Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»




Тема:

«Изготовление декоративной куклы»


Методическая разработка творческих заданий

по предмету учебного плана

«Декоративно - прикладная композиция» (ППВ)

для учащихся ДХШ, ДШИ



Содержание

Введение……………………………………………………….…....…….....3

I. Методическое пояснение…………………………………..……….……..…3

1. Практические задания на тему «Русский народный костюм. Изготовление декоративной куклы».……………………………….………………..…5

1.1 ЗАДАНИЕ №1 Изготовление куклы - коллаж «Русский народный костюм»……… 6

1.2 ЗАДАНИЕ №2. Изготовление народной «Обереговая вепсская кукла»……………8

1.3.ЗАДАНИЕ №3. Изготовление куклы - закрутки (столбушки)………………………10

1.4.ЗАДАНИЕ №4. Изготовление куклы на основе пластиковой бутылки……………12

1.5.ЗАДАНИЕ №5. Изготовление шитой тряпичной куклы - манекена на каркасе….14

1.6.ЗАДАНИЕ №6. Изготовление куклы - колпачка из бересты……………………….17

1.7.ЗАДАНИЕ №7. Изготовление декоративной куклы из пластика…………………..19

1.8.ЗАДАНИЕ №8. Изготовление декоративной куклы на основе бумажных

конусов………………………………………………………………………………………..21

1.9.ЗАДАНИЕ №9 Изготовление декоративной куклы на плоскости…………………24

1.10 ЗАДАНИЕ №10. Изготовление висячей декоративной куклы……………………….27

Заключение ………………………………………………………………………………… . 28

Выводы ………………………………………………...............................................................28

Литература……………………………………………………..….….….……………………29




Введение.

Методическая разработка практических заданий по изготовлению народной куклы, декоративной куклы предназначено для учащихся художественных школ и школ искусств, изучающих народное прикладное искусство, педагогических работников, занимающихся с детьми разного возраста основами народного декоративно-прикладного творчества. Используя практические задания можно не только самостоятельно изготовить традиционную тряпичную куклу, авторскую, декоративную куклу-сувенир, но и обучить этому детей.

Методическое пояснение

Главной целью написания данной методической разработки было обобщение и систематизация знаний о традиционной народной тряпичной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах, а также накопленного методического материала в изготовлении авторской, декоративной куклы в нашей школе.

Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую актуальность. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле, авторской кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции изготовления тряпичной куклы и на основе этих традиций применяя навыки и умения создать свою авторскую, декоративную куклу.

С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение.

Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!». Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная.

Кукла всегда сопутствовала у наших предков - она являлась одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества. Как известно она практически всегда сопровождала нас в течение всей жизни.
Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла - оберёг. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах назывались по - разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. При их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Кукла - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные виды рукоделия: шитьё, вышивка, вязание, аппликация.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия.

Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность.

Почему русская народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Работа над народной и современной декоративной куклой помогает ребёнку развить воображение, фантазию, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё душу, фантазию, любовь, особенно дорога ему. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца.

Таким образом, работа над созданием той или иной куклы является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает художественный вкус, воспитывает интерес к народному промыслу, развивает воображение, моторику рук, желание видеть значимость труда для жизни человека. Именно поэтому нужно привлекать учащихся к самостоятельному изготовлению таких кукол. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у учащегося.


  1. Практические задания на тему «Русский народный костюм. Изготовление декоративной куклы».

Практические работы могут быть различной степени сложности в зависимости от возраста учащегося. Задания выполняются любыми художественными материалами по выбору преподавателя и учащегося: гуашь, акварель, тушь или гелевая ручка; использовать технику коллажа; лепить кукол из глины, пластилина или теста; изготавливать из бересты; шить кукол из лоскутков ткани; плести пояса из ниток или вышивать символические узоры. На основе собранного методического материала по изготовлению кукол предлагаем несколько вариантов практических заданий по данной теме.

Все дети любят играть в куклы. Кукла - это словно образ живого человека, с которым можно говорить, которого можно укачивать, которого можно кормить и одевать.

Среди разнообразия кукол есть промышленные, сделанные на фабриках игрушек; есть куклы, которыми в старину играли дети - тряпичные, деревянные, соломенные и глиняные (они хранятся в музеях); есть куклы-сувениры. Каждая кукла запоминается, она отличается не только внешним обликом, но и образной характеристикой.

Попробуем создать куклу-образ. Но декоративная кукла вовсе не должна быть копией человека, а должна иметь, скорее условный характер.

Как сделать куклу? Сверни и склей из плотной бумаги конус. Он может быть узким, широким, высоким или низким в зависимости от того, какую куклу ты хочешь сделать.

