- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Человек поднялся в небо
Классный час Человек поднялся в небо
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кунц Т.Б. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа
Классный час
5 класс
«Человек поднялся в небо»
Классный руководитель
Кунц Татьяна Борисовна
Цели:
-
Опираясь на знания учащихся по школьным предметам, рассмотреть этапы покорения неба человеком.
-
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
-
Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями: воздушный шар, монгольфьер, дирижабль, цеппелин и др.
-
Познакомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.
8 апреля 2013г.
12 апреля наша страна отмечает славный праздник. В этот день в 1961 году человек впервые преодолел притяжение Земли и полетел в космос. Поговорим мы о том, как человек смог это осуществить.
Человек может бегать, как олень, ползать, как змея, плавать, как рыба. И только летать, как птица, не может. Так веками думали люди, глядя на парящих в небе птиц. Думали и мечтали: «Вот бы сесть на ковёр-самолёт и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего! Или сделать бы крылья из перьев и в небо подняться!». Но ещё долгое время и крылатые люди, и ковры-самолёты существовали только в сказках.
В поэме древнегреческого писателя Овидия «Метаморфозы» есть миф о Дедале - скульпторе и художнике, зодчем и изобретателе - и его сыне Икаре. В этом мифе рассказывается о желании человека подняться в воздух, чтобы избежать рабства. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. «Они примерили крылья, плавно взмахнули ими и поднялись в воздух. И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться слишком низко над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушался Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял - Икар погиб в море».
Икары гибнут на лету.
Но через гибели, удары
Всё дальше дерзкую мечту
Несут крылатые Икары.
Встречая гибель грудью в грудь
И презирая пораженья,
Они прокладывают путь
Через земное притяженье.
Желание человека подняться в воздух не исчезло. Во все века в любой стране находились люди - продолжатели дела Икара и Дедала. На Руси было немало желающих ощутить себя птицей, парящей под облаками.
Рассказывают, правда, что давным-давно в Москве один крестьянин смастерил из кожи крылья, вышел на площадь и объявил при всём народе, что может летать по-журавлиному. Собрались любопытные, окружили помост, ждут, что будет. Вот мужик скинул кафтан и приладил к плечам два крыла. «Лети, Емелька!» - крикнули из толпы. Но сколько он ни разбегался, сколько ни махал крыльями, а подняться в воздух так и не смог. Глядя на это, одни смеялись и улюлюкали, другие сокрушённо качали головой: «Нет, видно, не дано человеку оторваться от земли».
Люди делали крылья из различного материала: из дранки, из ткани, из пузырей и кожи животных. И испытывали свои крылья по-разному: кто с разбега пытался оторваться от земли, размахивая крыльями, как петух, кто с дерева прыгал, а кто и с церковных колоколен. Люди гибли, увечились. И был издан на Руси царский указ:
«Человек - не птица, крылов не имать. А ще кто приставит себе аки крыла деревянны, противу естества творит. За сия содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнём пожечь».
Ещё в 1227 году в городе Новгороде четыре человека были сожжены за попытку летать.
Как рвался к небу человек!
Какие прилагал усилья!
Всё снова пробовал он крылья,
Но поражений не избёг.
Подняться крылья не могли.
Природа словно говорила:
«Я создала тебя без крыльев,
Не полетишь ты, сын земли».
Но сын не покорился, нет.
Не будут никогда забыты
История его попыток
И перечень его побед.
Если крылья не помогают, значит надо искать возможность летать по-иному.
Много лет назад (в XVIII веке) в маленьком городке на юге Франции жили два брата - Жозеф (1740-1810) и Этьен (1745-17990) Монгольфье. Были они любознательны и сметливы. Наблюдая, как поднимается дым из трубы, братья не раз задавали вопрос: «Наверное, оттого, - решили они, что горячий воздух легче холодного - вот он и тянет вверх». Тогда братья склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тотчас же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту…
Братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели - баран, петух и утка. Но воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались. Прошло несколько месяцев. И вот настал день, когда на борт воздушного шара - монгольфьера - впервые поднялся человек. Звали его Пилатр де Розье.
