Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

«Приемы выделения

сюжетно-композиционный центра в композиции».






с учащимися 2 класса (12-13 лет)

отделения «Изобразительное искусство»








Составитель:

преподаватель А.А. Ведерников








































г. Ялуторовск, Ялуторовский район, Тюменская область

Тип занятия: Урок-изучение нового материала.

Цель: научить учащихся приемам выделения сюжетно-композиционного центра в композиции и составлению Интеллект-карт для сюжета.

Задачи:

учебные: научить и использовать на практике приемам выделения сюжетно-композиционного центра в композиции, составлять интеллект карты.

развивающие: развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию внимания и аналитического мышления.

воспитательные: умение видеть в обычном особенное, творческое мышление.

Оборудование

для учителя:

презентация;

экран;

ноутбук

для учащихся:

бумага;

карандаши цветные,

ручки,

раздатки для рисования интеллект карты

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент (3 мин).

Вступительная часть. Предмет изучения (5 мин).

Анализ нового материала для предстоящей работы (12 мин).

Физкультминутка (2 мин).

Практическая работа. Творческое задание (15 мин).

Итог урока. Анализ работ (5 мин).

Рефлексия (3 мин).

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности.

2. Вступительная часть. Предмет изучения.

Сюжетность - изначальное свойство изобразительного искусства. Уже первобытное искусство было сюжетным, наполненным изображениями действий людей (труда, войны, охоты и т. д.). В более узком смысле под сюжетом (фабулой) подразумевается изображение события, действия, поступков и взаимоотношений людей, вытекающих из определенной жизненной ситуации.

В процессе исторического развития изобразительные искусства выработали многообразные способы и достигли большой тонкости и силы в отображении событий, поступков и взаимоотношений людей. В отличие от литературы изобразительные искусства не способны прямо передать процесс действия. Они передают его через один момент, но такой, из которого ясно все действие в целом, в том числе и то, что предшествует изображенному моменту и что последует за ним.

Вспомним такое известное произведение, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, - какую сложную цепь событий угадываем мы по одному моменту, запечатленному художником! Большое значение имеет точная психологическая разработка образов в соответствии с конкретной жизненной ситуацией.

Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету. Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке. Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте - вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия сюжета. Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета.

Вопросы повторения:

Что такое сюжет? Сюжет - что изображено в картине

3. Анализ нового материала для предстоящей работы.

Я предлагаю провести совместное изучение по теме: «Что такое СЮЖЕТ и какие приемы использовать для выделения сюжетно-композиционный центра в композиции»

Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация интеллект-карты Приложение 1). В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание

Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Картины с двумя или большим количеством композиционных центров художники используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.

Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее схему. Один композиционный центр картины - юная инфанта. К ней с двух сторон склонились фрейлины - менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они - один белый, другой черный - выходы во внешний мир. Это - другой композиционный центр картины.

Один выход - самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой - это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет - светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства - суете, духовной независимости - раболепию.

Сюжетно­композиционный центр ­ детали или объекты:

с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление; несущие главную идею произведения.

В каждом произведении должен быть главный герой или объект.

Композиционный центр может быть выделен с помощью следующих приемов:

ЦВЕТ;

С помощью цвета художник акцентирует внимание зрителя на главном герое.Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Рубенс Питер Пауль. «Христос в терновом венце».

СВЕТ;

С помощью света художник направляет внимание зрителя на главного героя.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Даная»

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра


РАСПОЛОЖЕНИЕ;

Главное может быть расположено в центре.

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Снет Ян. «Игра в трик­трак»

ЖЕСТЫ И ВЗГЛЯДЫ НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ;

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

РАССТОЯНИЕ (ЭФФЕКТ ИЗОЛЯЦИИ);

На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» - изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом, - можно добиться построения оригинальной композиции.

Главный герой изолирован от окружающих пространством, что позволяет выделить главного героя.

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Иванов Александр. «Явление Христа Народу (явление мессии)

РАЗМЕР.

Главный герой может занимать либо большую, либо маленькую площадь.

