- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий заседания методического объединения
Сценарий заседания методического объединения
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прошакова Н.Ю. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Заседание школьного методического объединения
учителей начальных классов
«Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода»
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению».
В.Г. Белинский
Форма проведения: методический калейдоскоп
Дата проведения: 18 марта 2015 года
Всего членов МО: 7 человек
Присутствовало: 20 человек
Цель: показать фрагменты урока в системе деятельностного подхода в
условиях реализации ФГОС НОО для методических объединений
учителей основной школы.
Задачи:
-
Провести анкетирование педагогов основной и средней школы по вопросу «Готовность к введению ФГОС ООО».
-
Обобщить опыт педагогов школы первой ступени, работающих в системе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО.
-
Организовать сотрудничество школьного методического объединения учителей начальных классов и методических объединений учителей основной школы.
-
Спроектировать схемы-памятки к этапам урока в системе деятельностного подхода в рамках введения ФГОС ООО.
«Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода»
Содержание
I. Открытие методического калейдоскопа.
1. Вступительное слово зам. директора по УВР, учителя начальных классов
Бондаревой М.В. «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ
Орловская СОШ».
-
Вступительное слово руководителя ШМО учителей начальных классов Прошаковой Н.Ю. «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».
II. Мастер - класс «Этапы урока в системе деятельностного подхода».
Фрагменты уроков для педагогов основной школы.
-
№ п/п
Предмет
Тема урока
Этап урока
Класс
ФИО учителя
Кабинет
1.
Литературное чтение
А.П.Гайдар «Тимур и его команда»
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
4 «В»
Миносора Н.Н.
1-8
2.
Русский язык
«Имя прилагательное»
Подготовка к основному этапу занятия.
Первичное усвоение новых знаний и способов действий.
2 «А»
Прошакова Н.Ю.
1-4
3.
Русский язык
«Глаголы - исключения»
Применение знаний и способов действия.
4 «В»
Павлова Д.Ф.
1-8
4.
Математика
«Сложение и вычитание в пределах 100»
Обобщение и систематизация знаний.
2 «А»
Пронина Т.В.
1-4
5.
Русский язык
«Изменение глаголов по временам»
Контроль и самоконтроль.
Коррекция знаний и способов действий.
3 «А»
Шахова Н.В.
1-3
6.
Литературное чтение
«Нравственные уроки жизни по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Объяснение домашнего задания.
Итог урока.
Рефлексия.
4 «В»
Миносора Н.Н.
Павлова Д.Ф.
1-4
-
Рефлексия.
Написание эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»
Приложения.
Список использованной литературы.
В рамках подготовки к заседанию № 4 «Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода» была проделана предварительная работа:
-
Руководитель ШМО учителей начальных классов Орловской СОШ Прошакова Наталья Юрьевна провела анкетирование педагогов основной и средней школы «Готовность к введению ФГОС ООО» (Приложение № 1)
-
Каждый учитель начальных классов к заседанию методического объединения должен был подготовить фрагмент урока в рамках реализации ФГОС НОО. Все фрагменты должны быть показаны на трёх классах, работающих во вторую смену 2 «А», 3 «А» и 4 «В».
-
Открытие методического калейдоскопа.
-
Выступление заместителя директора по УВР Бондаревой М.В. на тему: «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ Орловская СОШ»
(Приложение. Видеофрагмент № 1)
Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО
-
Приказ о подготовке к введению ФГОС ООО.
-
Положение о рабочей группе по подготовке
к введению ФГОС ООО.
-
Приказ об утверждении Положения
о рабочей группе.
-
Приказ о создании и полномочиях
рабочей группы по подготовке
к внедрению ФГОС ООО.
-
План-график подготовки к внедрению
-
ФГОС ООО.
-
Приказ об утверждении плана-графика подготовки к внедрению ФГОС ООО.
-
Протокол заседания Совета школы.
-
Договор о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением.
-
Приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением.
-
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации с указанием изменений и дополнений в свете ФГОС ООО.
