Изобразительное искусство и Мировая художественная культура

  • Мастер-класс по изготовлению открытки с каллами к 8 марта Данный мастер-класс разработан по рабочей программе учебного курса Изобразительное искусство для 2 класса на основе: = федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, 2009; = примерной программы по изобразительному искусству (примерная программа по учебным предметам, начальная школа, стандарты второго поколения), 2011; = авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской Изобразительное искусство (Образовательная систем...
  • Кейсы к интегрированному уроку Роль искусства в сближении народовНа интегрированном уроке-исследовании (английский язык+искусство) подведены итоги работы учащихся над проектом 2014 год - перекрестный год Великобритании и России по направлениям: Выставки, Образ жизни, Музыка, Отзывы. Учащимся были предложены для исследования текстовые и аудио-визуальные файлы, презентации, видеоматериалы с кратким обзором основных мероприятий, видеофайлами и фотографиями с места событий (фрагменты новостных и аналитических передач, концертов, презентаций выставок и д...
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изобразительного искусства и художественного труда «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО »Программа Изобразительное искусство и художественный труд является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных прост...
  • Конспект открытого урока по ИЗО Тема: «Волшебная Гжель»урок-конспект по ИЗО Тема: Волшебная Гжель. Цель: Продолжение знакомство учащихся с гжельской росписью. Задачи: · Продолжить знакомство с традиционным русским художественным промыслом – Гжельская керамика · Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка. · Воспитывать интерес к народным промыслам. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово гжель сегодня невер...
  • Конспект занятия по хореографии для младшей группыКонспект занятия по хореографии для младшей танцевальной группы Путешествие в страну гномов. На основе сказки Белоснежка и семь гномов. Форма проведения: Урок-сказка с элементами игры и использованием музыкальных композиций. Цель: привить любовь к танцевальному искусству, через сказку. Задача: научить основным навыкам хореографии, развить творческие способности, правильную осанку, снять внутренние зажимы детей. Выполнила: Гончар Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования, первая ...
  • Создание информационно-методического пространства как основного условия успешной реализации профессионального потенциала учителяКак мы выстраиваем свою деятельность в условиях обновления содержания образования, в условиях по реализации новых образовательных стандартов и в целом по повышению качества образования обучающихся и уровня профессионализма учителей. Благодаря национальному проекту Образование, доступом в Интернет обеспечены все образовательные учреждения, что позволяет с уверенностью говорить о возможности формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы посредством организ... На современном этапе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого его освоения, применения новейших достижений науки и педагогического опыта. Новой школе нужен новый учитель. Инновационные процессы привели к появлению у педагогических работников множества затруднений, проблем и актуализации потребностей в научно-методическом, информационном и организационном обеспечении новой профессиональной деятельности. Осуществление преобразований, направленных на повышение качества образования в педагогической среде путем формирования ключевых компетенций педагогов. Актуальными стали проблемы выбора образовательной модели и программы ее развития, проблемы управления научно-методической работой в образовательном учреждении, проведения экспертизы образовательных процессов, диагностики уровня обученности и развития личности обучающихся, подготовки учителя к аттестации и т.д.
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ этой презентации я раскрываю все нетрадиционные техники рисования, которые истользую на занятиях и прилагаю фотографии.Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.Твердят друзья: Есть нивы тише, но не за что не отступлю.Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок р...
  • Семейный проект по ИЗО и литературеПредлагаю для все интересный проект. Детям было дано задание сочинить сказку и оформить ее в виде книги, сделанной своими руками.Задача учителя ИЗО : помочь проиллюстрировать свою книжечку. Вот что может получиться. Два брата (Семейный проект) Было это в те давние времена, когда люди еще не ездили в машинах и не летали в самолетах. В кондовых керженских лесах стояла маленькая деревенька. И жили в ней муж и жена. Звали их Яков и Пелагея. Яков промышлял охотой, река давала рыбу, лес – ягоды и орехи. Пелагея вела хозяйство. Все чин по чину: коровка, курочки, огород. Одним словом: жили они мирно да ладно. И дал им Бог двоих сыновей. В Рождественскую ночь родила Пелагея двух мальчиков. Старшего они на...
  • Рабочая программа по искусству 8-9 клДанная программа разработана для 8-9 классов.Вместе с учебником Искусство 8-9 классы.Г.П.Сергеева,И.Э Кашекова, Е.Д. Критская.Москва Просвещение 2012 она поможет учащимся познать огромный мир искусства-литературу,музыку,кино,живопись,театр.Для работы по данной программе каждый ученик должен завести творческую тетрадь.В ней он будет записывать свои набллюдения,размышления и впечатления по предложенным творческим заданиям,посещениям музеев,поездкам по историческим и культурным местам. Програм...
