- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- «Создание рабочей программы по предмету изобразительное искусство для основной школы. ФГОС (5 класс)
«Создание рабочей программы по предмету изобразительное искусство для основной школы. ФГОС (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тананыкина Ю.А. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательский проект
«Создание рабочей программы по предмету
Изобразительное искусство для основной школы
(5 класс)»
Тананыкиной Юлии Александровны,
учителя изобразительного искусства МОБУ «Лицей №5» г. Оренбург,
2014 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Внедрение стандартов второго поколения в образовательный
процесс …………………………………………………………………………….5
2. Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для
5 класса………………………………………………………………………….....11
Заключение……………………………………………………………………… 40
Литература……………………………………………………………………… 42
Введение
В условиях модернизации образования, государство испытывает потребность в кадрах, которые способны в каждом ученике, ребенке видеть, прежде всего, человека, успешную личность с ее индивидуальными особенностями, в учебной работе - развивать умение решать ситуативные задачи, анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственые связи.
Задачи, которые формируют сегодняшние условия функционирования и развития образования определяются проектами, ставшими стратегическими для развития экономики и социальной сферы Российской Федерации: Федеральная целевая программа развития образования, Приоритетный национальный проект «Образование», Федеральный комплексный проект модернизации образования, Президентская инициатива «Наша новая школа».
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Мир не стоит на месте, и сегодня ведущую роль играют информационные технологии. Нужно идти в ногу со временем, и, в соответствии с этим неотъемлемой частью учебной работы является использование видеофильмов, слайд - презентаций, и проблемный подход в преподавании материала.
В каждом ученике, ребенке нужно видеть, прежде всего, человека, успешную личность с ее индивидуальными особенностями, в учебной работе - развивать умение решать ситуативные задачи, анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственные связи.
. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Цель проекта: Развитие профессиональной компитентности учителя изобразительного искусства на основе изучения основных требований ФГОС
Задачи проекта:
-
Изучить программы по ИЗО:
-
Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б. М. Неменского. 1-9 классы М. «Просвещение»2010
-
Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина М. «Учитель» 2010
-
Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. М. «Просвещение»2012
-
Изобразительное искусство. 5-9 классы, Т. Я. Шпикалова. М. «Просвещение»2010
-
Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы, Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. М. «Просвещение»2012
-
Изучить учебники по изобразительному искусству:
-
Горяева. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник 5 класс. (Программа Неменского). М. «Просвещение»2007
-
ИЗО 6 класс. Искусство в жизни человека. Под ред. Б. М. Неменского. М. «Просвещение»2010
-
ИЗО 6 класс. Учебник. Изобразительное искусство. Под ред. Шпикаловой Т. Я. М. «Просвещение»2010
-
Учебник по ИЗО для 5-8 классов. Мировая художественная культура. М. «Просвещение»2010
-
Б. М. Неменский ИЗО 4 кл Учебник «Каждый народ художник». М. «Просвещение»2007
-
Задачи проекта:
-
Изучение методической литературы;
-
Изучение методических рекомендаций.
-
Написать рабочую программу по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса.
1.Внедрение стандартов второго поколения в образовательный процесс.
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ общего образования. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (п. 9) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Согласно п. 10,11,12 стандарта, личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5 освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-
умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
- сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета на данной ступени;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования на следующей ступени;
- способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.
2. . Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для 5 класса
1.Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-
изобразительная художественная деятельность;
-
декоративная художественная деятельность;
-
конструктивная художественная деятельность.
2.Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе -духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. .
Планируемые результаты обучения ИЗО
Личностные результаты освоения программы изобразительного искусства
В ценностно - ориентационной сфере:
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Метапредметные результаты освоения программы изобразительного искусства
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
В трудовой сфере;
∙ Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства;
∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Технологии преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
частно-предметные:
-
игровая(обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);
-
информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)
-
педагогический рисунок (рисунок на доске)
-
дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)
-
здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)
-
проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности).
-
Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе
Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.
Методическое сопровождение предмета «Изобразительное искусство».
Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)
Учебно-наглядные пособия
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства).
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Мультимедийное, аудио и видеооборудование.
Календарно-тематическое планирование содержания уроков ИЗО в
основной школе (5 класс).
