Рабочая программа по астрономии Иксы и игреки Вселенной

Раздел Астрономия
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Г.О.КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогический совет Директор МБУДО ДЮТ Протокол № от ________________ О.А. Катунина



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Иксы и Игреки Вселенной"





Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся : 14-17 лет

Составитель: педагог дополнительного образования

Липатова Наталья Борисовна

г.о. Королёв Московской области

2015 год







I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Астрономия -наука не нуждающаяся в прикрасах»(Франсуа Жак Арго)


Курс программы дополнительного образования «Иксы и Игреки Вселенной» позволит расширить и дополнить цикл физико-математических и естественноисторических дисциплин, изучаемых в школе, способствует стимулированию обучающихся заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Программа предназначена для учащихся Лицея научно- инженерного профиля. В этом курсе обобщаются, систематизируются и дополняются знания, полученные при изучении предметов указанных циклов.

1.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

1.1. Актуальность и социальная значимость программы.

В настоящее время курс астрономии в общеобразовательной школе изучается эпизодически и очень слабо представлен в отдельных разделах физики и географии в силу недостатка учебного времени.

Социальный опрос показывает, что современные школьники не имеют правильного представления о строении Солнечной системы и Вселенной, что недопустимо в техногенный век, когда необходимость в обеспечении страны инженерными и научными кадрами очень актуальна. Невозможно освоение космоса и освоение нано технологий без познания научного мировоззрения, без видения современной естественнонаучной картины мира, без представлений о процессе развития знаний о Вселенной. В этом составитель программы видит ее актуальность, необходимость и востребованность.

Реализация данной программы будет способствовать формированию научного мировоззрения, позволит осознать место человечества в Солнечной системе и Галактике, расширить и углубить знания о планете Земля, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности. В этом состоит социальная значимость данной образовательной программы.

1.2. Практическая значимость программы.

В данной программе уделяется большое внимание развитию практических умений и навыков обучающихся, что позволит глубже понять материал и поможет научиться самостоятельной работе с различными источниками информации, коллективной и индивидуальной работе над проектами при подготовке к предметным олимпиадам.

Практические работы, включённые в данную программу, имеют важное значение. Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят ребятам применять на практике различные астрономические и физические методы, помогут овладеть элементами проведения научно-исследовательской работы, позволят соотносить результаты практической деятельности с теорией, использовать на практике меж предметные связи.

1.3.Связь данной программы с уже существующими по данному направлению.

При составлении этой программы использовались программа А.В. Засова и М.В.Медведевой для гимназий и классов с физической и аэрокосмической направленностью (что позволит углубить и расширить знания обучающихся по астрономии и физике), программа Е.П.Левитана и программа Института общего среднего образования РАО по астрономии.

Астрономия тесно связана с другими науками, прежде всего с физикой, математикой, методы, которых широко применяются в ней. Но и астрономия является незаменимым «полигоном», на котором проходят испытание многие физические теории. В последнее время достижения астрономии стали использоваться в геологии и биологии, географии и истории.

Астрономия изучает Солнце и звёзды, планеты и их спутники, кометы и метеорные потоки, туманности, звёздные системы и материю, заполняющую пространство между звёздами и планетами, в каком бы состоянии эта материя не находилась. Изучая строение и развитие небесных тел, их положение и движение в пространстве и времени астрономия в конечном итоге даёт нам представление о строении и развитии Вселенной в целом. Астрономия изучает фундаментальные законы природы и эволюции нашего мира. Поэтому особенно велико её философское значение. Фактически она определяет мировоззрение людей. В программе рассматриваются вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

1.4. Вид программы: модифицированная, адаптированная к условиям дополнительного образования детей.

1.5. Направленность программы: естественнонаучная.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

2.1.Цель программы: сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть астрономическую и физическую картину мира 21 века.

