Сценарий заседания методического объединения

    Второй год подряд методическое объединение начальных классов нашей школы участвовало в районном конкурсе "Лучшее школьное методическое объединение". Темой последнего конкурсного заседания мы выбрали актуальный на сегодняшний день вопрос перехода основной школы к стандартам второго поколения.     Учителя начальных классов подготовили мастер-класс "Этапы урока в системе деятельностного подхода" для учителей основной школы.     В завершении мастер-класса, каждый учитель основной школы написал э...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заседание школьного методического объединения

учителей начальных классов

«Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода»


«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее усвоению».

В.Г. Белинский


Форма проведения: методический калейдоскоп


Дата проведения: 18 марта 2015 года

Всего членов МО: 7 человек

Присутствовало: 20 человек

Цель: показать фрагменты урока в системе деятельностного подхода в

условиях реализации ФГОС НОО для методических объединений

учителей основной школы.

Задачи:


  1. Провести анкетирование педагогов основной и средней школы по вопросу «Готовность к введению ФГОС ООО».


  1. Обобщить опыт педагогов школы первой ступени, работающих в системе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО.


  1. Организовать сотрудничество школьного методического объединения учителей начальных классов и методических объединений учителей основной школы.


  1. Спроектировать схемы-памятки к этапам урока в системе деятельностного подхода в рамках введения ФГОС ООО.



«Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода»

Содержание

I. Открытие методического калейдоскопа.

1. Вступительное слово зам. директора по УВР, учителя начальных классов

Бондаревой М.В. «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ

Орловская СОШ».


  1. Вступительное слово руководителя ШМО учителей начальных классов Прошаковой Н.Ю. «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

II. Мастер - класс «Этапы урока в системе деятельностного подхода».

Фрагменты уроков для педагогов основной школы.


№ п/п

Предмет

Тема урока

Этап урока

Класс

ФИО учителя

Кабинет

1.

Литературное чтение

А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

Мотивация к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

4 «В»

Миносора Н.Н.

1-8

2.

Русский язык

«Имя прилагательное»

Подготовка к основному этапу занятия.

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

2 «А»

Прошакова Н.Ю.

1-4

3.

Русский язык

«Глаголы - исключения»

Применение знаний и способов действия.

4 «В»

Павлова Д.Ф.

1-8

4.

Математика

«Сложение и вычитание в пределах 100»

Обобщение и систематизация знаний.

2 «А»

Пронина Т.В.

1-4

5.

Русский язык

«Изменение глаголов по временам»

Контроль и самоконтроль.

Коррекция знаний и способов действий.

3 «А»

Шахова Н.В.

1-3

6.

Литературное чтение

«Нравственные уроки жизни по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Объяснение домашнего задания.

Итог урока.

Рефлексия.

4 «В»

Миносора Н.Н.

Павлова Д.Ф.

1-4


  1. Рефлексия.

Написание эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»

Приложения.

Список использованной литературы.

В рамках подготовки к заседанию № 4 «Время перемен: от ФГОС НОО к ФГОС ООО. Условия благоприятного перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этапы урока в системе деятельностного подхода» была проделана предварительная работа:


  1. Руководитель ШМО учителей начальных классов Орловской СОШ Прошакова Наталья Юрьевна провела анкетирование педагогов основной и средней школы «Готовность к введению ФГОС ООО» (Приложение № 1)

  2. Каждый учитель начальных классов к заседанию методического объединения должен был подготовить фрагмент урока в рамках реализации ФГОС НОО. Все фрагменты должны быть показаны на трёх классах, работающих во вторую смену 2 «А», 3 «А» и 4 «В».


  1. Открытие методического калейдоскопа.


  1. Выступление заместителя директора по УВР Бондаревой М.В. на тему: «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ Орловская СОШ»

(Приложение. Видеофрагмент № 1)

Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО


  • Приказ о подготовке к введению ФГОС ООО.

  • Положение о рабочей группе по подготовке

к введению ФГОС ООО.

  • Приказ об утверждении Положения

о рабочей группе.

  • Приказ о создании и полномочиях

рабочей группы по подготовке

к внедрению ФГОС ООО.

  • План-график подготовки к внедрению

  • ФГОС ООО.

