• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья -  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.    Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом"...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ мониторинга социализации, адаптации и интеграции в открытое общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) обучаются дети из коррекционных классов и школ-интернатов, дети с диагнозом - легкая умственная отсталость.

Информация о контингенте о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и проживающих в общежитии ГБПОУ МО «СТТ» структурного подразделения г. Дрезна

Всего обучающихся - 54 человек

Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 51 чел.

Детей без статуса (домашних) - 3 человека (Алексей Л.., Анна Б., Люда С.)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (коррекц) - 52 чел

Проживающие дома - 6 чел. (Екатерина Н., Татьяна С., Кристина Б., Максим К., Анна Ф., Дима Д.)

Всего инвалидов - 7 чел. (Василисса Г., Марк Л., Анастасия С., Сергей П., Вадим Т., Паша У., Максим К.)

Всего в общежитии проживает - 45 человек

Дети с ограниченными возможностями здоровья (коррекц) - 44 чел.

Юношей - 24 человек

Девушек - 21 человек

Несовершеннолетних - 10 человека

Совершеннолетних - 35 человек

Круглых сирот - 16 человек

Без попечения родителей - 29 человек

Детей инвалидов - 7 человек

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С. Выготского).

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  3. Дети с нарушением речи (логопаты);

  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  5. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

  6. Дети с нарушением поведения и общения;

  7. Дети с задержкой психического развития;

  8. Дети с умственной отсталостью;

Умственно отсталым называют ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах.

Легкая умственная отсталость - наименьшая степень психического недоразвития и недоразвития когнитивных (познавательных) способностей, но она является наиболее ее распространенной формой.

Специальное профессиональное образование является одним из звеньев общей системы образования и обучения детей с легкой умственной отсталостью. Содержание такого образования необходимо для развития и социализации умственно отсталых детей в обществе. Обучение коррекционных детей осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей овладеть элементарными знаниями и навыками. Основной нашей задачей является привитие умений и навыков учебной деятельности, обучение профессии, развитие и становление всех сторон личности, формирование социализации и опыта самостоятельной жизни.

При обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные диагнозом.

Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения у таких детей складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива, снижена инициатива, самостоятельность, нарушена иерархия потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности. Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми, они сравнительно легко вступив в контакт, затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. имеют бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера. У одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других - чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения - проявление их личностной незрелости. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие. У умственно отсталых детей наблюдается определенная дисгармония в развитии элементарных и высших потребностей. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Так же у умственно отсталых детей отмечаются особенности проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. д.), неумение разобраться в ситуациях, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной агрессии, тревожности, нарушения поведения умственно-отсталых детей. Известно, что умственно-отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимость сопротивления ему.

В работе с умственно-отсталыми учащимися следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатопадобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами.

Современные данные и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни.

Ценностные ориентации сироты с умственными отклонениями существенно отличаются от таких ориентаций ребёнка из семьи. Наиболее важными для себя он считает материальные ценности. Понимание ряда наиболее распространённых нравственных категорий характеризуется низкой глубиной и осмысленностью. Особенно это касается таких ценностей как совесть, порядочность, долг, ответственность. Личностные особенности умственно-отсталых детей, детей-сирот не могут не отразиться на их адаптационном механизме. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности, снижающее качество последней, указывают на напряжённость либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечёт истощение внутренних резервов, а в конечном итоге дезадаптацию. Вследствие искажения полоролевых стереотипов и отсутствия чётких представлений о семье у таких детей проявляется неумение создавать семью.

Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что анализ природы дезадаптации умственно-отсталых детей-сирот, позволяет заключить, что она носит патогенный и социальный характер, связанный в первом случае с нарушениями в функционировании организма, во втором- с деформацией механизма внутренней поведенческой регуляции и состоящей в нарушениях норм социального поведения. Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к новым условиям учебной, трудовой деятельности и самостоятельной жизни умственно-отсталых детей-сирот важен мониторинг социализировванности и трудоустройства как интеграции в открытое общество, позволяющие своевременно осуществлять комплекс коррекционно-развивающих мероприятий. Сочетание психического недоразвития с аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений проявляется в склонности к агрессии, воровству, бродяжничеству, повышенной сексуальности, употреблению всевозможных ПАВ.

Итак, умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной степени изменяет социальное поведение человека.

При попадании ребенка в открытую социальную среду он переживают адаптационный стресс, общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями.

Для успешной адаптации необходимы важные умения и навыки:

- умение осознать требования и соответствовать им;

- умение устанавливать межличностные отношения;

- умение принимать и соблюдать правила жизни;

- умение общения и достойного поведения.

Социализация - это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация Я личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.