№
п/п
Дата
Тема урока
(страницы учебника, тетради)
Содержание урока, виды деятельности
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
план
факт
понятия
Предметные результаты
УУД:
Личностные - Л
Познавательные-П
Регулятивные-Р
Коммуникативные-К
Информационные-И
Личностные результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
Древние корни народного искусства (8часов)
1
Древние образы в народном искусстве. Убранство элементов избы (стр.10-27)
Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки. Изучение художественного наследия древней Руси. Декоративная работа.
Задание: Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах резьбы по дереву
.
Солярные знаки, Древо жизни, Мать-Земля.
Уметь объяснять смыслы основных знаков - символов,
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения , создавать выразительные изображения на основе традиционных образов.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности
2
Внутренний мир русской избы. (стр.28-33)
Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративное убранство крестьянского дома. Жизненно важные центры в крестьянском доме.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера.
Растительный, зооморфный орнамент, предметы дом. Утвари (прялка, ухват, лобовая доска и т. д.)
Воспитание уважения к истории и культуре своего Отечества.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3
Предметы народного быта и труда(наброски) (стр.34-41)
Предметы народного быта. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.
Ендовы, солоницы, вальки, ковш-скопарь, ковш - конюх.
Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4
Декор предметов народного быта и труда. Внутренний мир русской избы. Окончание работы.
Нарядный декор - не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме.
Задание: цветовое решение, проработка деталей украшений домашней утвари.
Те же.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды
См.
вышеперечисленное
Воспитание этнической культуры.
5-6
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Эскиз узора вышивки на полотенце
(стр.42-47)
Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках. Символика цвета в крестьянской вышивке.
Задание: создание эскиза полотенца по мотивам народной вышивки.
Условность языка орнамента, стилизация образов коня, птицы, всадника, матери-Земли.
Анализировать и понимать особенности языка народной вышивки, создавать самостоятельные варианты орнаментальной вышивки, использовать традиционные сочетания цветов. Приобретение опыта создания художественного образа
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Оценивать собственную художественную деятельность.
Воспитание этнической культуры.
7
Народный праздничный костюм. Эскиз. (стр.48-57)
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Символика цвета.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма, украшение крупных форм крестьянской одежды народным орнаментом.
Народный орнамент, рубаха, душегрея, сарафан, кокошник, венец.
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Воспитание зтнической культуры.
8
Народные праздничные обряды. Выступление поисковых групп по проблемам народного искусства
Календарные народные праздники - это способ участия человека в событиях природы, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Задание: подготовить доклады и выступления по выбранным заранее темам, показ презентаций, репродукций, рисунков.
Народные праздники: Масленица, Троица, Святки, Рождество и др.
Характеризовать праздник, как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Находить общие черты в разных видах народного искусства.
Л: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация.
Участвовать в художественной жизни класса, школы. Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.
Связь времён в народном искусстве (8 часов)
9
Древние образы в современных народных игрушках. Беседа, эскиз.
(стр.60-66)
Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные древние образы в современных игрушках.
Задание: выполнить эскиз глиняной игрушки по мотивам Дымковской игрушки.
Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка.
Сравнивать и оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.
Л: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание этнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
10
Лепка игрушки (по мотивам Дымковской игрушки)
(стр.60-66)
Особенности пластической формы Дымковской игрушки. Сюжет и выразительность в скульптурах малых форм.
Задание: создание из пластилина своего образа игрушки.
Художественный образ, выразительность, пластика.
Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции
Л: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
11
Украшение игрушки декоративной росписью. (по мотивам Дымковской игрушки).
(стр.60-66)
Единство формы и декора в народной игрушке. Основные элементы росписи Дымковской игрушки.
Задание: тонировка и роспись игрушки по мотивам Дымковских узоров.
Те же.
Осваивать характерные основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
См.
вышеперечисленное
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
12
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Посуда. Зарисовка.
(стр.68-73)
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности гжельской росписи.
Задание: изображение посуды с характерными деталями. Украшение посуды гжельской росписью.
Гжельская майолика, бело-голубая гжель,
мазок и его разновидности в искусстве гжельской росписи.
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
13
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Выполнение элементов росписи.
(стр.74-77)
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. Особенности и своеобразие городецкой росписи. Основные приёмы работы.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта. Украшение его элементами городецкой росписи.