-
Приказ о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.
-
Приказ о разработке образовательной программы на 2015 - 2016 учебный год.
-
План по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам ФГОС ООО.
-
Обновлённые должностные инструкции заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, учителя-предметника.
-
Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, содержание которых соответствует ФГОС ООО, используемых в образовательном процессе.(позиции 594-1205 из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2015-2016 уч.год)
Находятся в стадии разработки:
-
образовательная программа ООО на 2015 - 2016 учебный год;
-
программа внеурочной деятельности и приказ об утверждении программы внеурочной деятельности;
-
устав, с внесёнными дополнениями и изменениями;
-
план ВШК по реализации ФГОС ООО и приказ о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ООО;
-
приказ о внесении изменений в должностные инструкции учителя-предметника, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО;
-
приказ об утверждении локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса.
Организационное обеспечение введения ФГОС ООО:
-
Создана рабочая группа по обеспечению введения ФГОС ООО.
-
Разрабатывается модель организации образовательного процесса в школе на основе 1 варианта учебного плана из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Организационное обеспечение введения ФГОС ООО:
-
Разрабатываются Договоры гражданско-правового характера с учреждениями дополнительного образования по реализации внеурочной деятельности.
-
Разработаны анкеты для изучения запросов родителей по использованию вариативной части учебного плана.
-
Разрабатываются анкеты для изучения образовательных потребностей и интересов выпускников начальной ступени общего образования.
-
Трудности:
-
нет возможности досрочно провести анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся;
-
нет возможности досрочно провести анкетирование по изучению запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО:
-
Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС ООО.
-
Составлен план-график поэтапного повышения квалификации учителей-предметников по
вопросам введения ФГОС.
-
В планы работы ШМО включены вопросы введения ФГОС ООО.
-
Методическим советом школы проведен на уровне муниципалитета семинар «ФГОС
второго поколения: идеология, концептуальные подходы..».
-
Прошли курсы повышения квалификации по различным темам в рамках ФГОС ООО.
-
На уровне ШМО изучено основное содержание учебных предметов на ступени основного
общего образования, технологии обучения, условия реализации образовательных
программ. Обеспечена консультационная методическая поддержка учителей-
предметников по вопросам реализации ООП школы.
Трудности введения ФГОС:
-
сложившиеся за предыдущие годы устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
-
принципиальная новизна ООП и методического обеспечения достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
-
отсутствие опыта разработки задач на формирование УУД.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО:
-
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении была осуществлена по форме , рекомендованной примерной образовательной программой .
-
По итогам оценки были сформированы заявки на приобретение оборудования необходимого для реализации ООП.
На основе СанПиНов оценивалось наличие и размещение помещений для осуществления:
-
образовательного процесса;
-
активной деятельности, отдыха;
-
питания;
-
медицинского обслуживания обучающихся;
-
площадь помещений;
-
освещённость и воздушно-тепловой режим;
-
расположение и размеры рабочих, учебных зон которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.
Кадровое обеспечение ФГОС ООО:
-
Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.
-
Педагоги применяют ИКТ в преподавании.
-
Назначены кураторы введения ФГОС ООО.
Информационное обеспечение введения ФГОС ООО:
-
Разрабатывается общешкольное родительское собрание выпускников начальной школы. Родители информированы о введении ФГОС ООО в школе 2 ступени, об основной идеологии и концептуальных подходах стандарта второго поколения, о реализуемых образовательных программах в школе.
-
На сайте школы будут размещены официальные документы (ФГОС ООО, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, информация о промежуточных итогах подготовки школы к введению ФГОС ООО.
-
Планируется работа с родителями 5-классников по информированию внеурочной деятельности, анкетированию по изучению образовательных запросов.
(Приложение № 2)
-
Выступление руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов Прошаковой Н.Ю. на тему: «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО» (Приложение. Видеофрагмент № 2)
Стандарт - это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Стандарт, будучи стабильным,
в то же время динамичен и открыт
для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
В основе ФГОС лежит принцип: единство преемственности и развития
-
преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);
-
обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
Что такое преемственность?
