Некоторые аспекты самоанализа, анализа, конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Вашему вниманию предлагается сообщение на обучающем семинаре по теме"Внедрение ФГОС ООО".В работе рассмотрены вопросы конструирования традиционного урока и урока с учетам требований ФГОС ООО.Кроме этого даны аспекты анализа и самоанализа современного урока,а также анализа с акцентом на здоровьесбережение учащихся,так как в современной школе,по последним статистическим данным,здоровыми остается к окончанию,только 10-11% детей.Для по подготовки к уроку с учетом требований ФГОС ООО и ФК учителям пр...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Некоторые аспекты конструирования,

анализа и самоанализа урока

в соответствии с требованиями ФГОС ООО



Селивёрстов Владимир Алексеевич -

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

















2015 г.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Современный процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Это актуально.

Основной формой обучения в основной школе было, есть и будет традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей - педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.

В условиях введению ФГОС ООО учителям нужно пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Основополагающие принципы проектирования современного урока:

1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Чтобы было наглядней и понятней сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу № 1. Позицию подготовки к уроку можно пропустить, т.к. многие уже довольно успешно используют все нововведения, а остальные позиции давайте вкратце рассмотрим.

Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Очень важным и полезным в работе является анализ и самоанализ, т.к. это процесс формирования у учителя аналитической способности, развивает интерес, и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Кто на себя глядит - свой видит лик,

Кто видит лик свой - цену себе знает,

Кто знает цену - строг к себе бывает,

Кто строг к себе- тот истинно велик!

(средневековый французский поэт Пьер Гренгор)

В ходе анализа урока учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны.

Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения.

Видов анализа современного урока с учётом ФГОС предлагается достаточно, я не буду подробно останавливаться, перечислю лишь некоторые:

1.Краткий оценочный анализ.

2.Системный анализ

3.Полный анализ

4.Структурный (поэтапный) анализ

5.Структурно-временной анализ

6.Анализ воспитательной направленности урока.

7.Комбинированный анализ

8.Дидактический анализ

9.Психологический анализ

10.Комплексный анализ.

На протяжении долгого времени в составе экспертной комиссии по аттестации ГМО посещаю много уроков и очень часто анализ и самоанализ сводится к пересказу план-конспекта - в лучшем случае, а последнее время молодёжь и этому то не учат.

Для вас, коллеги, в работе как памятку предлагаю примерную схему комплексного анализа современного урока. Я не буду подробно останавливаться на ней. Материала много в интернете.

Таблица № 2



Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

А вот на том, что мне ближе по специфике работы рассмотрим подробно, потому, что, крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья, а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11 % здоровых детей.



Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В помощь для самоанализа урока с позиций здоровьесбережения вам предлагается таблица, в которой отражены гигиенические критерии рациональной организации урока и, которые, я надеюсь, помогут вам в конструировании, анализе и самоанализе ваших уроков.

Таблица № 3

Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО



Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО





И в заключении позвольте предложить вам рецепт приготовления хорошего урока.

Некоторые аспекты самоанализа,анализа,конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО



© 2010-2022