2.2. Задачи программы:

Обучающие:

-сформировать знания о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;

-сформировать представление о сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических и физических явлений;

-обучить методам работы со звёздной картой, методам наблюдений за Луной, Солнцем, звёздами и другими небесными объектами;

-ознакомить с ролью науки в приобретении фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

-ознакомить с действием во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и с единством мега-мира и микромира;

-ознакомить с ролью науки в приобретении фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

-ознакомить воспитанников с научными методами и историей изучения Вселенной;

-обучить методам решения астрономических задач по всем изучаемым разделам астрономии;

-сформировать умения работать с научной литературой, справочными материалами по астрономии, научно-лекционными демонстрационными таблицами;

-сформировать умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;

-приучить детей к выразительному изложению своих мыслей;

-обучить воспитанников самостоятельному чтению лекций по развитию жизни на Земле и проведению бесед по астрономии;

-сформировать умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды, микро- космоса и макро- космоса.

Воспитательные:

-воспитать нравственные, ценностные личностные качества воспитанников, трудолюбие, ответственность, умение рационально распределять своё время, анализировать результаты своей деятельности;

-привить умение работать в коллективе, делиться результатами своего труда, оказывать товарищам необходимую помощь;

-сформировать у воспитанников экологическое мировоззрение жителя планеты Земля и ответственность за сохранение жизни на ней.

Развивающие:

-развить познавательную активность, самостоятельность, живой интерес к изучаемым объектам;

-сформировать активную жизненную позицию;

-раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся;

-способствовать духовному и эстетическому развитию личности;

-побуждать к познавательной деятельности.

3.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе акцент делается не на изложение множества конкретных научных фактов, а на подчёркивание накопленного наукой огромного опыта целостного отношения к миру, человечеству. Гуманизировать науку о Вселенной - это значит с наибольшей полнотой раскрыть в ней много аспектную проблему «Человек и Вселенная», показав при этом:

- как, зачем и с какими результатами человек познаёт Вселенную и осваивает космос;

-почему и как происходит расширение экологического понятия «среда обитания» до масштабов Земли, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики;

- на каком основании делается вывод об уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нашего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.

4. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА.

4.1. Возраст детей, их особенности.

Программа предназначена для подростков 15-17 лет. Подростки, гибко реагирующие на прогрессивные тенденции современного развития общества, находятся в активном поиске жизненных и социальных ценностей. ДЮТ активно взаимодействует с ЛНИП №4, который готовит будущее научных и инженерных кадров наукограда Королёва, ориентированного на развитие и поддержание космической отрасли России. Для подростков-лицеистов данная программа даёт возможность укрепить и расширить знания о Вселенной и физических законах, работающих как на Земле, так и в далёком космосе. Подростки активно включаются в исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет занять активную жизненную позицию, поддерживать интерес к науке и творчеству, определяет позиции гражданского самоопределения, общения и здоровой атмосферы межличностных отношений.

4.2. Вид детской группы: профильная группа, постоянного состава.

4.3.Особенности набора детей в группу: набор свободный .

4.4. Количество обучающихся: 1 год обучения -12- 15 человек, 2 год обучения - 10-12 человек.

5. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

5.1. Общее количество часов в год - 144 часа.

5.2. Количество часов и занятий в неделю - 4 часа.

5.3. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

6.1. К концу 1 года обучения воспитанники смогут знать:

-имена и учения выдающихся астрономов;

-специфику астрономических наблюдений;

-основные элементы небесной сферы;

-принципы определения горизонтальных и экваториальных координат;

-связь смены времён года с годовым движением Земли вокруг Солнца;

-принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса;

-гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;

-конфигурации внешних и внутренних планет;

-принципы работы и возможности телескопов;

-свойства тел Солнечной системы;

-понятия: звёздной величины, параллакса, светимости;

-особенности физического состояния вещества внутри звёзд;

-источники энергии звёзд;

-типы звёзд;

-понятия: Млечного пути, звёздного скопления, межзвёздной среды;

-общие представления о размере и структуре Галактики;

-типы Галактик.

Смогут уметь:

-находить на небе ярчайшие звёзды;

-работать со звёздной картой;

-решать задачи на определение высоты и зенитного расстояния светила в моменты кульминаций;

-пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдений тел Солнечной системы;

-находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений;

-объяснять смысл понятий «расширяющаяся Вселенная» и «реликтовое излучение»;

-составлять рефераты и проекты по изученным темам;

-пользоваться Школьным астрономическим календарем.

