Программа специальной (коррекционной) школыVIII вида по ИЗО (8 класс)

Данный, публикуемый мною материал необходим в образовании и обучении наших детей. Наверняка, во многих школах обучаются дети с психическими особенностями и интеллектуальной недостаточностью. Речь идёт о специальной (коррекционной) школе VIII вида. Детям, обучающимся по программе 8 вида составляется отдельная программа с подходящими их способностям и особенностям разделами и темами. Наверняка, педагоги сталкиваются с проблемой нехватки материала для коррекционных школ. Думаю, моя работа пригодитс...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. - сб.1;

Учебный план МКОУ Здвинской СОШ № 2 на 2011-2012 учебный год.

Рабочая программа по ИЗО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках изобразительное искусство.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

Улучшение зрительно - двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Школьный курс по изобразительному искусству в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида направлен на продолжение решения следующих основных задач:

- коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строе­ния, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавли­вать сходство и различие между предметами:

- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последователь­ном выполнении рисунка;

- улучшение зрительно-двигательной координации путем исполь­зования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и по­нимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведени­ях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональ­но-эстетическое отношение к ним;

- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобрази­тельного, декоративно-прикладного и народного искусства, скуль­птуры, архитектуры, дизайна;

- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен­ному и трудовому воспитанию.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ИЗО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

рисование с натуры,

декоративное рисование,

рисова­ние на темы,

беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с нату­ры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображе­ния располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь­ших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе­сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (до­мики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле­дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструк­ции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри­сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен­ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративно­го рисования является составление различных узоров, предназна­ченных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора­тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народ­ных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны имегь определен­ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав­ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум­ственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 8 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро­ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки темати­ческого характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо­ложенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со­ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи­мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно опи­сать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо­вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятель­ность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовыва­ния) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забы­вать и о применении диафильмов.

Беседы об изобразительном искусстве. В 8 классе для бе­сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует­ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль­птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов де­коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школь­ников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты­вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото­рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо­ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи­тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо­писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

8 КЛАСС (1 ч в неделю)

(как дополнительное факультативное занятие)

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:


Количество часов:

  • По школьному учебному плану - 1 ч. в неделю, 35 часов в год;

  • Количество часов по рабочей программе - 1 ч. в неделю, 35 часов в год

Рисование с натуры

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструк­цию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последователь­ность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совер­шенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных пред­метов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и ком­бинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисун­ке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Декоративное рисование

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перераба­тывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование на темы

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения раз­мещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление поня­тия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстети­ческого отношения к ним. Формирование понятия о видах и жан-pax изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном ис­кусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях про­изведений декоративно-прикладного искусства.

Примерные задания:

I четверть

1. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной фор­мы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).

2. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5-6 толстых книг, обвязанных тесьмой).

3. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о ма­териалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны.

4. Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).

5. Рисование по представлению объемного предмета цилиндричес­кой формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»).

6. Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного ко­нуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

7. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).

8. Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теп­лая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Вру­бель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).

9. Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узо­ром (к школьному празднику).

II четверть

1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

2. Рисование с натуры объемных предметов - посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза - по выбору учащихся).

3. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульпту­ра». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховско­го»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.).

4. Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность.

5. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (на­стольная лампа).

6. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитекту­ра». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.

7. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).

8. Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительно­го билета.

III четверть

1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

2. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.

3. Выполнение эскизов элементов оформления книги - рисова­ние заставок, буквиц, концовок.

4. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).

5. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи).

6. Рисование с натуры постройки из элементов строительного ма­териала (башня).

7. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка).

8. Декоративное рисование - составление узора для вазы.

9. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (сто­лярные или слесарные инструменты).

10. Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Беседа. Показ изде­лий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).

IV четверть

1. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоратив­но-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

2. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чай­ник; самовар).

3. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (иг­рушки).

4. Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

5. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфи­лов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усы-пенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.).

6. Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортив­ным соревнованиям.

7. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя).

Требования к уровню подготовки обучающихся.


Основными объектами проверки являются знания и умения:

Учащиеся должны уметь:

передавать форму, строение, величину, цвет и положение в про­странстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательны­ми линиями при построении рисунка, выполняя его в определен­ной последовательности (от общего к частному);

изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

проявлять художественный вкус в рисунках декоративного ха­рактера, стилизовать природные формы, выполнять построение узо­ров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с уче­том их зрительного уменьшения;

проявлять интерес к произведениям изобразительного искусст­ва и высказывать о них оценочные суждения.

Учащиеся должны знать:

виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-при­кладное творчество);

основные средства выразительности живописи (цвет, компози­ция, освещение);

особенности некоторых материалов, используемых в изобрази­тельном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

отличительные особенности произведений декоративно-при­кладного искусства;

названия крупнейших музеев страны.












Муниципальное казенное образовательное учреждение

Здвинская средняя общеобразовательная школа №2




Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе Директор школы

__________________________ Н.С.Князева _______________Т.И.Костина

Руководитель МО учителей изобразительного искусства,

технологии и физической культуры

__________________________ С.К.Бачурина



Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной

школы VIII вида

на 2011 -2012 учебный год.



Учитель изобразительного искусства:

Доценко С.В.

II квалификационная категория


2011

© 2010-2022