»«Самообразование - необходимый элемент для успешности учителя

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога, цель которого – повышение эффективности и качества обучения. Современный учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих... Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Актуальность выбора темы самообразования: Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. В период модернизации системы образования перед учителями встают вопросы личностного развития и творческой самореализации учащихся. Особенно актуальной проблема самообразования современного учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Педагог, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решать три основных задачи: -   учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ; -    постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; - искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Основными критериями самообразования учителя являются: - эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), -    творческий рост учителя, -    внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Практическая направленность: Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, изменения в общем развитии детей как физическом, так и умственном,  заставляют искать новые формы работы с детьми на уроках. Поэтому, работая над темой самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО как фактор социализации личности», исходя из общих задач воспитания, я поставила перед собой следующую цель: - Развитие всесторонне развитой, образованной личности, способной принять активное участие в любой сфере деятельности, имея определенные знания, умения и навыки с одной стороны, и творческий подход с другой стороны. Для изучения и внедрения новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения я ежегодно составляю план самообразования: - посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; - периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; - совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики; - повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры; Для себя я определила следующие виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие моему профессиональному росту: - чтение методической, педагогической и предметной литературы; подписка на электронный журнал «Искусство» на сайте «Школа цифрового века»; - обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,    психологии, педагогических технологий; - посещение семинаров, конференций; - прохождение курсов повышения квалификации; - проведение открытых уроков  в рамках предметных недель; - организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; - изучение информационно-компьютерных технологий; - общение с коллегами в школе, городе, районе и в Интернете. Результат самообразования: Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю продемонстрировать свои работы для широкой публики, дает возможность коллегам не только посмотреть данный материал, но и воспользоваться им, дополнить... Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование - необходимый элемент для успешности учителя

Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога, цель которого - повышение эффективности и качества обучения. Современный учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.

Вместе с тем самообразование - средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, наиболее эффективный способ повышения мастерства - это самообразование.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

В период модернизации системы образования перед учителями встают вопросы личностного развития и творческой самореализации учащихся.

Особенно актуальной проблема самообразования современного учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Педагог, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решать три основных задачи:

- учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

- постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства;

- искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Основными критериями самообразования учителя являются:

- эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),

- творческий рост учителя,

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование - форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость, оно возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Определим составляющие этой деятельности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- ежедневная работа с информацией: готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации;

- желание творчества: учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;

- стремительный рост современной науки: современные технические средства обладают более широкими возможностями, позволяют при минимуме затрат получить максимальный результат;

- изменения, происходящие в жизни общества: эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Таким образом, самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Практическая направленность:

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности. Задача учителя - разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования?

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

К этим источникам знаний относятся курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература, Интернет.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

- методическая помощь является персональной и адресной;

- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Информационно-компьютерные технологии

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Цель и в этом случае остается прежней - повышение эффективности обучения. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю продемонстрировать свои работы для широкой публики, дает возможность коллегам не только посмотреть данный материал, но и воспользоваться им, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

2й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

4й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Личный план самообразования учителя

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Поэтому достижение единства обучения и развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства является для меня важной задачей.

Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, изменения в общем развитии детей как физическом, так и умственном, заставляют искать новые формы работы с детьми на уроках. Работая над темой самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО как фактор социализации личности», исходя из общих задач воспитания, я поставила перед собой следующую цель:

- Развитие всесторонне развитой, образованной личности, способной принять активное участие в любой сфере деятельности, имея определенные знания, умения и навыки с одной стороны, и творческий подход с другой стороны.

На основании выбранной темы я ежегодно составляю план самообразования:

- посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

- совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики;

- повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры;

Для себя я определила следующие виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие моему профессиональному росту:

- чтение методической, педагогической и предметной литературы; подписка на электронный журнал «Искусство» на сайте «Школа цифрового века»;

- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

- посещение семинаров, конференций;

- прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых уроков в рамках предметных недель;

- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

- общение с коллегами в школе, городе, районе и в Интернете.

Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате продуманной системы обучения и воспитания, стимулировании их творческой активности и создании ситуации успеха для каждого ученика, видимого результата деятельности и общего благоприятного микроклимата в коллективе.

Результат самообразования

Плановая работа по самообразованию позволила добиться следующих результатов:

- повышение качества преподавания предмета (96-98%).

- авторский элективный курс «Техническое черчение с элементами компьютерного моделирования» - диплом III степени на международном конкурсе методических материалов «Сердце отдаем детям»;

- участие в семинарах-практикумах по теме «Использование инновационных технологий в формировании художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства»;

- размещение на педагогических сайтах разработок уроков и мероприятий по изобразительному искусству и МХК;

- доклады, выступления на семинарах-практикумах на базе ДХШ;

- диплом I степени во всероссийском конкурсе «Лучшее портфолио педагога».

Результатом моей работы по самообразованию стало повышение мотивации учения, положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, свободными в общении. Они открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению познавательного интереса. Ребята ждут новых уроков, новых открытий и в себе, и в окружающем мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску вариантов решений предлагаемых заданий. Показателем результативности может служить и увеличивающееся количество детских творческих работ в выставках, художественных конкурсах различного уровня.

Анализ проведенной работы доказывает высокий уровень качества знаний по предмету, а также высокие результаты внеурочной деятельности - учащиеся являются многократными победителями и призерами различных конкурсов муниципального, республиканского и всероссийского уровня.


Вывод

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима.

Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

Педагог будет успешным, если:

- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от него более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов, поэтому процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает непрерывность.

Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя.

Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.







Литература:

Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования.

-- Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности. // Педагогика. - 2002. - №6. - С. 61-66

Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 130 с.

Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. -- М.: Приоритет-МВ, 2006. - 48 с., Ил. 17

Илларионова Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа как механизм организации процесса повышения квалификации учителей. //Организация обучения на основе индивидуальных образовательных программ: сборник статей / М.А. Мкртчян, Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев и др.; сост. Г.В. Клепец. - Красноярск, 2007. - 66 с.

Интернет-ресурсы:

festival.1september.ru/articles/609103/

moy-mir.ucoz.ru/

karpinsk-edu.ru/

edu-lider.ru/

pedgazeta.ru/



© 2010-2022