К концу 2 года обучения смогут знать:

-особенности различных способов счёта времени;

-принципы, лежащие в основе составления календарей;

-законы движения планет;

-принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной системы;

-возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов;

-физический смысл закона Вина и принцип Доплера;

-причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы;

-связь физических характеристик звёзд между собой;

-методы определения расстояний;

-особенности эволюции звёзд различной массы;

-закон Хаббла;

-сущность однородных изотропных моделей Вселенной.

Смогут уметь:

-определять координаты звёзд, положение Солнца в любой день года;

-решать задачи на определение периодов возможного наступления затмений;

-решать задачи на использование законов Кеплера, законов Ньютона, 1 и 2 космической скорости;

-определять расстояния до звезд;

-применять знания молекулярной физики и термодинамики;

-применять законы механики при расчете движения небесных тел;

-определять лучевую скорость движения звезд по спектру;

-работать с астрономическими инструментами;

-составлять рефераты и проекты по пройденным темам;

-свободно пользоваться Школьным астрономическим календарем.

6.2.Механизм оценки достижений обучающихся ….

(система отслеживания и оценивания результатов обучения и развития по программе - мониторинг)

1. Входной контроль в начале учебного года, направленный на диагностику ближайшего развития воспитанников, проводится в форме тестирования.

2. Тематический контроль по завершении изучения отдельных разделов или тем программы. Может проводиться в форме тестирования, выполнения практических заданий.

3. Промежуточный контроль в середине учебного года. Проводится в форме индивидуального тестирования.

4..Итоговый контроль по окончанию учебного года.

6. 3. Способы проверки результативности.

  • Педагогическое наблюдение.

  • Показатели мониторинга результатов обучения и развития воспитанников по образовательной программе.

  • Результативность участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

  • Проектные и реферативные работы воспитанников и их защита.

  • Возрастающий интерес воспитанников к предмету изучения.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ .







Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Вводное занятие.

4

3

1

2.Основы сферической и практической астрономии.

20

13

7

3.Строение Солнечной системы.

16

9

17

4.Физическая природа тел Солнечной системы

28

16

12

5.Солнце и звёзды.

22

13

9

6.Строение и эволюция Вселенной.

40

26

14

7.Повторение и обобщение.

14

5

9

Всего

144

85

59

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ .







Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Вводное занятие.

6

5

1

2. Основы сферической и практической астрономии.

24

16

8

3.Строение Солнечной системы.

16

9

7

4.Физическая природа тел Солнечной системы

28

16

12

5.Солнце и звёзды.

26

17

9

6.Строение и эволюция Вселенной.

40

28

12

7.Повторение и обобщение.

4

_

4

Всего

144

91

53

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Введение в астрономию.

Предмет астрономии. Её значение и связь с другими науками. Пространственно-временные масштабы исследуемой Вселенной и её структура. Задачи на различных исторических этапах (включая современный). Творцы астрономии (Фалес, Анаксагор, Пифагор, Демократ, Аристотель, Аристарх Самосский, Эратосфен, Гиппарх, Птолемей, Коперник, Джордано Бруно, Галилей, Тихо Браге, Кеплер). Специфика астрономических исследований. Астрономические наблюдения в древности. Астрономия как основа и венец естественнонаучных знаний.

Первые телескопические наблюдения Галилея. Роль телескопа и его характеристики: проницающая способность и разрешение. Характеристики современных телескопов.

2.Основы сферической и практической астрономии.

Звёзды и созвездия. Небесная сфера и её основные элементы. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Звёздные карты. Вид звёздного неба на различных широтах. Кульминация светил. Теорема о полюсе мира. Связь высоты и зенитного расстояния светила в кульминации с его склонением и географической широтой наблюдателя. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Смена сезонов года и тепловые пояса. Движение Луны и смена лунных фаз. Условия наступления, типы и периодичность лунных и солнечных затмений.

