Роль преподавателя в системе управления качеством образования



Роль преподавателя в системе управления качеством образования

 Роль преподавателя в системе управления качеством образования

 

 В системе управления качеством образования возрастает роль преподавателя. Особенно велика роль преподавателя истории в последнее десятилетие, в меняющихся общественно - политических, экономических, социальных условиях. Любой столкнувшийся с каким - нибудь изменением, должен понимать и уметь с ним справляться. Добиться более высоких, качественных результатов учитель  истории может, если умеет определять результативность занятия в целом и наиболее значимых тем, аспектов, способов познавательной деятельности, гарантирующих углубление интереса школьников к изучению истории, прогнозировать, проектировать и моделировать те качества учащегося, которые он предполагает увидеть по окончании процесса его обучения.

 Насколько полно, последовательно, эффективно удается учителю подойти к намеченным целям, выясняется в процессе наблюдения и анализа учебного занятия. Поэтому считаем, что и руководителям, и учителям будет полезно познакомиться со схемой анализа урока кафедры методики преподавания истории и обществознания МПГУ.

( Методические рекомендации к педагогической практике для студентов исторического факультета. МПГУ, 1994, с. 16-31 и 44 - 45.)

                  

              СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.

 

1. Тема урока; место урока в теме, курсе.

2. Цель урока, его образовательно-воспитательные задачи.

3. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени.

4. Содержание и методика проверки знаний и умений уч-ся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая   и самостоятельная работа, дифференцированные задания.

Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место. форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации уч-ся.

Результативность: качество ответов уч-ся. Дополнения, исправления, вопросы отвечающим, рецензирование; активность класса;

количество опрошенных, оценка работы уч-ся - итоги.

5. Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с ранее изученной; перспектива для последующего изучения материала, включение уч-ся в познавательную деятельность - выполнение заданий, ответы на вопросы.

6. Содержание и методика изучения нового материала. Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания возрастным особенностям уч-ся ( объяснение, характеристика, сюжетное повествование и т.д.). Образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность, доступность и т.д.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней. Средства обучения: карта, картина, аппликация.

Приемы организации последовательной деятельности уч-ся. Тема и цель самостоятельного изучения уч-ся учебного материала. Характер познавательных   заданий, формулировка проблемных вопросов. Приемы: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности уч-ся.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности уч-ся на уроке. Соответствие методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам  урока, их оптимальное сочетание.

7. Содержание, методика и отбор материала для закрепления. Самостоятельная работа дифференцированного характера.

8. Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.

Литература:

1. Историческое образование в современной  России. Справочно-методическое пособие для учителей. М., Русское слово, 1997г.

 

Материал подготовила методист УМК обществознания Ушакова О.А.

 



© 2010-2022