Показателями для мониторинга социализации учащихся являются:

- отсутствие отчислений из техникума 1 и 2 курсов, сохранение контингента;

- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;

- снижение количества учащихся, состоящих на учете в КДН, отсутствие нарушений и правонарушений, совершенных учащимися, в том числе, выпускников;

- организация различных форм внеклассной работы;

- организация каникулярного отдыха учащихся (лагерь п. Сукко);

- занятость учащихся во внеучебное время;

- способность к межкультурному диалогу и уровень освоения социальных навыков и компетенций, воспитанность;

- учебная и внешкольная успешность (вечерняя школа, школа искусств, спортивный зал),

- ориентация на истинные ценности,

- культура общения и поведения,

- выполнение социальных норм, автономность,

- здоровый образ жизни,

- готовность личности к самоопределению (мотивация, знания, умения),

- динамика данных о трудоустройстве и продолжении образования;

Итак, нами было проведено исследование по методике доктора педагогических наук, профессора Михаила Иосифовича Рожкова для выявления социализированности воспитанников ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, по мнению Рожкова М.И. социализация включает в себя: социальную адаптированность, автономность, социальная активность, гуманистические нормы (нравственность). Каждая шкала выявляет свой коэффициент и уровень.

Коэффициент

Степень развития социальных качеств

От 3,3 до 4

Высокий степень

От 2,3 до 3,3

Средняя степень

До 2,3

Низкая степень

В совокупности эти четыре шкалы дают степень социализированности как считает Михаил Иосифович Рожков.

Коэффициент

Степень развития социализации

От 12 до 16

Высокий степень социализированности

От 8 до 12

Средняя степень социализированности

До 8

Низкая степень социализированности

Самый высокий уровень социализированности в группе № 48 «Садовник» 1 курс по всем показателям у Сергея П., воспитанника оставшегося обучаться по второй профессии, после двух лет обучения мальчик стал социально активный, безотказно помогает сверстникам и педагогам, является членом совета общежития, не бояться сделать замечания друзьям и одногруппникам.

Высоких показателей социализированности в группе № 38 «Садовник» 2 курс нет.

По второй диаграмме видно, что соотношение среднего и низкого уровня социализации в данной группе одинаково - 50%

Самый высокий уровень социализированности в группе № 47 «Маляр строительный» 1 курс у Дима Б., мальчик социально активный, участвует во всех мероприятиях, хотя такое социальное качество как автономность имеет не высокий результат. Низкий уровень социализированности имеет Паша У. и Марк Л.



В данной группе высоких показателей социализированности нет.

По второй диаграмме видно, что общая социализированность в группе № 37 «Маляр строительный» 1 курс это соотношение среднего и низкого уровня 50% на 50%

Самый высокий уровень социализированности в группе № 45 «Оператор швейного оборудования»

1 курс у Жанны П. и Ани Б. девочки социально активные, участвуют во всех мероприятиях, занимаются спортом. Аня Б. домашняя девочка, проживает с мамой в неблагополучной семье. Низкие показатели у Даниила К. и Жени К. Самый низкий уровень социализированности у Юли Б.

Низкий уровень социализации в группе № 45 1 курс составляет - 50%.



Высоких показателей социализированности в данной группе нет, но по второй диаграмме видно, что соотношение среднего и низкого уровня социализации в группе № 35 «Оператор швейного оборудования» 2 курс - 57,2% на 42,8%.

Общий уровень социализированности учащихся ГБПОУ МО «СТТ» структурное подразделение г. Дрезна для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, по методике М.И. Рожкова, обратите внимание на диаграмму.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования воспитанника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития и взаимодействия педагогического коллектива.

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность - основная функция личности, поэтому мы рекомендуем по возможности способствовать социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению им системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду, т.е. привитию этих качеств, а также осуществление контроля и выработки некой привычки к таким качествам. Это реализуется в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.

Говоря о интеграции детей с ОВЗ в открытое общество, нельзя пройти мимо трудоустройства наших деток, это еще один аспект социализированности воспитанников.

Обратите внимание на диаграмму ниже, мы проанализировали трудоустройство выпускников 2013г., тогда выпустилось всего - 31 человек.

Трудоустройство выпускников 2014г., всего выпустилось - 44 человека.

Прогнозируемое трудоустройство выпускников 2015г., выпускается всего - 31 человек.

Результаты трудоустройства наших выпускников не высоки, хотя педагоги ГБПОУ МО «СТТ» структурного подразделения г. Дрезна целенаправленно стараются максимально адаптировать и социализировать детей к самостоятельной жизни, но в силу психических, физических, наследственных и социальных возможностей наших детей, им необходима постоянная поддержка и непрерывный контроль труда и самоорганизации со стороны взрослых, сопровождение детей после выпуска.



© 2010-2022