Понятие о звёздном, истинном и среднем солнечном, поясном, декретном, летнем и зимнем времени. Линия смены даты и её учёт в счёте суток. Прошлое, настоящее и будущее календаря.

3.Строение Солнечной системы.

Развитие представлений о строении мира. Гелиоцентрическая система мира.

Видимое движение планет Солнечной системы. Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет.

Законы Кеплера - законы движения небесных тел. Закон всемирного тяготения. Движение материальной точки под действием сил притяжения(задача двух тел). Обобщение и уточнение законов Кеплера Ньютоном. Космические скорости на поверхности небесных тел. Движение искусственных спутников и автоматических межпланетных станций.

Методы определения расстояний до тел Солнечной систем и размеров небесных тел(определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы) .

4. Физическая природа тел Солнечной системы.

Солнечная система - комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля- Луна. Физическая природа Луны. Причины возникновения приливов и их влияние на движение небесных тел.

Физические свойства планет земной группы: Меркурия, Венеры, Марса. Физические свойства планет-гигантов: Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Особенности системы Плутон-Харон. Плутино и пояс Койпера.

Малые тела Солнечной системы. Астероиды и метеориты.(закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры(открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, кометы и пояс Койпера и облако Орта, метеоры и болиды, метеорные потоки, Кентавры).

5. Солнце и звёзды.

Понятие об астрофотометрии. Освещённость и звёздная величина. Шкала звёздных величин.

Звёзды. Определение расстояний до звёзд. Определение звёздных характеристик: температуры, светимости, размеров, массы, плотности. Диаграмма «температура-светимость», её физический смысл.

Солнце как звезда: общие сведения, внутреннее строение, атмосфера, источник солнечной энергии. Солнечная активность, солнечно-земные связи.

Химический состав звёздного вещества. Физические свойства звёздного вещества. Внутризвёздное равновесие давлений. Температура в недрах звёзд. Источники энергии излучения звезды.

Пространственные скорости звёзд(собственные движения и тангенциальные скорости звёзд, эффект Доплера-Физо и определение лучевых скоростей звёзд).

Переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды.

Эволюция и конечные стадии эволюции звёзд: белые карлики, нейтронные звезды, чёрные дыры.

6. Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика (состав - звёзды и звёздные скопления, туманности, межзвёздный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звёзд в ней; радиоизлучение). Другие галактики ( открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной»). Космологические модели Вселенной. Происхождение и эволюция звёзд и планет. Космогонические гипотезы и современные представления о происхождении планет. Жизнь и разум во Вселенной.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

1.Предмет астрономия.

Практическая работа №1. Устройство телескопа

2.Основные вопросы практической астрономии.

Решение задач:

На взаимосвязь различных единиц расстояний до небесных тел.

На построение основных элементов небесной сферы.

На расчёт высоты светила в кульминациях.

На всемирное, поясное, летнее, зимнее время.

Практическая работа №2. Обзорные наблюдения звёздного неба.

Практическая работа №3. Графическое построение основных элементов небесной сферы.

Практическая работа №4. Определение сезонной зависимости угла падения солнечных лучей в местный полдень на земную поверхность.

3.Строение Солнечной системы.

Практическая работа №5. Конфигурации и условия видимости внешних и внутренних планет.

Решение задач:

на определение сидерического и синодического времени.

на применение закона всемирного тяготения и законов Кеплера

Практическая работа №6. Взаимосвязь между силой тяжести и силой тяготения

4.Природа тел Солнечной системы.

Практическая работа № 7.

Изучение методов оценки расстояний до различных тел.

Решение задач:

На определение физических характеристик Луны.

На нахождение физических характеристик планет Солнечной системы.

На определение характеристик малых тел Солнечной системы.

5. Солнце и звёзды.

Решение задач:

На связь звёздных величин небесных тел с их относительной яркостью и приходящей от них энергии.

На определение физических характеристик звёзд ( размеров, массы, светимости, абсолютной величины); расстояний до звёзд.