Париж, 1783 год, 21 ноября. Наполненный дымом шар стал медленно подниматься над площадью. Неожиданный порыв ветра погнал шар на дерево. Ещё минута - и сучья порвут оболочку. Тогда - конец. Но Пилатр не растерялся. Он схватил пучок соломы и бросил его в жаровню, которая была установлена тут же на борту. Горячий воздух хлынул в оболочку, шар взмыл в воздух и проплыл над деревом. «Ну как!» - спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. «О, прекрасно! - воскликнул смелый воздухоплаватель. - Об этом можно только мечтать!»
Первый полёт человека на воздушном шаре был совершён. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах и аэростатах. Только надували их уже не дымом, а лёгким газом. Потом поставили на аэростат двигатель, соединили его с воздушным винтом - пропеллером, получился дирижабль. Если в воздух поднимается шар из ткани, наполненный газом, то, может, поднимется и металлический баллон с газом легче воздуха?
Первый подал такую идею российский учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Но эту идею не приняли. А вот венгр Давид Шварц пошёл дальше: он решил поднять в воздух цельноалюминиевый баллон с прицепленной к нему кабиной. Полёт был назначен на 13 января 1897 года. Но перед самым полётом Шварц так разволновался, что за несколько часов до полёта умер. Лишь 3 ноября смогли поднять этот баллон в воздух ученики Шварца, но при посадке баллон «клюнул» носом. Одним из зрителей был немецкий конструктор - генерал-лейтенант граф Фердинанд Цеппелин (1838-1917). Он выкупил за 15000 марок патент у вдовы Шварца и построил первый дирижабль «Цеппелин-1». Так началась эра дирижаблей.
Для того, чтобы взлететь в воздух, человек не только прицеплял крылья к рукам, он стал придумывать другие приспособления для полёта - летательные аппараты. Первым, кто совершил полёт на приспособлении, управляемом при помощи ног, был инженер из Берлина Отто Лилиенталь (1848-1896). Его приспособление напоминало диковинную птицу, для чего-то одетую в штаны и куртку, а крылья у неё возвышались одно над другим и напоминали парус. Этот аппарат парил в метрах 30 от земли и был похож на воздушного змея, который любят запускать мальчишки. Крылатый змей назывался планером. А пролетел первый планер почти 100 метров. Лилиенталь был первым, кто научился летать на машинах с неподвижными крыльями. Так появились планеры - аппараты, которые не имеют мотора. Летают они, улавливая восходящие потоки тёплого воздуха, и парят, как птицы.
Жил в Москве профессор математики Николай Егорович Жуковский (1847-1921). Он, уже стариком, бывало, вместе с мальчишками любовался полётом голубей. Однажды приделал к своему велосипеду крылья из парусины и реек, прохожие только головой качали: «С бородой, а чего вытворяет». Но мальчишки не удивлялись: они знали: Жуковский не забавляется, а изучает свойства воздуха и законы полёта. Он понятнее всех смог объяснить, как это птицы парят в вышине с неподвижными крыльями, почему дым из трубы выходит клубами, а кошка падает непременно на четыре лапы. Сам Жуковский не построил ни самолёта, ни планера, но зато всё это технически описал. Николая Егоровича Жуковского считают отцом русского самолётостроения.
Братья Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) жили в Америке. «У этих парней с детства золотые руки» - говорили про них. Однажды братья прочитали о гибели Лилиенталя.: смелый лётчик не смог справиться с ветром и разбился. И братья решили построить свой планер, но усовершенствовали его в ходе постройки. Чтобы не опрокинуться - придумали ручки управления.; чтобы было удобно человеку - придумали место для сидения (а Лиллиенталь в своё время был подвешен к крыльям). «Хорошо бы ещё поставить бензиновый мотор с пропеллером» - мечтали они. Долго трудились братья, но результат был достигнут: машина-этажерка двинулась с места, заскользила по рельсам - и пролетела над землёй целых 250 метров, пробыв в воздухе почти минуту, а затем благополучно приземлилась. Так был испытан первый самолёт.
И уже через 5 лет француз Луи Блерио (1872-1936) совершил первый полёт между городами, а в 1909 году - и через Ла-Манш в Англию. В России первым в воздух поднялся Александр Фёдорович Можайский (1825-1890).
Сначала самолёты были открытыми: лётчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус самолёта стал закрытым. Но деревянным, а позднее и цельнометаллическим. Изготовляют самолёт из сплавов алюминия, чтобы машина была лёгкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро (КБ), где разрабатываются самолёты. Марки российских самолётов: «Ил» - в честь конструктора С. В. Ильюшина, «Ту» - в честь конструктора А. Н. Туполева, «Як» - в честь А. С. Яковлева, «Ан» - в честь О. К. Антонова.
