Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС. 5 класс

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана для 5-7 общеобразовательного класса с тематическим планированием для 5 класса. Программа составлена с учетом требований:- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;- Приказа Министерства образования и науки № 986...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 2

Борисоглебского района Ярославской области


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР

МОУ БСОШ № 2

_________ / /

ФИО

«____» ______________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МОУ БСОШ № 2

__________ / Зимина Н. А. /

ФИО

Приказ №____ от «___» _______20____г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству

предмет

5 - 7 класс

класс

базовый уровень

уровень (базовый, профильный, углубленный)



Учитель изобразительного искусства

предмет

Гусятникова Е. М.

Ф.И.О.

высшая квалификационная категория

категория












п. Борисоглебский

2014-2015 уч. г.



Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана для 5 общеобразовательного класса.

Программа составлена с учетом требований:

- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;

- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;

- Приказа Министерства образования и науки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2015-2016 уч. год…

- «Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 2»;

- на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2014.

Цель программы - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.

Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 5 - 7 классах отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, 105 часов за курс.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета

Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

  2. Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

  3. Декор - человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркиваю­щий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произве­дений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

  4. Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ба­тик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-приклад­ное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративнос­ти, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспери­ментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зри­мый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художест­венного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отноше­ния к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка слу­жат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформирован­ных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.

  2. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

  3. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.

  4. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Содержание программы для 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» раскрывает конструктивные виды искусства: дизайн и архитектуру. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн - логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

  2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

  3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, соз­данного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

  4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Запланировано освоение системы научных понятий (терминов) по ИЗО:

в 5 классе: прикладное искусство, декоратино-прикладное искусство, декор, народное искусство, фольклор, традиция, ритуал, Макошь, Сирин, символька, ремесло, солярные знаки, символ, орнамент, узор, мотив, виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный), типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая), фронтон, изба, венец, сруб, клеть, конек, подклеть (подпол), охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, очелье, курица, сени, горница, наличники, ставни, перспектива, печь, красный угол, коник, полавочники, голбец, полати, ткацкий стан, прялка, лопасть прялки, донце, веретено, кудель, городки, люлька, светец, ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, ендова, солоница, валёк, рубель, братина, бурак, туес, набируха для ягод, кросно, утварь, оберег, резьба, роспись, вышивка, подзор, понёва, душегрея, епанечка, навершник, повойник, кокошник, сорока, кика, повязка, порты, онучи, обряд, филимоновская, дымковская, каргопольская игрушка, полкан, свистунья, гжельская роспись, керамика, майолика, кумган, квасник, тон, тоновые контрасты, «мазок с тенями», тональный переход, городецкая роспись, бутон, купавка, розан, жостовская роспись, замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, хохломская роспись, фоновое письмо, криуль, «кудрина», щепа, луб, тиснение, мезенская роспись, деревянная утварь, клафт, урея, тиара, калазирис, лотос, саркофаг, инкрустация, скарабей, амулет, схенти, пектораль, жюстокор, камзол, ботфорты, мантия, композиция, герб, эмблема, геральдика, стилизация, геральдические и негеральдические фигуры, щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, намет, стиль, ба­рокко, интерьер, буржуазия, художественная техника, терракота, гутное стекло, художественная керами­ка, ковка, литье, гобелен, батик, моделирование одежды, фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура, декоративный ансамбль, плетение, коллаж, лоскутная аппликация, витраж, импровизация.

в 6 классе: искусство, виды искусства (изобразительные, декоративные, конструктивные), графика, живопись, скульптура, дизайн, архитектура, жанры искусства, станковое произведение, монументальное произведение, художественные материалы, художественный образ, колорит, композиция, контраст, локальный цвет, образ, перспектива, содержание, стиль, сюжет, тема, ритм, линия, характер линий, тон, тональные отношения, тональные переходы, фактура, художественное направление, цвет, цветоведение, хроматические цвета, ахроматические цвета, цветовой оттенок, насыщенность, светлота, эскиз, набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок, этюд, круглая скульптура, рельеф, горельеф, барельеф, точка зрения, точка схода, линия горизонта, перспективные изменения, перспектива, линейная и воздушная перспектива, светотень, элементы светотени: блик, свет, тень, полутень, рефлекс, композиционный центр, камерный портрет, парадный портрет, конструкция, ракурс, шарж, карикатура, мотив, экспозиция.