Возьми карандаш или ровную толстую веточку, надень сверху на стержень шарик (например, теннисный), сделав предварительно в нем небольшое отверстие, а сверху обверни кусочком ткани телесного цвета, убрав складки с лицевой части. Голову еще можно сделать из поролона и кусочка ткани, прикрепив ее веревкой или толстой ниткой к карандашу или палочке. Шею следует обмотать полоской ткани, чтобы она выглядела аккуратной. Волосы лучше всего сделать из нитей. Их следует вначале прошить посредине, а потом прикрепить к голове, расправить и перетянуть тонкой светлой ниткой у основания. Тогда уже можно заплетать косы и оформлять их в прическу. А теперь вставь голову куклы в большой конус и приклей ее. Фигурка готова. Осталось сделать костюм. У тебя уже сложилось представление об образе народного костюма. Попробуй сделать девицу-красавицу в народной праздничной одежде.

Ты можешь одни детали костюма сшивать, используя иголку с нитками, а другие - склеивать клеем ПВА.

Рукава рубахи должны быть особенно нарядными, укрась их тесьмой, кусочками ткани, кружевами. Их также можно или пришить, или приклеить. Чтобы рукав приобрел форму трубочки, воспользуйся иголкой с ниткой или клеем, а потом стяни его вверху и внизу. Прикрепить рукава к фигуре-конусу ты сможешь только тогда, когда будет готов сарафан.

Посмотри, как красиво можно сделать из кусочка узорчатой ткани с пришитым или приклеенным по краю мехом душегрею, нарядное оплечье, головной убор. Для отделки деталей костюма можно использовать бисер, кружева, тесьму, обрезки ситцевых, гобеленовых тканей, холст.

Вот видите, какие замечательные, интересные вещи можно сделать своими руками и по - настоящему почувствовать себя мастером декоративно - прикладного искусства, способным творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!

1.1.ЗАДАНИЕ №1 Кукла - коллаж «Русский народный костюм»

Творческая работа: Изготовление куклы на плоскости. Это задание своеобразная тренировка на простом материале-бумаге (картоне) подготавливает учащихся к основному заданию, изготовлению самого костюма из ткани.

Цель: научиться выполнять куклу на плоскости на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • Привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

  • Содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.

  • Развивать навыки работы с различными материалами.

  • Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.

  • Развивать стремление к самостоятельному творчеству.

Материалы и инструменты: Для создания костюма-образа в технике коллажа понадобятся: простой карандаш, ножницы, клей ПВА, клей «Мастер», плотная и тонкая белая и цветная бумага (картон), гофрированная бумага (бумажные салфетки), лоскутки ткани и кружев, фурнитура: бусины, пуговицы, гуашь, фломастеры.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике по подготовленным сообщениям - исследованиям учащихся. ( Приобретение новых знаний).

б) Просмотр иллюстраций. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Практическая работа:

Все детали костюма вырезаются из прямоугольников. Размер снимается с эскиза и, чтобы фигура получилась полуобъемной, увеличивается на 2-3 см. Края каждой детали подгибаются еще на 2-3 см.

1. На плотном листе картона (можно использовать цветной картон) формата А3 или А4 учащиеся рисуют женскую или мужскую фигуру в движении.

2. Сначала выполняются рукава рубахи, они должны быть пышными. Длина рукава определяется по эскизу. Вырезаются два одинаковых прямоугольника, верхний край подворачивается и заминается. Затем края рукавов подворачиваются с боков, смазываются клеем по линии сгиба и приклеиваются на рисунок.

3. Грудь рубахи вырезается из прямоугольника, края подворачиваются, верх рубахи также подворачивается, заминается и приклеивается.

4. Длина сарафана определяется по эскизу. Сарафан вырезается из прямоугольника без лямок, с учетом пышности и припусков для клея. Под грудью сарафан закладывается мелкими складками и приклеивается на рисунок. Снизу украшается пышной оборкой из цветной бумаги, ткани или кружев.

5. Поверх рубахи наклеиваются лямки или душегрея, выполненная с учетом пышных складок.

6. Форма головы куклы, нос формируется из кусочка капрона и ваты, а так же можно вырезать овал для лица из бумаги или картона , мелкие детали лица (глаза, губы, нос) и ладони можно дорисовать фломастером или использовать бусины.

7. Головной убор вырезается из ткани и тесьмы, полоски бумаги, сложенной вдвое, с учетом полуобъема и припусков для нанесения клея. Коса может быть нарисована или приклеена (из ниток или бумаги).

8. Украшения на шее, головном уборе, на одежде можно нарисовать или приклеить.

9. Готовая фигура вырезается и наклеивается на заранее подготовленный фон из цветного картона.