От лёгких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолётостроение шагнуло к изготовлению таких мощных самолётов, как «Руслан» и «Антей», которые могут перевозить в своих салонах другие самолёты, танки да ещё по несколько штук сразу. Для передвижения человека по воздуху созданы ещё и вертолёты.
Мало показалось человеку неба. Решил он посмотреть, а что есть там, выше неба. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полётах в космос есть в мифах и легендах почти всех народов Земли. Но осуществить мечту смогли лишь недавно. Первые труды по ракетодинамике и космонавтике написаны русским учёным Константином Эдуардовичем Циолковским - человеком, чей разум намного опередил время. Однако даже в дерзких мечтах своих он не мог предположить, что эра космоса начнётся так скоро, и уже его последователи и ученики, учёные и конструкторы будут создавать и отправлять в полёт первые в мире космические корабли.
Тиски земного притяженья
Земля должна была разжать.
Великолепного движенья
Она не в силах удержать.
Срок наступил. Победоносно
Сбылась древнейшая мечта:
Полётов человека в космос
Отныне эра начата.
Но всем материкам и странам
В жизнь человеческого навек
Колумбом звёздных океанов
Вошёл советский человек.
(Вера Ибнер)
Сергей Павлович Королёв (1907-1966) - учёный, под руководством которого были созданы первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли.4 октября 1957 года Советский Союз вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник, созданный руками человека. Он был выведен мощной ракетой на орбиту и стал самостоятельно без помощи моторов вращаться вокруг Земли. Многие учёные участвовали в этой работе. По размеру спутник был как большой школьный глобус - имел форму шара диаметром 580 миллиметров. Чтобы солнечные лучи не нагревали его, он был отполирован и блестел, как самое лучшее зеркало. У спутника было четвре антенны. Внутри размещались источники электропитания и радиопередатчики, которые три раза в секунду посылали на Землю знаменитые позывные - «бип, бип, бип». Вес спутника тоже был солидный - 83,6 килограмма. Первый искусственный спутник Земли пробыл на орбите 92 суток. 4 января 1958 года он вошёл в плотные слои атмосферы и прекратил своё существование. Но при помощи первого спутника люди так и не смогли найти ответ на вопрос: а можно ли жить в космосе, в условиях невесомости? И уже второй спутник вышел на орбиту с первым пассажиром на борту - собакой по кличке Лайка. Затем были корабли, в которых на орбиту Земли отправились растения, земноводные, собаки. И вот настал день 12 апреля 1961 года. «Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаём экстренное сообщение. Сегодня, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль с человеком на борту!» - такое сообщение услышали люди и были ошеломлены.
Ах, этот день - двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён.
Житель Земли, геройский этот малый.
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней.
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах этот день с апрельской благодатью,
Цветёт ветла в кустах над речкой Гжатью…
И дышит всё свершившейся мечтой.
(А. Твардовский «Памяти Гагарина»)
Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные - «Я - Кедр» - узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полёты человека в космос возможны. По дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Полёты становились всё более длительными. Изменились и сами космические корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите.
18 марта 1965 года был совершён ещё один беспримерный научно-технический эксперимент. Пилот космического корабля «Восход-2», лётчик-космонавт, в специальном скафандре совершил выход из космического корабля в открытый космос и провёл там целыё комплекс исследований и наблюдений. Он доказал, что вне корабля, в космическом пространстве, человек тоже может передвигаться и действовать.
Космонавты много раз наблюдали Землю с высоты нескольких сот и даже тысяч километров. На Земле, как на глобусе, видна зеленовато-коричневая суша, голубые моря и океаны. Некоторые части земной поверхности закрыты облаками, а небо даже днём чёрное и усеяно звёздами. Вокруг Земли - тонкий радужный слой атмосферы - воздуха.
Освоение космоса шло бурно. Многоступенчатые ракеты уносили межпланетные станции к естественному спутнику нашей планеты - Луне, которые фотографировали её поверхность и передавали на Землю. В 1969 году американский корабль «Аполлон-11» с тремя космонавтами на борту был отправлен к Луне. Что же увидели космонавты на Луне? Они увидели, что Луна похожа на серую пыльную пустыню. Поверхность Луны очень тёмного цвета и покрыта большими и маленькими углублениями-воронками. Это кратеры, которые образовались от падения на Луну небесных камней-метеоритов. На Луне нет ни воды, ни воздуха, и поэтому нет никакой жизни.
