место танца в ряду других искусств

Страна волшебная - балет

Балет как вид музыкально-театрального искусства

Искусство кино

Театр и экран две грани изобразительной образности. Роль музыки в киноискусстве.

Фильмы разные нужны

История развития кино.

Киножанры .Документальный фильм.

Экранные искусства: телевидение , видео

Игровой(художественный)фильм. Анимационный (мультипликационный) фильм.

Компьютерное искусство

Компьютер на службе художника

Зрелищные искусства: цирк и эстрада

Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека

Под сенью дружных муз - 22 часа


Изобразительные искусства в семье муз

Место изобразительного искусства в семье муз

Художник в театре и кино

Сценография и театрально декорационное искусство как особый вид художественного творчества

Архитектура среди других искусств

Архитектура и изобразительное искусство. Сближение архитектуры с монументальной живописью

Содружество искусств и литература

А.С.Пушкин и русская музыка.

Музыка в семье муз

Воздействие музыки на изобразительное искусство

Композитор в театре и кино

Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов

Когда опера превращается в спектакль

Синтетические искусства их виды и язык.

В чудесном мире балетного спектакля

Содружество танца, пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства и литературы.

На премьере в драматическом театре

Литературный источник драматического спектакля

Как рождается кинофильм

Съемка, кадр, монтаж, озвучивание фильма.

Взаимодействие искусств в будущем

Связь искусства с жизнью каждого человека

3

Художник и окружающий мир


1

Многозначность понятия «художник», как рождается художник, откуда берёт вдохновение?.

4

Возвышенное и низменное в искусстве


1

Эстетика - наука о прекрасном. Основные эстетические категории, безграничность возвышенного. Возвышенное в искусстве.

5

Трагическое в искусстве


1

Истоки трагического в искусстве античности, понятие рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии.

6

Комическое в искусстве


1

Смех важнейшее условие воспитания человека, понятие «смешного» и «комического». Чарли Чаплин.



№2Литература


1



7

Литература как искусство слова


1

Роль литературы в духовной жизни человека, место литературы среди других видов искусства.


№3 Архитектура


6



8-9



Азбука архитектуры


2

Место архитектуры среди других видов искусства, история архитектуры, первые зодчие, русские мастера, архитекторы современности.

10

Художественный образ в архитектуре


1

Архитектура как выражение основных идей своего времени, художественные средства и приёмы. Связь архитектуры и природы.

11

Стили архитектуры



1

Архитектурный стиль, история , основные черты.



12

Архитектурные стили Нового и Новейшего времени



1

Памятники архитектуры различных стилей и эпох.



13

Виды архитектуры


1

Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура, градостроительство.

Архитектура малых форм.

№4 Изобразительное искусство


14



14

Язык изобразительного искусства


1

Живопись, скульптура , графика - древнейшие виды ИЗО. Художественные средства: линия, пятно, ритм, цвет, светотень, пропорции. Материалы и инструменты художника.




15

Способы и средства изображения



1

Жанровое многообразие способов и средств изображения.

16

Искусство живописи



1

Живопись - композиция, колорит, рисунок, манера письма.

17

Жанровое многообразие живописи. Историческая живопись. Жанр портрета



1

Жанровое многообразие живописи:

Исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт.

18

Пейзаж и его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция



1

Жанровое многообразие пейзажа. Разнообразие видов натюрморта.

19

Искусство графики


1

Виды графики по технике исполнения и целевому назначению. Понятие о компьютерной графике.

20

Виды графического искусства



1

Знакомство с видами графического искусства и их изучение.

21

Художественная фотография. История фотографии


1

История рождения фотографии, понятие о фотореализме..



22

Выразительные средства и жанры фотографии


1

Виды фотографии

23

Язык скульптуры


1

Скульптура и её основные виды. Материалы и техника обработки в скульптуре.



24

Виды и жанры скульптуры


1

Виды скульптуры по целевому назначению

25




Декоративно - прикладное искусство


1

Понятие о прикладном и декоративном искусстве, виды декоративно - прикладного искусства.



26

Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества



Народные промыслы России.


27

Искусство дизайна


1

Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии.

28

Художественные возможности дизайна



1

Сферы дизайна. Бытовой и промышленный дизайн.




№5 Музыка


5



29

Музыка как вид искусства


1

Музыка её место в ряду других искусств, мифы о происхождении музыки,

Виды музыки: вокальная, инструментальная, народная. Музыка как часть культуры разных народов.

30

Художественный образ в музыке


1

Условный характер музыкального художественного образа.

31

Временной характер музыки



1

Временной характер музыки. Зримость и пластичность музыкального образа.

