- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа кружка Изобразительное искусство
Программа кружка Изобразительное искусство
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Желтова В.С. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ ДОД «Дом детского
творчества Балтайского
муниципального района
Саратовской области»
Программа утверждена
педагогическим советом №
от_________________20__года
Директор___________Рыжова З.В.
«Изобразительное искусство»
Программа рассчитана
на детей в возрасте
____________ лет
Срок реализации
программы__________
Педагог дополнительного образования
Желтова В.С.
1 категория
с.Б-Озерки-2014г.
Пояснительная записка.
-Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на формирование у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, художественного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
-Новизна и актуальность.
Новизна и актуальность состоит в том, что дети знакомятся с работой в области декоративно- прикладного и народного искусства. В процессе практической работы дети овладевают знаниями элементарных основ реалистического рисунка, приобретут навыки рисования с натуры.
-Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.
-Задачи
-образовательные:
-развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.
- содействовать выработки навыков самостоятельной работы.
- обучить правильному сочетанию цветов.
- ознакомить с различной техникой рисования.
-развивающие:
-развитие у детей навыков самостоятельной работы;
-развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: памяти, внимания, воображения, фантазии;
-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
-воспитательные:
- воспитывать культуру поведения.
- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до
конца.
-активизировать стремление детей к самореализации, проявлению своих
творческих способностей.
-Отличительные особенности.
Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, имеется наличие методической литературы. Одна из особенностей программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Программа предусматривает постепенное усложнение практических работ, переходя к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в связи с этим, повышаются требования к качеству работы ученика.
Даёт возможность каждому ребёнку:
- выбирать приоритетное направление, максимально реализовать себя в нём.
- овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, наблюдать и передавать наиболее характерные черты.
Возраст детей
__________ классы _______________ лет
Сроки реализации программы.
_______________ обучения, по двум этапам.
Скорость по этапам индивидуальна и зависит от возраста и творческих способностей учащихся.
-Формы и режим работы.
Виды и формы в работе по программе подчинены одной цели - формированию и развитию художественно - творческой активности детей. На занятиях используются традиционные формы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядными пособиями. Формы и методы проведения занятий целиком соответствуют содержанию программы.
Режим:
Общее количество часов в год _______ ч.
____ часа в неделю-__________________________________
с__________ до __________ часов.
Перемена _______ минут.
В процессе занятий несколько физминуток.
-Ожидаемые результаты.
К концу первого года дети должны знать:
-название всех принадлежностей и уметь ими пользоваться;
-названия основных и составных терминов;
-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник,
линия, орнамент, аппликация, ассиметрия, композиция, силуэт, пятно,
рельеф, обжиг, роспись, лепка, керамика
-изобразительные основы декоративных элементов;
-материалы и технические приемы оформления;
К концу первого года дети должны уметь:
-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов,
их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и расти-
тельных форм;
-пользоваться материалами;
-лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;
-применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей,
заглаживание поверхности.
К концу второго года дети должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм
-творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина,
В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной-Лебедевой; А.А. Айвазовского.
-основы графики;
-правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
-особенности материалов и техники малых скульптурных форм.
К концу второго года дети должны уметь:
-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения
путем наращивания объема;
-лепить по заранее подготовленным эскизам;
-передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры,
по памяти и представлению;
-проявлять творчество в создании изделий.
-Формы подведения итогов.
Подведение итогов учебного года проводится в форме отчётной выставки работ кружковцев. За период обучения все учащиеся должны приобрести опыт собственной творческой деятельности, должны принимать участие в подготовке и выступлении на школьных праздниках, где смогут показать результаты своего творчества.
Учебно-тематический план.
(1-го года обучения)
№
Наименование темы
Количество
теория
часов
практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления.
1
-
1
2
Мир красок
46
8
38
3
Живопись
45
10
35
4
Рисуем карандашом
36
6
30
5
Выставки, экскурсии, рисование на свежем воздухе
16
-
16
Итого:
144
24
120
В программе возможны небольшие изменения.
Содержание программы
(1-го года обучения)
Мир красок.
Теоретическая часть включает:
1.Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы
с ними.
2.Основы цветоведения. Основные цвета, смешивание цветов, холодные цвета.
3.Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.
Практические занятия
«Знакомство с принцессой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу)
«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема:
проведение непрерывных красочных линий
«Возможности красок». Изобразительные свойства акварели. Основные
цвета. Смешение красок.
«Разноцветные шары». Акварель, отработка приема рисования кругов в
разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть
пятно»
«Золотая осень». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема:
работы кистью
боком. Ход работы: от светлого тона к темному тону. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
«Снежинки». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема: смешение
цвета с белилами
«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные
свойства гуаши.
« Снегурочка». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
«Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
«Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая
работа. Свободный выбор материала.
