- Преподавателю
- Астрономия
- Поурочное планирование по астрономии (2 год обучения)
Поурочное планирование по астрономии (2 год обучения)
Раздел | Астрономия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бессонов А.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
по подготовке детей в области Астрономии.
Пояснительная записка
Настоящая программа предусматривает дополнительное обучение и развитие способностей детей среднего и старшего школьного возраста в области астрономии.
Программа может быть реализована как с детьми, имеющими начальные политехнические сведения, так и с детьми, углубленно занимающимися техническим творчеством. При необходимости возможно выстроить индивидуальную траекторию обучения с каждым из обучающихся.
Теоретические сведения сообщаются в форме познавательных бесед. Ребята должны получить представление о мире, в котором действуют физические законы и законы астрономии. Задания, которые выполняет учащийся, должны приводить его к раскрытию общих закономерностей построения технических систем. Самостоятельная конструкторская работа развивает пространственное воображение учащихся, является необходимым элементом элективного курса.
При составлении программы были учтены принципы «от простого к сложному» и принцип наглядности, поэтому вместе с теоретическим материалом для учащихся предусмотрен показ фильмов 3d в компьютерном планетарии.
Пробуждая интерес к астрономии, необходимо помнить о триединой задаче: научить - развить - вдохновить учащегося на поиск информации, самообразование в области астрономии и творческое проведение досуга. Чтобы быть уверенным в том, что предлагаемая программа действенна, интересна детям и способствует развитию у них устойчивого интереса к астрономии, а также развитию морально-волевых качеств, необходим ряд динамических мероприятий, таких как наблюдения в телескоп, фотографирование и составление тематических слайд - фильмов.
Учебно-тематический план.
№ п.п.
Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Тема 1: «Солнце»
-
Что мы знаем о Солнце? Его строение
-
История изучение солнца
-
Полярные сияния
-
Влияние солнца на живые организмы
-
Солнечное затмение. Геометрия затмений
-
Роль солнечных затмений в прогрессе науки
-
Гравитационные линзы. Как заглянуть вперед в пространство и время
1
2
2
2
3
3
3
2
1
1
1
3
3
24
3
3
3
3
3
3
6
2.
Тема 2: Азбука астрономии
-
Определение положения по двум углам
-
Как определить положение звезд
-
Задача о расстоянии. Определение параллакса
-
Правило Туниса-Боде
-
Открытие Нептуна
2
3
2
1
2
1
3
4
2
1
21
3
6
6
3
3
3.
Тема 3: «Звёзды»
3.1. Почему звёзды кажутся звёздами? Видны ли звёзды днём? Мерцание звёзд.
3.2. Звёздная величина. Звёздная величина солнца и луны.
3.3. Истинный блеск звёзд и Солнца. Самая яркая звезда. Глаз и телескоп. «Почему телескоп не увеличивает звёзд?»
3.4. Гиганты звёздного мира. Просмотр фильма. Обсуждение.
3.5. Самое тяжёлое вещество. Звёзды - неподвижные тела.
3.6. Масштаб вселенной.
3.7. Игра - тест.
3.8. Эволюция звезд
3.9. Нейтронные звезды и черные дыры
3.10. Галактики.
3.11. Скопления галактик
3.12. Наблюдение звёзд в телескоп и анализ полученых результатов
2
2
2
2
1
1
1
3
2
3
3
1
1
1
1
4
2
2
2
3
1
3
11
54
3
3
3
6
3
1
3
2
6
3
6
15
4.
Тема 4: «Измерение времени»
4.1. Пять родов счета времени.
4.2. Определение время по солнечным часам. График уравнения времени
4.3. Экваториальные, горизонтальные и вертикальные солнечные часы
4.4. Просмотр фильма в планетарии
4.5. Вычисление расстояний в системе «Земля-Луна-Солнце» Аристархом Самосским
4.6. Наблюдение в телескоп.
4.7. Викторина.
2
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
3
2
65
3
3
3
3
3
17
3
4.
Тема 5. «Прикладная проектная деятельность»
6.1. Написание докладов и проектов
6.2. Подготовка и участие в конкурсах
6.3. Работа в планетарии
6.4. Создание тематических презентаций
5
3
6
4
25
12
6
8
38
28
30
12
12
Итого: 216
Календарный учебно-тематический план
№ п.п.
Тема
Теория
Практика
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь.
Тема 1: « Солнце»
1.1. Что мы знаем о Солнце? Его строение. Число Вольфа.
