Внеклассное мероприятие по географии Южные материки 7 класс

Тема внеклассного мероприятия: «Южные материки». Цель: обобщение знаний по темам: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка» Цели: Образовательные: обобщение и проверка знания учащимися особенностей природы и населения Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки; повторение и проверка знания учащимися картографической номенклатуры; повторение и проверка понимания учащимися причинно-следственных связей между различными компонентами природы материков, а также между особенностями природ...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6»













Конспект внеклассного мероприятия

по географии в 7 классе

«Южные материки»







Подготовила:

учитель географии

Яковлева Ирина Владимировна









г. Прохладный

2015 год

Тема внеклассного мероприятия: «Южные материки».

Цель: обобщение знаний по темам: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка»

Цели:

Образовательные: обобщение и проверка знания учащимися особенностей природы и населения Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки;

повторение и проверка знания учащимися картографической номенклатуры;

повторение и проверка понимания учащимися причинно-следственных связей между различными компонентами природы материков, а также между особенностями природы, населением и его занятиями;

Развивающие: развитие мышления, памяти и познавательного интереса к предмету;

отработка навыков и умений работать с понятийным аппаратом и картографическим материалом.

Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, традициям и обычаям народов земного шара;

привитие учащимся навыков работы в группе.

Тип занятия: внеклассное мероприятие по географии.

Форма мероприятия: конкурс эрудитов.

Формы организации работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, подготовленная в MS Power Point.

Предварительный этап: готовится презентация, класс делится на три команды, которые для участия в каждом раунде и финале выбирают по одному игроку, команды знакомятся с правилами проведения конкурса, определяется состав жюри, в классе устанавливаются три стола с табличками с названиями команд.

Ход игры. В роли жюри выступают учащиеся старших классов, учитель проводит конкурс.

Ведущий задает вопросы игрокам, отвечает первым тот, кто знает ответ на поставленный вопрос, получая преимущественное право для ответа на последующий вопрос до возникновения первого затруднения. В этом случае право ответа на вопрос предоставляется следующему участнику раунда. При отсутствии ответа игроков на поставленный вопрос слово предоставляется командам или учителю.

Результаты ответов фиксируют в ведомости члены жюри и статисты команд.

(Слайд 2-5) Конкурс «Угадай-ка»

Предлагаются отрывки из стихотворений, нужно определить, о каком материке идет речь.

(Слайд 6) 1 раунд. «Географическое положение. История открытий. Рельеф»

Тема 1. «Как звать-величать?»

1. Это море у берегов Антарктиды носит имя норвежского полярного путешественника и исследователя, который первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. (Море Амундсена)

2. На одной из испанских карт в 1529 году этот знаменитый архипелаг назывался «Земля Дымов». (Огненная Земля)

3. В 1488 году португальский мореплаватель Бартоломео Диаш дал название открытому им мысу - Мыс Бурь, однако вскоре он был переименован в мыс … (Доброй надежды)

4. Название этого нагорья связано с этнонимом айтопи - «обожженнолицые», т. е. имеющие смуглое лицо. (Эфиопское)

Тема 2. «Имена и события»

1. Местное население называло этого английского путешественника «ищущий реки». Его останки верные африканцы на носилках перенесли до моря, пройдя 1200 км. (Д.Ливингстон)

2. Этот английский «джентльмен удачи», исполнявший в свободное от пиратских набегов время обязанности мэра Плимута, увековечил свое имя на карте, дав название проливу.

3. Этот знаменитый английский мореплаватель, проплыв в 1770 году вдоль Восточного побережья Австралии, объявил его британским владением и назвал вновь открытые земли Новым Южным Уэльсом, положив начало европейской колонизации материка.

4. Необычная партия из 850 человек была отправлена Англией к берегам новой колонии в 1787 году. Она состояла из …

5. Эта надпись начертана на кресте, воздвигнутом на антарктической станции США Мак-Мердо в память о трагической экспедиции Роберта Скотта.

Тема 3. «Немая карта» (на 5 слайдах с помощью стрелок обозначены море, пролив, перешеек, острова, залив).

Тема 4. «Горы и вершины»

1. По одной из версий название этой горной системе дал «меденосный пояс» простирающийся почти на 4 тыс. км.

2. Этот вулканический массив самый высокий в Африке. Его покрытая снегом вершина располагается на высоте 5895 метров над уровнем моря.

3. Один из крупнейших в мире останцовый массив Айрес-Рок высотой 348 метров - все, что осталось от подводного хребта, существовавшего 500 млн. лет назад. Он расположен в самом центре материка …

2 раунд. «Климат. Внутренние воды»

Тема 1 «Термины и понятия»

1. При откалывании края движущегося материкового льда в Антарктиде образуются плавающие ледяные горы различной формы. Они опасны для судов, так как их подводная часть гораздо больше надводной.

