- Преподавателю
- Астрономия
- Методическая разработка недели космонавтики
Методическая разработка недели космонавтики
Раздел | Астрономия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фомина Н.В. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Объявление
Внимание!!!
12 апреля в … школе состоится старт … космических кораблей к звезде Капелла (созвездие Возничего)
Условия полета
-
Каждая группа космонавтов (класс с 7 по 11) должна выставить экипаж корабля в составе 5 человек: командир (он же астронавигатор), кибернетик, связист, психолог, врач-биолог, специалист по внеземным цивилизациям. Все остальные члены группы - БПК (Блок Памяти Корабля). Списки экипажа сдать в Штаб управления полетом не позднее 9-00 11 апреля.
-
БПК имеет право подготовить дублеров экипажа. Количество замен в экипаже - по одной на специальность. Ввод дублеров производится только с согласия командира.
-
Подключение БПК на любой ступени полета увеличивает шансы экипажа на успех. Число подключений и количество ячеек «памяти» не ограничено.
-
В перерывах между конкурсами экипажам предлагаются спецзадания «Шанс!», за выполнение которых начисляются дополнительные баллы.
Программа полета
-
Испытание по проверке физической подготовки экипажей к полету (11 апреля)
-
Старт космических кораблей (12 апреля)
-
Соревнования среди кибернетиков в компьютерной игре «MISSION» для 9-11 классов и «UFO» для 7,8 классов (16 апреля)
-
Конференция по проблеме внеземных цивилизаций для 9-11 классов (18 апреля)
Таблица результатов
Экипаж
место
Спорт!
Старт!
кибернетика
ВЗЦ
ШАНСЫ
Э
БПК
Э
БПК
I
II
III
Оформление стенда
Старт космических кораблей
Оформление: черные шторы со звездами, между ними макет космического корабля, запись момента старта, опыт с зажигательной водой (0,3 г порошка Al, 1,5 г растертого кристаллического йода, вода)
-
Вступление ведущего (командира Штаба управления полетом)
Зажегся день 12-й апреля,
Веселый, хлопотливый, молодой.
Снежок и быстрый разговор капели
Перемежаясь плыли над Москвой.
Братск вел монтаж, одолевая вьюгу,
Варилась сталь, шел уголь на-гора,
Широким фронтом, начиная с юга,
Поля атаковали трактора.
И в этот день, лучом весны согретый,
В день, что бессмертью руку подает
Гагарин Юрий из Страны Советов
Отправился в космический полет!
В нашей школе уже стало традицией - каждый год 12 апреля, вспоминая первый полет Юрия Гагарина, отправлять свои экипажи в космические дали. У нас прошел предварительный отбор экипажей, проверка их физической подготовки. Сегодня они удостаиваются чести совершить традиционный полет.
Выходит на сцену Хоттабыч:
- О юный из мудрейших! Я готов прокатить тебя на своем ковре-самолете - космическом корабле.
Ведущий: Значит, дорогой Хоттабыч, мы совершим путешествие в космос на твоем корабле?!
Хоттабыч: Непременно, мой юный друг. Причем к любой планете Солнечной системы. И не только. Мы можем взять курс и к другим небесным объектам, например, к комете Галлея.
Ведущий: Вот это здорово!
Хоттабыч: Да, но на наш ковер-самолет, в наш космический корабль иы должны пригласить ребят 7-11 классов.
Ведущий: А почему именно их?
Хоттабыч: Потому, что они прекрасно справились со вчерашними испытаниями, имеют хорошие знания по предметам.
Ведущий: Но, Хоттабыч, на космический корабль ты приглашаешь так много ребят, что он из-за большой массы не наберет нужную скорость и мы не оторвемся от Земли…
Хоттабыч: Спокойно, мой друг! Наш корабль у поверхности Земли развивает скорость 12 км/с.
Ведущий: Тогда он непременно выйдет за пределы земного притяжения, ибо это больше, чем вторая космическая скорость, которая равна 11,2 км/с.
Хоттабыч: Не торопись! На обычное приглашение эти ребята могут не явиться. А прибудут они к нам по знаку, который я дам «зажигательной» водой.
Ведущий: Водой? Но вода враг огня.
(Хоттабыч проделывает опыт)
Ведущий: О чудо!
(В это время на сцену выбегают участники полета и располагаются за столами)
Хоттабыч: О, мудрейшие ученики! Я пригласил вас, чтобы вместе совершить космический полет. Но вы должны нас ознакомить с солнечной системой.
(Представление команд: каждая команда названа именем планеты солнечной системы, называет себя и рассказывает об этой планете).
Ведущий: Дорогой Хоттабыч! Хочется скорее в путешествие. Беседу о космосе лучше продолжим в корабле во время полета.
(Звучит фонограмма старта космического корабля)
Хоттабыч: Мы уже в космосе, высоко, высоко над Землей.
Ведущий: И чуть видны,
Размытые немножко,
Как отраженье звезд
Огни Земли…
Они мерцают
От тебя вдали.