«Море». Гуашь. Отработка приема - волнистые линии. Закрепление навыка -
работы кистью.
«Цветочное поле». Изобразительные свойства графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий.
Живопись.
Теоретическая часть:
1.Свойства гуаши, акварели.
2.Колорит, колористические оттенки.
3.Импрессионисты.
4.Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой
жанр.
Практические занятия:
«Осенний пейзаж». Дальний план. Теплые цвета.
« Зи «Зимушка - зима». Ближний план. Холодные цвета.
«Жи «Аквариум». Акварельные краски, плавное соединение красок при
помощи воды.
« Вес «Весна». Глубина картины, композиция.
«Фо «Формы цветка». Колористические оттенки.
«Рис «Рисование букета». Натюрморт
«На «Натюрморт из фруктов».
«Пра «Праздник в деревне» гуашь, наброски, рисунок, композиция.
«Про «Как я помогаю дома» акварель, композиционное решение.
Рисуем карандашом
Теоретическая часть:
1.Карандаш и его виды;
2.Природные свойства карандаша;
3.Техника работы с карандашом и бумагой.
Практические занятия:
Знакомство с чудо помощниками: ножницами, клеем, кисточкой.
Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного
отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
«Коврик». Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы.
Ритм цветовых пятен
«Осенний букет». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка
навыка: вырезание путем складывания.
Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение
«Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания.
Композиционный прием: выделение главного.
Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст
«Чудо-дерево». Закрепление навыка: вырезание путем сложения.
Декорирование бабочек. Объемная композиция.
Коллективная работа
«Бусы для мамы». Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.
«Пушистый котик». Отработка приема «выращивание». Белая, черная
и газетная бумага. Возможное использование текстиля. Коллаж
Индивидуальная работа
Выполнение творческого индивидуального задания с цветной бумагой
Экскурсии, выставки.
Экскурсии на выставки. Натуральные зарисовки в селе, на природе.
Выставки, праздничные мероприятия.
Учебно-тематический план.
(2-го года обучения)
№
Наименование темы
Количество
теория
часов
практика
Всего
1
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГРАМОТЫ
30
8
22
2
ГРАФИКА
32
6
26
3
ПЛАСТИКА
30
5
25
4
ЖИВОПИСЬ
36
6
30
5
Выставки, экскурсии, рисование на свежем воздухе
16
-
16
Итого:
144
25
119
В программе возможны небольшие изменения.
Содержание программы
(2-го года обучения)
Основы художественной грамотности.
Теоретическая часть:
1.Свойства животных материалов, приемы работы с ними; акварель, гуашь.
2.Цвет в окружающей среде, основные и дополнительные цвета,
основные сочетания в природе.
3.Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
4.Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных
по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
5.Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция».
6.Создание творческих тематических композиций.
Иллюстрирование литературных произведений.
7.Беседы по истории искусств.
Практические занятия:
1.Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом
работы.
2.Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии
красоты, зигзаг.
3. Орнаментальная композиция. Организация плоскости
Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная
акварель - «гризайль». Тоновая растяжка
Холодные цвета. Стихия - вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций
Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий.
Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон
Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные
свойства гуаши. Натюрморт из 4-х предметов
«Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм.
Холодная цветовая гамма. Гуашь
Творческая работа. Свободный выбор тем и
материалов для исполнения.
Графика.
Теоретическая часть:
1.Художественные материалы, свойства графических материалов:
карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки.
2.Рисунок как основа графики.
3.Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
4.Монотипия, творческие композиции.
5.Гравюра на картоне.
6.Прикладная графика, шрифт.
Практические занятия:
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство
с планом работы с графическими материалами и приспособлениями.
Разнохарактерные линии. Тушь, перо
«Веточки и листья». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на
выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие
Натюрморт - характер рисунков с разных положений, положение
предметов в пространстве
«Село» - цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами.
Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения
Открытка-поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт.
Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов
пластика, керамика, природный материал
Теоретическая часть:
1.Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, соленое тесто
2.Воспитание художественно- пластического видения.
3.Композиция в пластике.
4.Работа индивидуальная и коллективная.
Практические занятия:
«Сова» - мелкая пластика. Лепка из соленого теста целого куска с
добавлением мелких деталей.
«Народная игрушка». Обращение к образному строю дымковской
игрушки.
Творческая работа в подарок. -«Корзина с цветами, фруктами».
Живопись.
Теоретическая часть:
1.Свойства гуаши, акварели.
2.Колорит, колористические оттенки.
3.Импрессионисты.
4.Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанр.
Практические занятия:
«Осенние этюды». Дальний план. Теплые цвета.
«Зимние забавы». Ближний план. Холодные цвета. Акварель.
«Осе «Весна пришла». Глубина картины, композиция.
«Рисование букета». Натюрморт
Экскурсии, выставки.
Натуральные зарисовки в селе, на природе.
Выставки, праздничные мероприятия.