Птица и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Розан, купавка - элементы росписи.
Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Городца.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия
Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры.
14
Хохлома. Беседа, эскиз росписи посуды.
(стр.78-83)
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. Особенности хохломской росписи. Связь орнамента с природой. Элементы и основные цвета.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народными традициями.
Кудрина, травка, роспись под фон.
Иметь представление о видах Хохломской росписи, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: Умение структурировать знания;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия
Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
15
Жостово. Роспись по металлу. Жостовский поднос. Эскиз росписи
(стр.84-87)
Краткие сведения из истории развития промысла. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях жёстовских мастеров. Особенности жёстовской росписи. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего разные формы цветов
Замалёвок, тенёжка, бликовка, уборка.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров,
Осваивать основные приёмы Жёстовского письма.
∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: Умение структурировать знания
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Викторина.
Традиционные народные промыслы, их место в современной жизни России.
Промыслы, как искусство современного сувенира.
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, систематизации зрительного материала по определённому признаку. Показ детских презентаций.
Те же
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов, различать и называть произведения ведущих центров народных промыслов. Участвовать в презентации выставочных работ.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация.
Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов..
Декор - человек, общество, время. (11часов)
17
Декор и положение человека в обществе. «Зачем людям украшения» - беседа. Эскиз украшения, говорящего о положении человека в обществе.
(стр.96-106)
Роль украшений в жизни человека. Особенности украшений воинов, охотников, вождя, царя и т.д.
Образный строй украшений: характер деталей, рисунок орнамента, цвет, композиция.
Задание: Эскиз украшения, говорящего о положении человека в обществе.
Виды украшений: браслет, ожерелье, брошь, кулон,
Бусы, корона, скипетр.
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Л: Различать основные нравственно-этические понятия;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Овладение средствами художественного изображения
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства
18
Декоративное искусство Древнего Египта. Беседа. Древнеегипетская символика. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза»
(стр.96-106)
Роль декоративно-прикладного искусства в древнем Египте. Символика. Различие одежд и украшений высшего и низшего сословий.
Задание: Выполнение эскиза алебастровой вазы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Тиара, жезл, клафт, калазирис.
Символика: лотос, скарабей, глаз-уаджет.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Л: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
П: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельностиК:
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия
Овладение средствами художественного изображения;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
19
Декоративное искусство Древнего Египта. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза». Окончание работы. Цветовое решение.
Цвет в символике украшений древнего Египта.
Задание: цветовое решение узора, окончание работы.
Те же
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Оценивать собственную художественную деятельность
20
Одежда говорит о человеке. Создание коллективного декоративного панно на тему: бал в интерьере дворца (по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка») Зарисовка мужских и женских образов.
(стр.108-122)
Одежда, костюм, как знак положения человека в обществе.
декоративно-прикладное искусство Западной Европы. Черты торжественности, парадности, причудливость формы. Костюм придворной знати.
Задание: Зарисовка мужских и женских образов в парадном костюме.
Лиф, жакет, корсаж, дублет, жакет, жюстокор - элементы костюма.
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Вспиотание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
21
Одежда говорит о человеке. Создание коллективного декоративного панно на тему: бал в интерьере дворца (по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка») Компоновка фигур на общем фоне интерьера.
(стр.108-122)
Выполнение коллективной работы. Создание интерьера дворца, компоновка фигур.
Задание: Компоновка фигур на общем фоне интерьера.
Компоновка, композиция, передний и задний план.
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Л: См.
вышеперечисленное
Р:анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Оценивать собственную художественную деятельность
22
О чём рассказывают гербы и эмблемы. Создание проекта герба своей семьи, школы, класса. Зарисовка, создание декоративной композиции герба
(стр.124-127)
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Роль геральдики в жизни общества. Что такое фамильный герб. Основные части классического герба.
Задание: создание эскиза герба своей семьи
Геральдика, символ,геральдические фигуры, негеральдические фигуры, щит, фигуры - щитодержатели.
«прочитать герб»
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
Л: Различать основные нравственно-этические понятия; идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия
Воспитание этнической культуры.
Овладение средствами художественного изображения;
23
О чём рассказывают гербы и эмблемы. Цветовое решение. Завершение работы.
Символика цвета в классической геральдике.