в 7 классе: абстракционизм, акрополь, ампир, ансамбль, античность, античная архитектура, аркада, архитектоника, архитектура, архитектурный план, базилика, барокко, визажист, визажистика, Возрождение (Ренессанс), Готика, графический дизайн, шрифтовая гарнитура, стилистика, макет, плакат и его виды (торговый, социальный, политический, рекламный), грим, дизайн, доминанта, фронтальная композиция, глубинная композиция, оттенок, градация цвета, имидж, имиджмейкерство, инсталляция, интерьер, кинетизм, замок, Классицизм, композиция, Конструктивизм, крестово-купольный храм, ландшафт, ландшафтный дизайн, логотип, малые архитектурные формы, мегалиты, дольмены, менгиры, кромлехи, мавзолей, мастабы, метафора, Модерн, модуль, ордер, палаццо, ритм, Рококо, Романский стиль, слоган, сруб, стиль, террасные уровни, Хай-тек, хитон, шрифт, экстерьер, фаса, инсталляция, форма, фактура, акцент, эклектика, неоклассицизм, функционализм, план, планировка города (регулярная, радиально-кольцевая, свободная), реклама, эргономика, садово-парковое искусство, икебана, образ, силуэт, пропорции, отделка.


Запланировано выполнение творческих проектов на тему: «Декор русской избы п. Борисоглебский» (групповой мини-проект - 2 часа), «Бал во дворце» (коллективный проект - 3 часа), «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» (индивидуальный или групповой проект по выбору учащихся - 3 часа).

Для реализации требований ФГОС ООО по «Изобразительному искусству» в 5 классе в содержание и тематику авторской программы Б. М. Неменского внесены следующие изменения:

  1. авторские темы уроков «Древние образы в народном искусстве» и «Орнамент как основа декоративного украшения» оставлены без изменений, но введены другие виды деятельности учащихся: работа над учебно-исследовательским проектом (экскурсия по старым улицам поселка, создание фотографий декоративного оформления русской избы, создание компьютерной презентации «Декор русской избы п. Борисоглебский»);

  2. расширено содержание темы «Народные праздничные обряды»: введено понятие «тематическая картина», «бытовой жанр», используются другие виды деятельности учащихся (восприятие и анализ произведений изобразительного искусства, рисование по памяти тематической картины бытового жанра на тему «Праздник Масленица в родном поселке»);

  3. расширено содержание темы «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»: заложено изучение местных художественных промыслов Борисоглебского района (плетение из лозы и плетение из бересты); изучение творчества местных умельцев (Хлапов Александр Борисович - плетеная мебель, Ануфриев Геннадий Михайлович - ярославский народный мастер Росси по плетению из лозы);

  4. авторская тема уроков «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» оставлена без изменений, но дополнительно введен другой вид деятельности учащихся: выполнение эскизов одежды и ук­рашение их узором, в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

  5. расширено содержание темы «О чем рассказывают гербы и эмблемы»: заложено изучение принципа построения пространства с одной точкой схода, знакомство с тематической картиной исторического жанра, добавлен другой вид деятельности (рисование по представлению на тему «Рыцарский турнир», «Улицы ремесленников Средних веков).

  6. в раздел «Декоративное искусство в современном мире» добавлено два вида художественной деятельности: рисование с натуры натюрморта из предметов современного декоративного искусства; рисование по представлению современного деревянного дома с одной точкой схода и украшение его декоративными элементами.


Календарно-тематический план


Раздел учебного курса

Ко-во часов на изучение раздела

Примерная дата начала и окончания изучения раздела

Древние корни народного искусства.

8

1.09.2014-1.11.2014

Связь времен в народном искусстве.

8

9.11.2014-27.12.2014

Декор - человек, общество, время.

11

12.01.2015-21.03.2015

Декоративное искусство в современном мире.

8

1.04.2015-31.05.2015


Итого:

35




















Поурочно-тематическое планирование


№/№

Тема и содержание урока

Характеристика

видов деятельности учащихся

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.: «Древние корни народного искусства» (8 часов)



1/1

Тема: Знаковый и символический характер древнего искусства. Экскурсия по старым улицам поселка. Создание фотографий декоративного украшения деталей дома для проекта «Декор русской избы п. Борисоглебский».

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства (солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни) как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Синкретичный, ритуальный характер и магический смысл древнего искусства.

Материалы: фотоаппарат, другие устройства в функцией фотосъемки.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать фотографии декоративного убранства избы.

Осваивать навыки процесса фотосъемки при выполнения практической творческой работы.


2.09.-6.09.


