• Преподавателю
  • Астрономия
  • Статья: «Без упреков и обид» О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени обучения

Статья: «Без упреков и обид» О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени обучения

Статья под названием: Без упреков и обид» О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени             обучения. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития...
Раздел Астрономия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данова Динара Тойганбековна, учитель биологии КГУ «Средняя школа имени Каныш Сатпаева» г.Есик,Енбекшиказахский район

«Без упреков и обид»

О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени обучения.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Перевод из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни

ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к

новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к

новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с

учителями.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами.

Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля - вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают "живые" уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: "Отвечаем только с поднятой рукой!", "Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно". К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: "Молодец! Пять" или "Неверно! Три".

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 - 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет .

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Ещё одна проблема: нескоординированность требований

программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в

самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот

корень проблемы снижения успеваемости учащихся. Именно когда по

системе созданы учебно-методические комплекты для 5 - 6 классов,

которые обеспечивают преемственность - взаимосвязь разных этапов

обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На

всех этапах действуют единые цели, задачи, дидактические принципы,

типические свойства методической системы, модифицируясь с учётом

возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все

эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в

характере отношений, в системе изучения результативности и в

организационных формах. Безусловным достижением современного

обучения в 5 классе является существенное обогащение его

содержания. Те знания, которые ученик получил в начальной школе

закрепляются и ещё более углубляются в основном звене школы.

Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой

педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема

разорванности образования, а осуществлялась непрерывность и

преемственность, необходимо, чтобы: учителя- предметники, которые

будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу,

учебники и методики для начальных классов и для среднего звена по

предмету, ответили на вопрос, с какого старта начнут использовать

возможности своего учебного предмета для дальнейшего развития,

обучения и воспитания учеников.

По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5

классов. Что это даст? Будущие учителя-предметники в течение года

достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса

познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом

каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги .

Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков

своего предмета, т.е. провести кратковременную стажировку в классе,

где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с

детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого

конкретного учителя начальных классов будет «наследовать»

конкретный учитель средней школы.
Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно

составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса. А также вместе

составлять анализы и корректировать дальнейшую совместную работу.

© 2010-2022