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла


Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла



Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла



1.2. ЗАДАНИЕ №2 «Обереговая вепсская кукла»

Творческая работа: Изготовление традиционной обереговой вепсской куклы.

Цель: научиться выполнять русскую народную тряпичную куклу на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • Привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

  • Содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.

  • Развивать навыки работы с различными материалами.

  • Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.

  • Развивать стремление к самостоятельному творчеству.

Материалы и инструменты: лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, ножницы, иглы, нитки х/б, шерстяные.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа об истории куклы, ее образах. ( Приобретение новых знаний).

б) Просмотр презентации к уроку. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Подведение итогов, выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Сейчас мы выполним одну из традиционных тряпичных кукол - вепсскую куклу.

Практическая работа.

Разбор последовательности выполнения работы по инструкционной карте:

1. Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см: (1 из однотонной ткани, 3 штуки из разноцветной ткани, 1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка). Кусочки ватина или синтепона.

  1. Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.Сделать два шарика из разноцветной ткани - это грудь куклы.

  2. Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

  3. Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

  4. Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки) При применении игл, ножниц, булавок- обязательное соблюдение правил техники безопасности!

6.Подведение итогов. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль. Выставление оценок.


Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла



Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла




1.3.ЗАДАНИЕ № 3.Выполнение куклы - закрутки ( столбушки)

Творческая работа: Изготовление традиционной куклы - закрутки (столбушки)

Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобу­мажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.

Задачи:

  • Расширить кругозор учащихся; ознакомить со свойствами ткани;

  • Знакомить с различными видами русско­го народного костюма;

  • Развить мыслительные способности, умение анали­зировать и сопоставлять, интерес к русскому народному костюму;

  • Содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории национального костюма.


Материал и инструменты: образцы тканей; ткань для туловища размером 15x15 или 18x18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15x15 или 18x18 см; куски ткани, тесь­ма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобу­мажные №20-40; иглы; ножницы, вата, синтепон, клей ПВА.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Рассказ о народной русской игрушке. ( Приобретение новых знаний).

б)Объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Подведение итогов, выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Практическая работа.

1. Скатать из белой ткани плотный валик 15x15 или 18x18 см; и зашить его (зашивать можно не очень аккуратно, так как потом шов будет спрятан под одеждой и головным убором куклы). Ткань надо взять размером с носовой платок (чуть больше или чуть меньше).

2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.

3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.

4. Пришить рукава рубахи. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие детали одежды.

5. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор. Самый простой по выполнению головной убор - это платок (вырезать треугольником платок и завязать).

7. Можно дополнить костюм куклы украшениями, сделанными из бисера, цветных ниток, пуговиц, тесьмы.

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла


Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла


Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла



Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла



1.4.ЗАДАНИЕ № 4. Изготовление декоративной куклы на основе пластиковой бутылки.

Творческая работа: Изготовление декоративной куклы.

Цель: Реализация творческого потенциала учащегося через воплощение выбранного образа путём создания куклы.

Задачи:

  • Активизация образного мышления и творческого поиска учащегося, посредством освоения технологии изготовления куклы;

  • Формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы;

  • Развитие творческих способностей учащегося путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа);

  • Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств учащающихся через общение в коллективе

Материал и инструменты:

  • Эскиз куклы, проработанный по цвету.

  • Пластиковая бутылочка.

  • Лоскуты цветных и однотонных тканей, кружево, тесьма, фурнитура.

  • Синтепон, ватин, поролон, вата;

  • Клей ПВА, «Момент», « Мастер», гуашь;

  • Мохер, нитки мулине, «Ирис» (для волос);

  • Цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобу­мажные №20-40; иглы;

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Рассказ о народной русской игрушке. ( Приобретение новых знаний).

б)Объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Подведение итогов, выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Практическая работа.

После повторения материала по изготовлению традиционных народных кукол учащиеся выполняют эскиз декоративной куклы в народном костюме.

1. Наметить верх и низ фигуры. Найти середину фигуры, разделить на 7 равных частей. Нарисовать голову, шею, плечи (они равны высоте головы). Немного выше середины фигуры наметить пояс.
2. Нарисовать от пояса широкую часть сарафана, платья и т.п., затем изобразить верх, рукава.

3. Изобразить головной убор, украшения.

4. По эскизам выполняется цветовое решение и подбор ткани.

5. Изготавливаем макет декоративной куклы. Кукла должна быть высотой не более 30 см. Голова и шея кроятся из куска ткани размером 7 см, затем набивается для объема. Туловище делают из куска ткани размером 12 см, оно также кроится и набивается.