(Ведущий садится за стол жюри)
Центр управления полетом вызывает на связь капитанов кораблей:
-
Вызывается на связь командир экипажа «Марс»; «Как прошел старт? Что чувствовали?»
-
Командир экипажа «Венера» ответьте «Вы вышли на космическую орбиту вокруг Земли? В каком состоянии двигатели?»
-
Командир экипажа «Юпитер» на связь «Что чувствует экипаж на орбите?»
-
Вызывается на связь командир экипажа «Нептун»: «Как переносите невесомость?»
-
Командир экипажа «Луна» на связь: «Что значит невесомость?»
-
Вызывается на связь командир «Меркурия»; «Что видите в иллюминаторе»
Центр управление полетом приказывает закончить орбитальный полет. Берм курс на звезду Капелла. Капитаны получите задание. (задание 1)
В центр управления полетом поступили радиограммы от неизвестных цивилизаций. Радисты помогите расшифровать послание. (задание 2)
На пути к далекой звезде Капелла вам могут повстречаться планеты, на которых возможна жизнь, тогда ученым-биологам потребуется определить формы жизни. Да и на корабле много проблем, которые не решить без биолога. На связь вызываются биологи кораблей. (задание 3)
Последний сеанс связи с психологами кораблей. Вы достаточно долго находитесь в полете и еще возвращение домой не скоро. Каков психологический климат в экипаже, как удается избегать стрессов, конфликтов? (задание 4)
Итак, космический корабль успешно стартовал и продолжает свой полет, а центр управления полетом на время прерывает связь. Следующий выход на связь с кибернетиками 16 апреля в компьютерном отсеке корабля, а 18 апреля после возвращения экипажей из полета соберемся в зале на конференцию по проблеме «Есть ли жизнь вне Земли?». Может наши экипажи встретят братье по разуму на далеких космических просторах. Предварительная связь уфологов с консультантом по внеземным цивилизациям … состоится 15,16,17 апреля по линии УКВ после 14 часов. Всего доброго! До встречи!
Конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
План
-
Вступительное слово о значении проблемы внеземных связей, выступление уфологов экипажей (35 минут)
-
Представление жюри и объяснение председателем жюри условий конкурса. (5 мин)
-
Проведение конкурса команд (20 мин)
-
Творческое задание капитанам (15 мин)
-
Обзор научно-фантастической литературы (10 мин)
-
Подведение итогов недели и награждение (10 мин)
Условия конкурса
-
Каждая команда получает по 2 вопроса (любые по вращению барабана)
-
Экипаж имеет право 1 раз воспользоваться помощью БПК.
-
Для обдумывания каждого вопроса команде дается 2 минуты, на творческое задание 5 минут, команды готовят творческое задание одновременно.
Вступительное слово
В один из весенних дней 1959 года американский астроном Фрэнк Дрейк, сидевший у пульта радиотелескопа, поднял тревогу: - Ого! Во Вселенной мы не одни! Есть четкий сигнал!»
Но увы перепроверка показала, что «имел место компьютерный сбой». Сенсация не состоялась. Астроном получил болезненный нервный срыв. Еще бы: он мечтал первым обнаружить признаки разумной жизни во Вселенной.
Мы на краю бесконечной пропасти Вселенной. Там, в непредсказуемой ее глуби, другие миры, другие цивилизации, они жаждут встречи с нами. Мы ищем пути общения.
В космическом пространстве тянутся навстречу друг другу руки далеких соседей в жажде сомкнуться. Дотянутся ли?...
В 1972 году земляне с помощью двух автоматических станций «Вояджер» и двух «Пионеров» (10 и 11) отправили в космическое пространство послание нашей планеты. На золотых пластинках изображение обнаженных мужчины и женщины, схема нашей Солнечной системы, 50 звуковых записей, 118 фотографий пытаются передать облик Земли черты и звуки нашей жизни. На 55 языках Земли звучит обращенная к неизвестному адресату фраза: «Здравствуйте, приветствуем вас!»
1977 год. Опять «Ого!» - воскликнул сигнал превышающий уровень обычного радиофона в 30 раз. Всего лишь минуту длился сигнал внеземного маяка.
Радиосигналы США и СССР исследуют небо в надежде принять разумные сигналы других цивилизаций: эта программа называется СЕТИ (напоминает название звезды τ Сеti (Тау Кита), от которой был как будто получен сигнал в 1959 году.
Сегодня мы узнаем о нескольких случаях контакта с внеземными цивилизациями, о доказательствах того, что Землю посещали инопланетяне и какие памятники они оставляют после себя землянам, узнаем о различных гипотезах возможности жизни во Вселенной.
а) О СЕТИ - «Загадки звездных островов» с. 135
б) А может быть все таки не радио - там же с. 147
в) Кометы - колыбель вирусов и бактерий - «Вам строить звездолеты» с. 157
г) Где же еще в Солнечной системе может быть жизнь?»