  • Конспект занятия по использованию нетрадиционной техники в рисованииМКДОУ Загайновский детский сад Теремок Конспект занятия по использованию нетрадиционных техник в рисовании Путешествие в лесное царство в средней группе Приготовил и провел: Попова Лидия Дмитриевна Программное содержание: Цель: учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа. Задачи: - воспитывать эстетическое отношение к природе и ...
  • Методическая разработка «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства в начальной школе»Работа в нетрадиционных техниках на уроках изобразительного искусства позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности. Урокиизобразительного искусства являются наиболее эффективными в развитии художественно – творческих способностей младших школьников. Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Такие, как рисование нетрадиционными техниками. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует...
  • Методическая разработка на тему «Применение наглядности на уроках рисования с натуры» Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. [3, 98 ] Без грамоты нелегко научить понимать язык изобразительного искусства. Именно благодаря практическому рисованию развиваются качества необходимые человеку как личности и как зрителю. Именно рисование с натуры является...
  • Конспект урока Изобразительного искусства на тему Защитники ОтечестваДанная разработка используется как образец написания конспекта урока изобразительного искусства для студентов, обучающихся по МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности. К конспекту урока прикладывается презентация, которая размещена в разделе - презентации. Такие уроки периодически проводятся на педагогической практике студентами специальности Преподавание в начальных классах. Разработка имеет практическую направленность и может быть использована преподавателями изобразительног...
  • Конспекты занятий по программе «Зерек бала» Вторая младшая группа (3 – 4 года) Образовательная область: «Творчество» Разделы: «Рисование», «Аппликация», «Лепка»В методическом руководстве содержатся конспекты занятий по лепке, аппликации и рисованию. Конспекты имеют определённую структуру. Наличие трёх этапов (Подготовительная часть – мотивационный этап, основную – организационно – поисковый этап, заключительная часть – рефлексивно-корригирующий этап) побуждает педагогов к поиску и планированию деятельности, которая изначально была бы интересна и полезна детям, и в процессе которой дети сами бы овладевали способами получения знаний. Достоинством данных...
  • Разработка кружкового занятия тема Открытое кружковое занятие. Тема: Символ дружбы в технике бумажный туннель Цель:посредством изготовления символа дружбы привить чувство уважения к национальной культуре. Задачи: 1. Обучающая: Способствовать получению новых знаний, практических умений по выполнению работ из бумаги; 2. Развивающая: способствовать формированию и развитию творческого отношения к труду, художественного вкуса у детей; 3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда, аккуратности...
  • Тема: Семь чудес света Александрийский маяк Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского Александрийский маяк. Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооружённых по единому плану. В Александрии стоял саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз, центр искусств и науки. Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному слову музей. Мусейон - сразу и академия наук, и общежитие для учёных, и технический центр, и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков. Страстный книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в библиотеке не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог - 15 талантов, почти полтонны серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам, а рукописи - себе. Гавань Александрии, пожалуй, самая деловитая и оживлённая во всём мире, была неудобной. Нил несёт массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде трёхэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный соперник египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесённой колоннами башне, вечно горел громадный костёр, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряжённые ослами. Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы. Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась забвения, пошёл на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись: Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей. Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но в будущем... Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк ещё функционировал. С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне. Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на нью-йоркский небоскрёб Эмапайр Стейтс Билдинг. Галикарнасский мавзолей Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени. Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света. Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем. Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света. Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет. В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока. Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - Амазономахия работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры. Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея. Колосс Родосский Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привёз к городу осадные машины - последнее слово весьма развитой для того времени военной техники. Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Гелеополиду, обитую железом, приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду - это в некотором роде чудо света, - не выполнившую своего предназначения. Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду на металлолом, предлагая за железо триста талантов - сказочную по тем временам сумму. В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса. Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец. Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение колосс на глиняных ногах. Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал несколько сот талантов меди и мастеров. Но ничего не вышло. Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов. Пирамиды Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище. Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа. Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый город мёртвых, окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады. Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль. Пространство возле пирамиды было тщательно изучено археологами ещё в начале нашего века. Однако египетский учёный Мохаммед Гонейм обратил внимание на одну из террас юго-восточнее пирамиды Джосера. Тщательный осмотр, произведенный Гонеймом, обнаружил остатки каменных стен, осколки обработанного известняка и алебастра, Гонейм решил произвести раскопки. Работы вскрыли остатки кладки из больших неотёсанных камней. Это был фундамент массивной ограды, такой же, какая в свое время окружала и пирамиду Джосера. Верх этой ограды был разобран ещё в древности. Потом открылась под толстым слоем песка и щебня хорошо сохранившаяся часть ограды - рабочие назвали её Белой стеной. Она была великолепна - облицована белым шлифованным известняком, украшена нарядными выступами. Висячие сады Семирамиды Висячие сады Вавилона моложе пирамид. Они строились в те времена, когда уже существовала Одиссея и возводились греческие города. И в то же время сады куда ближе к египетскому древнему миру, нежели к миру греческому. Сады знаменуют собой закат ассиро-вавилонской державы, современницы древнего Египта, соперницы его. И если пирамиды пережили всех и живы сегодня, то висячие сады оказались недолговечными и пропали вместе с Вавилоном - величественным, но не прочным гигантом из глины. Вавилон уже катился к закату. Он перестал быть столицей великой державы и был превращён персидскими завоевателями в центр одной из сатрапий, когда туда вошли войска Александра Македонского - человека, хотя и не построившего ни одного из чудес света, но повлиявшего в той или иной мере на судьбы многих великих памятников прошлого, на их создание или гибель. В 331 году до нашей эры жители Вавилона отправили македонцу послов с приглашением войти в Вавилон с миром. Александр был поражён богатством и величием хотя и пришедшего в упадок, но ещё крупнейшего города мира и задержался там. В Вавилоне Александра встретили как освободителя. А впереди лежал весь мир, который следовало покорить. Не прошло и десяти лет, как круг замкнулся. Владыка Востока Александр, усталый, измученный нечеловеческим напряжением восьми последних лет, но полный планов и замыслов возвратился в Вавилон. Он готов был уже к завоеванию Египта и походу на Запад, чтобы подчинить себе Карфаген, Италию и Испанию и дойти до предела тогдашнего мира - Геркулесовых столпов. Но в разгар приготовлений к походу занемог. Несколько дней Александр боролся с болезнью, совещался с полководцами, готовил к походу флот. В городе было жарко и пыльно. Летнее солнце сквозь марево наклоняло рыжие стены многоэтажных домов. Днём затихали шумные базары, оглушенные невиданным потоком товаров - дешёвых рабов и драгоценностей, привезенных воинами с индийских границ, - легко доставшейся, легко уходящей добычей. Жара и пыль проникали даже сквозь толстые стены дворца, и Александр задыхался - за все эти годы он так и не смог привыкнуть к жаре своих восточных владений. Он боялся умереть не потому, что трепетал перед смертью - к ней, чужой да и своей, он присмотрелся в боях. Но смерть, понятная и даже допустимая десять лет назад, сейчас была немыслима для него, живого бога. Александр не хотел умирать здесь, в пыльной духоте чужого города, так далеко от тенистых дубрав Македонии, не завершив своей судьбы. Ведь если мир столь послушно ложился к ногам его коней, то, значит, вторая половина мира должна присоединиться к первой. Он не мог умереть, не увидев и не покорив Запада. И когда владыке стало совсем худо, он вспомнил о том единственном месте в Вавилоне, где ему должно полегчать, потому что именно там он уловил, вспомнил - а вспомнив, удивился - аромат македонского, напоённого светлым солнцем, журчанием ручейка и запахом трав леса. Александр, ещё великий, ещё живой, в последней остановке на пути в бессмертие, приказал перенести себя в висячие сады... Навуходоносор, создавший эти сады, руководствовался благородной причудой деспота, ибо у деспотов тоже бывают причуды благородные - для кого-то, но никогда для всех. Навуходоносор любил свою молодую жену - мидийскую принцессу, тосковавшую в пыльном и лишённом зелени Вавилоне по свежему воздуху и шелесту деревьев. Царь вавилонский не перенёс столицу к зелёным холмам Мидии, а сделал то, что недоступно прочим смертным. Он перенес сюда, в центр жаркой долины, иллюзию тех холмов. На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Вавилон доказал всему свету, что может создать первый в мире монумент в честь любви. И имя царицы сказочным образом смешалось в памяти потомков с