- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Развернутый план урока по ИЗО тема Хохлома
Развернутый план урока по ИЗО тема Хохлома
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова И.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развернутый план урока «Хохлома» в соответствии с ФГОС
Учитель :Попова Ирина Александровна
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5
Тема урока
Хохлома
Актуальность
Существенные изменения во всех сферах современной жизни требуют переосмысления духовно - ценностных идеалов, осознания индивидуумом системы общественных отношений, основанных на освоении мировой художественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно - педагогического образования на основе глубокого изучения и познания духовного наследия человечества. Особое значение при этом приобретает эстетическое воспитание школьников средствами народного декоративно - прикладного и, в частности, с искусством хохломской росписи, способствующей приобщению школьников к истокам русской художественной культуры.
В традиционном, веками выверенном, народном обучении декоративно - прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие форм, материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красиво.
Цели урока
Образовательная - выполнение росписи с использованием типовых элементов Хохломы
Развивающая - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач.
Воспитательная- воспитание интереса и любви к народному искусству.
Задачи урока
Овладеть приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий, выстраивание орнаментальной композиции.
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.
Развивать умение - составлять учебную задачу
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
-понимать специфику образного языка ДПИ
-использовать выразительные средства в орнаментальной композиции
-различать народные промыслы России по характеру росписи в перспективе;
-пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Жостово);
Познавательные УУД
1-уметь выделять существенную информацию из текста;
2-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
3-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.
4- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;
5-анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД
1-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;
2- уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
3-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
5- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
Регулятивные УУД
1- принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание.
2- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.
3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
4-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
5- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
1-уважительно относиться к культуре народного искусства;
2-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
3-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;
4- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самоопределение.
5- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Оборудование
1.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2.презентация «Золотая хохлома»
Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
1.Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства.-М.:Мозаика-Синтез, 2005
2. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. Издательство: Интербук-бизнес 2001
3.А.В. Красильников. Золотая хохлома.Рассазы о народном искусстве.- Волго-Вятское книжное издательство,1979.
4.Учебные пособия, плакаты
1. Видеопроектор.
2. Персональный компьютер.
3. Принтер.
4. Интерактивная доска
Основные понятия
Орнамент, роспись «под фон», роспись «верховая», «кудрина», «ягодки», «криуль», «приписок», ярмарка.
Место и роль темы в курсе
Тема «Хохлома» является одной из тем раздела «Связь времен в народном искусстве», где мы изучаем:
- формы бытования народных традиций в современной жизни
- общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
-главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента);
-следование традициям и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
При изучении темы «Хохлома» мы используем знания предыдущих уроков («Праздничный народный костюм», «Убранство русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта»), анализируем, обобщаем информацию о хохломе. Таким образом, учащиеся самостоятельно выделяют отличительные особенности и характерные виды орнамента и цветовой гаммы хохломской росписи. Рассуждаем о применении хохломской росписи в современной жизни. Так как хохлома является одним из самых известных промыслов России, в ряду других росписей, нельзя пропустить изучение данной темы.
Форма проведения урока
Комбинированный урок, работа в группах, фронтальная работа.
Содержание материала
Историческая справка, изучение нового материала (виды росписи, орнамент, характерные элементы), применение в современной жизни.
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Продолжительность:2 мин.
Проверка готовности к уроку, песня о хохломе, на экране презентация с иллюстрациями изделий хохломской росписи, стихотворение:
Красота - утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота и в природе, и в нас -
Звук и отзвук стократное эхо.
Красота не стареет, о нет!
Чья - то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник,
На свет красоты
Навсегда остается.
Красота - доброта вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил (Семен Данилов)
.Зачитываю сказку со слайда.
...Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах - тишина, одни собаки лают, а у старика - весёлая застолица. Все знали: есть у него красота ненаглядная- деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.
Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил: «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке - взгляни - в середине листья рябиновые да ягоды.»
