Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся на примере урока по изобразительному искусству


Введение


На примере данного урока с использованием компьютерных технологий я хочу доказать, что преподавание детям такой сложной темы, как «Пропорции фигуры человека», становится более доступным и увлекательным. У учащихся возрастает мотивация к изучению данной темы и, естественно, повышается качество знаний, умений и навыков.

Важность изучения пропорций фигуры человека не вызывает никаких сомнений.

Ключ к созданию совершенного рисунка фигуры человека - это знания правил пропорции при построении фигуры человека, а также развитие понимания формы и конструкции человеческого тела.

Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них невозможно обойтись в изобразительном искусстве и архитектуре.

Вот почему на своих уроках я уделяю такое пристальное внимание изучению столь важной и необходимой темы, как пропорция.

К сожалению, нередко приходится видеть, как ученики, даже имея за плечами немалый опыт, пренебрежительно относятся к пропорциям. Между тем, из-за нарушенных пропорциональных величин изображение предмета, фигура человека приобретает совершенно уродливый вид.

Поэтому, я считаю, еще в начальной школе, на самых ранних стадиях изучения пропорций, необходимо сформировать основные умения и навыки у учащихся в построении фигуры человека, которые в дальнейшем нужно будет только закреплять и расширять, а так же развивать «чувство пропорции» или глазомер, необходимые при изучении предмета «Изобразительное искусство».

А применение компьютерных технологий, а именно презентация как наглядный материал, помогает детям с легкостью сформировать основный понятия о пропорциях.

Ход урока:


1. Организационный момент (проверка у учащихся готовности к уроку). Приветствие

2. (Слайд №1)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пропорции фигуры человека».

И для начала я хотела бы спросить у вас: «Как вы понимаете слово «пропорция?».

Дети отвечают.

Учитель: Хорошо. То есть пропорциями называют размерное соотношение частей друг к другу, а так же к различным объектам. А под пропорциями фигуры человека подразумеваются соотношения размеров отдельных частей тела (головы, туловища, рук и ног)

Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке: физике, химии, математике; технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека. Так, например, когда в строительстве нарушаются пропорции составов строительных материалов и размеров элементов конструкций, это может привести к разрушению сооружений. В химии только точные весовые пропорции реагентов могут привести к получению необходимого вещества. Если живописец нарушает пропорции в технологии грунтовки холста, это может привести к разрушению и холста и красочного слоя.

Вот почему такое пристальное внимание уделяют изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция.

(Слайд №2) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Ребята, перед вами план нашего урока и в конце его мы снова вернемся к нему, чтобы проверить, насколько хорошо мы справились с поставленными задачами.

Вы знаете, художники давным-давно поняли, что их верной помощницей и спутницей является - пропорция. И я вам сейчас предлагаю посмотреть картины великих художников и определить справились ли авторы произведений с поставленной перед ними задачей соблюдения пропорций или нет.

(Слайд №3) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Как мы уже с вами выяснили, пропорция - это размерное соотношение частей друг к другу, а так же к различным объектам или к целому. Это картина Рафаэля Санти «Обручение Марии». И вот обратите внимание, что люди, стоящие позади главных героев картины, нарисованы более маленькими по отношению к тем, которые стоят на переднем плане, ближе к нам. И обратите внимание, как здесь все пропорционально и гармонично. Сделай их художник еще более маленькими, у нас бы на общем фоне создалось впечатление, что это карлики или какие-то муравьишки в человеческой одежде.

(Слайд №4) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

А теперь посмотрим на картину Маковского «Император». Как в этой картине все тоже гармонично и пропорционально. Представьте, если бы художник изобразил императора - нашего всадника несколько больших размеров, то, как на его фоне выглядел бы конь? Наверное, как пони.

(Слайд №5) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Дюрер «Руки молящегося». Обратите внимание, насколько правдиво выполнены руки, как будто это не картина, а фотография. А почему у нас возникает такое впечатление? Правильно. Потому что художником были соблюдены все пропорции в изображении кисти человека. Обратите внимание, что кончик большого пальца, если провести параллель, как раз находится на сгибе мизинчика. Посмотрите на свою кисть. Так же? Сравните.

Ребята, то есть из всего увиденного можно сделать вывод: правильные пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение.

(Слайд №6-8) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяНу, и, наконец, для разнообразия, посмотрите работы современного голландского художника, которые выполнены в стиле цифровых иллюстраций. Посмотрите, как в этом изображении все соразмерено, пропорционально и гармонично.

Ну, все-таки именно такие картины не так широко распространены, а большей известностью пользуются полотна, которые я предоставила вашему вниманию в начале своего демонстрационного показа и те, которые вы видите сейчас перед собой. Да, для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела. В работе над изображением человеческой фигуры верной помощницей художника является пропорция. Эту истину художники осознали давно.

