Урок по изобразительному искусству на тему Изразцовая печь ( 3 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изразцовая печь.

Цели и задачи: познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства - изразцаом;

дать представление об использлвании изразцов в декоре печей и фасадов зданий;

способствовать формированию эмоционального ценностного восприятия детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры;

расширить привычное представление детей о печи и способствовать воспитанию любви к искусству родного народа и страны:

способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине, родному краю;

создать условия для рйцствовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с пластическим материалом через организацию индивидуальной работы;

развивать аккуратность в работе и на рабочем месте.

Оборудование: доска для лепки, пластилин, влажные салфетки, фишки четырёх цветов.



Ход урока.

I. Оргмомент.

Вот прозвенел наш колокольчик школьный.

Мы пригласили на урок гостей.

На них вы поглядите и кивните.

Теперь урок начнём мы поскорей!

Урок изобразительного искусства

II. Введение в тему.

Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

III. Проверка домашнего задания.

-Мы с вами сегодня вновь окунёмся в русскую старину. А о чём речь поведём, вы сейчас узнаете.

Зимой много ест,

Летом много спит.

Тело тёплое, крови нет.

Сесть на неё сядешь, а не везёт.

Внутри огонь горит, из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит. (Печка)

Дом служит защитой человеку. Крестьянский дом, как мы уже знаем- это особое явление народной культуры. Крестьянский дом иначе называется "изба". Изба - это помещение, отапливаемое печью. Основное пространство занимала печь. Она всегда стояла посреди избы, она была главной в доме.

Дома вы искали информацию про печь.

-Ребята, а для чего использовали печь в русской избе? (Ответы детей)

-Про неё в народе говорили: "Печка кормит, печка греет, печка - мать родная".

-Как же печка лечила? (Ответы детей). Из каких источников ты это узнала?

-Назовите сказки, где печь является действующим персонажем? (Ответы детей)

("По щучьему велению" , "Гуси-лебеди". "Колобок", "Лиса и заяц", "Сивка-бурка", "Царевнв лягушка", "Финист - ясный сокол, "Василиса Прекрасная".

А вот Илья Муромец, который пролежал на печи более 30 лет. прежде чем встал на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырём на Руси.

-А я нашёл стихотворение, которое написал Виктор Поживин и называется "Русская печь".

Изба крестьянская сиречь.-

Сарай, и сени, и дрова.

И русская большая печь,

Как символ счастья и добра.

Всё начинается от печки,

В избе она всему глава.

Она накормит и излечит,

И не пусты мои слова.

Гурьбой, собрав всех на лежанке,

Борщом наваристым дыша...

Накормит старших спозаранку,

Теплом согреет малыша.

Тут, кости грели старики,

Да сказки сказывали внукам,

И ловко эдак, как с руки,-

Довольны, стар и млад друг другом...

Ну, а третьей группе было задано найти пословицы, поговорки и загадки о печке. Они даже сделали брошюру в виде печки. Какая загадка, пословица или поговорка, тебе особенно понравилась? (Ответы детей).

IV.Сообщение темы. Актуализация опорных знаний.

-Как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о печи? (Ответы детей). Печь нередкоукрашала жилище. Подумайте, что же делало её нарядной? Чем же будем на уроке заниматься?

А украшать мы будем нашу печь изразцами. Изразцы, какая орфограмма есть в этом слове? Где можем узнать, об этом слове? (В толковом словаре) Алёна и Влад найдите в толковом словаре В.Даля. Ксюша и Даня найдите в словаре Ожегова на нотбуке, а остальные ребята, откройте учебник изобразительного искусства на странице 114 и прочитайте определение. (Затем от каждой группы зачитывается определение).

-Изразцы (кафель) изготавливают из пластичных гончарных глин (глины определённого сорта) вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при температуре свыше 1000 градусов. после обжига их расписывали. И готовыми плиточками украшали печь.

V. Исследование видов изразцов.

Ты ещё не видел чудо?

Никогда не видел чудо?

Посиди и посмотри.

В старину умельцы были.

Чудеса они творили,

Создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

-Я вам предлагаю посмотреть несколько слайдов и определить виды изразцов по цвету. (После просмотра)

-Какие же виды изразцов по цвету вы выделили? (Ответы детей)

Красные - цвет глины, гжельские - синим по белому, многоцветные и зелёные-муравленные. Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей он тоже зелёного цвета.

-Давайте вспомним, что любили изображать мастера декоративно-прикладного искусства? (Коня, чудо-птицы,деревья. цветы, диковинные звери, рыбы, птицы)

-Перед вами лежат пакетики с цветными кружками, выберите любой по цвету. Таким обрсазом мы разделимся на четыре группы. Теперь потихоньку переходим и садимся там, где цвет флажка совпадает с выбранным цветом кружка.

V. Физкультминутка.

Руки в стороны, в кулачок

Разжимай и набочок.

Правой (левой) вверх, в сторону,

Накрест, в сторону, вниз.

Тук-тук-тук

Сделали большущий круг.

VI. Творческая работа.

-А теперь давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов, у нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждёт, когда мы её украсим.

Первой группе задание: создать на изразцах сюжеты, используя образы сказочных птиц, пиричудливые цветы.

Второй группе задание: создать изразцы, учитывая символическое значение цвета.

Третьей группе задание: создать изразцы, изобразив на них один из видов орнамента (гжельская роспись).

Четвёртой группе задание: создать изразцы по предложенным образцам.

-Придумайте узор для будущее изразца. Простым карандашом нанесите узор на пластилин.

Выложите узор рельефом с помощью тонких "колбасок".

VII. Итог урока.

-Итак, подведём итог урока. Что нового узнали на уроке?(Ответы детей)

-Но мы не только узнали о новом виде декоративно-прикладного искусства, но и, проявив свои умения и навыки, создали изразцы для русской печи. понравилось ли вам ваше творчество? Чьи работы

заслуживают особой оценки и почему?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку, в которой есть и райский сад, и жар-птица, и сказочные животные. У вас получилась замечательная изразцовая печь! Давайте придумаем название нашей коллективной композиции. (Ответы детей)

© 2010-2022