  • Приказ об утверждении плана-графика подготовки к внедрению ФГОС ООО.

  • Протокол заседания Совета школы.

Сценарий заседания методического объединения

  • Договор о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением.

  • Приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации с указанием изменений и дополнений в свете ФГОС ООО.

  • Приказ о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.

  • Приказ о разработке образовательной программы на 2015 - 2016 учебный год.

  • План по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам ФГОС ООО.

  • Обновлённые должностные инструкции заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, учителя-предметника.

  • Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, содержание которых соответствует ФГОС ООО, используемых в образовательном процессе.(позиции 594-1205 из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2015-2016 уч.год)

Находятся в стадии разработки:


  • образовательная программа ООО на 2015 - 2016 учебный год;

  • программа внеурочной деятельности и приказ об утверждении программы внеурочной деятельности;

  • устав, с внесёнными дополнениями и изменениями;

  • план ВШК по реализации ФГОС ООО и приказ о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ООО;

  • приказ о внесении изменений в должностные инструкции учителя-предметника, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО;

  • приказ об утверждении локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса.

Организационное обеспечение введения ФГОС ООО:


  • Создана рабочая группа по обеспечению введения ФГОС ООО.

  • Разрабатывается модель организации образовательного процесса в школе на основе 1 варианта учебного плана из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Организационное обеспечение введения ФГОС ООО:


  • Разрабатываются Договоры гражданско-правового характера с учреждениями дополнительного образования по реализации внеурочной деятельности.

  • Разработаны анкеты для изучения запросов родителей по использованию вариативной части учебного плана.

  • Разрабатываются анкеты для изучения образовательных потребностей и интересов выпускников начальной ступени общего образования.

  • Трудности:

  • нет возможности досрочно провести анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся;

  • нет возможности досрочно провести анкетирование по изучению запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО:


  • Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС ООО.

  • Составлен план-график поэтапного повышения квалификации учителей-предметников по

вопросам введения ФГОС.

  • В планы работы ШМО включены вопросы введения ФГОС ООО.

  • Методическим советом школы проведен на уровне муниципалитета семинар «ФГОС

второго поколения: идеология, концептуальные подходы..».

  • Прошли курсы повышения квалификации по различным темам в рамках ФГОС ООО.

  • На уровне ШМО изучено основное содержание учебных предметов на ступени основного

общего образования, технологии обучения, условия реализации образовательных

программ. Обеспечена консультационная методическая поддержка учителей-

предметников по вопросам реализации ООП школы.

Трудности введения ФГОС:


  • сложившиеся за предыдущие годы устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

  • принципиальная новизна ООП и методического обеспечения достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

  • отсутствие опыта разработки задач на формирование УУД.

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО:


  • Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении была осуществлена по форме , рекомендованной примерной образовательной программой .

  • По итогам оценки были сформированы заявки на приобретение оборудования необходимого для реализации ООП.

На основе СанПиНов оценивалось наличие и размещение помещений для осуществления:

  • образовательного процесса;

  • активной деятельности, отдыха;

  • питания;

  • медицинского обслуживания обучающихся;

  • площадь помещений;

  • освещённость и воздушно-тепловой режим;

  • расположение и размеры рабочих, учебных зон которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Кадровое обеспечение ФГОС ООО:


  • Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.

  • Педагоги применяют ИКТ в преподавании.

  • Назначены кураторы введения ФГОС ООО.

Информационное обеспечение введения ФГОС ООО:


  • Разрабатывается общешкольное родительское собрание выпускников начальной школы. Родители информированы о введении ФГОС ООО в школе 2 ступени, об основной идеологии и концептуальных подходах стандарта второго поколения, о реализуемых образовательных программах в школе.

  • На сайте школы будут размещены официальные документы (ФГОС ООО, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, информация о промежуточных итогах подготовки школы к введению ФГОС ООО.

  • Планируется работа с родителями 5-классников по информированию внеурочной деятельности, анкетированию по изучению образовательных запросов.

(Приложение № 2)


  1. Выступление руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов Прошаковой Н.Ю. на тему: «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО» (Приложение. Видеофрагмент № 2)

Стандарт - это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.

Стандарт, будучи стабильным,

в то же время динамичен и открыт

для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Сценарий заседания методического объединения

В основе ФГОС лежит принцип: единство преемственности и развития

  • преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);

  • обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

Что такое преемственность?

Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы

может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Путь достижения этой цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

- целей и задач;

- содержания образования;

- организационных форм;

- планируемых результатов.

Вывод.

Преемственность - это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.

С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. (Приложение № 3)


  1. Мастер - класс «Этапы урока в системе деятельностного подхода»


  1. Миносора Наталья Николаевна подготовила фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе «Мотивация учебной деятельности. Проверка домашнего задания» по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». (Приложение № 4)

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

Сценарий заседания методического объединения

(Приложение. Видеофрагмент № 3)


  1. Прошакова Наталья Юрьевна подготовила фрагмент урока русского языка во 2 «А» классе «Подготовка к основному этапу занятия. Первичное усвоение новых знаний и способов действий» по теме «Имя прилагательное». (Приложение № 5)

Сценарий заседания методического объединения Сценарий заседания методического объединения

(Приложение видеофрагмент №4)


  1. Павлова Диана Феликсовна подготовила фрагмент урока русского языка в 4 «В» классе «Применение знаний и способов действий» по теме «Глаголы - исключения». (Приложение № 6)

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

(Приложение видеофрагмент № 5)


  1. Пронина Татьяна Викторовна подготовила фрагмент урока математики во 2 «А» классе «Обобщение и систематизация знаний» по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». (Приложение № 7)

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

(Приложение видеофрагмент № 6)


  1. Шахова Наталья Владимировна подготовила фрагмент урока русского языка в 3 «А» классе «Контроль и самоконтроль. Коррекция знаний и способов действий» по теме «Изменение глаголов по временам». (Приложение № 8)

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

(Приложение видеофрагмент № 7)


  1. Миносора Наталья Николаевна и Павлова Диана Феликсовна подготовили фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе по этапам:

«Объяснение домашнего задания. Итог урока. Коррекция знаний и способов действий» по теме «Нравственные уроки жизни по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

Сценарий заседания методического объединенияСценарий заседания методического объединения

(Приложение видеофрагмент № 8)

Во время просмотра фрагментов этапов урока, учителя основной школы изучали и анализировали этапы по «Схеме анализа урока по ФГОС» (Приложение № 9)


  1. Рефлексия.

Написание эссе учителями основной школы на тему «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»


  1. Анализ анкет.

Из работ учителей (Приложение № 10)

В результате:

  1. Учителя проанализировали фрагменты уроков по схеме в соответствии ФГОС НОО.


Выводы: учителя начальных классов МБОУ Орловской СОШ владеют

методикой проведения уроков по ФГОС НОО.




  1. Диагностическое исследование «Готовность педагогов МБОУ

Орловской СОШ к введению ФГОС ООО»


  1. Считаете ли вы, что введение ФГОС ООО положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?


  1. Считаете ли вы, что введение ФГОС ООО положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ?


  1. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут с введением ФГОС ООО? «..появятся новые кружки»


  1. Сформулируйте основные отличия ФГОС «…индивидуальный подход к ребёнку, преимущество коллективной работы, проектно-исследовательская деятельность…»


  1. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов


  1. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при переходе к ФГОС ООО? «… развитие УУД, умения учиться..»


  1. В чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС ООО?

«...изучение нормативных документов, повышение квалификации…»


  1. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?


  1. Какие педагогические затруднения, связанные с ФГОС, вы испытываете?

«…бедная материальная база…»

  1. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

  2. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС ООО?




  1. Из работ учителей …

Эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»

(Приложение № 11)



Сценарий заседания методического объединения

«…Проделана огромная работа по реализации ФГОС НОО в нашей школе. Учителя начальной школы и теоретически, и практически освоили новые стандарты… На уроках литературы, математики, русского языка мы увидели, как были реализованы актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Прослеживается система уроков, которая ориентирована не на получение «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию…»

Яковлева Г.Б., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла


«..В деятельности обучающихся должно больше появиться самостоятельности, творчества…»

«…Для успешной работы по ФГОС ООО педагогам необходимо пересмотреть формы работы на уроках. Активнее внедрять в свою деятельность групповую работу…»