Задание: Цветовое решение. Завершение работы.
Те же
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Овладение средствами художественного изображения;
24
Эмблема:- что это такое и зачем она нужна людям. Эскиз эмблемы
(стр.124-127)
Символы и эмблемы в современном обществе. Отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задание: изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Лаконичность, выразительность, образность.
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П:знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
25
Русский костюм и современная мода. Связь времён. Дизайн костюма по профессиональной принадлежности. Проект.
Особенности национальных признаков в русском костюме.
Костюм современника.
Особенности костюма по профессиональной принадлежности. Проектная деятельность. Этапы работы. План работы над проектом. Презентация.
Задание: эскиз костюма по профессиональной принадлежности.
Проект и проектная деятельность, дизайн, эргономичность.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Л: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
Воспитание зтнической культуры.
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
26
Русский костюм и современная мода. Связь времён. Дизайн костюма по профессиональной принадлежности Защита проекта.
Презентации проектов, защита проектов.
Те же.
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
См.
вышеперечисленное
Оценивать собственную художественную деятельность
27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Игра - викторина.
Обобщение темы. Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Выполнение различных творческих заданий
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Л: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей.
Декоративное искусство в современном мире. (8 часов)
28
Современное выставочное искусство Беседа. Разработка эскиза вазы
(стр.130-147)
Многообразие различных материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Современное понимание красоты профессиональными художниками - мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений образностью, игрой фантазии и воображения.
Задание: Разработка эскиза вазы
Керамика, стекло, гобелен, батик - виды современного декоративно-прикладного искусства. Терракота, майолика.
Художник-керамист.
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
Л:
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.
29
Современное выставочное искусство. Лепка декоративной вазы.
(стр.168-170)
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств.
Задание: Лепка декоративной вазы.
Форма, выразительность, декор.
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Л: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
30
Современное выставочное искусство. Тонировка и роспись декоративной вазы.
(стр.168-170)
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Задание: Тонировка и роспись декоративной вазы.
форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
См.
вышеперечисленное
Овладение средствами художественного изображения;
31
Ты сам - мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Эскиз.
(стр.154-167)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом. Поэтапное выполнение.
Задание: эскиз на формате А4
Декоративное панно, творческая работа, выставочное искусство.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
П: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
32
Ты сам - мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Изготовление «картона»
Выполнение «картона» деление общей композиции на фрагменты.
Задание: Изготовление «картона»
Те же
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
См.
вышеперечисленное
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
33
Ты сам - мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Изготовление фрагментов работы.
Этапы выполнения коллективной работы.
Задание: Изготовление фрагментов работы.
Те же
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Овладение средствами художественного изображения;
34
Ты сам - мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Монтаж работы в декоративное панно.
Окончание работы. Монтаж фрагментов в коллективное панно
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
К: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства; Оценивать собственную художественную деятельность
35
Итоговый урок года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Задание: творческие конкурсы, загадки, презентации по различным видам декоративно-прикладного искусства.
керамика, стекло, металл, гобелен, батик, витраж.
Декоративно-прикладное искусство - обобщение.
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Л: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других
народов;
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Р: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.
Заключение
В условиях реализации ФГОС очень важно понимать, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.
Данная программа направлена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, своего отношения к нему на основе освоения опыта художественной культуры. Любая тема по искусству не просто изучается, а пропускается через чувства ученика в форме личного творческого опыта. Знания и умения связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение человека к природе, обществу, поиск идеалов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Первая часть программы «Древние корни народного искусства» закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно - прикладного искусства. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно - прикладном искусстве.
Тема второй четверти «Связь времён в народном искусстве» логически продолжает первую, вводя учащихся в мир современного народного искусства.
Третья часть «Декор - человек, общество, время» чрезвычайно важна для понимания самой сути существования декоративно - прикладного искусства, его главной, коммуникативной функции.
Четвёртая четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире». Материал этой темы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
Система творческих заданий имеет целью развитие творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла.
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Литература
-
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.
-
Рабочие программы по изобразительному искусству:
-
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).Начальное общее образование. Субъект Р.Ф.: Р.Б. С.С. Пичугин- Уфа: ИРО РБ,2011.-36с.
-
Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.
-
Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Интернет-сайт: mon.gov.ru/