- Преподавателю
- Информатика
- Некоторые аспекты самоанализа, анализа, конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Некоторые аспекты самоанализа, анализа, конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селивёрстов В.А. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Некоторые аспекты конструирования,
анализа и самоанализа урока
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Селивёрстов Владимир Алексеевич -
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2015 г.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современный процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Это актуально.
Основной формой обучения в основной школе было, есть и будет традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей - педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.
В условиях введению ФГОС ООО учителям нужно пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Основополагающие принципы проектирования современного урока:
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Чтобы было наглядней и понятней сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу № 1. Позицию подготовки к уроку можно пропустить, т.к. многие уже довольно успешно используют все нововведения, а остальные позиции давайте вкратце рассмотрим.
Очень важным и полезным в работе является анализ и самоанализ, т.к. это процесс формирования у учителя аналитической способности, развивает интерес, и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Кто на себя глядит - свой видит лик,
Кто видит лик свой - цену себе знает,
Кто знает цену - строг к себе бывает,
Кто строг к себе- тот истинно велик!
(средневековый французский поэт Пьер Гренгор)
В ходе анализа урока учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны.
Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения.
Видов анализа современного урока с учётом ФГОС предлагается достаточно, я не буду подробно останавливаться, перечислю лишь некоторые:
1.Краткий оценочный анализ.
2.Системный анализ
3.Полный анализ
4.Структурный (поэтапный) анализ
5.Структурно-временной анализ
6.Анализ воспитательной направленности урока.
7.Комбинированный анализ
8.Дидактический анализ
9.Психологический анализ
10.Комплексный анализ.
На протяжении долгого времени в составе экспертной комиссии по аттестации ГМО посещаю много уроков и очень часто анализ и самоанализ сводится к пересказу план-конспекта - в лучшем случае, а последнее время молодёжь и этому то не учат.
Для вас, коллеги, в работе как памятку предлагаю примерную схему комплексного анализа современного урока. Я не буду подробно останавливаться на ней. Материала много в интернете.
Таблица № 2
А вот на том, что мне ближе по специфике работы рассмотрим подробно, потому, что, крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья, а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11 % здоровых детей.
В помощь для самоанализа урока с позиций здоровьесбережения вам предлагается таблица, в которой отражены гигиенические критерии рациональной организации урока и, которые, я надеюсь, помогут вам в конструировании, анализе и самоанализе ваших уроков.
Таблица № 3
И в заключении позвольте предложить вам рецепт приготовления хорошего урока.