Многие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармоничного построения. Среди них в первую очередь следует назвать греческих скульпторов V и IV вв. до н.э. Поликлета и Лисиппа, а также художников эпохи возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера.

(Слайд №9) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся И я хочу предоставить вашему вниманию всемирно известный рисунок Леонардо да Винчи «Гармоничный человек» («Витрувианский человек»), выставленный в Галерее Академии в Венеции. Этот рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства; его часто используют как символ внутренней симметрии и пропорции человеческого тела и Вселенной в целом.

Известно, что размах вытянутых в стороны рук человека примерно равен его росту, вследствие чего фигура человека вписывается в квадрат и в круг.

(Слайд №10-12) А вот еще вашему вниманию, несколько картинок, чтобы немножко отдохнули и посмеялись.

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Голова человека является общепринятой мерой пропорциональных соотношений фигуры человека. Размером головы соизмеряют все части тела человека, от крупного до малого: рост, длины руки, стопы, локтя, кисти руки и т.д.

Самое главное, что нам сегодня понадобится, это знание того, что голова по высоте составляет 1/7-1/8 части всей высоты человека.

Более подробно мы этот вопрос будем рассматривать на следующих уроках

В общем, подводя небольшой итог, ребята, мы с вами выяснили, что для того, что бы научиться изображать фигуру человека, необходимо знать и помнить относительные пропорции тела. Пренебрежение пропорцией приводит к безграмотному, несостоятельному рисунку. Нетрудно представить, что если изображение человека непропорционально в своих отношениях, то оно становится, по меньшей мере, некрасивым или даже уродливым.

Чтобы правильно определять соотношения, рисующий должен, помимо знаний, обладать чувством пропорции. Чувство пропорции подразумевает наличие хорошего глазомера, а глазомер, как правило, развивается в процессе длительных упражнений в рисовании.

Вот почему маленькие дети, которые только начинают рисовать и не знают никаких правил пропорций и у них еще не развит глазомер, выполняют вот такие работы. (Слайд №13-17) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяПосмотрите с возрастом, приобретая знания и развивая глазомер, работы становятся все лучше и лучше.

Ну, а сейчас пришло время отдохнуть и провезти физкультминутку (Слайд №18)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

А сейчас я вам предлагаю перейти к практической части нашего урока, начиная с рисования упрощенных изображений человека.

Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую? Попробуйте сначала ответить сами…

Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинное туловище могут испортить любой шедевр.

(Слайд №19) Давайте присмотримся повнимательнее к этому человечку. Позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции. Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.

(Слайд №20) Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Человечек 2. Дальше - больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени. Обратите внимание, что длина ног будет больше, нежели длина рук. А вот плечо и предплечье, так же как и бедро с голенью в своих размерах между собой практически равны. То есть плечо=предплечье, бедро=голень.

Итак, я предлагаю вам следующее задание: нарисуйте 1-2 "человечка" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваши полученные знания пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: волосы, глаза, рот, одежда и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный, так как некоторые больны таким синдромом, как «не поместился».

Пока будет звучать песня, у вас есть время. (Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь») (Слайд №21)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

А теперь, ребята, я немножко усложняю задачу

(Слайд №22)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Человечек 3. Вершина схематичного искусства. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Обратите внимание, плечевой пояс больше, чем таз.

Вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить нашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

А я, в свою очередь, хочу показать вам некоторые примеры, чтобы вы имели большее представление о том, что нужно делать:

(Слайд №23) Этот бросает копье.

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

(Слайд №24) Танцует (ну, мне так кажется)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

(Слайд №25) Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзуИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

(Слайд №26) Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит он глупо.

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Пока будет звучать песня, ребята выполняют это задание. (Звучит песня Г. Гладкова «В коробке с карандашами») (Слайд №27)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Дети с лучшими работами выходят к доске и показывают свои рисунки, а класс угадывает, какое движение делает их герой.

Учитель: А теперь, ребята, я вам предлагаю ещё одно творческое задание. У меня на магнитной доске развешаны различные геометрические фигуры разных размеров и 2 человека по желанию должны выйти к доске и выполнить из этих фигур изображение человека в какой-либо позе. Для примера я вам покажу, что сделала я (Слайд №28-30)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихсяИнтерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Молодцы!

И так, подведем итог нашего урока и посмотрим, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами. (Слайд №31)

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

По-моему, мы с вами заслужили аплодисменты!

(Слайд №32) А вот ваше домашнее задание! Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся

Создать фигуру человека с соблюдением правил пропорции, используя данные геометрические фигуры.

(Слайд №33) До свидания!

Интерактивная опора как средство повышения мотивации учащихся




© 2010-2022