Бженикова И.И., учитель биологии и химии


«..Повышение уровня профессионализма учителя, освоение новых подходов к оценке достижения учащегося, системная работа к предметным олимпиадам…»


Жорина Н.И., учитель технологии


«.. На данный момент педагоги среднего звена готовятся к введению ФГОС. В школе проводятся открытые уроки, на которых учителя начальных классов делятся своим опытом. Педагоги выступают в роли организаторов учебного процесса. Информация преподносится обучающимся в «зашифрованном» виде, ученики должны сами дойти до истины…»

Смольнякова Н.А., учитель английского языка


«… Для этого учитель должен чётко знать различия между традиционными уроками и уроками по ФГОС а, именно: учить учеников самим формулировать тему, учить учащихся планированию опытов достижения намеченной цели, применять разнообразную деятельность учащихся,(групповую, парную, индивидуальную), учить оценивать свои действия…»

Лахина И.П., учитель английского языка

«…Учителям-предметникам в среднем звене будет сложно, чтобы соответствовать новым требованиям и стандартам. Большой объём учебного материала, минимальное количество часов - всё это не позволяет учителю отнестись творчески к учебному процессу...Нельзя забывать о ЕГЭ и ГОЭ. Но думаю, что всё можно преодолеть и всего можно добиться, как это сделали учителя начальной школы Орловской МБОУ. МОЛОДЦЫ!»

Яковлева Г.Б., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

Выводы: учителя - предметники спланировали свои действия по успешному введению ФГОС ООО.


«Памятки - инструкции» (Приложение № 12)




Практическая направленность

Решение МО учителей начальных классов МБОУ Орловской СОШ:


  1. Создать видеофильм «От ФГОС НОО к ФГОС ООО (Методический калейдоскоп)»

  2. Продолжить взаимопосещение уроков в IV четверти в рамках проведения «Недели начальных классов».

Цель посещения: реализация деятельностного подхода на разных этапах урока в рамках реализации ФГОС НОО.

  1. Разработать методические рекомендации для учителей основной школы «Проектирование урока по ФГОС».









Приложения


№ 1 Анкета для педагогов «Готовность к введению ФГОС ООО»

№ 2 Вступительное слово зам. директора по УВР, учителя начальных классов

Бондаревой М.В. «Создание условий для введения ФГОС ООО в МБОУ

Орловская СОШ»

№ 3 Вступительное слово руководителя ШМО учителей начальных классов

Прошаковой Н.Ю. «Преемственность начального и основного общего

образования в условиях реализации ФГОС».

№ 4 Фрагмент урока литературного чтения в 4 «В» классе «Мотивация учебной

деятельности. Проверка домашнего задания» по теме «А.П. Гайдар «Тимур и

его команда». Учитель - Миносора Наталья Николаевна.

№ 5 Фрагмент урока русского языка во 2 «А» классе «Подготовка к основному

этапу занятия. Первичное усвоение новых знаний и способов действий» по

теме «Имя прилагательное». Учитель - Прошакова Наталья Юрьевна.

№ 6 Фрагмент урока русского языка в 4 «В» классе «Применение знаний и

способов действий» по теме «Глаголы - исключения». Учитель - Павлова

Диана Феликсовна.

№ 7 Фрагмент урока математики во 2 «А» классе «Обобщение и систематизация

знаний» по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». Учитель - Пронина

Татьяна Викторовна.

№ 8 Фрагмент урока русского языка в 3 «А» классе «Контроль и самоконтроль.

Коррекция знаний и способов действий» по теме «Изменение глаголов по

временам». Учитель - Шахова Наталья Владимировна.

№ 9 Схема анализа урока по ФГОС. Учителя-предметники

№ 10 Анкеты педагогов «Готовность к введению ФГОС ООО»

№ 11 Эссе «Что нужно для успешного введения ФГОС ООО?»

№ 12 «Памятки-инструкции».



Список использованной литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От

действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2011.


  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:: от

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010.


  1. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой - М.: Просвещение, 2011.


  1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система

знаний. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под. ред. Г.С.

Ковалёвой, О.Б.Логиновой- М.: Просвещение, 2010.


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов- М.: Просвещение, 2011.


  1. Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост. И.А Лазуткина, Г.В. Шакина. - Волгоград: Учитель, 2010.


© 2010-2022