2
1
15ч
3
1.2. Наблюдения солнца в солнечный телескоп и обсуждение результатов
3
3
1.3. История изучения солнца
1
2
3
1.4. Наблюдения солнца в солнечный телескоп и анализ результатов
3
3
1.5. Полярные сияния
1
2
3
Октябрь
1.6. Наблюдения солнца в солнечный телескоп
3
3
1.7. Влияние солнца на живые организмы
1
2
3
Наблюдения солнца в солнечный телескоп
3
3
1.8. Солнечное затмение. Геометрия затмений
1
2
3
1.9. Наблюдения солнца в солнечный телескоп
1
2
3
-
Роль солнечных затмений в прогрессе науки
1
2
3
-
Проектная деятельность
3
3
-
Проектная деятельность
3
3
-
Проектная деятельность
1
2
3
Ноябрь.
1.14. Гравитационные линзы. Как заглянуть вперед в пространство и время
1
2
3
1.15. Проектная деятельность
3
3
Тема 2: Азбука астрономии
2.1. Определение положения по двум углам
1
2
3
2.2. Проектная деятельность
3
3
2.3. Проектная деятельность
3
3
2.4. Проектная деятельность
3
3
2.5. Проектная деятельность
3
3
-
Как определить положение звезд
1
2
3
Декабрь.
-
Занятие в планетарии
2
1
3
-
Задача о расстоянии. Определение параллакса
1
2
3
-
Наблюдения звезд и определение параллакса
1
2
3
-
Написание и подготовка докладов
3
3
-
Работа с телескопом
1
2
3
-
Поход в планетарий
1
2
3
-
Работа с телескопом
3
3
-
Работа с телескопом
3
3
Январь.
-
Правило Туниса-Боде
1
2
3
-
Наблюдение солнца в гелиоскоп
1
2
3
-
Открытие Нептуна
1
2
3
-
Работа с телескопом
3
3
-
Наблюдения звезд и луны
3
3
-
Поход в планетарий
2
1
3
Февраль.
-
Наблюдение солнца в гелиоскоп
3
3
-
Работа с проектами
3
3
-
Работа с проектами
3
3
Тема 3: «Звёзды»
3.1. Почему звёзды кажутся звёздами? Видны ли звёзды днём? Мерцание звёзд.
1
2
3
3.2. Поход в планетарий
2
1
3
3.3. Викторина
1
3
3
3.3. Звёздная величина. Звёздная величина солнца и луны.
1
2
3
3.4. Наблюдение звёзд в телескоп
1
2
3
Март
3.5. Работа с телескопом
1
2
3
3.6. Работа с телескопом
1
2
3
3.7. Истинный блеск звёзд и Солнца. Самая яркая звезда. Глаз и телескоп. «Почему телескоп не увеличивает звёзд?»
1
2
3
3.10. Срез знаний
1
2
3
3.11. Гиганты звёздного мира. Просмотр фильма. Обсуждение.
1
2
3
3.12. Подготовка к конкурсу
1
2
3
3.13. Подготовка к конкурсу
2
1
3
3.14. Работа с телескопом
1
2
3
3.15. Просмотр фильма в планетарии
3
3
Апрель
3.5. Самое тяжёлое вещество. Звёзды - неподвижные тела.
3
3
3.6. Масштаб вселенной.
1
2
3
3.7. Игра - тест.
1
2
3
3.8. Эволюция звезд
2
1
3
3.9. Нейтронные звезды и черные дыры
3
3
3.10. Галактики.
3
3
3.11. Скопления галактик
2
1
3
3.12. Наблюдение звёзд в телескоп
0
3
3
Тема 4: «Измерение времени»
4.1. Пять родов счета времени.
1
1
3
Май
4.2. Определение время по солнечным часам. График уравнения времени
2
1
3
4.3. Экваториальные, горизонтальные и вертикальные солнечные часы
2
1
3
4.4. Просмотр фильма в планетарии
1
2
3
4.5. Вычисление расстояний в системе «Земля-Луна-Солнце» Аристархом Самосским
1
2
3
4.6. Наблюдение луны в телескоп.
1
2
3
4.7. Викторина.
1
2
3
Содержание
Тема 1: «Солнце»
-
Что мы знаем о Солнце? Его строение.
- Вводное занятие. Тест-игра.
-
История изучения солнца.
- История открытий и получения знаний о дневном светиле. Методы изучения солнца до и после изобретения телескопа.
- Современные методы изучения солнца. Актуальные проблемы
-
Солнечное затмение