2/2

Тема: Орнамент и его происхождение, связь с формой и назначением изделия. Создание компьютерной презентации по фотоматериалам экскурсии «Декор русской избы п. Борисоглебский».

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.). Выразительные средства, виды (геометрический, растительный, смешанный) и типы (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая) орнаментальных композиций.

Материалы: компьютер, проектор, экран.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать презентации из фотографий декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.


9.09.-13.09.


3/3

Тема: Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Создание эскиза декоративного убранства избы (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник).

Избы севера и средней полосы России. Дом как микрокосмос (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Материалы: графические материалы, бумага.


16.09.-20.09.


4/4

Тема: Оптический принцип построения пространства, линейная перспектива с применением одной точки схода. Рисование по представлению интерьера русской избы.

Единство пользы и красоты в организации крестьянского жилища, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол подземный мир, окна - очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.).

Материалы: графические материалы, гуашь или акварель, кисти, бумага.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.


23.09.-27.09.


5/5

Тема: Синтетический характер народной культуры в украшении предметов быта, орудий труда. Рисование с натуры прялки.

Предметы народного быта: деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор - украшение предмета и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Стилизация природных форм и знаковый характер декоративного образа.

Материалы: карандаш, гуашь или акварель, кисти, бумага.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.


30.09.-4.10.


6/6

Тема: Семантика образа в народном искусстве: геометрические и фигуративные изображения. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки с элементами аппликации (вырезанными из тонкой бумаги кружевами).

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый и красный цвет).

Материалы: клетчатая бумага, графические материалы красного цвета, ножницы, тонкая бумага белого цвета, клей.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.


7.10.-11.10.


7/7

Тема: Единство образа национального жилища, костюма и предметного мира, связь с природой. Выполнение эскиза народного празднично­го костюма своего региона.

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ, образная модель мироздания. Северорусский (в основе - сарафан) и южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма Ярославской области.

Материалы: бумага, графические материалы, гуашь, кисти.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.


14.10.-18.10.


8/8

Тема: Изобразительная сторона праздника: украшение жилища и одежды, атрибуты праздника. Рисование по памяти на тему «Праздник Масленица в родном поселке».

Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение. Раскрытие символического значения обрядового действа на примере Масленицы. Тематическая картина бытового жанра, сюжет и содержание картины.

Материалы: карандаш, бумага, акварель, кисти.

Зрительный ряд: Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.


21.10.-25.10.


Раздел 2.: «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)



9/1

Тема: Разнообразие и художественные особенности народных промыслов: дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки. Лепка с натуры глиняной игрушки.

Единство формы и декора в народной игрушке. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.

Материалы: пластилин, стеки, клей ПВА, кисть для клея.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.


28.10.-1.11.


10/2

Тема: Разнообразие и художественные особенности народных промыслов: дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки. Украшение декоративной росписью игрушки из пластилина по мотивам народных промыслов. (Продолжение)

Материалы: гуашь, кисти.


11.11.-15.11.


11/3

Тема: Истоки и современное раз­витие Гжели. Создание эскизов предметов посуды и ук­рашение их гжельской росписью.

История развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, мазка-пят­на с тонкой прямой волнистой, спира­левидной линией, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круго­вой «мазок с тенями».

Материалы: бумага, кисти, синяя гуашь.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.


18.11.-22.11.


12/4

Тема: Истоки и современное раз­витие Городца. Роспись разделочной доски и украшение ее традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

История развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны - традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Материалы: шаблон из картона разделочной доски, гуашь, кисти.

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.


25.11.-29.11.


13/5

Тема: Истоки и современное раз­витие Жостова. Рисование на тонированной бумаге подноса по мотивам жостовской росписи.

История развития промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи форм цветов разного размера. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Материалы: картон черного цвета, гуашь, кисти.

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.


2.12.-6.12.


14/6

Тема: Истоки и современное раз­витие Хохломы. Изображение формы пред­мета и украшение его травным орна­ментом в последовательности, опреде­ленной народной традицией. (форма пред­мета предварительно тонируется жел­то-охристым цветом)

История развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Основные элементы декоративных композиций и травного орнамента, последова­тельность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.


9.12.-13.12.


15/7

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Изготовление карандашницы из плотной бумаги в технике, имитирующей плетение из бересты и украшение фрагмента изделия в традиции мезенской росписи.

Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Дерево и береста - основные материалы в крестьянском быту. Изделия из бересты. Мезенская роспись в украшении бе­рестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изучение местных художественных промыслов Борисоглебского района (плетение из лозы, плетение из бересты).

