Поурочное планирование по астрономии (2 год обучения)

Поурочное планирование по астрономии для учащихся старшего и среднего звена на второй год обучения. Курс рассчитан на два года. Принцип подачи материала, который используется при работе по данному планированию, от простого к сложному. При работе по данной программе преподаватель знакомит детей с такими темами как Солнце, Азбука астрономии, Звёзды измерение времени. Теоретические сведения сообщаются  в форме познавательных бесед. Ребята должны получить представление о мире, в котором действуют фи...
Раздел Астрономия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа

по подготовке детей в области Астрономии.

Пояснительная записка

Настоящая программа предусматривает дополнительное обучение и развитие способностей детей среднего и старшего школьного возраста в области астрономии.

Программа может быть реализована как с детьми, имеющими начальные политехнические сведения, так и с детьми, углубленно занимающимися техническим творчеством. При необходимости возможно выстроить индивидуальную траекторию обучения с каждым из обучающихся.

Теоретические сведения сообщаются в форме познавательных бесед. Ребята должны получить представление о мире, в котором действуют физические законы и законы астрономии. Задания, которые выполняет учащийся, должны приводить его к раскрытию общих закономерностей построения технических систем. Самостоятельная конструкторская работа развивает пространственное воображение учащихся, является необходимым элементом элективного курса.

При составлении программы были учтены принципы «от простого к сложному» и принцип наглядности, поэтому вместе с теоретическим материалом для учащихся предусмотрен показ фильмов 3d в компьютерном планетарии.

Пробуждая интерес к астрономии, необходимо помнить о триединой задаче: научить - развить - вдохновить учащегося на поиск информации, самообразование в области астрономии и творческое проведение досуга. Чтобы быть уверенным в том, что предлагаемая программа действенна, интересна детям и способствует развитию у них устойчивого интереса к астрономии, а также развитию морально-волевых качеств, необходим ряд динамических мероприятий, таких как наблюдения в телескоп, фотографирование и составление тематических слайд - фильмов.

Учебно-тематический план.

№ п.п.

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Тема 1: «Солнце»

  1. Что мы знаем о Солнце? Его строение

  2. История изучение солнца

  3. Полярные сияния

  4. Влияние солнца на живые организмы

  5. Солнечное затмение. Геометрия затмений

  6. Роль солнечных затмений в прогрессе науки

  7. Гравитационные линзы. Как заглянуть вперед в пространство и время

1

2

2

2

3

3

3

2

1

1

1

3


3

24

3

3

3

3

3

3

6

2.

Тема 2: Азбука астрономии

  1. Определение положения по двум углам

  2. Как определить положение звезд

  3. Задача о расстоянии. Определение параллакса

  4. Правило Туниса-Боде

  5. Открытие Нептуна

2

3

2

1

2

1

3

4

2

1

21

3

6

6

3

3

3.

Тема 3: «Звёзды»

3.1. Почему звёзды кажутся звёздами? Видны ли звёзды днём? Мерцание звёзд.

3.2. Звёздная величина. Звёздная величина солнца и луны.

3.3. Истинный блеск звёзд и Солнца. Самая яркая звезда. Глаз и телескоп. «Почему телескоп не увеличивает звёзд?»

3.4. Гиганты звёздного мира. Просмотр фильма. Обсуждение.

3.5. Самое тяжёлое вещество. Звёзды - неподвижные тела.

3.6. Масштаб вселенной.

3.7. Игра - тест.

3.8. Эволюция звезд

3.9. Нейтронные звезды и черные дыры

3.10. Галактики.

3.11. Скопления галактик

3.12. Наблюдение звёзд в телескоп и анализ полученых результатов


2


2



2


2


1

1

1

3

2

3

3

1

1

1

1

4

2

2

2

3

1

3

11

54

3

3

3

6

3

1

3

2

6

3

6

15

4.

Тема 4: «Измерение времени»

4.1. Пять родов счета времени.

4.2. Определение время по солнечным часам. График уравнения времени

4.3. Экваториальные, горизонтальные и вертикальные солнечные часы

4.4. Просмотр фильма в планетарии

4.5. Вычисление расстояний в системе «Земля-Луна-Солнце» Аристархом Самосским

4.6. Наблюдение в телескоп.

4.7. Викторина.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

1

3

2

65

3

3

3

3

3

17

3

4.

Тема 5. «Прикладная проектная деятельность»

6.1. Написание докладов и проектов

6.2. Подготовка и участие в конкурсах

6.3. Работа в планетарии

6.4. Создание тематических презентаций

5

3

6

4

25

12

6

8

38

28

30

12

12

Итого: 216

Календарный учебно-тематический план

№ п.п.

Тема

Теория

Практика

Всего

1.




2.










3.




4.




5.


