Развернутый план урока по ИЗО тема Хохлома

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развернутый план урока «Хохлома» в соответствии с ФГОС

Учитель :Попова Ирина Александровна

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема урока

Хохлома

Актуальность








Существенные изменения во всех сферах современной жизни требуют переосмысления духовно - ценностных идеалов, осознания индивидуумом системы общественных отношений, основанных на освоении мировой художественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно - педагогического образования на основе глубокого изучения и познания духовного наследия человечества. Особое значение при этом приобретает эстетическое воспитание школьников средствами народного декоративно - прикладного и, в частности, с искусством хохломской росписи, способствующей приобщению школьников к истокам русской художественной культуры.

В традиционном, веками выверенном, народном обучении декоративно - прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие форм, материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красиво.

Цели урока



Образовательная - выполнение росписи с использованием типовых элементов Хохломы

Развивающая - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач.

Воспитательная- воспитание интереса и любви к народному искусству.

Задачи урока



Овладеть приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий, выстраивание орнаментальной композиции.

Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.

Развивать умение - составлять учебную задачу

Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

-понимать специфику образного языка ДПИ

-использовать выразительные средства в орнаментальной композиции

-различать народные промыслы России по характеру росписи в перспективе;

-пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Жостово);

Познавательные УУД

1-уметь выделять существенную информацию из текста;

2-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

3-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.

4- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;

5-анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД

1-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;

2- уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

3-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

4- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

5- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Регулятивные УУД

1- принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание.

2- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.

3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

4-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

5- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

1-уважительно относиться к культуре народного искусства;

2-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

3-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;

4- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самоопределение.

5- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.презентация «Золотая хохлома»

Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

1.Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства.-М.:Мозаика-Синтез, 2005

2. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. Издательство: Интербук-бизнес 2001

3.А.В. Красильников. Золотая хохлома.Рассазы о народном искусстве.- Волго-Вятское книжное издательство,1979.

4.Учебные пособия, плакаты

1. Видеопроектор.

2. Персональный компьютер.

3. Принтер.

4. Интерактивная доска

Основные понятия

Орнамент, роспись «под фон», роспись «верховая», «кудрина», «ягодки», «криуль», «приписок», ярмарка.

Место и роль темы в курсе

Тема «Хохлома» является одной из тем раздела «Связь времен в народном искусстве», где мы изучаем:

- формы бытования народных традиций в современной жизни

- общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

-главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента);

-следование традициям и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

При изучении темы «Хохлома» мы используем знания предыдущих уроков («Праздничный народный костюм», «Убранство русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта»), анализируем, обобщаем информацию о хохломе. Таким образом, учащиеся самостоятельно выделяют отличительные особенности и характерные виды орнамента и цветовой гаммы хохломской росписи. Рассуждаем о применении хохломской росписи в современной жизни. Так как хохлома является одним из самых известных промыслов России, в ряду других росписей, нельзя пропустить изучение данной темы.

Форма проведения урока

Комбинированный урок, работа в группах, фронтальная работа.

Содержание материала

Историческая справка, изучение нового материала (виды росписи, орнамент, характерные элементы), применение в современной жизни.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Продолжительность:2 мин.


Проверка готовности к уроку, песня о хохломе, на экране презентация с иллюстрациями изделий хохломской росписи, стихотворение:

Красота - утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота и в природе, и в нас -

Звук и отзвук стократное эхо.

Красота не стареет, о нет!

Чья - то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит, как светильник,

На свет красоты

Навсегда остается.

Красота - доброта вот в чем суть!

И считай, что недаром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил (Семен Данилов)

.Зачитываю сказку со слайда.

...Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах - тишина, одни собаки лают, а у старика - весёлая застолица. Все знали: есть у него красота ненаглядная- деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.
Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил: «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке - взгляни - в середине листья рябиновые да ягоды.»
А почему же,- спрашивают,- золо­то твоё в воде не тонет и в огне не горит?
Положил дед черпаки в миску и налил воды - черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные. А насчёт огня,- говаривал дед,-испытайте сами. Калят изделия в жарких
печах. Как же им сгореть? Одно слово -хохлома огненная!