именем иной, ассирийской правительницы, а сады стали известны как сады Семирамиды - может, это была ревность человеческой памяти, для которой великое деяние должно быть связано с великим именем. Царица Тамара никогда не жила в замке, названном её именем, и никогда, будучи женщиной благочестивой, любящей своего второго мужа и детей, не помышляла о том, чтобы скидывать со скал незадачливых любовников. Но трагедия должна быть освящена великим именем: иначе ей недостаёт драматизма. Сады, созданные строителями Вавилона, были четырёхъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой. Ещё шло строительство, ещё дымили кирпичные заводы, где обжигались широкие плоские кирпичи, ещё брели с низовьев Евфрата бесконечные караваны повозок с плодородным речным илом, а с севера уже прибыли семена редких трав и кустов, саженцы деревьев. Зимой, когда стало прохладнее, на тяжёлых повозках, запряженных быками, начали прибывать в город большие деревья, тщательно завернутые во влажную рогожу. Навуходоносор доказал свою любовь. Над стометровыми стенами Вавилона, настолько широкими, что на них могли разъехаться две колесницы, поднималась зелёная шапка деревьев сада. С верхнего яруса, нежась в тенистой прохладе, слушая журчание водяных струй - день и ночь рабы качали воду из Евфрата на много километров вокруг царица видела лишь зелёную землю своей державы. Со смертью Александра Македонского мгновенно рассыпалась его империя, растащенная на куски спесивыми полководцами. И Вавилону не пришлось вновь стать столицей мира. Он захирел, жизнь постепенно ушла из него. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора, кирпичи спешно построенных садов оказались недостаточно обожжёнными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата. Сегодня гиды в Вавилоне показывают на один из глиняных бурых холмов, напичканный, как и все холмы Вавилона, обломками кирпичей и осколками изразцов, как на остатки садов Семирамиды. Статуя Зевса Олимпийского Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри. Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся так же, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдётся добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком. Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестёр. Аида, Афину, Посейдона... Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу. Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: Ты доволен, Зевс? В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен. Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия. Так погибло и седьмое чудо света... Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий. Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания. Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом. Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного цеха. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: Принадлежу Фидию. Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно... Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и своё время в высоком искусстве. И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии... Храм Артемиды Эфесской С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Поэтому, я думаю, нужно рассказать о двух храмах, двух зодчих и одном преступнике. Эта история драматична, трудно решить, что же здесь торжествует - зло или добро. Эфес был одним из крупнейших городов в Ионии, пожалуй самой развитой и богатой области греческого мира, обогащённого здесь культурой Востока. Именно из малоазийских городов выходили смелые мореплаватели и колонисты, держащие путь в Чёрное море и к африканским берегам. Богатые полисы Ионии много стоили. В античном мире каждый знал о храме Геры на Самосе, храме Аполлона в Дидимах, близ Милета, о храме Артемиды в Эфесе... Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии. Плиний в своем описании храма, сделанном, правда, через несколько столетий после его постройки, говорит, в частности: ...его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей. Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов - Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту. В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн. Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому... Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном ф
  • Рабочая программа изостудии Волшебная кисточкаСодержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа студии Кисточка представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для усп...
  • Статья Обобщение опыта учителя ИЗО, МХК, черчения и технологии МАОУ СОШ №1 г. Немана Ефимчик Ольги Леонидовны Темой моего самообразования сейчас является следующая:Изучение современных форм и методов преподавания искусства, интеграция с другими предметами, реализация принципов индивидуального подхода в обучении. Мои главные задачи на сегодняшний момент именно таковы. Я чувствую настоятельную необходимость повышать качество обучения за счёт расширения возможностей учителя на основе овладения новыми технологиями (интерактивными, развивающими, комплексными), новыми приёмами и метод...
  • Конспект по уроке өнердің пайда болуыӨнердің пайда болуы Сабақтың мақсаты : Оқушыларға тақырып бойынша түсінік беру Тәрбиелік : әдемілікке, сұлулыққа тәрбиелеу Дамытушылық : оқушылардың ой – өрісін дамыту сабаққа деген ынтасын арттыру Құрал - жабдық, көрнекіліктер : түрлі – түсті бояулар, сурет дәптер Сабақ түрі: дәстүрлі сабақ Әдіс – тәсілдері: түсіндіру , сұрақ – жауап. І. Сабатың барысы: Ұйымдастыру а) оқушылармен амандасу ә) сыныптың сабаққа қатысын те...