6.Соединяются туловище и голова. Для устойчивости куклы можно взять маленькие пластиковые бутылочки, обрезать верх и соединить с туловищем куклы.
7. Одеть куклу в рубаху, сарафан, епанечку, головной убор. Затем добавить украшения (бусы, подвески). Прическу можно украсить.

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла

1.5.ЗАДАНИЕ № 5. Изготовление шитой тряпичной куклы - манекена на каркасе.

Творческая работа: Изготовление шитой тряпичной куклы - манекена на каркасе.

  • Цель. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, значением колорита в одежде; научить технологии изготовления куклы - манекена.

Задачи:

  • Ознакомить со свойствами ткани; ознакомить с различными видами русского народного костюма

  • Формировать умения и навыки учащихся при изготовлении куклы - манекена;

  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;

  • Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Материал и инструменты: лоскуты тканей, тесьма различной ширины, нитки хлопчатобу­мажные №20-40; иглы; ножницы, поролон, синтепон, клей ПВА.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа о русском народном костюме, орнаменте в народном искусстве.

б) Объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

в) Выполнение эскиза народного костюма, цветовое решение.

г) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Подведение итогов, выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Практическая работа.

Идея использования кукол-манекенов, для которых можно изготовить одежду, возникла в процессе знакомства учащихся с народным декоративно-прикладным искусством и русским народным костюмом. Сохраняя традиции изготовления тряпичных кукол, мы оставляем их безликими и называем "берегинями". Для учащихся такие куклы служат хорошим объектом получения первоначальных знаний и умений по изготовлению декоративной куклы и наглядным пособием при изучении традиционного русского костюма.

В основе куклы - деревянный каркас. Кукла-манекен знакомит учащихся с русским костюмом начала XIX в, когда он приобрел свой классический вид, сохранив древнейшие формы, тесно связанные с языческими религиозными представлениями и верованиями древних восточных славян.

Для каждой куклы шьем костюм одного из регионов России начала XIX века. Выполняющие эту работу ученики предварительно знакомятся с описанием этих костюмов в литературе, проводят необходимую работу по выбору тканей, видов отделки, разрабатывают технологическую документацию. Хотя большинство моделей выполняются в соответствии с оригиналом, некоторые из них создаются по мотивам народных промыслов - Гжели и, Палеха, Хохломы и т.д.

Для изготовления такой куклы-манекена понадобится деревянный каркас высотой 250 - 300 мм с основанием 80 мм и головой 40 мм, кусок поролона, немного ваты и шнур. При изготовлении груди между кусками поролона помещаем скатанные из ваты шарики - "катышки". Рук у каркаса нет, но в рукавах готовой рубахи для их имитации кладем вату.

Для пошива костюмов используем лоскуты ситца, шерсти, батиста, бархата, тюля, льна, бязи, мешковины, пуговицы, бусины, бисер, ленты, тесьму, кружева. Одеваем куклу в костюм.

При раскрое костюма учитываем требования традиционного кроя народной одежды изготавливаем из хлопчатобумажной ткани. Подбирая нитки для прически, учитываем, что заплетенные в косу волосы станут в два раза короче. Сначала приклеиваем их к макушке, а потом заплетаем косу.

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Схема изготовления каркаса куклы.

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла




Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла





  1. ЗАДАНИЕ № 6 Изготовление декоративной куклы - колпачка из бересты

Творческая работа: Технология изготовления куклы на основе колпачка из бересты.

Цель: научить учащихся самостоятельно, моделировать, кроить и изготавливать игрушку из бересты при помощи модуля, воспитывать в учениках интерес к историческим корням народной игрушки и предметам быта.

Задачи:

  • Знакомство учеников с традициями народных промыслов, историей, технологией изготовления берестяной игрушки.

  • Развить творческого мировоззрения учащегося при самостоятельной работе с берестой

  • Развить индивидуальность, фантазию, изобретательность каждого ученика в отдельности, в зависимости от его выбора.

  • Развивать у учащихся навыки работы с новым материалом - берестой и сопутствующими инструментами.

Материал и инструменты:

  • Береста небольшие пласты, размером 30х30см для выполнения задания;

  • острые ножницы;

  • канцелярские скрепки/прищепки;

  • линейка;

  • карандаш;

  • шило;

  • нож - резак;

  • металлические шаблоны, высечки, стамески, пробойники

  • клей «Момент» ;

  • поролон;

  • сухое мыло.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа о народных промыслах. (Приобретение новых знаний).

б) Техника безопасности при работе с берестой.

в)Свойства бересты. Технология изготовления берестяных игрушек из бересты.

г) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

д) Подведение итогов, выставка работ учащихся, анализ и оценка.

Практическая работа.