Материалы: плотная бумага, клей ПВА, кисть.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера, п. Борисоглебский.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графи­ческую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.


16.12.-20.12.


16/8

Тема: Народное традиционное искусство как мост между древними представлениями и современным искусством. Организация и обсуждение выставки работ учащихся, искусствоведческая викторина.

Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания изученных промыслов. Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Систематизация зритель­ного материала по определенному признаку.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных про­мыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художе­ственных промыслов.

Различать и называть произведе­ния ведущих центров народных худо­жественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система­тизацией художественно-познаватель­ного материала.

Участвовать в презентации выста­вочных работ.

Анализировать свои творческие ра­боты и работы своих товарищей, соз­данные по теме «Связь времен в народ­ном искусстве».


23.12.-27.12.


Раздел 3.: «Декор - человек, общество, время» (11часов)



17/1

Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи. Беседа по теме «Особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран».

Украсить - значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

30.12.-17.01.


18/2

Тема: Выражение представлений о мире, явлениях жизни и природы в искусстве Древнего Египта. Выполнение эскиза ук­рашения (ожерелья, под­вески, пекторали, браслета и др.) по мотивам древнеегипетских мастеров.

Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивного искусства. Символика элементов декора в про­изведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (цветок лотоса, жук-скарабей, священная кобра, ладья вечности, глаз-уаджет и др.). Символика цвета в украшениях.

Материалы: бумага, графические материалы.

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декора­тивно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изоб­разительных элементов, а также един­ство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.


20.01.-24.01.


19/3

Тема: Единство образа национального костюма и предметного мира, связь с природой. Выполнение эскизов одежды и ук­рашение характерными знаками-символами.

Различие одежд людей высших и низших сословий.

Материалы: бумага, графические материалы, гуашь, кисти.


27.01.-31.01.


20/4

Тема: Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Создание эскиза собст­венного герба или герба своей семьи.

История возникновения и развития геральди­ки. Типы геральдических композиций. Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода. Основные части классического гер­ба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в класси­ческой геральдике. Составные элемен­ты старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Материалы: бумага, графические материалы, гуашь, кисти.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветово­го решения.



3.02.-7.02.


21/5

Тема: Оптический принцип построения пространства (линейная перспектива с одной точкой схода). Рисование по представлению тематической картины исторического жанра на тему «Рыцарский турнир», «Улицы ремесленников Средних веков».

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характе­ра их деятельности. Тематическая картина исторического жанра. Построение пространства с одной точкой схода.

Материалы: бумага, графические материалы, акварель, кисти.


10.02.-14.02.


22/6

Тема: Символы и эмблемы в современном обществе. Создание эмблемы класса или объединения.

Отличительные знаки государ­ства, страны, города, партии, фирмы и др. в современном обществе. Различие функций древнего и современного орнамента. Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти.


17.02.-21.02.


23/7

Тема: Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Рисование по представлению человека в китайском национальном костюме.

Одежда, костюм служит не только практическим целям, но и являются особым знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Символы императорской одежды.

Материалы: бумага, карандаш.

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.


24.02.-28.02.


24/8

Тема: Одежда Древнего Китая. Рисование по представлению человека в китайском национальном костюме.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


3.03.-7.03.


25/9

Тема: Связь интерьера, мебели, одежды со стилем эпохи барокко (Западная Европа XVII век). Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце». (продумывание общей композиции, подбор разных по величине фигур людей в нарядных костюмах, построение интерьера с одной точкой схода)

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века, совершенно не похожее на древнеегипетское, древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII в. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Материалы: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, журналы.


10.03.-14.03.


26/10

Тема: Различение национальных особенностей орнаментов народов зарубежных стран. Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце». (вырезание разных по величине фигур людей в нарядных костюмах, изображение мебели и отдельных предметов)

Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.

Материалы: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти, журналы, ножницы.


17.03.-21.03.


27/11

Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и обще­ства. Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце». (соединение элементов композиции в единое панно). Анализ выполнения коллективного творческого проекта.

Выполнение различных аналитических творческих заданий с привле­чением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художествен­ных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами, на­пример, рассмотреть костюмы и опреде­лить их владельцев, увидеть неточнос­ти, которые допустил художник при изображении костюма и т.п.

Материалы: бумага, клей ПВА, кисть для клея,

Участвовать в вик­торине с активным привлечением зри­тельного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного.

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

31.03.-4.04.