  • Vbndfgjhbkol kjgkljdfklhjl kjdfklgjklfdj kdfjgkljdklfпросто учитель такой вот как есть и все тут Инфоурок: — Управлять вашим сайтом — Размещать материалы — Получать ... Бесплатный конструктор учительских сайтов. Создайте ваш новый учительский сайт. просто учитель такой вот как есть и все тут Инфоурок: — Управлять вашим сайтом — Размещать материалы — Получать ... Бесплатный конструктор учительских сайтов. Создайте ваш новый учительский сайт. просто учитель такой вот как есть и все тут Инфоурок: — Управлять вашим сайтом — Размещать материалы —...
  • Сайыс сабақ Тәуелсіз елдің баласыҚазақстанның кең даласындай байтаұ дала еш жерде жоқ шығар. Отаның –алтын бесігің, Отаны жоқтық-нағыз жоқтық деп дана халұымыз бекер айтпаған. Өз Отанын сүю, өзана тілін ардаұтау әрбір азаматтың бірінші міндеті. Ал біздің халқымызда атамекенді ардақтау сезімі өте терең деп ойлаймын. Халқымыздың басынан қандай қиын кезеңдер өткенде де ата-бабаларымыз елімізді сыртқы жаудан қорғай білген. Өз елі үшін жанында , барында аямаған.Халқымыздың осы бір қасиеті жанымызға ана сүтімен тарап, ана тіліме...
  • Сайыс сабақ Тәуелсіз елдің баласыЕлін,жерін білуге,құштарлығын арттыру,шығармашылығымызды қағаз бетіне сурет арқылы бейнелеу, оқушыларды өз Отанын сүюге баулу , Қазақстандық патриотизмді бойларына дарыту. Біздің туып өскен жеріміз егеменді Қазақстан. Қазақстанның байлығы өте көп және қазынаға бай ел. Біздің еліміздің табиғаты өте сұлу. Биік-биік асқар тау,мөп-мөлдір көлдер, неше түрлі өсімдіктер мен дәрілік қасиеті бар шөптер өседі. Қазақстан жерінде аңдар мен құстар,неше түрлі жан-жануарлар мекендейді. Сол жерде біздің ата-...
  • Программа кружка изобразительного искусства в каждом рисунке солнцеОсновная цель программы Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: · воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; ·...
  • Конспект интегрированного урока МХК+ХимияЦель и задачи занятия.· Знакомство учащихся со строительными и отделочными материала, которые использовались и используются архитекторами для постройки и отделки архитектурных зданий и ансамблей.· Знакомство с архитектурными постройками и особенностями их отделки от средневековья до наших дней.· Формирование у учащихся навыков самостоятельного сбора информации и поиск ответов на поставленные вопросы при помощи Интернет ресурсов.
  • Конспект урока МХК в 8 кл. Древнегреческий театрУрок МХК в 8 классе по теме: Древнегреческий театр разработан в форме урока - беседыТип урока: урок изучения нового материалаЦель: Знакомство учащихся с основными особенностями древнегреческого театраЗадачи: 1. Формирование знаний учащихся о театре Древней Греции и его представителях;2. Развитие памяти, устной речи, аналитического мышления учащихся; 3. Воспитание интереса учащихся к культуре Древней Греции.
  • Статья. Краеведчский музей - институт образования и формирования личности современного молодого человека Посещение музея - событие в жизни молодого человека. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Краеведческие музеи – это научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые собирают, сохраняют, экспонируют и пропагандируют исторические памятники, естественнонаучные и художественные коллекции, произведен...
  • Конспект занятия Три главных цвета. Смешивание красок Конспект занятия: Три главных цвета. Смешивание красок Цель: Воспитывать интерес к изо. Искусству. Закреплять знания о главных цветах, смешивании красок. Развивать навыки работы акварельными красками, осознано применять цвета в своих рисунках. Материалы: Акварельные краски, кисти, рисунки для раскрашивания, листы для смешивания красок, баночки с водой. I. Вступительные слова педагога: Сегодня я расскажу вам сказку о Белом городе. Вы узнаете почему его так назвали и что с...
  • Программа художественного и духовного краеведения музейной педагогикиПрограмма предназначена для проведения школьного кружка по декоративно - прикладному искусству и рассчитана на 34часа. 10 часов отведено на сетевое взаимодействие с учреждениями культуры. 8 часов рассчитано на итоговые мероприятия народных традиций, обычай и праздников. 16 часов отводится на практические занятия по изобразительному фольклору. Программа разработана с тематическим планированием по ФГОС и предусматривает воспитание личности через творческий потенциал детей через народный фольклор...
  • Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования)»Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в...
  • Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры Основные цели и задачи образования – обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности. Подготовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту. Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке...
73 74 75 76 78 80 81 82 83 84
© 2010-2018