6.





7.





8.





9.

Сентябрь.

Тема 1: « Солнце»

1.1. Что мы знаем о Солнце? Его строение. Число Вольфа.


2


1

15ч

3

1.2. Наблюдения солнца в солнечный телескоп и обсуждение результатов

3

3

1.3. История изучения солнца

1

2

3

1.4. Наблюдения солнца в солнечный телескоп и анализ результатов

3

3

1.5. Полярные сияния

1

2

3

Октябрь

1.6. Наблюдения солнца в солнечный телескоп


3

3

1.7. Влияние солнца на живые организмы

1

2

3

Наблюдения солнца в солнечный телескоп

3

3

1.8. Солнечное затмение. Геометрия затмений

1

2

3

1.9. Наблюдения солнца в солнечный телескоп

1

2

3


  1. Роль солнечных затмений в прогрессе науки

1

2

3

  1. Проектная деятельность

3

3

  1. Проектная деятельность

3

3

  1. Проектная деятельность

1

2

3

Ноябрь.

1.14. Гравитационные линзы. Как заглянуть вперед в пространство и время

1

2

3

1.15. Проектная деятельность

3

3

Тема 2: Азбука астрономии

2.1. Определение положения по двум углам

1

2

3

2.2. Проектная деятельность

3

3

2.3. Проектная деятельность

3

3

2.4. Проектная деятельность

3

3

2.5. Проектная деятельность

3

3

  1. Как определить положение звезд

1

2

3

Декабрь.

  1. Занятие в планетарии

2

1

3

  1. Задача о расстоянии. Определение параллакса

1

2

3

  1. Наблюдения звезд и определение параллакса

1

2

3

  1. Написание и подготовка докладов

3

3

  1. Работа с телескопом

1

2

3

  1. Поход в планетарий

1

2

3

  1. Работа с телескопом

3

3

  1. Работа с телескопом

3

3

Январь.

  1. Правило Туниса-Боде

1

2

3

  1. Наблюдение солнца в гелиоскоп

1

2

3

  1. Открытие Нептуна

1

2

3

  1. Работа с телескопом

3

3

  1. Наблюдения звезд и луны

3

3

  1. Поход в планетарий

2

1

3

Февраль.

  1. Наблюдение солнца в гелиоскоп

3

3

  1. Работа с проектами

3

3

  1. Работа с проектами

3

3

Тема 3: «Звёзды»

3.1. Почему звёзды кажутся звёздами? Видны ли звёзды днём? Мерцание звёзд.

1

2

3

3.2. Поход в планетарий

2

1

3

3.3. Викторина

1

3

3

3.3. Звёздная величина. Звёздная величина солнца и луны.

1

2

3

3.4. Наблюдение звёзд в телескоп

1

2

3

Март

3.5. Работа с телескопом

1

2

3

3.6. Работа с телескопом

1

2

3

3.7. Истинный блеск звёзд и Солнца. Самая яркая звезда. Глаз и телескоп. «Почему телескоп не увеличивает звёзд?»

1

2

3

3.10. Срез знаний

1

2

3

3.11. Гиганты звёздного мира. Просмотр фильма. Обсуждение.

1

2

3

3.12. Подготовка к конкурсу

1

2

3

3.13. Подготовка к конкурсу

2

1

3

3.14. Работа с телескопом

1

2

3

3.15. Просмотр фильма в планетарии

3

3

Апрель

3.5. Самое тяжёлое вещество. Звёзды - неподвижные тела.

3

3

3.6. Масштаб вселенной.

1

2

3

3.7. Игра - тест.

1

2

3

3.8. Эволюция звезд

2

1

3

3.9. Нейтронные звезды и черные дыры

3

3

3.10. Галактики.

3

3

3.11. Скопления галактик

2

1

3

3.12. Наблюдение звёзд в телескоп

0

3

3

Тема 4: «Измерение времени»

4.1. Пять родов счета времени.

1

1

3

Май

4.2. Определение время по солнечным часам. График уравнения времени

2

1

3

4.3. Экваториальные, горизонтальные и вертикальные солнечные часы

2

1

3

4.4. Просмотр фильма в планетарии

1

2

3

4.5. Вычисление расстояний в системе «Земля-Луна-Солнце» Аристархом Самосским

1

2

3

4.6. Наблюдение луны в телескоп.

1

2

3

4.7. Викторина.

1

2

3

Содержание

Тема 1: «Солнце»

  1. Что мы знаем о Солнце? Его строение.

- Вводное занятие. Тест-игра.

  1. История изучения солнца.

- История открытий и получения знаний о дневном светиле. Методы изучения солнца до и после изобретения телескопа.

- Современные методы изучения солнца. Актуальные проблемы

  1. Солнечное затмение


© 2010-2022