Раздел 4.: «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)



28/1

Тема: Многообразие материалов и тех­ник современного ДПИ. Виртуальное посещение музея в Суздале, в Кижах, выставки произведений современ­ных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Виды ДПИ и роль взаимосвязи материала, формы, содержания при их создании. Современное понимание красоты: керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, витраж. Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ.

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декора­тивного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого - к сложному».


7.04.-11.04.


29/2

Тема: Проектная работа на тему «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства». Создание эскизов декоративной вазы или витражной композиции для украшения интерьера. (по выбору учащихся)

Подбор материалов для изготовления вазы или витража. Технология работы с выбранным материалом. Планирование постепенного поэтапного выполнения задуманного изделия или панно.

Материалы: пластилин, бечевка, ленты, клей ПВА, витражные краски, гуашь, бумага.


14.04.-18.04.


30/3

Тема: Выразительное использование фактуры, формы, объема, цвета при создании предметов ДПИ. Изготовление декоративной вазы или витражной композиции в конкретном материале.

Индивидуальная или коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Деление об­щей композиции на фрагменты при коллективной работе над витражной композицией.

Материалы: пластилин, бечевка, ленты, клей ПВА, витражные краски, гуашь, бумага.


21.04.-25.04.


31/4

Тема: Древние образы в произведениях современного ДПИ. Украшение декоративной вазы древними образами: дерева, коня, птицы, матери-земли разнообразными материалами. Соеди­нение готовых фрагментов витража.

Индивидуальная или коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Материалы: бисер, ракушки, мелкие пуговицы, паетки и другие украшения, витражные краски, гуашь, бумага, клей ПВА, ножницы.


28.04.-9.05.


32/5

Тема: Для восприятия формы предмета важны его конфигурация, величина, положение в пространстве. Рисование с натуры натюрморта из предметов современного декоративного искусства.

Формы простые и сложные. Геометрические фигуры, лежащие в основе многообразия форм. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Изображение окружности в перспективе. Графическое изображение натюр­морта.

Материалы: бумага, графические материалы.

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Изображать простую форму предмета как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Осваивать первичные умения гра­фического изображения натюрморта с натуры.

Приобретать творческий опыт вы­полнения графического натюрморта.

12.05.-16.05.


33/6

Тема: Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Рисование по представлению современного деревянного дома с одной точкой схода.

Правила построения линейной перспективы уходящего вдаль пространства (точка зре­ния, схода, линия горизонта). Прямая перспектива.

Материалы: бумага, графические материалы, акварель, кисти.

Определять понятия: линия гори­зонта; точка зрения; точка схода вспо­могательных линий.

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изо­бразительного искусства.

Наблюдать пространственные сок­ращения (в нашем восприятии) уходя­щих вдаль предметов.

Приобретать навыки изображения архитектурной постройки, приме­няя правила линейной перспективы.

Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисов­ках наблюдаемого пространства.


19.05.-23.05.


34/7

Тема: Проектирование и разработка декоративного оформления. Украшение декоративными элементами современного деревянного дома.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.). Единство красоты и пользы в архитектуре.

Материалы: бумага, графические материалы.


26.05.-30.05.


35/8

Тема: ДПИ в жизни человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных про­мыслов в современных условиях.

Различать и называть произведе­ния ведущих центров народных худо­жественных промыслов.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ; в презентации выста­вочных работ.

Анализировать свои творческие ра­боты и работы своих товарищей, соз­данные по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».





Выполнение программы:

По программе ______ часов/часа

Фактически проведено _______ часов/часа

Программа выполнена в полном объеме _________________/ Гусятникова Е.М. ,

подпись расшифровка







Учебно-методическое и материально-техническое описание

образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под ре­дакцией Б. М. Неменского.

А. С. Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, ки­но, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Ра­бочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Не­менского;

Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искус­ство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое посо­бие. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Материально-техническое описание

Количество указанных средств и объектов учитывает средний рас­чет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количе­ственных показателей используется следующая система символичес­ких обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально ого­воренных случаев);

К - полный комплект;

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экз. на двух учащихся);

П - комплект для практической работы в группах (6-7 экз.).


Наименование объектов и средств материально-техни­ческого обеспечения

Ко­личе­ство

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Д

Стандарт по изобрази­тельному искусству, при­мерная программа, ра­бочие программы входят в состав обязательного программно-методичес­кого обеспечения каби­нета изобразительного искусства

Примерная програм­ма по изобразитель­ному искусству

Д

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

Учебно-методические комплекты по про­грамме, выбранной в качестве основной для проведения уро­ков изобразительного искусства

К

В кабинете имеется по несколь­ку экземпляров учебни­ков из других УМК по изобразительному искус­ству.