В 1970 году ракета доставила на Луну советскую самоходную научную станцию «Луноход-1». Несколько месяцев она путешествовала по поверхности Луны, передавая на Землю ценную информацию. На лёгком лунном грунте видны следы от колёс лунохода.
В 1975 году произошла первая стыковка нашего корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Осуществление этого проекта показало: освоение космоса нужно вести совместно. И сейчас на орбите работает постоянная Международная космическая станция (МКС)
Планеты - это холодные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их видим.
Искусственные спутники и космические ракеты запускаются для того, чтобы лучше узнать окружающее нас космическое пространство. Орбиты одних спутников напоминают круги, орбиты других - эллипсы. Ещё дальше летают космические корабли и межпланетные станции. Учёные управляют их движением по радио. Много полезных работ они выполняют. При помощи автоматических приборов ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, а результаты наблюдений передаются при помощи радио и телевидения на Землю. Спутники собирают метеосведения, через спутники транслируются теле- и радиопередачи. Ведутся телефонные переговоры, при помощи спутников учёные ведут разведку месторождений полезных ископаемых. На самих космических станциях космонавты проводят научные исследования: выращивают живые организмы, осуществляют медицинские исследования, наблюдают и фотографируют нашу Землю, наблюдают за звёздами и планетами.
Никогда человечество не забудет имён тех. Кто сделал первые. Труднейшие шаги в космос: Сергея Павловича Королёва и Юрия Алексеевича Гагарина. И, может быть, кто-то из вас лет этак через двадцать поведёт космический корабль к дальним мирам или будет создавать эти корабли.
Приложение
Викторина
-
Какой цвет неба на Луне в течение дня? (Лунное небо чёрное днём и ночью из-за отсутствия атмосферы.)
-
Как отличить по внешнему виду планету от звезды? (Звёзды мерцают, а свет от планет ровный, спокойный. При наблюдении в телескоп у планет видны диски, а звёзды выглядят светящимися точками.)
-
Какая звезда является ближайшей к Земле? (Солнце.)
-
Что почувствует человек, если, попав на Луну, он одной ногой встанет на освещённую часть, а другую поставит в тень, падающую от какого-то камня? (Большую разницу в температуре: одной ноге будет очень жарко, другой очень холодно.)
-
Возможно ли с Луны наблюдение вращения Земли? (Да, даже невооружённым глазом.)
-
Какие часы вы возьмёте в космос: песочные, пружинные, маятниковые? (Пружинные)
-
Можно ли для межпланетных полётов использовать двигатель внутреннего сгорания? Почему? (Нет, так как для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве.)
-
Можно ли пользоваться обычным компасом на Луне? (Нет, так как Луна не имеет магнитного поля.)
-
Что представлял собой первый двигатель? (Водяное колесо.)
-
Где у ракеты самые мощные двигатели? (Нижняя, первая ступень ракеты имеет самые мощные двигатели, так как они должны стронуть с места и начать разгон всей ракеты.)
-
Что находится наверху, в голове ракеты? (Головной обтекатель - тяжёлый металлический щит - чтобы защитить корабль от сильного напора воздуха при подъёме ракеты.)
-
Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов.)
-
Когда был запущен первый космический аппарат на Венеру? (12 февраля 1961 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-1».)
-
Какая станция и когда совершила посадку на Венеру? (21 июля 1969 года, «Венера-7».)
-
Какая станция и когда совершила посадку на Марс? (28 мая 1971 года, «Марс-3».)
-
Почему ракету составили из ступеней? (ракета потребляет очень много топлива, путь ей предстоит не близкий, а заправиться в пути негде.)
-
Какой вклад в развитие космонавтики внёс великий учёный Константин Циолковский? (Великий учёный работал над вопросами воздухоплавания, над созданием уплавляемых аэростатов, летательных аппаратов, ракетно-космической техники. Ему принадлежит первенство в научной разработке идеи об использовании ракетного летательного аппарата для проникновения в космическое пространство.)
Литература
-
Последний звонок, №1 2004
-
Последний звонок, №2 2010
-
Журнал «Мурзилка», №4 1986