  1. Выполнить эскиз - образ будущей куклы, проработка эскиза в графике. Вспомнив первичные приемы работы с бумажными геометрическими заготовками по конструирование простейших форм игрушки из готовых бумажных модулей.

  2. Подобрать пласты бересты небольшого размера, берестяных сдиров.

  3. Заготовка трафаретов - рисунки на бумаге и выкройки из бумаги всех берестяных деталей.

  4. Перенести выкройки на заготовленные пласты из бересты. Все детали (головы, туловища, ноги, руки и обувь) изготавливают из бересты различной толщины: голова из плоского толстого кусочка бересты или деревянного шарика, руки, ноги - из скрученных в трубочку кусочков такой бересты (или веточек), обувь из толстого.

  5. Склеить детали при помощи клея «Момент».

  6. Декорирование геометрическими деталями, сдирами.

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла


Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

Методическая разработка практических заданий Декоративная кукла

  1. ЗАДАНИЕ № 7 Изготовление декоративной куклы из пластика.

Творческая работа: Изготовление декоративной куклы из пластика.

Цель: Обучить учащихся технологии изготовления декоративной куклы из пластика.

Задачи:

  • Дать информацию об авторской декоративной кукле и различных способах ее изготовления.

  • Расширить представление учащихся о свойствах полимерной глины (пластиков);

  • Раскрыть и развивать творческие способности.

  • Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы;

  • Приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности;

  • Формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы;

  • Расширить кругозор учащихся; ознакомить со свойствами пластика;

  • Содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности;

Материал и инструменты:

  • Пластика (самозатвердевающий пластик, размягчающийся водой, он хорошо шлифуется, довольно быстро сохнет. При работе, отщипывая кусочек от основной массы, надо держать его прикрытым влажной тряпочкой, а при хранении необходимо сначала обернуть начатую пачку влажной тканью, затем положить в пакет, завязать и убрать во второй пакет.)

  • Плоскогубцы, стеки, (могут пригодиться маникюрные и стоматологические инструменты), кисточки, «горячий» пистолет;

  • Проволока медная: тонкая и толстая;

  • Шкурки: мелкая и крупная наждачная бумага;

  • Синтепон, ватин, поролон, вата;

  • Клей ПВА, «Момент», акриловые краски;

  • Мохер, нитки мулине, « Ирис» (для волос);

  • Различные лоскуты цветных и однотонных тканей, кружево, тесьма, фурнитура.

  • Готовый эскиз, проработанный по цвету. Он необходим для постоянного контроля образа (положение конечностей, наклон тела, платье, декоративные детали и т.д.).

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Рассказ об авторской кукле. Виды кукол. ( Приобретение новых знаний).

б) Знакомство с различными свойствами и видами пластиков и технологией работы с ними. Виды каркасов. Знакомство с вспомогательными инструментами, тканью, фурнитурой и технологией работы с ними. Предварительная работа с скульптурным пластиком. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.


Практическая работа.

1.Начало работы, образ будущей куклы. Выполнение эскиза, проработка в цвете и графике. Подбор ткани, фурнитуры, тесьмы, кружев, декоративных элементов.

3. Заготовка головы, рук, декора. Формирование головы, разметка. Пластика носа, губ, скул, глаз. Формирование образа. Мимика (смех, плач). Формирование шеи, наклон головы. Формирование задуманного жеста.

4. Виды каркасов для кукол. Знакомство с различными видами каркасов. Расчет размера каркаса относительно головы. Изготовление проволочных каркасов. Формирование туловища.

5.Сборка куклы. Подготовка заготовок к соединению с каркасом и мягким туловищем. Соединение и закрепление. Формирование позы и снятие выкроек для одежды.

6.Беседа "Как шить для кукол, подборка материала для шитья"
7.Волосы. Разметка. Практическое занятие по наклеиванию волос. Формирование прически.

8.Изготовление одежды, костюма куклы. Декорирование кружевом, лентами, тесьмой, фурнитурой, декоративными элементами. Одеваем и крепим костюм на куклу. Декорируем мелкими деталями, подшиваем мелкие детали.

Это более трудоёмкий, долгосрочный вид изготовления декоративной куклы, требующий определённых навыков, тщательной подготовки, идеальной аккуратности при работе, как с пластиком, так и с костюмом и декором куклы.

Из толстой проволоки (4-5мм) делаем каркас-скелет. Пропорции туловища для взрослого человека равны: высота - 7-8 частей размера головы. Каркас: плотно обматываем ватином, стараясь придать правильную форму телу.

