Конспект урока 6 кл

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе


Тема урока: «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»



Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскры­тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Оборудование: репродукции картин художников К. А. Коровина «Зи­мой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педа­гогического рисунка; таблица «Цветовой круг».

Содержание урока

I. Организация урока.

1. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку

Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчест­ву. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь - узнай,

Не знаешь - узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татъяничева

П. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках, посвященных рисунку, мы уже говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень ску­пым, роль его - ограниченной и условной. В живописи же цвет оп­ределяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. На­до очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения, взаимодействия цветовых пятен.

III. Изучение нового материала.

1.Понятие о цветовых отношениях.

Цвет - душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись - это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соот­ветствии с этими знаниями, а такая художественная передача цве­товой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных усло­виях.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков - розовых, золотистых, голубых и фиолето­вых.

Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сури­кова «Боярыня Морозова».

Как же удается верно передать цветовое многообразие приро­ды, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все ре­шают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со­всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окра­ской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, ху­дожник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со­всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На кар­тине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистиче­ской живописи.

Н. Крымов однажды, показывая ученикам свою картину, ска­зал: «Посмотрите, как написана зеленая лужайка: киноварь и охра, и сиреневое, и коричневое, и голубое». Заметьте - написана зеле­ная лужайка, а о зеленой краске не было упомянуто. Выдающийся русский пейзажист А. Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Сине-лиловые рефлексы от неба на освещенной солнцем воде резали глаз своим диссонансом. Я... потом все-таки добился гармонии ме­жду желтой водой и синими рефлексами, постепенно вытеснив с палитры синие краски,... заменив их жженой сиеной с белилами. В силу контраста и закона дополнительных цветов сиена зазвучала как лилово-синяя».

На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияют освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть сосед­ство разноокрашенных предметов. Так, в условиях очень интен­сивного освещения, например в яркий летний полдень, на осве­щенных местах цвета теряют свою насыщенность - выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. Иногда начинающие жи­вописцы не понимают этого и делают наоборот - то, что находится в сильном свету, пишут самыми яркими красками, а в тенях приме­няют для затемнения черную краску. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, - в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени - это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы­плывать золотые и серебряные «рыбки» света».

Кроме освещения, на восприятие цветов влияет расстояние, воздушная прослойка. Воспринимаемые нами цвета предметов оп­ределяются еще и отраженными лучами-рефлексами, которые предметы посылают друг на друга. Эти перекрещивающиеся пото­ки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, которые как бы пронизывают и окутывают все, создают особую цветовую среду, некий общий цветовой строй. Такой общий цветовой обмен карти­ны, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целост­ной, гармонической слаженности и жизненной правдивости, назы­вается в живописи колоритом.

2.Беседа о колорите.

Вспомните, что называют колоритом. (Ответа учащихся.)

На протяжении истории развития мирового искусства сложи­лись разные системы цветопередачи, но все они основаны на сис­теме смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим ко­личеством красок.

Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художе­ственной формы. Художник пользуется цветом в качестве компо­зиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.

Общее цветовое решение картины называется колоритом.

Колорит (лат. color - цвет) - система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочета­ние цветов помогает глубже выразить замысел художника, пере­дать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, рас­крыть внутренний мир персонажа.

Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur - буквально цена, ценность) - передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его примене­ние позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонко­сти цветовых отношений и переходов.

Классический образец валёра - картина «Ночь на Днепре» за­мечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи. Главное, исходное свойство колорита - богатство и согласованность цветовых оттен­ков, передающих многообразные свойства предмета. Исторически сложились две традиции в его трактовке.

Одна происходит от традиций средневекового искусства и ос­нована на применении системы из ограниченного количества цве­тов. При этом каждый цвет несет и определенную систематиче­скую нагрузку. Например, красный означает мученическую смерть, зеленый - надежду, синий - божественную чистоту. Носителем этой традиции является, например, иконопись.

Для второй характерно стремление как можно ярче, точнее и полнее передать цветовую картину мира с использованием тона, приема валёра и рефлексов. Для обогащения колорита использует­ся также лессировка - нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.

Колорит может быть теплым (преимущественно красные, жел­тые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые).

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокой­ным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета - ярким и блеклым, светлым и теплым.

Создание колорита - настоящее искусство. Не случайно луч­шими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Вот почему И. Крамской говорил: «Художник-колорист в настоящем смысле слова находит на палитре именно тот тон и цвет, какой есть в действительности или какой он боль­шему числу людей кажется».

3.Понятие о цветовом тоне.

Звучание и место отдельного цветового тона в ко­лорите произведения зависит от его согласования с другими ис­пользованными художником тонами.

Цветовой тон - одна из основных характеристик цвета (наря­ду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отноше­нию к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голу­бой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).

В живописи тоном называют также основной оттенок, обоб­щающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщаю­щий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбира­ются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимо­сти от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.

Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цве­тового равновесия между теплыми и холодными цветами.

Соседство теплого и холодного создает интенсивность звуча­ния живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавли­вать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.

Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распре­делять цветовые переходы по пространству картины.

4. Понятие о локальном цвете.

Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это - локальный цвет.

Локальный цвет - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отраже­ний от окружающих предметов.

Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

Применение локального цвета характерно для изобразительно­го искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) - Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.

5.Понятие о цветовой гармонии.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, - найти наиболее эффектные гармонические цветовые соче­тания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

Цветовые гармонии - это комбинации немногочисленных цве­тов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим пример­ные схемы гармонических сочетаний цветов:

1) двухцветная гармония - сочетание противоположных в цве­товом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контра­стно, уместно только в плакате;

2) трехцветная гармония - цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;

3) четырехцветная гармония - круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гар­моничным.

Вот некоторые практические рекомендации:

а) лучшие цветовые сочетания - в больших интервалах по цве­товому кругу;

б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсив­ными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);

в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые - лучше с темно-серыми, холодные - лучше со светло­серыми.

Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний отно­сительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установ­ленными для всех случаев.

При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Уста­новлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими - холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль харак­тер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.

Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины - она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения.

Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естест­венным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же - фиолетовые и голубые - теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие это­го живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми.

6. Беседа по карт и не К. А. Коровина «Зимой».

Чем больше мы вглядываемся в картину, тем пол­нее воспринимаем ее художественные особенности, глубже прони­каем в ее содержание. Даже произведения, с которыми мы позна­комились, занимаясь еще в младших классах, не раскрыли нам пока всех своих секретов, не всегда нами глубоко поняты.

Рассмотрим, например, картину Константина Алексеевича Ко­ровина «Зимой» с учетом новых знаний.

Прежде чем мы посмотрим на эту картину, нужно отметить, что главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «При­рода наделила его исключительным глазом колорита, - вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. - Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы - везде, во всем его живопись соткана, если мож­но так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризую­щих живое».

Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в рус­ской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примеча­тельно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатей­ливый: белое зимнее утро. Все бело - небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изго­родь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.

Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне?

IV. Актуализация знаний учащихся.

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина ра­достной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельно­сти цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два - три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много дру­гих вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, вы­бора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.

V. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным на­строением (работа красками).

Физкультминутка

Выполните упражнения:

Исходное положение - стоя, ноги вместе.

Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

Упражнение повторите 8-10 раз.

Исходное положение - стоя, ноги вместе.

Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.

Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение по­вторите 4-6 раз.

Во время практической работы учитель делает целевые обхо­ды:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль пра­вильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и каче­ства выполненной работы.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализиро­вать цветовое и композиционное решение.


© 2010-2022