Методические рекомендации. Коррекционная работа учителей в реализации АОП

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная работа учителей в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся

Мы не «необучаемые» - необучаемых людей не существует!

Мы не «больные» - хотя и у нас бывает насморк!

Мы не «инвалиды» - ведь мы многое умеем делать!

У нас есть особенности развития - но и вы не совершенны!

Все мы - одна дружная семья!

Адаптированная программа - это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования. Основной целью адаптированной программы является создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению программы начального общего образования.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

В 2014 - 2015 учебном году в нашей школе обучаются 30 детей с ОВЗ. Из них по адаптированным образовательным программам четверо учащихся обучаются в 1 а классе, 9 - находятся на полной инклюзии, 17 обучающихся проходят обучение по индивидуальным адаптированным программам на дому.

Группа школьников с ОВЗ в нашей школе чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно-иллюстративные технологии позволяют экономить время, сохранять силы учителя и учащихся, облегчают понимания сложных знаний.

Игровые технологии. Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор.

Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет учителям формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Применение компьютерных технологий позволяют педагогам индивидуализировать учебный процесс, активизировать самостоятельную работу учащихся, развивать навыки самоконтроля, познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

В своей коррекционной деятельности учителя применяют технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

Учащиеся с ограниченными возможностями в развитии в школе обеспечиваются коррекционно-педагогической поддержкой (сопровождением). Коррекционная педагогическая поддержка осуществляется педагогом-дефектологом, психологом, социальным педагогом, логопедом.

Создание особых условий с учетом психофизических особенностей учащихся

Психофизические особенности

Коррекционная работа

Задержка психического развития

  • затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;

  • недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;

  • трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине;

  • слабо сформированы пространственные представления;

  • неустойчивость внимания; повышенная отвлекаемость; трудности переключения; слабая концентрации на объекте;

  • снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

  • преобладание механического запоминания над словесно-логическим; выраженное преобладание наглядной памяти над словесной;

  • преобладание воссоздающее воображение над творческим;

  • недостаточность наглядно-образного мышления;

  • снижение познавательной активности;

  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

  • снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности;

  • характерна недостаточная эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля;

  • обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Наглядные методы. Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.

Практические методы ( метод упражнений, практические работы, игра и др.) На начальных этапах обучения используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

Специальные технические средства обучения. Основная цель их использования - «компенсировать» за счет техники и технологий недостатки развития человека, что позволит ему успешно адаптироваться в обществе.

ИКТ помогают учащемуся с задержкой психического развития в реализации следующих возможностей: компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации и легкий доступ к ней; автоматизация вычислительной и информационно-поисковой деятельности; интерактивный диалог; управление отображенными на экране моделями различных объектов, процессов, явлений; автоматизированный контроль; тренинг и т.д.

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, учет его физических и психологических особенностей, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника с задержкой психического развития.

ДЦП

  • недостаточность двигательной сферы детей;

  • нарушения мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию;


Практические методы и приемы обучения:

  • постановка практических и познавательных задач;

  • целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

  • дидактические игры;

Наглядные методы:

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;



  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;

  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

  • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

  • дифференцированный массаж;

  • пассивная гимнастика;

Дети с нарушениями зрения

  • Дети с низким зрением находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.













  • Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук



















  • Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения.

  • Недостатки развития

движений и малая двигательная активность;

недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро_ и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.

  • Недостатки в формировании и развитии выразительных движений,

коммуникативной деятельности и личности.

Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития

эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.




Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, развитие

осязания и мелкой моторики, развитие мимики и пантомимики, предметно-практическая деятельность.

Учебно_дидактическое обеспечение.

Натуральные объекты, игрушки.

Рельефно_графические изображения.

Набор геометрических фигур.

Набор геометрических тел.

Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика.

Конструктор «Лего» с крупными деталями.

Конструктор металлический.



Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Учебно-дидактическое обеспечение

Массажные мячи.

Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).

Рамки и вкладыши Монтессори.

Волшебная дощечка. Прибор «Ориентир».

Брайлевское шеститочие. Колодка со штифтами.

Трафареты. Грифель. Шило.

Специальное оборудование для детей с нарушениями зрения:

- рельефно-графическое пособие транспортных средств;

- кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т. д.;



Учим выделять и анализировать

различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.).



Рельефно-точечные изображения различных эмоций.



Формы организации урока: групповые, подгрупповые, работа в парах и индивидуальные занятия; фронтальная форма; ролевые

игры, интегрированные уроки и учебно-практическое занятие; самостоятельная работа над исследовательскими проектами и их защита; и др.

Методы организации и осуществления учебно -познавательной деятельности:

• методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по

организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;

• использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке;

• методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы;

• эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Дети с РАС

  • трудности организации и управления собственным поведением и

деятельностью;

  • трудности понимания инструкций взрослого, в том числе - фронтальных;

проявления аффективных вспышек;

  • неадекватные по отношению к другим детям и/или взрослым поведенческие проявления, затрудняющие адаптацию ребенка;

  • аутоагрессивные (самоповреждающих) проявления поведения;

  • трудности организации собственной продуктивной деятельности,

как во время урока, так и организации провождения времени во время

перемены;

  • трудности организации деятельности в быту и самообслуживания

(переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.).


  • Создание жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения;

  • индивидуальный адаптированный

  • ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха;

  • «зонирование» пространства в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона

  • обучения, игровая зона, зона отдыха;

  • организация и визуализация времени;

  • структурирование всех видов деятельности;

  • организация режима коммуникативного общения;

  • социально-бытовая адаптация.

  • индивидуализированая оценка достижений ребенка с учетом его особенностей;


Дети с умственной отсталостью

  • замедленный темп психического развития, ослабление общего тонуса психики, ее инертность, шаблонность, негибкость.

  • Недоразвитие познавательной деятельности патологические изменения в работе анализаторов,

  • недоразвитие целенаправленности и устойчивости внимания, его избирательности и концентрации, распределенности и переключаемости.

  • необходимость постоянного пробуждения его активности

  • слабое развитие и более низкий уровень всех процессов памяти. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены.

  • мышление характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления;

  • речь умственно отсталого ребенка часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью.

На всех этапах урока производится пошаговый контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.

Опора на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы.

Упрощение знаний, умений, навыков с учётом возрастных и психофизических возможностей ребёнка.

Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединение наглядности с практической деятельностью.

В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый - замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала.

Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным.






© 2010-2022