- Преподавателю
- Директору, завучу
- Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко А.С. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) обучаются дети из коррекционных классов и школ-интернатов, дети с диагнозом - легкая умственная отсталость.
Информация о контингенте о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и проживающих в общежитии ГБПОУ МО «СТТ» структурного подразделения г. Дрезна
Всего обучающихся - 54 человек
Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 51 чел.
Детей без статуса (домашних) - 3 человека (Алексей Л.., Анна Б., Люда С.)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (коррекц) - 52 чел
Проживающие дома - 6 чел. (Екатерина Н., Татьяна С., Кристина Б., Максим К., Анна Ф., Дима Д.)
Всего инвалидов - 7 чел. (Василисса Г., Марк Л., Анастасия С., Сергей П., Вадим Т., Паша У., Максим К.)
Всего в общежитии проживает - 45 человек
Дети с ограниченными возможностями здоровья (коррекц) - 44 чел.
Юношей - 24 человек
Девушек - 21 человек
Несовершеннолетних - 10 человека
Совершеннолетних - 35 человек
Круглых сирот - 16 человек
Без попечения родителей - 29 человек
Детей инвалидов - 7 человек
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С. Выготского).
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
-
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушением речи (логопаты);
-
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.
-
Дети с нарушением поведения и общения;
-
Дети с задержкой психического развития;
-
Дети с умственной отсталостью;
Умственно отсталым называют ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах.
Легкая умственная отсталость - наименьшая степень психического недоразвития и недоразвития когнитивных (познавательных) способностей, но она является наиболее ее распространенной формой.
Специальное профессиональное образование является одним из звеньев общей системы образования и обучения детей с легкой умственной отсталостью. Содержание такого образования необходимо для развития и социализации умственно отсталых детей в обществе. Обучение коррекционных детей осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей овладеть элементарными знаниями и навыками. Основной нашей задачей является привитие умений и навыков учебной деятельности, обучение профессии, развитие и становление всех сторон личности, формирование социализации и опыта самостоятельной жизни.
При обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные диагнозом.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения у таких детей складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива, снижена инициатива, самостоятельность, нарушена иерархия потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности. Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми, они сравнительно легко вступив в контакт, затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. имеют бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера. У одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других - чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения - проявление их личностной незрелости. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие. У умственно отсталых детей наблюдается определенная дисгармония в развитии элементарных и высших потребностей. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Так же у умственно отсталых детей отмечаются особенности проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. д.), неумение разобраться в ситуациях, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной агрессии, тревожности, нарушения поведения умственно-отсталых детей. Известно, что умственно-отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимость сопротивления ему.
В работе с умственно-отсталыми учащимися следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатопадобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами.
Современные данные и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни.
Ценностные ориентации сироты с умственными отклонениями существенно отличаются от таких ориентаций ребёнка из семьи. Наиболее важными для себя он считает материальные ценности. Понимание ряда наиболее распространённых нравственных категорий характеризуется низкой глубиной и осмысленностью. Особенно это касается таких ценностей как совесть, порядочность, долг, ответственность. Личностные особенности умственно-отсталых детей, детей-сирот не могут не отразиться на их адаптационном механизме. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности, снижающее качество последней, указывают на напряжённость либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечёт истощение внутренних резервов, а в конечном итоге дезадаптацию. Вследствие искажения полоролевых стереотипов и отсутствия чётких представлений о семье у таких детей проявляется неумение создавать семью.
Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что анализ природы дезадаптации умственно-отсталых детей-сирот, позволяет заключить, что она носит патогенный и социальный характер, связанный в первом случае с нарушениями в функционировании организма, во втором- с деформацией механизма внутренней поведенческой регуляции и состоящей в нарушениях норм социального поведения. Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к новым условиям учебной, трудовой деятельности и самостоятельной жизни умственно-отсталых детей-сирот важен мониторинг социализировванности и трудоустройства как интеграции в открытое общество, позволяющие своевременно осуществлять комплекс коррекционно-развивающих мероприятий. Сочетание психического недоразвития с аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений проявляется в склонности к агрессии, воровству, бродяжничеству, повышенной сексуальности, употреблению всевозможных ПАВ.
Итак, умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной степени изменяет социальное поведение человека.
При попадании ребенка в открытую социальную среду он переживают адаптационный стресс, общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями.
Для успешной адаптации необходимы важные умения и навыки:
- умение осознать требования и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение принимать и соблюдать правила жизни;
- умение общения и достойного поведения.
Социализация - это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация Я личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.
Показателями для мониторинга социализации учащихся являются:
- отсутствие отчислений из техникума 1 и 2 курсов, сохранение контингента;
- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
- снижение количества учащихся, состоящих на учете в КДН, отсутствие нарушений и правонарушений, совершенных учащимися, в том числе, выпускников;
- организация различных форм внеклассной работы;
- организация каникулярного отдыха учащихся (лагерь п. Сукко);
- занятость учащихся во внеучебное время;
- способность к межкультурному диалогу и уровень освоения социальных навыков и компетенций, воспитанность;
- учебная и внешкольная успешность (вечерняя школа, школа искусств, спортивный зал),
- ориентация на истинные ценности,
- культура общения и поведения,
- выполнение социальных норм, автономность,
- здоровый образ жизни,
- готовность личности к самоопределению (мотивация, знания, умения),
- динамика данных о трудоустройстве и продолжении образования;
Итак, нами было проведено исследование по методике доктора педагогических наук, профессора Михаила Иосифовича Рожкова для выявления социализированности воспитанников ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, по мнению Рожкова М.И. социализация включает в себя: социальную адаптированность, автономность, социальная активность, гуманистические нормы (нравственность). Каждая шкала выявляет свой коэффициент и уровень.
Коэффициент
Степень развития социальных качеств
От 3,3 до 4
Высокий степень
От 2,3 до 3,3
Средняя степень
До 2,3
Низкая степень
В совокупности эти четыре шкалы дают степень социализированности как считает Михаил Иосифович Рожков.
Коэффициент
Степень развития социализации
От 12 до 16
Высокий степень социализированности
От 8 до 12
Средняя степень социализированности
До 8
Низкая степень социализированности
Самый высокий уровень социализированности в группе № 48 «Садовник» 1 курс по всем показателям у Сергея П., воспитанника оставшегося обучаться по второй профессии, после двух лет обучения мальчик стал социально активный, безотказно помогает сверстникам и педагогам, является членом совета общежития, не бояться сделать замечания друзьям и одногруппникам.
Высоких показателей социализированности в группе № 38 «Садовник» 2 курс нет.
По второй диаграмме видно, что соотношение среднего и низкого уровня социализации в данной группе одинаково - 50%
Самый высокий уровень социализированности в группе № 47 «Маляр строительный» 1 курс у Дима Б., мальчик социально активный, участвует во всех мероприятиях, хотя такое социальное качество как автономность имеет не высокий результат. Низкий уровень социализированности имеет Паша У. и Марк Л.
В данной группе высоких показателей социализированности нет.
По второй диаграмме видно, что общая социализированность в группе № 37 «Маляр строительный» 1 курс это соотношение среднего и низкого уровня 50% на 50%
Самый высокий уровень социализированности в группе № 45 «Оператор швейного оборудования»
1 курс у Жанны П. и Ани Б. девочки социально активные, участвуют во всех мероприятиях, занимаются спортом. Аня Б. домашняя девочка, проживает с мамой в неблагополучной семье. Низкие показатели у Даниила К. и Жени К. Самый низкий уровень социализированности у Юли Б.
Низкий уровень социализации в группе № 45 1 курс составляет - 50%.
Высоких показателей социализированности в данной группе нет, но по второй диаграмме видно, что соотношение среднего и низкого уровня социализации в группе № 35 «Оператор швейного оборудования» 2 курс - 57,2% на 42,8%.
Общий уровень социализированности учащихся ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, по методике М.И. Рожкова, обратите внимание на диаграмму.
Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования воспитанника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития и взаимодействия педагогического коллектива.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность - основная функция личности, поэтому мы рекомендуем по возможности способствовать социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению им системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду, т.е. привитию этих качеств, а также осуществление контроля и выработки некой привычки к таким качествам. Это реализуется в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.
Говоря о интеграции детей с ОВЗ в открытое общество, нельзя пройти мимо трудоустройства наших деток, это еще один аспект социализированности воспитанников.
Обратите внимание на диаграмму ниже, мы проанализировали трудоустройство выпускников 2013г., тогда выпустилось всего - 31 человек.
Трудоустройство выпускников 2014г., всего выпустилось - 44 человека.
Прогнозируемое трудоустройство выпускников 2015г., выпускается всего - 31 человек.
Результаты трудоустройства наших выпускников не высоки, хотя педагоги ГБПОУ МО «СТТ» структурного подразделения г. Дрезна целенаправленно стараются максимально адаптировать и социализировать детей к самостоятельной жизни, но в силу психических, физических, наследственных и социальных возможностей наших детей, им необходима постоянная поддержка и непрерывный контроль труда и самоорганизации со стороны взрослых, сопровождение детей после выпуска.