2. Постоянный ветер в Сахаре переносит песок в одном направлении, насыпает его вокруг мелких препятствий, образуя песчаные холмы серповидной формы с рогами в направлении ветра и крутым подветренным склоном.

3. В июле 1982 года на станции Восток была отмечена рекордно низкая температура воздуха, составившая -89,20 С. Данное место носит название …

4. Важной составляющей частью природы южных материков являются пересыхающие реки. Их русла в Африке называются вади, а в Австралии - …

Тема 2. «Самое-самое»

1. Самое жаркое место на Земле расположено в Северной Африке. Им является Эль-Азизия близ Триполи (Ливия). Здесь была зафиксирована температура воздуха …

2. Этот африканский водопад - один из самых красивых в мире. Местное племя калоло называет его «дым, который гремит» за облако водяной пыли, видимое в радиусе 20 км.

3. Это озеро на границе Боливии и Перу - самое большое высокогорное озеро в мире. Оно расположено на высоте 3800м над уровнем моря.

4. Самый высокий водопад в мире был случайно обнаружен в Венесуэле 1937 году американским летчиком Джеймсом Эйнджелом, совершившим вынужденную посадку на одну из гор.

Тема 3. «Причины и следствия»

1. Дважды в год Амазонка вздувается от дождей, и вода заливает огромные пространства амазонских лесов на 100км по обе стороны от реки. Это вызвано…

2. Антарктида - самый высокий материк Земли. Средняя высота ее поверхности над уровнем моря составляет 1830 м. Это объясняется …

3. Наличие холодного течения у юго-западного побережья Африки привело к образованию пустыни Намиб. Ее климат отличается обильными росами и частыми туманами. Какая пустыня Южной Америки имеет подобный механизм образования?

Тема 4. «Контуры и очертания» (на 5 слайдах с помощью стрелок обозначены реки и озера)

3 раунд. «Органический мир. Население»

Тема 1. «Гиганты и карлики»

1. Эта крупнейшая из современных змей обычно достигает в длину десяти метров и обитает по берегам рек и озер в тропической зоне Южной Америки. Она хорошо плавает и может подолгу оставаться под водой.

2. Ствол «сторожа африканской саванны» скорее напоминает торчащую в небо корневую систему, достигающую в диаметре 10 метров. Его мелкие листья позволяют уменьшить испарение, а мягкая древесина содержит много воды.

3. Во влажном экваториальном лесу Южной Америки почти нет крупных животных. Здесь обитает самая маленькая птица на земном шаре массой всего 2-3 грамма.

4. В экваториальных лесах Африки в бассейне реки Конго небольшими группами живут самые низкорослые представители человечества. Название этого народа в переводе на русский означает «люди величиной с кулак».

5. В заводях Амазонки и других рек экваториальной области Южной Америки можно увидеть эту гигантскую кувшинку, листья которой достигают двух метров в диаметре и могут удержать на воде даже ребенка.

Тема 2. «Традиции и обычаи»

1. Орудие охоты австралийских аборигенов представляет собой крепкую изогнутую деревяшку с острым краем. Брошенный, он вертится в полете, и по широкой дуге возвращается к хозяину.

2. Первым в 1769 году увидел несмываемые узоры на теле туземцев капитан Кук. Краску получали, смешивая пепел сосны каури с акульим жиром. В маорийской культуре татуировка была символом…

Тема 3. «Символы и рекорды»

1. Этот африканский хищник охотится преимущественно на копытных, развивая на коротких дистанциях скорость до 110 км/ч.

2. Эта «королева пустыни» - главный источник существования населения африканских оазисов. Одно дерево дает до 40 кг плодов. «Она всегда держит голову в огне, а ноги в воде»…

3. По всей Австралии от холодных снежных гор до выжженных солнцем равнин центра растут разные виды этого высочайшего в мире цветкового растения. Некоторые деревья достигают в высоту 100 метров.

4. В африканской пустыне Намиб встречается одно из самых удивительных деревьев на Земле, называемое «осьминог пустыни». Его ствол достигает в длину всего 30см., а два рваных листа придают сходство с кучей мусора.

Тема 4. «Хищники и жертвы»

1. Самые известные и опасные рыбы Южной Америки обитают в бассейне Амазонки. Они агрессивны, молниеносно двигаются и всегда нападают стаей. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать куски мяса.

2. Эти желтые псы - самые крупные хищники Австралии. Они прибыли из юго-восточной Азии не ранее 5 тыс. лет назад с группой аборигенов.

3. Трехпалый обитатель Южной Америки так медлителен, что на нем поселяются микроскопические водоросли и даже бабочки, гусеницы которых спокойно развиваются в его косматой зеленой шубе.

4. В Новой Зеландии обитает бескрылая птица, которая только ночью выходит из густых зарослей на поиски червей и опавших ягод. Ее почти истребили ради перьев, из которых делали искусственных мушек для ловли форели.