д) Поиск жизни на Марсе - там же с. 115
е) Жизнь внутри небесных тел -«Загадки звездных островов» с. 200
ж) Луна - искусственный спутник Земли - заметка из газеты «КП»
Но жизнь может существовать не только в Солнечной системе, которая является крупинкой Вселенной, но и в соседних планетных системах нашей Галактики (Млечного пути), в соседних галактиках. Но чтобы ее обнаружить, нужно создать белее современные звездолеты с плазменными, фотонными, лазерными двигателями и достичь скоростей близких к скорости света, чтобы за несколько лет можно было достичь ближайших к нам звезд.
А может существуют цивилизации обогнавшие нас в развитии и они попытаются установить с нами связь. Существует множество тому доказательств.
а) Над пропастью во ржи - журнал «Чудеса и приключения» 7/94
б) Звездная карта на хлебных полях - ЧП 12/95
в) Памятник на тысячалетия? - «Загадки звездных островов с. 154
II. Конкурс команд
-
Командиры садятся вокруг барабана и крутят по очереди, берут вопрос (приложение)
-
Творческие задания
III. Обзор научно-фантастической литературы (библиотекарь с/библиотеки)
IV. Во время подготовки творческих заданий задания болельщикам:
-
Найди ошибку
«Близился самый ответственный момент путешествия - корабль шел на посадку. Генка осмотрелся. Все были заняты своими обязанностями, никто ни на кого не смотрел. Генка проскользнул в аварийную камеру, надел скафандр, пристегнул парашют…Открыл аварийный люк, несколько мгновений колебался, затем закрыл глаза и шагнул в зияющую бездну. Услышав щелчок раскрывшегося парашюта, облегченно вздохнул и раскрыл глаза. Прилунился Генка на плоскогорье. Была ночь, но огромная Земля, в 2 раза превышающая своими размерами видимый с Земли лунный диск, плыла в черном небе Луны. Генка поискал глазами корабль. В бинокль он отчетливо видел, как корабль после небольшой пробежки остановился километра за 4…»
-
Попробуйте расшифровать названия научно-популярных романов
-
«Мальчик с Луны» - К. Булычев «Девочка с Земли»
-
«Побежденный» - Лем Станислав «Непобедимы»
-
«Минута коровы» - Ефремов И. «Час быка»
-
«Космические миры» - Дж. Лукас «Звездные войны»
-
«Путешествие в середину Луны» - Ж. Верн « Путешествие к центру Земли»
-
«Шестеро на корабле» - Мошковский «Пятеро в звездолете»
Заключение
Закончилось наше путешествие к звезде Капелла, экипажи благополучно вернулись на Землю. С программой полета все справились. Пока жюри подсчитывает балл и выявляет экипаж - победитель, мы вспомним тех, без кого наш полет был бы невозможен. В первую очередь командира центра подготовки космонавтов, благодаря которому все наши космонавты, имея хорошую физическую подготовку, справились с перегрузками и невесомостью. Благодарим его за помощь! (вручаем приз ученику, который готовил и проводил первое мероприятие недели «Проверка физической готовности»)
Во-вторых, вспомним, кто нас отправлял в полет 12 апреля - командир центра управления полетом … (вручаем приз).
А на ракетах чьей конструкции мы отправлялись в путешествие? Конечно, не обошлось без кропотливого труда нашего главного конструктора Сергея Павловича … (на экране появляется портрет С. П. Королева). Каких 3 букв не хватает в этой фамилии? Конечно, «сте», так как это Сергей Павлович Коростелев сконструировал для нас космический корабль. (вручаем ему приз).
А так же надо не забыть, что мы не смогли бы воспользоваться ни одним шансом, если не было наших журналистов-комментаторов космической связи (вручаем приз).
А теперь экипажам необходимо выявить без кого бы они пропали в космическом пространстве, кто же был «мозгом» вашего корабля? (вручается книга самому эрудированному).
Ну, а теперь выясним, кто же у нас лидирует? Слово предоставляется жюри.
За первое место в соревновании члены экипажа награждаются авторучками Ван де Кампа. На кончике этой ручки был открыт спутник одной из ближайших звезд - летящей звезды Бернарда. Вспомните, что Нептун Леверье тоже открыл «на кончике пера». Может и вам с помощью этой знаменитой ручки удастся открыть планету, на которой существуе жизнь.
За второе место члены экипажа получают по знаменитому яблоку. С той самой яблони, с которой упало яблоко на голову Исаака Ньютона и послужило толчком для открытия закона Всемирного тяготения. Бросайте это яблоко на свою голову и вам придут в голову гениальные идеи.
А за третье место члены экипажа получают счастливые билеты на космический корабль, который стартует 12 апреля следующего года с нашего космодрома. Сохраните его и вам в следующем году достанется 1 место.
Но это еще не все призы. В наших конкурсах принимали участие и ячейки памяти корабля. Каждая ячейка получает в подарок по целой планете, правда на палочке (чупа-чупс). Самые активные были ячейки памяти корабля … , командиру и членам экипажа предоставляю право раздать эти призы.