- Преподавателю
- Директору, завучу
- Применение системно-деятельностного подхода на уроках географии
Применение системно-деятельностного подхода на уроках географии
Раздел | Завучу |
Класс | 8 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Сиротина Н.А. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ «Студенческая средняя общеобразовательная школа №12»
Применение системно-деятельностного подхода на уроках географии.
Сиротина Н.А. учитель географии
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, налаживать отношения с разными людьми и при этом оставаться нравственным человеком.
Именно сегодня задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и качествами, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Именно по этой причине использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду необходимую для формирования современного выпускника.
Человек XXI века
-
Предприимчивость
-
Самостоятельность
-
Ответственность
-
Коммуникабельность
-
Способность видеть и решать проблемы автономно
-
Способность постоянно учиться
-
Самостоятельно находить и применять нужную информацию
-
Работать в команде
Сегодня мы входим уверенно в новый виток развития НТР. Активное внедрение новых технологий делает прорыв в разных областях науки. МСеняется жизнь, меняется мышление и восприятие окружающего мира. Именно в снове ситемно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом с целью сделать его интересным, захватывающим, деятельным и результативным.
Мы начинаем урок1 наша цель - быстро включить класс вработу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, следовательно «захватить2 внимание учащихся. Именно здесь эффективны активные методы обучения. Урок можно начать с видеофрагмента, загадки, вопроса, интересной ситуации.
Современный урок немыслим без наглядного обучения. Н.Н.Баранский, говоря об особенностях географии, как учебного предмета, отмечал «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география по той причине, что всё то что изучается это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему представлению»,
Чтобы уроки были интересными и продуктивными мы вынуждены сталкиваться с проблемой поиска новых технологий обучения, т.е осуществлять системно-деятельностный подход.
Ключевые слова деятельностного подхода:
-
ИСКАТЬ
-
ДУМАТЬ
-
СОТРУДНИЧАТЬ
-
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО
-
АДАПТИРОВАТЬСЯ
Часто в своей деятельности применяю работу в группах, что позволяет учащимся участвовать в работе, строить межличностные отношения. Чтобы достичь хорошего результата необходимо составить четкую инструкцию и дать достаточно времени на выполнение работы. Но возможно с целью активизации мыслительной деятельности предложить каждой группе создать проблемное задание в форме вопросов Почему...? В чем причина…? Чем объяснить?.. и т. д. - эта работа уже направлена на приобретение новых географических знаний и на формирование умений приводить аргументы, доводы, доказательства плюс развитие речевых навыков.
Хорошо себя зарекомендовал сравнительный метод, который позволяет провести анализ и выявить сходства и различия объектов и явлений. Примером могут послужить виды работ в 7 классе по сравнению географического положения материков, в 9 классе сравнение ЭГП экономических районов и т.д. В завершении работы ученики обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию познавательной активности и я понимаю, что добиться этого можно через тщательный отбор содержания учебного материала и через организацию учебной деятельности.
Карта по образному выражению Н.Н. Баранского - это второй язык географии, это универсальный источник знаний. Начиная в этом году изучение географии в 5 классе я стараюсь разными видами деятельности показать детям на практике значимость карты в обучении . Умение работать с картой - это 50% успеха на уроках географии.
Интерес - это могучая сила. Ученики усваивают лучше то, что им интересно.
Неумение извлечь практическую значимость из географических знаний приводит к печальным результатам. На уроках мы анализируем трагические ситуации, такие как наводнение на реке Амур в 2013 году, затопление города Ленска, возникновение оползней и лавин и их последствия. Конечно же здесь имеет место технология проблемного обучения. Чтобы найти решение проблем ребятам лучше работается в небольших группах, где создаются условия для обширного анализа и сбора доказательств и определения причин. Используя метод накладки карт составляется общая характеристика нужной территории. Можно смотреть на карту и не видеть, но имея знания и цели нужно добиваться чтобы ребенок смотрел на карту совсем другими глазами - осмысленно, целенаправленно, и вдумчиво.
Особое внимание при такой форме работы обращается на способных, более заинтересованных учеников, которые координируют работу группы и в совместной работе ищут ответ или пути решения.
Важное место в моей работе по реализации системно-деятельностного подхода занимают здоровьесберегающие технологии. Учитывая, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, иногда использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу - это работа у доски поочерёдно, работа с картой, работа с гербарием или приборами. Кроме этого положительное влияние оказывает улыбка, что снижает эмоциональное напряжение
Реализации систмно-деятельностного подхода способствуют элементы информационно-коммуникативных технологий - это мулитимедийные презентации, звуковые фрагменты, видеоряд, интерактивные задания. Очень хорошо идёт диалог с классом, когда визуальный контакт сопровождается постоянно.
В курсе географии 7 класса видеонаглядность помогает сформировать знания о разнообразии природы Земли, о многообразии стран и культур народов мира.
Успех в обучении определяется во многом преемственностью развития и обогащения знаний от урока к уроку, от одной темы к другой.
При составлении рабочих программ, различных типов уроков считаю важным обратить внимание на специальные уроки - это уроки практикумы. При их разработке нужно акцентировать внимание на работу по формированию и развитию умений применения знаний на практике.
Организация должна быть четкой и подчинена заданной цели, сформулированной на языке действий учеников - проанализируйте, определите, составьте схему, обозначьте на контурной карте и т.д.
Обязательным условием эффективности практической деятельности является работа со средствами обучения - это учебники, атласы, рабочие тетради на печатной основе, контурные карты, приборы и модели.
Ещё хочется отметить важность внеурочной деятельности по предмету и я остановлюсь на экскурсиях. Экскурсия - это та форма учебной деятельности, которая открывает бесконечно большое количество источников для получения новых сведений. Естественно при применении системно-деятельностного подхода они становятся неотъемлемой частью учебной деятельности, но только тогда, когда это носит системный и продуманный характер. Именно на экскурсии у детей активизхируется познавательный интерес за счет наглядности и нетрадиционного подхода к изучению предмета. Именно экскурсии расширяют кругозор и именно здесь задействованы все каналы восприятия. Аудиалы - услышат, визуалы - увидят, кинестетики - потрогают, пощупают.
Зоопарк г. Екатеринбург
Метеостанция Верхнее Дуброво
Новоуральский трубный завод.
В заключении хочется отметить, если грамотно выстроена и реализуется система применения системно-деятельностного подхода, когда ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности,то мы имеем мощное средство, позволяющее сделать интересным и значимым каждый урок.
Знания - это сила и мудрость. Быть мудрым - это не просто знать, а уметь применить знания, обладая различными навыками и умениями и в конечном счете добиваться успеха и признания.