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы
может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Путь достижения этой цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов.
Вывод.
Преемственность - это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.
С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. (Приложение № 3)
-
Мастер - класс «Этапы урока в системе деятельностного подхода»
-
Миносора Наталья Николаевна подготовила фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе «Мотивация учебной деятельности. Проверка домашнего задания» по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». (Приложение № 4)
(Приложение. Видеофрагмент № 3)
-
Прошакова Наталья Юрьевна подготовила фрагмент урока русского языка во 2 «А» классе «Подготовка к основному этапу занятия. Первичное усвоение новых знаний и способов действий» по теме «Имя прилагательное». (Приложение № 5)
(Приложение видеофрагмент №4)
-
Павлова Диана Феликсовна подготовила фрагмент урока русского языка в 4 «В» классе «Применение знаний и способов действий» по теме «Глаголы - исключения». (Приложение № 6)
(Приложение видеофрагмент № 5)
-
Пронина Татьяна Викторовна подготовила фрагмент урока математики во 2 «А» классе «Обобщение и систематизация знаний» по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». (Приложение № 7)
(Приложение видеофрагмент № 6)
-
Шахова Наталья Владимировна подготовила фрагмент урока русского языка в 3 «А» классе «Контроль и самоконтроль. Коррекция знаний и способов действий» по теме «Изменение глаголов по временам». (Приложение № 8)
(Приложение видеофрагмент № 7)
-
Миносора Наталья Николаевна и Павлова Диана Феликсовна подготовили фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе по этапам:
«Объяснение домашнего задания. Итог урока. Коррекция знаний и способов действий» по теме «Нравственные уроки жизни по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
(Приложение видеофрагмент № 8)
Во время просмотра фрагментов этапов урока, учителя основной школы изучали и анализировали этапы по «Схеме анализа урока по ФГОС» (Приложение № 9)
-
Рефлексия.
Написание эссе учителями основной школы на тему «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»
-
Анализ анкет.
Из работ учителей (Приложение № 10)
В результате:
-
Учителя проанализировали фрагменты уроков по схеме в соответствии ФГОС НОО.
Выводы: учителя начальных классов МБОУ Орловской СОШ владеют
методикой проведения уроков по ФГОС НОО.
-
Диагностическое исследование «Готовность педагогов МБОУ
Орловской СОШ к введению ФГОС ООО»
-
Считаете ли вы, что введение ФГОС ООО положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
-
Считаете ли вы, что введение ФГОС ООО положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ?
-
Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут с введением ФГОС ООО? «..появятся новые кружки»
-
Сформулируйте основные отличия ФГОС «…индивидуальный подход к ребёнку, преимущество коллективной работы, проектно-исследовательская деятельность…»
-
Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов
-
Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при переходе к ФГОС ООО? «… развитие УУД, умения учиться..»
-
В чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС ООО?
«...изучение нормативных документов, повышение квалификации…»
-
На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
-
Какие педагогические затруднения, связанные с ФГОС, вы испытываете?
«…бедная материальная база…»
-
Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
-
На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС ООО?