6. Строение и эволюция Вселенной.

Практическая работа № 8.

Определение лучевой скорости движения небесного тела по эффекту Доплера.

Практическая работа №9.

Определение расстояний до звезды и её тангенциальной скорости.

Решение задач на определение скоростей звёзд.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

3.1. Методы, формы и технологии организации учебного процесса.

В данной программе учитывается гуманизация обучения, ориентированная на личность и максимально возможное развитие человеческих способностей. Используется интегрированный и дифференцированный подход в обучении. При подготовке к городским, областным и другим олимпиадам используются технологии успешности учащихся. Хорошо работают приёмы оптимизации педагогического процесса, направленные на развитие личности ученика и её индивидуальность. Воспитанники ориентированы на проведение исследований; применение информационных технологий; успешно работают над проектами.

В работе с детьми подросткового возраста важно активное применение методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям, развитие познавательной активности детей)

Основными методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

Персептивные методы (передача и восприятие учебной информации): словесные (рассказ, беседа, лекция, диалог); наглядные (демонстрация, художественные, графические, символические); практические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент), аудиовизуальные - сочетание словесных и наглядных методов, кино-, видео-, DVD и другие.

Логические методы (организация и осуществление мыслительных операций): индуктивный и дедуктивный, сравнение, аналогия, анализ, абстрагирование, конкретизация, обобщение, систематизация.

Гностические методы (по характеру познавательной деятельности) :информационно рецептивные, индуктивно рецептивные, проблемное изложение, эвристическая беседа, частично поисковый, исследовательский.

Методы организации учебно-познавательной деятельностью: работа под руководством педагога или воспитанника, оказание дозированной помощи ( с опорой, конспектом, алгоритмом), самостоятельные работы.

Методы мотивации и стимулирования.

Методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии).

Методы интеллектуального стимулирования( «мозговой штурм», выполнение творческих заданий).

Методы эмоционального стимулирования (опора на жизненный опыт, создание ситуации успеха)

Наиболее оптимальными формами организации учебных занятий могут быть следующие формы:

  • игра (путешествие, имитация, сюжетно-ролевая игра)

  • экскурсия

  • демонстрация, иллюстрация

  • соревнование, беседа с игровыми элементами

  • научное исследование

  • проектирование

  • диалог

  • решение проблемы

  • поиск

  • диспут

  • групповая работа

Основные формы контроля:

  • педагогическое наблюдение

  • собеседование

  • тестирование знаний на входном, промежуточном и итоговом этапах реализации программы

  • результативность участия в олимпиадах и конкурсах

Педагогические технологии:


  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

  • Групповые технологии.

  • Игровые технологии развития диалогической речи дошкольников ( Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

  • Технологии развития творческих способностей (Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, А.Романова).

  • Технологии развития познавательных способностей (А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн).

  • Проблемная

  • Дебаты

  • разноуровненное обучение

личностно- ориентированное обучение

3.2. Перечень дидактических материалов.

1.Карта звёздного неба (настенная).

2. Таблицы по астрономии.

3. Карты звёздного неба с накладным кругом (раздаточный материал).

4. Небесное лото (игра).

5. Раздаточный материал по темам занятий.

6. Игры по учебной тематике.

7. Материалы по разработкам занятий.

8. Астрономическое домино.

9. Г.М Игры и рассказы о космосе.

10.Подвижная карта звездного неба.

11.Компьютер, проектор для показа видеопрограмм.

12.Телевизор, видеоплеер для показа видеофильмов, мультфильмов.

13.DVD - диски с программами и фильмами.

14.Фотографии.

15.Аппарат «Звездное небо».

16. Телескопы.

17. Армиллярная сфера.

18. Карточки с заданиями.

19. Контрольные задания.

20. Тесты. Викторины.

. 21.Набор кроссвордов.

22. Компьютерные игры на астрономическую тему.

DVD Video

«Космическая одиссея». Путеводитель по Галактике.

«Машина времени. Из прошлого через настоящее в будущее».

«Космос. Грандиозное путешествие в глубины Вселенной».