Тема 5. «Природные комплексы»

«Где мы?»

Каждой команде дается описание природного комплекса. Участники дают ответ, о каком объекте идет речь.

Африка. На западе пески. На востоке - пески. А посередине, между безводными песками и обожженными солнцем скалами, тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, с цветущими садами и пальмовыми рощами, с шумными городами и величаво - безмолвными пирамидами. (Долина реки Нил)

Америка. Одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья, между 3градусом и 30 градусом ю.ш. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, кажется лишенной малейших признаков жизни. (Пустыня Атакама)

Австралия. Она вздымается над окружающей пустыней на высоту 350 м и кажется неприступной. На восходе солнца она кажется коричневой, днем - ярко - оранжевой, а на закате словно горит красным цветом. Ночью она черная, словно вобравшая в себя густую черноту тропической ночи. (Гора Айрес -Рок)

4 раунд. «Письма Жака Паганеля».

Дорогие участники команд, узнав, что у вас сегодня игра на ваши имена от великого географа Жака Паганеля пришли письма. Но что-то он как обычно перепутал в своих письмах. Пожалуйста, прочитайте и через пять минут найдите его ошибки. И пользуясь картой, докажите, что он ошибся.

Командам дается небольшой рассказ по описанию материка, но с географическими ошибками.

  1. Рассказ об Африке.

«Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар. Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя по окрестностям селения пигмеев, мы любовались влажным экваториальным лесом, в котором нас поразила секвойя, пальма - ротанг. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком - коала на ветвях пальмы - ротанг».

В рассказе сделаны следующие ошибки:

1. Материк Африка располагается по обе стороны экватора, а не северного тропика.

2. Мадагаскар - остров, а не полуостров.

3. Земляничное дерево не растет в гилее.

4. Секвойя - это растение, характерное для Северной Америки.

5. Медведь - коала не характерен для Африки, он живет в Австралии.

2. Рассказ о Южной Америке.

Наконец мы у берегов самого таинственного материка Земли. Наши корабли остались в водах Атлантического океана, не далеко у Большого Барьерного рифа, а мы на шлюпках доплыли до Карибского моря. Здесь нас встретила самая длинная горная цепь-Анды. Поднявшись на вершину, мы попали к берегам самого высокогорного озера мира Титикака, где устроили ночлег. На другой день мы отправились дальше в глубь материка. К обеду перед нами раскинулась самая длинная река Амазонка. Мы решили пойти на юг к Гвианскому плоскогорью, а так как стоял июль месяц, то было очень жарко и летало много мух цеце. Наконец мы дошли до реки Парана, но искупаться мы не решились, побоявшись пираний. Привал решили сделать в экваториальном лесу, среди красивых орхидей и полюбоваться самыми маленькими птицами мира лирохвостоми. Там же встретили пуму, которая сидела на ветках дынного дерева».

В рассказе сделаны следующие ошибки:

1. У берегов ЮА нет Большого Барьерного рифа.

2. Анды на западе материка.

3. Амазонка самая полноводная река мира.

4. Гвианское плоскогорье находится на севере от Амазонки.

6. Пираньи водятся в Амазонке, а не в Паране.

7. Лирохвост не самая маленькая птица, самая маленькая - колибри.

3. Рассказ об Австралии.

«Мы потерпели крушение. Наш корабль прибило к берегам Австралии. Ура!!! Этот материк всегда привлекал и притягивал меня. Австралия самый теплый и влажный материк. Почти всю территорию материка занимают влажные экваториальные леса, где обитают слоны, бегемоты и птица-секретарь. Продвигаясь на восток материка мы дошли до горной системы Большой Водораздельный хребет, где самая высокой точкой является вершина Аконкагуа. С вершины этих гор берет начало самая полноводная река мира Муррей с Дарлингом. Перекусив и отдохнув у истоков этой реки, мы тронулись в глубь материка на север, где на пути нам встречались пересохшие русла рек - вади. Проходя по саванне мы встречали кенгуру, страуса эму, утконоса и других животных этой зоны. Наконец мы дошли до берегов Индийского океана, где увидели уникальный объект природы Большой Барьерный риф, где нас подобрал проходивший мимо корабль.

В рассказе сделаны следующие ошибки:

1. Австралия не является самым теплым и влажным.

2. В Австралии нет влажно-экваториальных лесов.

3. Слонов, бегемотов и птицы - секретаря нет на материке.

4. Аконкагуа является самой высокой точкой Ю. Америки, а не Австралии.

5. Самая полноводная река Амазонка.

6. В Австралии пересохшие реки называются криками, вади в Африке.

7.Большой Барьерный риф на востоке материка, а не на Севере.

В конце урока подводятся итоги, выявляется победители среди команд и отдельных учеников, выставляются оценки, отмечаются самые интересные ответы.



© 2010-2022