Формируем череп, торс, ноги до колена, руки до локтя. Получившуюся основу промазываем клеем ПВА, чтобы после высыхания поверхность получилась твердая и удобная для нанесения пластика.
Лепку начинаем с головы. Заготовку из ватина, внутри которой уже есть проволока (остатки которой торчат снаружи для последующего соединения с основой тела), покрываем слоем пластика, толщиной не менее 2-3мм. Формируем нос, глаза, губы.

В процессе работы материал начинает подсыхать, его необходимо смачивать водой, иначе следующий пласт просто не пристанет к основе.
Начинаем обмазывать торс, формируя выпуклости и т.д.
Пока сохнет тельце, занимаемся конечностями куклы. Проволока для каркаса рук берется более тонкая. Вылепливаем кисти, шлифуем их до того, как прикрепим к локтевой части. То же проделываем с торсом.

Далее крепим голову при помощи проволоки, обматываем фольгой и лепим шею, плавно соединяя с торсом.

Все слои пластика должны хорошо просохнуть. Если вы положили слишком толстый слой, пластик при сушке даст трещины - не нужно бояться этого! Просто замазываете трещинки пластиком, предварительно намочив.
После того, когда вылеплено все тело, тщательно шкурим, шлифуем, тонируем краской.

Окрашивать куклу можно водным раствором акрила, нанося его поролоном похлопывающими движениями (положить 2-3 слоя краски, тщательно просушивая каждый.) Когда вся кукла хорошо просохнет, начинаем роспись лица.
Делаем подставку. Крепим куклу к подставке.

Одеваем в костюм, декорируем тесьмой, кружевом, фурнитурой.
Делаем прическу, приклеивая прядки клеем «Момент», «Мастер». Декорируем причёску, делаем головной убор. Кукла готова. Называем её.

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла







  1. ЗАДАНИЕ № 8.Изготовление декоративной куклы на основе бумажных конусов.

Творческая работа: Изготовление декоративной куклы на основе бумажных конусов.

Цель: Путём создания куклы из бумажных конусов, реализовать творческий потенциал учащихся.

Задачи:

  • Раскрыть и развивать творческие способности.

  • Приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для изготовления куклы.

  • Формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы;

  • Содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности;

Материал и инструменты:

  • Пластика, стеки

  • Синтепон, вата;

  • Картон ( для создания каркаса куклы, головного убора)

  • Клей ПВА, «Момент» « Мастер», акриловые краски;

  • Нитки мулине, « Ирис» (для волос); нитки х\б, иголки, ножницы

  • Различные лоскуты цветных и однотонных тканей, кружево, тесьма, фурнитура.

  • Готовый эскиз, проработанный по цвету.

План урока.

1.Организационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Ознакомление с куклой, ее историей, ее ролью в современном декоративном искусстве. Просмотр иллюстраций. Наглядный, иллюстративный методы.

б) Знакомство с тканью, фурнитуры и технологией работы с ними. Подборка ткани по цвету и фактуре.

в) Предварительная работа со скульптурным пластиком.

в) Демонстрационная карта по технологии изготовления куклы. Выполнение творческого задания. Практическая работа.


Практическая работа.

Попробуем создать куклу-образ. Но декоративная кукла вовсе не должна быть копией человека, а должна иметь, скорее условный характер.

Как сделать куклу? Сверни и склей из плотной бумаги конус. Он может быть узким, широким, высоким или низким в зависимости от того, какую куклу ты хочешь сделать.

Возьми карандаш или ровную толстую веточку, надень сверху на стержень шарик (например, теннисный), сделав предварительно в нем небольшое отверстие, а сверху обверни кусочком ткани телесного цвета, убрав складки с лицевой части. Голову еще можно сделать из поролона и кусочка ткани, прикрепив ее веревкой или толстой ниткой к карандашу или палочке. Шею следует обмотать полоской ткани, чтобы она выглядела аккуратной. Волосы лучше всего сделать из нитей. Их следует вначале прошить посредине, а потом прикрепить к голове, расправить и перетянуть тонкой светлой ниткой у основания. Тогда уже можно заплетать косы и оформлять их в прическу.

А теперь вставь голову куклы в большой конус и приклей ее. Фигурка готова. Осталось сделать костюм. У тебя уже сложилось представление об образе народного костюма. Попробуй сделать девицу-красавицу в народной праздничной одежде.

Ты можешь одни детали костюма сшивать, используя иголку с нитками, а другие - склеивать клеем ПВА.

Рукава рубахи должны быть особенно нарядными, укрась их тесьмой, кусочками ткани, кружевами. Их также можно или пришить, или приклеить. Чтобы рукав приобрел форму трубочки, воспользуйся иголкой с ниткой или клеем, а потом стяни его вверху и внизу. Прикрепить рукава к фигуре-конусу ты сможешь только тогда, когда будет готов сарафан.