«Планеты» 4 диска.

«Тайны космоса. Вселенная». 5 дисков.

.«Черные дыры».

«Путешествие на край Вселенной».

«Все о космосе». Часть 1,2.

«Путешествие капли воды"

Компакт - диски

«Открытая астрономия.2,6».

«Познавательная коллекция. Русский космос».

«Астрономия». Уроки открытого колледжа.

«Космос». Исчерпывающее руководство.

«Астрономия». Энциклопедия школьника.

«Астрономия». Большая энциклопедия школьника.

«Космос и Вселенная». Своими глазами.

«Занимательная астрономия».

3.3. Средства, необходимые для реализации программы.

Перечень материалов, инструментов, оборудования

Подвижная карта звездного неба.

Компьютер.

Проектор для показа видеопрограмм.

Телевизор.

Видеоплеер для показа видеофильмов, мультфильмов.

Аппарат «Звездное небо» (минипланетарий).

Телескопы.

Армиллярная сфера.

Глобусы Земли и Луны.

Ксерокс.




IV. ЛИТЕРАТУРА:

Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Закон Московской области от 27 июля 2013 г. № 94/2013- ОЗ «Об образовании»

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 729-Р)

5. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 1726-Р)

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009.

7. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н.

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» (вступило в силу 03 октября 2014 г.)

Для педагога:

1. Левитан Е.П. Астрономия-11. М., Просвещение, 2006.

2.Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-11.М., Просвещение, 2008.

3. Г.И.Малахова, Е.К.Страут. Дидактический материал по астрономии. М., Просвещение, 1989.

4. Мур П. Астрономия с Патриком Муром. М., ФАИР-ПРЕСС, 1999.

5.Бери А. Краткая история астрономии. М.,ОГИЗ,1946.

6. Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут «Астрономия. 11 класс» «Дрофа». М.,2005, 7.А.В.Засов, Э.В. Кононович «Астрономия 11класс» «Просвещение» . Москва 1993., 8.Е.П.Левитан «Астрономия 11 класс» «Просвещение» Москва 2002.

Задачники: Г.П.Субботин «Сборник задач по астрономии 10-11 класс(задания, тесты, упражнения)» «Аквариум» Москва 1997, Г.И.Малахова, Е.К.Страут «Дидактический материал по астрономии» «Просвещение» Москва 1989.

Дополнительная литература:

1. М.Ю.Шевченко «Школьный астрономический календарь на 2011-2012 учебный год. «Дрофа» Москва 2011.

2.М.Я.Цофин «Астрономия» «Харвест» Минск 1998

3. Дэвид Харди «Атлас Вселенной» «Ридерз Дайджест» Испания 2001,

4.Жанлука Рациони «Космос. Сверхновый атлас Вселенной» «Эксмо» Москва 2007,

5. Сью Беклейк «Наглядный словарь .Вселенная» «Дорлинг Киндерсли» Лондон-Нью-Йорк-Штутгард-Москва 1999,

6.Н.П.Ерпылёв «Энциклопедический словарь астронома» «Педагогика» Москва1985, 7.Я.И.Перельман «Занимательная астрономия» «ВАП» Москва 1994,

8.Г С.Франтов «Занимательная геофизика» «Недра» Москва 1987,

9.А.А.Воротников «Астрономия» «Валев» Минск 1995.

10.Джеймс Трефил «200 законов мироздания», «Гелеос», Москва 2007.

11. Н.Я.Дорожкин «Я познаю мир. Астрономия», АСТ-Астрель, Москва 2009.

12. Б.А.Воронцов-Вельяминов Е.К.Страут. Астрономия. 11класс. «Дрофа». Москва 2005.

13. А.В.Засов, Э.В.Кононович. Астрономия. 11класс.»Просвещение». Москва 1993.

14. Е.П.Левитан. Астрономия. 11класс. «Просвещение». Москва 2002.

15. Г.П.Субботин. Сборник задач по астрономии. 10-11класс.(задания, упражнения, тесты). «Аквариум». Москва 1997.