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Федотов Павел. «Сватовство Майора»


Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

КОНТРАСТОМ СВЕТА И ТЕНИ

КОНТРАСТОМ ЦВЕТА

РАЗМЕРОМ

ФОРМОЙ

РАСПОЛОЖЕНИЕМ

ЖЕСТЫ И ВЗГЛЯДЫ НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

РАССТОЯНИЕ (ЭФФЕКТ ИЗОЛЯЦИИ)

Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.

Вопросы повторения:

И так, давайте подведем итог нашего изучения: Какие способы выделения сюжетно-композиционного центра вы узнали?

Ответ:

  • КОНТРАСТОМ СВЕТА И ТЕНИ

  • КОНТРАСТОМ ЦВЕТА

  • РАЗМЕРОМ

  • ФОРМОЙ

  • РАСПОЛОЖЕНИЕМ

  • ЖЕСТЫ И ВЗГЛЯДЫ НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

  • РАССТОЯНИЕ (ЭФФЕКТ ИЗОЛЯЦИИ)

4. Физкультминутка (2 мин)

Теперь нашему мозгу нужно отдохнуть. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5. Практическая работа. Творческое задание.

Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить три задания:

научиться использовать интеллект-карты.

выполнить творческое упражнение на составление интеллект карты для сюжета композиции.

применять на практике приемы выделение сюжетно-композиционного центра

Определение (Интеллект-карта - это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги).

ПАМЯТКА: Можно выделить 3 этапа составления интеллект-карт:

1 этап:

• Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)

• Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)

2 этап. Построение первичной интеллект-карты:

• В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею

• Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

• На каждой линии записывается одно ключевое слово

• Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

• Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках

• Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы

• По возможности используется максимальное количество цветов

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

• Повторное извержение свободных ассоциаций

• Пересмотр интеллект-карты

• Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте

См: приложение 2. Раздать всем раздатки с изображением.

Предлагаю заполнить лист А4, используя ИНТЕЛЛЕКТ КАРТУ (Раздать листы с темами). В центре листа посередине вы видите центральный образ сюжета (Кошка с мышкой), от него идут стрелочки в разные стороны. У этих стрелочек закрашенные в разные цвета написаны слова с подтемами сюжета. (дополнительно заполнить рядом рисунок или символ) Начинаем карту заполнять с любого слова использую ассоциации с этим словом и в сторону через черточки пишем печатными буквами (дополнительно рисуя рядом символ или рисунок той ассоциации, которую вы использовали). После того как вы определились с ассоциациями вам следует используя полученные знания, определить и дописать к подтемам:

  • Какие приемы выделения сюжетно композиционного центра будут использованы вами в данной композиции?

  • Что главное, а что второстепенное, что на переднем и, что на заднем планах?

  • Каковы особенности композиции, цветового решения, рисунка, техники написания будут использованы в композиции?

ПРИСТУПАЕМ!

В ходе работы необходимо правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.

6. Итог урока.

Просмотр итоговых работ, учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы, учащихся размещаются на доске. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения. Обсуждение полученных интеллект карт.

Вопрос по обсуждению интеллект карт:

Видите ли, вы сюжет вашей будущей композиции, согласны ли вы с теми ассоциациями и приемами выделения сюжета?

Домашнее задание: На основе составленной интеллект карты составьте краткий рассказ используя следующие вопросы:

  • Какие мысли и чувства лежат в основе его создания?

  • Как сюжет будет развиваться?

  • О чем вы хотели еще рассказать в своей композиции?

Выполнения композиционных эскизов на бумаге на следующем уроке на основе полученных интеллект карт.

7. Рефлексия. Оцени себя на уроке: Демонстрируем слайд: см. приложение 3

С обратной стороны готовой работы пишем: три слова УРОК, Я на УРОКЕ, ИТОГ и ставим цифру напротив каждого слова в зависимости от того, что вы выбрали из списка.

Используемая литература

для учителя:

интеллект карты (см. приложения)

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы композиции: Учебник для уч. 7 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.

Приложение 1:

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Приложение 2: (печать изображения в зависимости от количества учащихся)

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

Приложение 3:

Приемы выделения сюжетно-композиционного центра

© 2010-2022