Учебники по изобра­зительному искусству

П


Методические посо­бия (рекомендации к проведению уроков изобразительного ис­кусства)

Д


Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов - Д, формата А4 - Ф

Энциклопедии по ис­кусству, справочные издания

Д

По одному каждого на­именования

Книги о художниках и художественных му­зеях

Д

По одной каждого на­именования

Книги по стилям изобразительного ис­кусства и архитектуры

Д

Книги ис­пользуются как разда­точный материал, для подготовки сообщений, творческих работ, иссле­довательской проектной деятельности

Словарь искусствовед­ческих терминов

П

2. Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художни­ков

Д

Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, из­даниях (альбомы по ис­кусству) и на электрон­ных носителях

Таблицы по Цветоведению, перспективе, построению орна­мента

Д

Таблицы, схемы представлены на электронных носителях

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, че­ловека

Д

Таблицы по народ­ным промыслам, рус­скому костюму, деко­ративно-прикладному искусству

Д

Дидактический разда­точный материал: карточки по художе­ственной грамоте

К

3. Технические средства обучения (ТСО)

Мультимедийный компьютер

Д

с возможностью использования аудио-дисков, CD-R, CD RW, МРЗ

Мультимедиа-проек­тор

Д

В кабинете имеется устройство для затемнения окон

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 х 1,25 м

Аудиторная доска с магнитной поверх­ностью

Д


Фотоаппарат

П

С функцией видеосъемки

4. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи по музы­ке, литературные про­изведения

Д

На электронных носителях

DVD-фильмы: памят­ники архитектуры; художественные му­зеи; виды изобрази­тельного искусства; творчество отдельных художников; народ­ные промыслы; деко­ративно-прикладное искусство; художест­венные технологии

Д

На электронных носителях

Презентации на электронных носителях: по видам изобразитель­ных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных ис­кусств; по памятни­кам архитектуры Рос­сии и мира; по сти­лям и направлениям в искусстве; по на­родным промыслам; по декоративно-при­кладному искусству; по творчеству худож­ников

Д

Произведения пласти­ческих искусств в исто­рической ретроспективе, иллюстрации к литера­турным произведениям, выразительные объекты природы в разных ра­курсах в соответствии с программой

5. Учебно-практическое оборудование

Валик для накатыва­ния офортной краски

П


Емкости для воды

К


Подставки для натуры

П

6. Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов (комплект)

Д


Муляжи овощей (комплект)

Д


Гербарии

Ф


Изделия декоратив­но-прикладного ис­кусства

Д


Геометри­ческие тела, склеенные из бумаги

Д


Керамические изде­лия (вазы, кринки и др.)

П


Драпировки

Д


Предметы быта (ко­фейники, бидоны, блюдо, и др.)

Д

7. Специализированная учебная мебель

    Столы

    К


      Стулья

      К


        Мебель для хранения таблиц и плакатов

        Д

        Кассетницы, плакатницы

        Планируемые результаты


        В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе учащийся

        научится:

        - понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

        - понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

        - понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

        - называть известные народные художественные промыслы России;

        - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата.

        получит возможность:

        - научиться пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

        - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

        - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

        - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

        - использовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения;

        - передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

        - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

        - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

        - владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

        - научиться владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.);

        - использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

        В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе учащийся

        научится:

        • понимать существование изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; место и значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

        • понимать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, основные виды изобразительного искусства;

        • называть основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

        • называть ряд выдающихся художников и произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы, в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

        • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

        • называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений фигуры человека;

        • понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

        • различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа.

        • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу сюжета и содержания в картине;

        • понимать композицию композиционное построении произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

        • понимать влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории; роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

        • понимать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, художественной иллюстрации.

        получит возможность:

        • научиться пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;

        • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

        • пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

        • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

        • развить навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

        • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

        • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

        • соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;

        • использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

        В результате изучения изобразительного искусства в 7 классе учащийся

        научится:

        • анализировать произведения архитектуры и дизайна;

        • понимать место конструктивных искусств, в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

        • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

        • понимать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

        получит возможность:

        • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

        • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

        • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

        • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

        • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

        • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

        • создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;

        • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

        • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

        • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

        • использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски (гуашь, акварель); графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.


        © 2010-2022