16. Г.И.Малахова, Е.К.Страут. Дидактический материал по астрономии. «Просвещение». Москва 1989.

17. М.Ю.Шевченко.Школьный астрономический календарь на 2012\2013 учебный год . «Дрофа». Москва 2012.

18. М.Я.Цофин. Астрономия. «Харвест». Минск 1998.

19.Жанлука Ранцини .Космос.Сверхновый атлас Вселенной..»Эксмо».Москва2007.

20.Н.П.Ерпылёв. Энциклопедический словарь юного астронома. «Педагогика». Москва1980.

21.Я.И.Перельман. Занимательная астрономия. «ВАП». Москва.2004.

22.Н.И.Невская. Петербургская астрономическая школа. «Наука». Ленинград.1984.

23.Л.С.Хренов. Время и календарь. «Наука». Москва 1989.

24.Д.Хауз Гринвичское время..»Мир». Москва1983.

25.Г.С.Франтов. Занимательная геофизика. «Недра». Москва1987.

26.А.А.Воротников. Астрономия. «Валев». Минск2005.

27.Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе». «Лист».Москва 1999.

28.Жан-Поль Трашье, Брюно Даверсен «Популярная астрономия. Звёздными тропами». «Мир книги». Москва 2004.

29.А.П.Попова «Занимательная астрономия» «Ком книга». Москва 2005.

30. Джеффри Корнелиус «Звёздное небо» Москва 2000.

31. ВЕГА. Международный проект «Венера-Галлей». Центр управления полётом.1985.

32.А.Н.Томилин «Занимательно об астрономии». «Просвещение». Москва. 2009.

Для родителей:

1. М.Ю.Шевченко «Школьный астрономический календарь на 2011-2012 учебный год. «Дрофа» Москва 2011.

2.М.Я.Цофин «Астрономия» «Харвест» Минск 1998

3. Дэвид Харди «Атлас Вселенной» «Ридерз Дайджест» Испания 2001,

4.Жанлука Рациони «Космос. Сверхновый атлас Вселенной» «Эксмо» Москва 2007,

5. Сью Беклейк «Наглядный словарь .Вселенная» «Дорлинг Киндерсли» Лондон-Нью-Йорк-Штутгард-Москва 1999,

6.Н.П.Ерпылёв «Энциклопедический словарь астронома» «Педагогика» Москва1985, 7.Я.И.Перельман «Занимательная астрономия» «ВАП» Москва 1994,

8.Г С.Франтов «Занимательная геофизика» «Недра» Москва 1987,

9.А.А.Воротников «Астрономия» «Валев» Минск 1995.

10.Джеймс Трефил «200 законов мироздания», «Гелеос», Москва 2007.

11. Н.Я.Дорожкин «Я познаю мир. Астрономия», АСТ-Астрель, Москва 2009.

12.Справочник юного капитана космического корабля.

Для детей:

1. М.Ю.Шевченко «Школьный астрономический календарь на 2011-2012 учебный год. «Дрофа» Москва 2011.

2.М.Я.Цофин «Астрономия» «Харвест» Минск 1998

3. Дэвид Харди «Атлас Вселенной» «Ридерз Дайджест» Испания 2001,

4.Жанлука Рациони «Космос. Сверхновый атлас Вселенной» «Эксмо» Москва 2007,

5. Сью Беклейк «Наглядный словарь .Вселенная» «Дорлинг Киндерсли» Лондон-Нью-Йорк-Штутгард-Москва 1999,

6.Н.П.Ерпылёв «Энциклопедический словарь астронома» «Педагогика» Москва1985, 7.Я.И.Перельман «Занимательная астрономия» «ВАП» Москва 1994,

8.Г С.Франтов «Занимательная геофизика» «Недра» Москва 1987,

9.А.А.Воротников «Астрономия» «Валев» Минск 1995.

10.Джеймс Трефил «200 законов мироздания», «Гелеос», Москва 2007.

11. Н.Я.Дорожкин «Я познаю мир. Астрономия», АСТ-Астрель, Москва 2009.

12. Справочник юного капитана космического корабля.







© 2010-2022