32

Язык и форма музыкального произведения


1

Роль композитора в создании произведения,

Типы музыкальных форм. Элементы музыкального языка: мелодия,

гармония, ритм, тембр, фактура.

33

Понятие о музыкальной форме



1

Классификация музыкальных жанров,

Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго) , менуэт или скерцо, рондо.


Повторение.

1



34

Резервный урок


1

Повторение изученных разделов: архитектура, музыка.













9 класс


п/п

Тема урока

Содержание

Кол-во

часов


Содружество искусств-34 часа

№1Синтетические искусства

12 часов

1

Пространственно - временные виды искусства

Синтетические виды искусства, причины тяготения искусств друг к другу, взаимодополнение.

История синтеза искусств в разные эпохи.

1

2

Азбука театра

Театр один из древнейших видов искусства, история театра, синтетический характер театрального искусства.

1

3

Актёр и режиссер в театре

Мастерство актёра, амплуа, профессия актёра от древности до современности. Режиссёр - профессия 20 века, выдающиеся режиссёры.

1

4

Искусство оперы

Синтетический характер оперы, основные оперные жанры, шедевры оперного искусства.

1

5

В мире танца

Танец один из древнейших видов искусства, понятие о хореографии, виды танца

1

6

Страна волшебная - балет

Балет как вид музыкально - театрального искусства, различие между танцем и балетом, выдающиеся деятели балетного искусства.

1

7

Искусство кино

Рождение кинематографа, место кино в ряду других искусств, выдающиеся актёры и режиссёры отечественного кино.

1

8

Фильмы разные нужны

Виды кино и их жанровое разнообразие, шедевры отечественного и зарубежного кино.

1

9-10

Экранные искусства: телевидение , видео

Экранные искусства - важнейшие средства массовой информации.

Телевидение, история и виды телевизионных передач. Основные жанры видео.

2

11

Мультимедийное искусство

Виды компьютерного искусства, музыка, графика, анимация, дизайн, Интернет.

1

12

Зрелищные искусства

Синтетический характер зрелищных искусств, цирковое искусство, история цирка. Эстрада как вид искусства, конферанс, шоу - программа, концерт.

1


№2 Под сенью дружных муз


22час

13-14

Изобразительные искусства в семье муз

Живопись и скульптура, живопись и художественная фотография, ИЗО и танец, мир музыки в картинах выдающихся художников.

2

15-16

Художник в театре и кино

Искусство сценографии, виды деятельности театрального художника, примеры лучших работ художника в оформлении спектакля.

2

17-18

Архитектура среди других искусств

Архитектура и ИЗО, союз архитектуры и скульптуры, архитектура и живопись, архитектура и театр.

2

19-20

Содружество искусств и литература

Литература и живопись, способы создания художественного образа, поэты - художники в истории мирового искусства.

Литература и скульптура, литература и музыка, литература в театре и кино.

2

21-22

Музыка в семье муз

Музыкальность живописи, музыка и танец. Айседора Дункан.

2

23-24

Композитор в театре и кино

Роль композитора в создании сценического и кинематографического образа. Мастера отечественной музыкальной комедии, мюзикл ,водевиль.

2

25-26

«Когда опера превращается в спектакль..»

Содружество композитора и дирижёра, режиссёра и актера, хормейстера, балетмейстера в создании спектакля. Опера и её литературный первоисточник, оперный и драматический театр их сходство и различие.

2

27-28

В чудесном мире балетного искусства

Балетный спектакль - содружество танца, музыки, пантомимы, литературы, скульптуры, живописи.

2

29-30

На премьере в драматическом театре

Как рождается спектакль, режиссёрский замысел, создание актёрского коллектива, репетиции, премьера.

2

31-32

Как рождается кинофильм

Последовательность работы над фильмом ,от сценария до премьерного показа.

2

33

Взаимодействие искусств в будущем

Процесс взаимопроникновения смежных искусств в третьем тысячелетии. Компьютерное искусство и цифровая фотография, роль художника.

1

34

Заключительное занятие. Резервный урок.


1

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

· основные виды и жанры искусства и их классификацию;

· изученные направления и стили мировой художественной культуры;

· шедевры мировой художественной культуры;

· особенности языка различных видов искусства;

уметь

· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выбора путей своего культурного развития;

· организации личного и коллективного досуга;

· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.


Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.


Оценка «1» -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.







7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы - М.: Дрофа, 2011.

  2. М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.

  3. Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.

  4. В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998

  5. Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.

  6. Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,

  7. Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.

  8. Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.

  9. Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.

  10. Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.

  11. Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.

  12. Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.

  13. Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.

  14. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

  15. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. - Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

  16. Ресурсы Интернета



© 2010-2022