Посмотри, как красиво можно сделать из кусочка узорчатой ткани с пришитым или приклеенным по краю мехом душегрею, нарядное оплечье, головной убор.

Для отделки деталей костюма можно использовать бисер, кружева, тесьму, обрезки ситцевых, гобеленовых тканей, холст.

Вот видишь, какие замечательные, интересные вещи можно сделать своими руками и по- настоящему почувствовать себя мастером декоративно - прикладного искусства, способным творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!

Творческие работы выполненные учащимися нашей школы.

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла





Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла





Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла




1.9.ЗАДАНИЕ №9 Изготовление декоративной куклы на плоскости.

Творческая работа: Изготовление декоративной куклы на плоскости.

Цель: научитьучащихся выполнять куклу на плоскости.
Задачи:
• овладение практическими навыками изготовления декоративной куклы;

• закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
• развитие творческих способностей и творческого мышления;
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать интерес к русским традициям;
Материал и инструменты:

  • Эскиз в двух вариантах - графическом, декоративном, проработанным по цвету.

  • Рамка (20*30),(30*30);

  • ДВП (20*30), (30*30);

  • Ткань для обтяжки ДВП (лен -цвет однотонный серый, холст);

  • Нити х/б;

  • Пластика (самозатвердевающий пластик, размягчающийся водой, он хорошо шлифуется, довольно быстро сохнет. При работе, отщипывая кусочек от основной массы, надо держать его прикрытым влажной тряпочкой, а при хранении необходимо сначала обернуть начатую пачку влажной тканью, затем положить в пакет, завязать и убрать во второй пакет.)

  • Стеки, кисточки;

  • Шкурки: мелкая и крупная наждачная бумага;

  • Синтепон, ватин, поролон, вата;

  • Клей ПВА, «Момент», акриловые краски;

  • Нитки мулине (для волос);

  • Различные лоскуты цветных и однотонных ткани, кружево, тесьма, фурнитура;

План урока.

1.Ориентационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа (повторение) о народной кукле, авторской кукле. Наглядный, иллюстративный методы.

б) Продолжение знакомства со свойствами и видами пластиков и технологией работы с ними, вспомогательными инструментами, тканью, фурнитурой и технологией работы с ними. Предварительная работа с скульптурным пластиком.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.


Практическая работа.

1.Для начала необходимо создать образ будущей куклы. Выполнение эскиза, проработка в цвете и графике. Подбор ткани, фурнитуры, тесьмы, кружав, декоративных элементов.

3. Заготовка головы, рук, декора. Формирование головы, разметка. Пластика носа, губ, скул, глаз. Формирование образа. Мимика (смех, плач). Формирование шеи, наклон головы. Формирование задуманного жеста.

4. Подготовка ДВП , обтяжка тканью, вставка ДВП в раму.

5. Сборка декоративной куклы на плоскости. Сделать разметку, место положения куклы. Приклеить клеем « Момент»заготовленный заранее торс куклы на плоскость, обтянутую ткань.

6.Волосы. Разметка. Практическое занятие по наклеиванию волос. Формирование прически.

8.Изготовление одежды, костюма куклы. Декорирование кружевом, лентами, тесьмой, фурнитурой, декоративными элементами. Одеваем ,декорируем мелкими деталями, подшиваем мелкие детали. Крепим руки, головной убор, украшения и т.д.

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла






Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла





1.10 ЗАДАНИЕ №10. Изготовление висячей декоративной куклы.

Творческая работа: Изготовление висячей декоративной куклы.

Цель : обучение технологии изготовления висячей декоративной куклы;

Задачи:

  • Обучить технологии изготовления висячей декоративной куклы;

  • Развивать творческое мышление и воображение;

  • Воспитывать любовь к народному творчеству и эстетический вкус.

Материал и инструменты:

  • Эскиз, проработанный по цвету.

  • Пластика для головы куклы (самозатвердевающий пластик, размягчающийся водой, он хорошо шлифуется, довольно быстро сохнет)

  • Картон;

  • Нити х/б;

  • Стеки, кисточки;

  • Шкурки: мелкая наждачная бумага;

  • Синтепон, ватин, поролон, вата;

  • Клей ПВА, «Момент», «Мастер» акриловые краски;

  • Нитки мулине, «Ирис» (для волос);

  • Различные лоскуты цветных и однотонных ткани, кружево, тесьма, фурнитура;

План урока.

1.Ориентационный этап:

а) Приветствие и организация внимания учащихся.

б) Определение темы занятия.

в) Определение цели и задач урока.

2.Подготовительный этап:

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

3.Основной этап:

а) Беседа (повторение) о народной кукле, авторской кукле. Наглядный, иллюстративный методы.