А почему же,- спрашивают,- золото твоё в воде не тонет и в огне не горит?
Положил дед черпаки в миску и налил воды - черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные. А насчёт огня,- говаривал дед,-испытайте сами. Калят изделия в жарких
печах. Как же им сгореть? Одно слово -хохлома огненная!
2. О каком промысле была сказка?
Ответить на поставленный вопрос:
Хохломская роспись
Термин хохломская роспись
Личностные
-уважительно относиться к культуре народного искусства;
Коммуникативные
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
Метапредметные: уметь выделять существенную информацию
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Продолжительность:2 мин.
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.
1.Сегодня я вам предлагаю побыть народными мастерами хохломской росписи, а для этого давайте подумаем, что мы должны узнать, чтобы выполнить эскиз изделия хохломской росписи?
Определить, какие знания он должны получить, чтобы начать работу.
(Ответы на поставленные вопросы:
-виды росписи;
-орнамент, узоры;
-цветовая гамма.)
Понятия: орнамент, цветовая гамма
Коммуникативные
-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Личностные
-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: ознакомление с особенностями хохломской росписи
Продолжительность:10 мин.
Организует презентацию подготовленных материалов.
Предоставляет ресурсы для работы.
Демонстрирует методические пособия.
Знакомит с историей промысла, новыми терминами и видами росписи.
Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узола в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое распространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи. В своем развитии роспись переживает несколько этапов. Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».
Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30 х гг. мастера объединились в
артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.
1.Представьте, что мы могли бы видеть в русской избе, какую мебель, посуду?
2.По представленному в презентации предмету определить какой орнамент использовался,цветовую гамму росписи.
3. Ответить на вопрос: «Почему именно эти цвета использовались в росписи?»
Участвуют в диалоге с учителем.
-деревянная посуда
-расписная мебель
-хохломская роспись
Участвуют в диалоге с учителем:
-растительный орнамент
-ягоды, листья
-красный, золотой, черный, зеленый, желтый
-каждый цвет что-то символизирует (красный-оберег, сила, зеленый-цвет жизни, природа, золотой-достаток, тепло, счастье, черный-торжественность)
Просмотр слайдов, запоминают материал.
-предметы народного быта;
-виды орнамента, цветовая гамма хохломской росписи;
-символика цвета в предметах народного искусства.
Коммуникативные
-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;
Личностные
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Познавательная:
- анализ художественных объектов с целью выделения признаков.
IV. Закрепление новых знаний, умений
Цель: применение полученного нового материала на практике
Продолжительность:20 мин.
Разбить на группы при помощи вспомогательных материалов (эскизов предметов хохломской росписи)
По полученным эскизам сформировать группы за столами с приготовленными заранее карточками.
Выполнить эскиз представленного примера хохломской росписи в цвете.
Представить свой предмет в стихотворной форме, при помощи речевки, зазывалки.
Под народную музыку рассаживаются по группам, при этом выполняют упражнение для расслабления рук (физминутка)
Выполняют в цвете эскиз представленного предлета хохломской росписи, используя правильную цветовую гамму и орнамент.
Развешивают свои работы на стенде «Ярмарка», представляют в стихотворной форме или при помощи речевки, зазывалки.
Практическое использование теоретических знаний, правила работы с красками.
Коммуникативные
- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в группах;
Личностные
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Личностные
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
Познавательные
-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.
- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;
Регулятивные:
-распределение обязанностей в группе;
- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Продолжительность: 6 мин.
Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.
Контролирует уборку рабочего места.
Рассмотреть все выставленные работы, рассказать о трудностях при выполнении задания.
Оценить выполненные работы группой ответом на вопрос: «Какой из представленных предметов вы купили бы на ярмарке?»
Рассказывают о трудностях с которыми столкнулись при работе.
Если в целом работа прошла успешно и справились с поставленными задачами и достигли цели похлопать всем участникам.
Выполняют уборку рабочего места.
Регулятивные
-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Коммуникативные
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Личностные
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;