2. О каком промысле была сказка?

Ответить на поставленный вопрос:

Хохломская роспись



Термин хохломская роспись

Личностные

-уважительно относиться к культуре народного искусства;

Коммуникативные

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

Метапредметные: уметь выделять существенную информацию

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Продолжительность:2 мин.

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.

1.Сегодня я вам предлагаю побыть народными мастерами хохломской росписи, а для этого давайте подумаем, что мы должны узнать, чтобы выполнить эскиз изделия хохломской росписи?

Определить, какие знания он должны получить, чтобы начать работу.

(Ответы на поставленные вопросы:

-виды росписи;

-орнамент, узоры;

-цветовая гамма.)

Понятия: орнамент, цветовая гамма

Коммуникативные

-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные

-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: ознакомление с особенностями хохломской росписи

Продолжительность:10 мин.





Организует презентацию подготовленных материалов.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует методические пособия.








Знакомит с историей промысла, новыми терминами и видами росписи.

Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узола в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое распространение благодаря мастерам-старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи. В своем развитии роспись переживает несколько этапов. Первый - конец 17- начало 18 века - становление промысла. Второй - 80 - 90 годы 19 века -- увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных появляются новые цвета: коричневый, зеленый, желтый. небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е годы 20 века. Тогда же формируются два основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30 х гг. мастера объединились в

артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.

1.Представьте, что мы могли бы видеть в русской избе, какую мебель, посуду?

2.По представленному в презентации предмету определить какой орнамент использовался,цветовую гамму росписи.

3. Ответить на вопрос: «Почему именно эти цвета использовались в росписи?»



Участвуют в диалоге с учителем.

-деревянная посуда

-расписная мебель

-хохломская роспись

Участвуют в диалоге с учителем:

-растительный орнамент

-ягоды, листья

-красный, золотой, черный, зеленый, желтый

-каждый цвет что-то символизирует (красный-оберег, сила, зеленый-цвет жизни, природа, золотой-достаток, тепло, счастье, черный-торжественность)


Просмотр слайдов, запоминают материал.

-предметы народного быта;

-виды орнамента, цветовая гамма хохломской росписи;

-символика цвета в предметах народного искусства.

Коммуникативные

-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;

Личностные

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Познавательная:

- анализ художественных объектов с целью выделения признаков.

IV. Закрепление новых знаний, умений

Цель: применение полученного нового материала на практике

Продолжительность:20 мин.

Разбить на группы при помощи вспомогательных материалов (эскизов предметов хохломской росписи)

По полученным эскизам сформировать группы за столами с приготовленными заранее карточками.

Выполнить эскиз представленного примера хохломской росписи в цвете.

Представить свой предмет в стихотворной форме, при помощи речевки, зазывалки.

Под народную музыку рассаживаются по группам, при этом выполняют упражнение для расслабления рук (физминутка)

Выполняют в цвете эскиз представленного предлета хохломской росписи, используя правильную цветовую гамму и орнамент.

Развешивают свои работы на стенде «Ярмарка», представляют в стихотворной форме или при помощи речевки, зазывалки.

Практическое использование теоретических знаний, правила работы с красками.

Коммуникативные

- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в группах;

Личностные

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Личностные

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

Познавательные

-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.

- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;

Регулятивные:

-распределение обязанностей в группе;

- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Продолжительность: 6 мин.



Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.





Контролирует уборку рабочего места.

Рассмотреть все выставленные работы, рассказать о трудностях при выполнении задания.

Оценить выполненные работы группой ответом на вопрос: «Какой из представленных предметов вы купили бы на ярмарке?»

Рассказывают о трудностях с которыми столкнулись при работе.


Если в целом работа прошла успешно и справились с поставленными задачами и достигли цели похлопать всем участникам.


Выполняют уборку рабочего места.

Регулятивные

-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Коммуникативные

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;



© 2010-2022