б) Продолжение знакомства со свойствами и видами пластиков и технологией работы с ними, вспомогательными инструментами, тканью, фурнитурой и технологией работы с ними. Предварительная работа со скульптурным пластиком.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

Практическая работа.

1.Для начала необходимо создать образ будущей куклы. Выполнение эскиза, проработка в цвете. Подбор ткани, фурнитуры, тесьмы, кружев, декоративных элементов.

3. Лепка из пластика головы, рук, ног, дополнительных декоративных элементов по эскизу. Формирование головы, разметка. Пластика носа, губ, скул, глаз. Формирование образа. Мимика (смех, плач). Формирование шеи, наклон головы, плеч. Формирование задуманного жеста.

4. Сборка декоративной куклы. Из картона вырезать воротник, наклеить ткань и закрепить на шее при помощи клея «Момент», или « Мастер».

5.Волосы. Разметка. Практическое занятие по наклеиванию волос. Формирование прически.

8.Изготовление одежды, костюма, головного убора куклы. Декорирование кружевом, лентами, тесьмой, фурнитурой, декоративными элементами. Одеваем, декорируем мелкими деталями, подшиваем мелкие детали. Крепим руки, ноги, головной убор, тесьму для подвешивания куклы и т.д.

Методическая разработка практических заданий Декоративная куклаМетодическая разработка практических заданий Декоративная кукла




Заключение:

Подведение итогов. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль. Выставление оценок. ( Выставляем все работы на стол и проводим обсуждение, важно чтобы дети самостоятельно высказали свое мнение о лучших и удачных работах). Защита проекта - это самое любимое занятие ребят, так как они рассказывают о своей работе: о характере куклы, о деталях костюма, об украшениях, о символике и пр.

Вывод:

При художественной обработке ткани, пластика, бересты необходимо соблюдение правил композиции и пропорции изделия.

Детей привлекает работа с различными декоративными материалами тем, что за короткий промежуток времени можно сделать своими руками интересные вещи, отличающиеся своей неповторимостью. И самое главное - показать результаты своего труда окружающим.

Здесь главное - процесс творчества! Что касается образного творческого мышления и пространственного воображения, то декоративно-прикладное искусство не уступает любым другим видам искусства.

Литература

1.Агапкина Г.А., Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству : Древнерусские свидетельства о почитании деревьев. Литература древней Руси.-М.Просвещение, 1996

2.Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М.Изобразительное искусство,1970

3. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.1-3т.т.-М.ИНДРИК, 1994.

4.Байбурин А.К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.-Л.Наука 1983

5.Богуславкая И.Я.Русское народное искусство. Из собрания Государственного Русского Музея.-Л. «Советский художник», 1968

6.Борисова И.И. Орловская игрушка. Декоративное искусство СССР. №9 1970

7. Борисова И.И. Традиционная русская народная художественная культура и современность. - Орел,1998.С.103-105.

8.Воронов С.О. О крестьянском искусстве.-М.,1972

9.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбои.(сост.Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева).-М.Советская Россия,1990

10.Дьяконов Л. Дымковские глиняные ремесла.-Л.Художник РСФСР, 1964

11.Ефимов Л.В. Белогорская Р.М.Русская народная вышивка и кружево.-М.Изобразительноеискусство,1982

12. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского Государственного историко-художественнного музея-заповедника.- М.: «Культура и просвещение»,2003.

13.Крестьянская одежда населения европейской России (19-начало 20 вв).Определитель(отвественный редактор Л.А.Лебедева).-М. «Советская Россия», 1971

14.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М. «София», « Гелиос»,2001

15.Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры.-М. Изобразительное искусство, 1983

16.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки

17. Хворостов А. С, Декоративно-прикладное искусство в школе.- 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1988.

18.Разина Т.М.Русское народное творчество.-М.Изобразительное искусство.1970

19. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.- М" 1979.

20.Шпикалова Т. Я. Современные художественные промыслы: Альбом цветных репродукций для учащихся 1-3 кл.-М., 1983.

21.Буткевич Л.М. История орнамента. Учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 2004.

22.Василенко В.М. Вечные образы народного искусства.// Идейно-творческая направленность народных художественных промыслов на современном этапе.- М.: Советский художник,1974.

23.Власова О.В. Художественные особенности русского кружева конца 19 в.-начало 20 в.// Русское искусство первой половины 20 века. Сб. научных трудов - М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, 1992.

24.Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского Музея (Сост.И.Богуславская). -М.: «Искусство», 1976.

25.Иванов С.В. Орнамент народов Сибири.- М.,1961.

29


© 2010-2022