- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методический семинар по теме: Технология проведения бинарного урока
Методический семинар по теме: Технология проведения бинарного урока
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Согрешилина Е.А. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согрешилина Елена Александровна
заместитель директора по учебно - воспитательной работе, учитель начальных классов КГУ «Средняя общеобразовательная школа №9»,
г. Семей, ВКО
Методический семинар для учителей по теме:
«Технология проведения бинарного урока»
План проведения семинара:
Сроки проведения: 29 ноября 2014 года
Целевая аудитория: педагоги КГУ СОШ №9;
Цель: повышение педагогического уровня учителей школы;
Задачи:
-
Познакомить с современными средствами обучения и способами их использования в условиях современной школы;
-
Изучить методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса при проведении бинарных уроков;
-
Способствовать развитию сотрудничества педагогов школы
Продолжительность семинара: 2 часа.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- раздаточный материал;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Структура семинара:
9.00-9.05 -приветственное слово заместителя директора школы - Согрешилиной Е.А.
9.05 - 9.45 - теоретическая часть «Разберемся с понятиями»
9.45 - 10.30 - мастер - класс проведения бинарных уроков
10.35 - 10.45 - обмен мнениями.
10.50 - 11.00 - подведение итогов.
Ход семинара.
I. Теоретическая часть.
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться-
вот единственный путь учительской жизни.
К.Д.Ушинский
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.
Бинарные уроки - это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, когда урок ведут два учителя. Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, что способствует индивидуализации деятельности учащихся и их мыслительных операций.
Бинарный урок развивает у обучающихся навыки:
- самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
- развивает аналитические способности и изобретательность;
- обладает огромным воспитательным потенциалом;
Цель бинарного урока - создать условия практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий. Развитие мотивов обучения - необходимый показатель сформированности внутренней позиции школьника.
Для подготовки бинарного урока необходима своя система.
Формы проведения бинарного урока:
-
урок-лекция;
-
урок-семинар;
-
урок-зачет;
-
урок-пресс-конференция;
-
урок-практическая работа;
-
урок-путешествие;
-
урок-исследование;
-
урок-заседание редколлегии;
-
урок творческий отчет;
-
урок-викторина;
-
урок-конкурс;
-
урок-проект;
-
урок работы с ЭОР, урок на основе моделирования.
Методы проведения бинарных уроков:
-
наглядной передачи и зрительного восприятия;
-
стимулирования и мотивации;
-
проблемно-поисковый;
-
исследовательский.
Приёмы обучения:
-
беседа;
-
дискуссия;
-
наблюдение;
-
демонстрация;
-
фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
-
практическая работа.
Первым этапом у учителя должно появиться желание провести свой урок в межпредметной связи с другим предметом. В классно-урочной системе такие уроки не предусмотрены. Обоим педагогам необходимо не только определить совместный интерес в объединении своих дисциплин, но и сохранить стандарты по предмету.
На следующем этапе начинается совместное обсуждение имеющегося материала, из которого вытекает цель проведения урока. Это может быть урок изучения новой темы и внедрения информации в большом объеме, повторения материала предыдущих уроков, обобщение и систематизации знаний, закрепления или углубления пройденного материала, выявления причинно-следственных связей, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую, контроля знаний. Затем прорабатывается план, как два учителя могут быть задействованы на уроке, составляется структура урока и конспект.
Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.
Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся.
В плане урока отражаются:
Тема:
Цель: формирование системы знаний соответствующих умений и навыков.
Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).
Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.
1 фаза - материал разбирается на части:
а) подготовка (формирование у учащихся знаний).
б) работа с новым материалом.
2 фаза - контроль знаний.
3 фаза - упражнения (содержание практических работ).
Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.
При планировании бинарного урока нередко возникают такие трудности, как:
- Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока . Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.
- Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.
- Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.
- Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.
Опыт проведения бинарных уроков выявляет затруднения учащихся, возникающие при изучении одних и тех же понятий в различных дисциплинах с одной стороны, а с другой стороны возникает необходимость проведения таких уроков.
На бинарных уроках возможно использование информационных технологий которые можно представить как:
-
демонстрацию природных явлений и процессов, позволяющую выявить основные закономерности и усвоить основные понятия;
-
выявление закономерностей природных явлений и процессов, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (фронтальные или парные практические работы);
-
моделирование природных явлений и процессов, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности (фронтальные практические работы);
-
проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности (индивидуальные практические работы);
-
работу в проектном режиме, активизирующую полученные знания и стимулирующую творческую и познавательную активность учащихся, включающую конструкторскую и исследовательскую деятельность (групповые или индивидуальные практические работы).
Что дает бинарное обучение?
1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.
Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.
Существенной особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).
2. Повышение познавательной и практической активности.
Активность - сознательно проявляемая потребность для достижения определенной цели.
Самостоятельность - способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.
Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.
При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.
3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.
Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала - самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке - необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым с
и т.д...............
Таким образом, интеграция - необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Хочется в заключении еще раз напомнить требования к бинарным (межпредметным) урокам:
-
Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.
-
Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.
-
Наличие единого методического пространства, тематического планирования.
-
Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
-
Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.
II.Практическая часть.
Участникам семинара представлены мастер-классы проведения бинарных уроков.
III. Обмен мнениями
IV. Подведение итогов. Рефлексия.