- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методические рекомендации. Коррекционная работа учителей в реализации АОП
Методические рекомендации. Коррекционная работа учителей в реализации АОП
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ерёменко М.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коррекционная работа учителей в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся
Мы не «необучаемые» - необучаемых людей не существует!
Мы не «больные» - хотя и у нас бывает насморк!
Мы не «инвалиды» - ведь мы многое умеем делать!
У нас есть особенности развития - но и вы не совершенны!
Все мы - одна дружная семья!
Адаптированная программа - это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования. Основной целью адаптированной программы является создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению программы начального общего образования.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
В 2014 - 2015 учебном году в нашей школе обучаются 30 детей с ОВЗ. Из них по адаптированным образовательным программам четверо учащихся обучаются в 1 а классе, 9 - находятся на полной инклюзии, 17 обучающихся проходят обучение по индивидуальным адаптированным программам на дому.
Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Объяснительно-иллюстративные технологии позволяют экономить время, сохранять силы учителя и учащихся, облегчают понимания сложных знаний.
Игровые технологии. Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор.
Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет учителям формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Применение компьютерных технологий позволяют педагогам индивидуализировать учебный процесс, активизировать самостоятельную работу учащихся, развивать навыки самоконтроля, познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
В своей коррекционной деятельности учителя применяют технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.
Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в школе обеспечиваются коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая поддержка осуществляется педагогом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, логопедом.
Создание особых условий с учетом психофизических особенностей учащихся
Психофизические особенности
Коррекционная работа
Задержка психического развития
-
затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;
-
недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;
-
трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине;
-
слабо сформированы пространственные представления;
-
неустойчивость внимания; повышенная отвлекаемость; трудности переключения; слабая концентрации на объекте;
-
снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
-
преобладание механического запоминания над словесно-логическим; выраженное преобладание наглядной памяти над словесной;
-
преобладание воссоздающее воображение над творческим;
-
недостаточность наглядно-образного мышления;
-
снижение познавательной активности;
-
недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
-
снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности;
-
характерна недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля;
-
обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Наглядные методы. Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.
Практические методы ( метод упражнений, практические работы, игра и др.) На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Специальные технические средства обучения. Основная цель их использования - «компенсировать» за счет техники и технологий недостатки развития человека, что позволит ему успешно адаптироваться в обществе.
ИКТ помогают учащемуся с задержкой психического развития в реализации следующих возможностей: компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации и легкий доступ к ней; автоматизация вычислительной и информационно-поисковой деятельности; интерактивный диалог; управление отображенными на экране моделями различных объектов, процессов, явлений; автоматизированный контроль; тренинг и т.д.
Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, учет его физических и психологических особенностей, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника с задержкой психического развития.
ДЦП
-
недостаточность двигательной сферы детей;
-
нарушения мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию;
Практические методы и приемы обучения:
-
постановка практических и познавательных задач;
-
целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
-
дидактические игры;
Наглядные методы:
-
обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
-
наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
-
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
-
речевая инструкция, беседа, описание предмета;
-
указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
-
метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
-
вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
-
педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Двигательно-кинестетические методы:
-
дифференцированный массаж;
-
пассивная гимнастика;
Дети с нарушениями зрения
-
Дети с низким зрением находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.
-
Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук
-
Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения.
-
Недостатки развития
движений и малая двигательная активность;
недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро_ и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.
-
Недостатки в формировании и развитии выразительных движений,
коммуникативной деятельности и личности.
Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития
эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.
Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие
осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность.
Учебно_дидактическое обеспечение.
Натуральные объекты, игрушки.
Рельефно_графические изображения.
Набор геометрических фигур.
Набор геометрических тел.
Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика.
Конструктор «Лего» с крупными деталями.
Конструктор металлический.
Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Учебно-дидактическое обеспечение
Массажные мячи.
Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).
Рамки и вкладыши Монтессори.
Волшебная дощечка. Прибор «Ориентир».
Брайлевское шеститочие. Колодка со штифтами.
Трафареты. Грифель. Шило.
Специальное оборудование для детей с нарушениями зрения:
- рельефно-графическое пособие транспортных средств;
- кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т. д.;
Учим выделять и анализировать
различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.).
Рельефно-точечные изображения различных эмоций.
Формы организации урока: групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия; фронтальная форма; ролевые
игры, интегрированные уроки и учебно-практическое занятие; самостоятельная работа над исследовательскими проектами и их защита; и др.
Методы организации и осуществления учебно -познавательной деятельности:
• методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по
организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;
• использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке;
• методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы;
• эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.
Дети с РАС
-
трудности организации и управления собственным поведением и
деятельностью;
-
трудности понимания инструкций взрослого, в том числе - фронтальных;
проявления аффективных вспышек;
-
неадекватные по отношению к другим детям и/или взрослым поведенческие проявления, затрудняющие адаптацию ребенка;
-
аутоагрессивные (самоповреждающих) проявления поведения;
-
трудности организации собственной продуктивной деятельности,
как во время урока, так и организации провождения времени во время
перемены;
-
трудности организации деятельности в быту и самообслуживания
(переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.).
-
Создание жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения;
-
индивидуальный адаптированный
-
ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха;
-
«зонирование» пространства в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона
-
обучения, игровая зона, зона отдыха;
-
организация и визуализация времени;
-
структурирование всех видов деятельности;
-
организация режима коммуникативного общения;
-
социально-бытовая адаптация.
-
индивидуализированая оценка достижений ребенка с учетом его особенностей;
Дети с умственной отсталостью
-
замедленный темп психического развития, ослабление общего тонуса психики, ее инертность, шаблонность, негибкость.
-
Недоразвитие познавательной деятельности патологические изменения в работе анализаторов,
-
недоразвитие целенаправленности и устойчивости внимания, его избирательности и концентрации, распределенности и переключаемости.
-
необходимость постоянного пробуждения его активности
-
слабое развитие и более низкий уровень всех процессов памяти. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены.
-
мышление характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления;
-
речь умственно отсталого ребенка часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью.
На всех этапах урока производится пошаговый контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.
Опора на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы.
Упрощение знаний, умений, навыков с учётом возрастных и психофизических возможностей ребёнка.
Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединение наглядности с практической деятельностью.
В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый - замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала.
Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным.