- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по издеятельности (дошкольный возраст)
Рабочая программа по издеятельности (дошкольный возраст)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белякова С.А. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по изодеятельности с функциями лекотеки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа направлена на эстетическое развитие и воспитание личности ребёнка с ОВЗ средствами искусства. Изодеятельность с функциями лекотеки организуется с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 3 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки их развития и оказания педагогической помощи родителям (законным представителям).
Программа является развивающей и обучающей. Изодеятельность с функциями лекотеки основана на гуманистическом подходе к каждому ребенку, с учётом его индивидуальных особенностей здоровья и развития.
Содержание изодеятельности с функциями лекотеки определяется индивидуальными образовательными программами, разрабатываемыми с учётом особенностей здоровья, психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, на основе данной программы, реализуемой в ДОУ.
Программа основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребёнка 3-8 летнего возраста с ОВЗ и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребёнка, их творческого взаимодействия в художественно- деятельном общении.
Наряду с разработанной авторской программой художественно-эстетической направленности авт.: И.А.Лыковой, являющейся по сути своей комплексной, охватывающей несколько видов художественной деятельности, представленная программа не противоречит ей, но является узконаправленной, дополняющей основную базисную программу в реализации задач художественно-эстетического развития детей с ОВЗ.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства в эстетической деятельности.
Новизна программы состоит в содержании представляемого детям с ОВЗ художественного и изобразительного материала; в реализации принципа доступной предметно-развивающей среды, в использовании разнообразных техник, которые используются при выполнении художественных работ, в сочетании занятий с творческой игровой деятельностью с изобразительными материалами.
Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка дошкольного возраста. В этот период развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Программа направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей с ОВЗ 3-8 лет.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у детей с ОВЗ творческих навыков, воображения, а также приобщению к окружающему миру и искусству, развитию мелкой моторики рук.
Цель программы:
Целью данной рабочей программы является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей с ОВЗ в самовыражении через изобразительную
деятельность.
Основные задачи программы:
-Приобщение к миру искусства.
-Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- Создание социально-адаптивной среды для детей с ОВЗ;
-Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
-Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
-Формирование образных представлений, мышления, воображения;
-Освоение доступных и разнообразных средств выразительности, необходимых для создания художественного образа;
- Подбор и обучение родителей специальным методам взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья с целью формирования у этих детей предпосылок изобразительной деятельности;
-Воспитание социально- нравственных качеств и формирование оценочных критериев, создающих предпосылки осознанного понимания ценности мирового культурного наследия.
Дидактические принципы построения и реализации программы:
В реализации программы соблюдаются основные принципы общей дидактики и дидактики частных методик художественно-эстетического цикла, что позволяет осуществлять интегрированный подход, как форму взаимосвязи в образовании детей, охватывающей все виды художественно-творческой деятельности: игровую, художественно-речевую, изобразительную, музыкально-театрализованную:
- принцип культуросообразности;
- принцип сезонности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип цикличности;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности.
В работе с детьми с ОВЗ используются различные психолого-педагогические методики и технологии: игровые, коммуникативные, арт-педагогические (средствами цвета, песка и др.), технологии моделирования, конструирования, изодеятельности и тестопластики.
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальная и подгрупповая.
Организация образовательного процесса, продолжительность занятий и режим работы изодеятельности с функциями лекотеки регламентируется индивидуальными программами и планированием.
Организация образовательного процесса предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности детей с учетом их возможностей, интересов и потребностей.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Программа обеспечена методическим, наглядно- демонстрационным материалом, предметами декоративно-прикладного искусства, иллюстративным и литературным материалом. К учебно - методическим изданиям относятся разработки занятий по изодеятельности и художественному труду. К наглядно - методическим изданиям относятся тематические и дидактические плакаты, незавершённые композиции для выставочных коллективных работ, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества.
Показатели художественно - творческого развития для дошкольного возраста
(при систематическом посещении занятий).
Общие показатели развития детского творчества:
- творческая активность;
- эмоциональность;
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность ;
- способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах творчества:
- самостоятельность при выборе сюжета, композиции, выборе средств и материалов;
- выражение через цвет эмоционального состояния и собственного ощущения;
- большая динамика малого опыта;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- восприятие художественных образов и предметов окружающей действительности как эстетических объектов;
- знание искусствоведческих понятий и терминов.
Список литературы.
-
И.А.Лыкова «Программа художественного обучения и развития в детском саду», Москва 2007
-
И.А.Лыкова « Дидактические игры и занятия », Москва 2009
-
Программа «Лекотека» А.М.Казьмин и др.
-
И.А.Лыкова « Художественный труд в детском саду », Москва 2010
-
О.Л.Иванова « Рисунки, которые нас рисуют », Санкт - Петербург 2009
-
Г.Н.Давыдова « Пластилинография », Москва 2008
-
И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2010
-
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2008
5