-
Из работ учителей …
Эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»
(Приложение № 11)
«…Проделана огромная работа по реализации ФГОС НОО в нашей школе. Учителя начальной школы и теоретически, и практически освоили новые стандарты… На уроках литературы, математики, русского языка мы увидели, как были реализованы актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Прослеживается система уроков, которая ориентирована не на получение «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию…»
Яковлева Г.Б., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
«..В деятельности обучающихся должно больше появиться самостоятельности, творчества…»
«…Для успешной работы по ФГОС ООО педагогам необходимо пересмотреть формы работы на уроках. Активнее внедрять в свою деятельность групповую работу…»
Бженикова И.И., учитель биологии и химии
«..Повышение уровня профессионализма учителя, освоение новых подходов к оценке достижения учащегося, системная работа к предметным олимпиадам…»
Жорина Н.И., учитель технологии
«.. На данный момент педагоги среднего звена готовятся к введению ФГОС. В школе проводятся открытые уроки, на которых учителя начальных классов делятся своим опытом. Педагоги выступают в роли организаторов учебного процесса. Информация преподносится обучающимся в «зашифрованном» виде, ученики должны сами дойти до истины…»
Смольнякова Н.А., учитель английского языка
«… Для этого учитель должен чётко знать различия между традиционными уроками и уроками по ФГОС а, именно: учить учеников самим формулировать тему, учить учащихся планированию опытов достижения намеченной цели, применять разнообразную деятельность учащихся,(групповую, парную, индивидуальную), учить оценивать свои действия…»
Лахина И.П., учитель английского языка
«…Учителям-предметникам в среднем звене будет сложно, чтобы соответствовать новым требованиям и стандартам. Большой объём учебного материала, минимальное количество часов - всё это не позволяет учителю отнестись творчески к учебному процессу...Нельзя забывать о ЕГЭ и ГОЭ. Но думаю, что всё можно преодолеть и всего можно добиться, как это сделали учителя начальной школы Орловской МБОУ. МОЛОДЦЫ!»
Яковлева Г.Б., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
Выводы: учителя - предметники спланировали свои действия по успешному введению ФГОС ООО.
«Памятки - инструкции» (Приложение № 12)
Практическая направленность
Решение МО учителей начальных классов МБОУ Орловской СОШ:
-
Создать видеофильм «От ФГОС НОО к ФГОС ООО (Методический калейдоскоп)»
-
Продолжить взаимопосещение уроков в IV четверти в рамках проведения «Недели начальных классов».
Цель посещения: реализация деятельностного подхода на разных этапах урока в рамках реализации ФГОС НОО.
-
Разработать методические рекомендации для учителей основной школы «Проектирование урока по ФГОС».
Приложения
№ 1 Анкета для педагогов «Готовность к введению ФГОС ООО»
№ 2 Вступительное слово зам. директора по УВР, учителя начальных классов
Бондаревой М.В. «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ
Орловская СОШ»
№ 3 Вступительное слово руководителя ШМО учителей начальных классов
Прошаковой Н.Ю. «Преемственность начального и основного общего
образования в условиях реализации ФГОС».
№ 4 Фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе «Мотивация учебной
деятельности. Проверка домашнего задания» по теме «А.П. Гайдар «Тимур и
его команда». Учитель - Миносора Наталья Николаевна.
№ 5 Фрагмент урока русского языка во 2 «А» классе «Подготовка к основному
этапу занятия. Первичное усвоение новых знаний и способов действий» по
теме «Имя прилагательное». Учитель - Прошакова Наталья Юрьевна.
№ 6 Фрагмент урока русского языка в 4 «В» классе «Применение знаний и
способов действий» по теме «Глаголы - исключения». Учитель - Павлова
Диана Феликсовна.
№ 7 Фрагмент урока математики во 2 «А» классе «Обобщение и систематизация
знаний» по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». Учитель - Пронина
Татьяна Викторовна.
№ 8 Фрагмент урока русского языка в 3 «А» классе «Контроль и самоконтроль.
Коррекция знаний и способов действий» по теме «Изменение глаголов по
временам». Учитель - Шахова Наталья Владимировна.
№ 9 Схема анализа урока по ФГОС. Учителя-предметники
№ 10 Анкеты педагогов «Готовность к введению ФГОС ООО»
№ 11 Эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»
№ 12 «Памятки-инструкции».
Список использованной литературы
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2011.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе:: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010.
-
Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой - М.: Просвещение, 2011.
-
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система
знаний. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под. ред. Г.С.
Ковалёвой, О.Б.Логиновой- М.: Просвещение, 2010.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов- М.: Просвещение, 2011.
-
Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост. И.А Лазуткина, Г.В. Шакина. - Волгоград: Учитель, 2010.