Программа кружка Изобразительное искусство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Дом детского

творчества Балтайского

муниципального района

Саратовской области»

Программа утверждена

педагогическим советом №

от_________________20__года

Директор___________Рыжова З.В.



«Изобразительное искусство»


Программа рассчитана

на детей в возрасте

____________ лет

Срок реализации

программы__________

Педагог дополнительного образования

Желтова В.С.

1 категория

с.Б-Озерки-2014г.

Пояснительная записка.

-Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа направлена на формирование у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, художественного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.

-Новизна и актуальность.

Новизна и актуальность состоит в том, что дети знакомятся с работой в области декоративно- прикладного и народного искусства. В процессе практической работы дети овладевают знаниями элементарных основ реалистического рисунка, приобретут навыки рисования с натуры.

-Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

-Задачи

-образовательные:

-развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

- содействовать выработки навыков самостоятельной работы.

- обучить правильному сочетанию цветов.

- ознакомить с различной техникой рисования.

-развивающие:

-развитие у детей навыков самостоятельной работы;

-развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: памяти, внимания, воображения, фантазии;

-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

-воспитательные:

- воспитывать культуру поведения.

- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до

конца.

-активизировать стремление детей к самореализации, проявлению своих

творческих способностей.

-Отличительные особенности.

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, имеется наличие методической литературы. Одна из особенностей программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Программа предусматривает постепенное усложнение практических работ, переходя к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в связи с этим, повышаются требования к качеству работы ученика.

Даёт возможность каждому ребёнку:

- выбирать приоритетное направление, максимально реализовать себя в нём.

- овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, наблюдать и передавать наиболее характерные черты.

Возраст детей

__________ классы _______________ лет

Сроки реализации программы.

_______________ обучения, по двум этапам.

Скорость по этапам индивидуальна и зависит от возраста и творческих способностей учащихся.

-Формы и режим работы.

Виды и формы в работе по программе подчинены одной цели - формированию и развитию художественно - творческой активности детей. На занятиях используются традиционные формы обучения: беседа, рассказ, работа с наглядными пособиями. Формы и методы проведения занятий целиком соответствуют содержанию программы.

Режим:

Общее количество часов в год _______ ч.

____ часа в неделю-__________________________________

с__________ до __________ часов.

Перемена _______ минут.

В процессе занятий несколько физминуток.

-Ожидаемые результаты.

К концу первого года дети должны знать:

-название всех принадлежностей и уметь ими пользоваться;

-названия основных и составных терминов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник,

линия, орнамент, аппликация, ассиметрия, композиция, силуэт, пятно,

рельеф, обжиг, роспись, лепка, керамика

-изобразительные основы декоративных элементов;

-материалы и технические приемы оформления;

К концу первого года дети должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов,

их смешением;

- моделировать художественно выразительные формы геометрических и расти-

тельных форм;

-пользоваться материалами;

-лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;

-применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей,

заглаживание поверхности.



К концу второго года дети должны знать:

-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

-разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм

-творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина,

В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной-Лебедевой; А.А. Айвазовского.

-основы графики;

-правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;

-особенности материалов и техники малых скульптурных форм.

К концу второго года дети должны уметь:

-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

-пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

-выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения

путем наращивания объема;

-лепить по заранее подготовленным эскизам;

-передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры,

по памяти и представлению;

-проявлять творчество в создании изделий.

-Формы подведения итогов.

Подведение итогов учебного года проводится в форме отчётной выставки работ кружковцев. За период обучения все учащиеся должны приобрести опыт собственной творческой деятельности, должны принимать участие в подготовке и выступлении на школьных праздниках, где смогут показать результаты своего творчества.













Учебно-тематический план.

(1-го года обучения)


Наименование темы

Количество

теория

часов

практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления.

1

-

1

2

Мир красок

46

8

38

3

Живопись

45

10

35

4

Рисуем карандашом

36

6

30

5

Выставки, экскурсии, рисование на свежем воздухе

16

-

16

Итого:

144

24

120



В программе возможны небольшие изменения.



Содержание программы

(1-го года обучения)


Мир красок.

Теоретическая часть включает:

1.Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы

с ними.

2.Основы цветоведения. Основные цвета, смешивание цветов, холодные цвета.

3.Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Практические занятия

«Знакомство с принцессой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу)

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема:

проведение непрерывных красочных линий

«Возможности красок». Изобразительные свойства акварели. Основные

цвета. Смешение красок.

«Разноцветные шары». Акварель, отработка приема рисования кругов в

разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть

пятно»

«Золотая осень». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема:

работы кистью

боком. Ход работы: от светлого тона к темному тону. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.

«Снежинки». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема: смешение

цвета с белилами

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные

свойства гуаши.

« Снегурочка». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

«Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

«Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая

работа. Свободный выбор материала.

«Море». Гуашь. Отработка приема - волнистые линии. Закрепление навыка -

работы кистью.

«Цветочное поле». Изобразительные свойства графических материалов:

фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий.

Живопись.

Теоретическая часть:

1.Свойства гуаши, акварели.

2.Колорит, колористические оттенки.

3.Импрессионисты.

4.Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой

жанр.

Практические занятия:

«Осенний пейзаж». Дальний план. Теплые цвета.

« Зи «Зимушка - зима». Ближний план. Холодные цвета.

«Жи «Аквариум». Акварельные краски, плавное соединение красок при

помощи воды.

« Вес «Весна». Глубина картины, композиция.

«Фо «Формы цветка». Колористические оттенки.

«Рис «Рисование букета». Натюрморт

«На «Натюрморт из фруктов».

«Пра «Праздник в деревне» гуашь, наброски, рисунок, композиция.

«Про «Как я помогаю дома» акварель, композиционное решение.

Рисуем карандашом

Теоретическая часть:

1.Карандаш и его виды;

2.Природные свойства карандаша;

3.Техника работы с карандашом и бумагой.

Практические занятия:

Знакомство с чудо помощниками: ножницами, клеем, кисточкой.

Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного

отрезания: полоска, квадрат, треугольник.

«Коврик». Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы.

Ритм цветовых пятен

«Осенний букет». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка

навыка: вырезание путем складывания.

Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

«Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания.

Композиционный прием: выделение главного.

Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст

«Чудо-дерево». Закрепление навыка: вырезание путем сложения.

Декорирование бабочек. Объемная композиция.

Коллективная работа

«Бусы для мамы». Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.

«Пушистый котик». Отработка приема «выращивание». Белая, черная

и газетная бумага. Возможное использование текстиля. Коллаж

Индивидуальная работа

Выполнение творческого индивидуального задания с цветной бумагой

Экскурсии, выставки.

Экскурсии на выставки. Натуральные зарисовки в селе, на природе.

Выставки, праздничные мероприятия.

Учебно-тематический план.

(2-го года обучения)

Наименование темы

Количество

теория

часов

практика

Всего

1

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГРАМОТЫ

30

8

22

2

ГРАФИКА

32

6

26

3

ПЛАСТИКА

30

5

25

4

ЖИВОПИСЬ

36

6

30

5

Выставки, экскурсии, рисование на свежем воздухе

16

-

16

Итого:

144

25

119

В программе возможны небольшие изменения.


Содержание программы

(2-го года обучения)

Основы художественной грамотности.

Теоретическая часть:

1.Свойства животных материалов, приемы работы с ними; акварель, гуашь.

2.Цвет в окружающей среде, основные и дополнительные цвета,

основные сочетания в природе.

3.Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.

4.Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных

по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

5.Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,

«уравновешенная композиция».

6.Создание творческих тематических композиций.

Иллюстрирование литературных произведений.

7.Беседы по истории искусств.

Практические занятия:

1.Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом
работы.
2.Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии
красоты, зигзаг.
3. Орнаментальная композиция. Организация плоскости
Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная
акварель - «гризайль». Тоновая растяжка
Холодные цвета. Стихия - вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций
Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий.
Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон
Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные
свойства гуаши. Натюрморт из 4-х предметов
«Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм.
Холодная цветовая гамма. Гуашь
Творческая работа. Свободный выбор тем и
материалов для исполнения.

Графика.

Теоретическая часть:

1.Художественные материалы, свойства графических материалов:

карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки.

2.Рисунок как основа графики.

3.Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

4.Монотипия, творческие композиции.

5.Гравюра на картоне.

6.Прикладная графика, шрифт.

Практические занятия:

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство

с планом работы с графическими материалами и приспособлениями.

Разнохарактерные линии. Тушь, перо

«Веточки и листья». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на

выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,

исчезающие

Натюрморт - характер рисунков с разных положений, положение

предметов в пространстве

«Село» - цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами.

Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения

Открытка-поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт.

Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов

пластика, керамика, природный материал

Теоретическая часть:

1.Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, соленое тесто

2.Воспитание художественно- пластического видения.

3.Композиция в пластике.

4.Работа индивидуальная и коллективная.

Практические занятия:

«Сова» - мелкая пластика. Лепка из соленого теста целого куска с

добавлением мелких деталей.

«Народная игрушка». Обращение к образному строю дымковской

игрушки.

Творческая работа в подарок. -«Корзина с цветами, фруктами».

Живопись.

Теоретическая часть:

1.Свойства гуаши, акварели.

2.Колорит, колористические оттенки.

3.Импрессионисты.

4.Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанр.

Практические занятия:

«Осенние этюды». Дальний план. Теплые цвета.

«Зимние забавы». Ближний план. Холодные цвета. Акварель.

«Осе «Весна пришла». Глубина картины, композиция.

«Рисование букета». Натюрморт


Экскурсии, выставки.

Натуральные зарисовки в селе, на природе.

Выставки, праздничные мероприятия.



© 2010-2022